He пойман - не вор... но если уж поймали - плати за непроЭККАшенную наличность десятикратно ------------------------------------------------------------------ Ни для кого не секрет, что в нашей законопослушной стране встречаются еще отдельные недобросовестные предприятия, которые не желают проводить через РРО наличность, полученную за проданные товары (услуги). А то и вовсе никак не отражают ее в документах. Однако бдительные налоговики стоят на страже законности и такие предприятия время от времени "накрывают". В своем праведном гневе они, бывает, применяют к нарушителям сразу два штрафа: по п. 1 ст. 17 Закона об РРО (в пятикратном размере стоимости проданных таким образом товаров-услуг) и по ст. 1 Указа Президента от 12.06.95 г. № 436/95 "О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности" ( 436/95 ) (в пятикратном размере неоприходованной суммы за не- оприходование или неполное оприходование наличности в кассах). Чем, естественно, приводят проштрафившихся в недоумение ("Как же так? Два раза - за одно и то же?"). Попробуем разобраться в ситуации. Прежде всего хотелось бы отметить, что в последнее время ловить нарушителей за руку непосредственно в момент проведения расчетов налоговикам стало значительно труднее. Главная причина - отсутствие порядка проведения оперативных проверок (см. "Бухгал- тер" № 16'2001, с. 24, и "Бухгалтерскую газету" № 25-26'2001, с. 6). В принципе, налоговики могли бы проверять РРО и в ходе документальных проверок - но опять же не сейчас, а лишь после того, как соответствующие дополнения будут внесены в Порядок офор- мления и реализации документальных проверок по соблюдению налого- вого и валютного законодательства субъектами предпринимательской деятельности - юридическими лицами, утвержденный приказом ГНАУ от 01.06.98 г. № 266 ( v0266225-98 ). Кроме того, об этих проверках ГНИ обязаны уведомлять предприятия (с указанием даты) не позднее чем за десять календарных дней до дня их проведения. А за такое время только самый ленивый не наведет порядок в своей кассе. Остаются разве что встречные проверки, но и здесь еще перед началом "контролирующего действа" налоговики обязаны расписаться в журнале регистрации проверок, форма которого утверждена приказом Госкомпредпринимательства от 10.08.98 г. № 18 ( z0619-98 ) (если субъект предпринимательской деятельности завел себе такой журнал). В общем, неожиданного "налета" на предприятие не получится в любом случае. Впрочем, налоговики могут сначала произвести контрольный выстрел... извините... контрольную закупку, а уже после оставить автограф в журнале. Однако решение, принятое по такой проверке, проведенной с нарушением Порядка ведения журнала регистрации проверок {1}, может быть признано не имеющим юридической силы (как в случае проведения проверки без удостоверения - см. "Бухгалтер" № 22'2000, с. 6). Но допустим, предприятие все же было поймано (уж не знаем, правда, как). Согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО в случае непро- ведения расчетных операций через РРО на предприятие налагается штраф в пятикратном размере стоимости проданных товаров (предос- тавленных услуг), на которую выявлено несоответствие. Как извест- но, согласно Порядку регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденному приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614 ( z0107-01 ), "регистрация продажи товара (предоставления услуги) через РРО производится одновременно с расчетной операцией. Расчетный документ должен выдаваться покупателю не позднее завершения расчетной операции" (п. 4.4 Порядка). Расчетной же операцией в соответствии со ст. 2 Закона об РРО считаются "принятие от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупате- лем товар (непредоставленную услугу), а в случае применения банковской платежной карточки - оформление соответствующего рас- четного документа в отношении оплаты в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, в случае возврата товара (отказа от услуги), оформление расчетных документов по перечислению денеж- ных средств в банк покупателя". Ну а если продажа все-таки регистрируется в РРО, но не сразу, а, скажем, через час после принятия денег от покупателя? Можно ли считать, что имело место непроведение расчетов через РРО? Или же следует вести речь всего лишь о несвоевременном проведении? По нашему мнению, в данном случае налицо несвоевременное про- ведение (ведь оно же в конце концов состоялось). И максимальное наказание за это - наложение админштрафа в размере 10 необлагаемых минимумов на должностное лицо (по ч. 1 ст. 155 КоАП) за проведе- ние расчетов с потребителями с нарушением установленного порядка применения ЭККА. Да и то - если должностное лицо действительно виновно. Ну, еще можно административно оштрафовать на 5 минимумов (по ч. 2 ст. 155 КоАП) нерадивого продавца (кассира), не выдавшего чек потребителю. Хорошо, скажете вы, но когда же наступает тот момент, после которого может быть оштрафовано и само предприятие за непроведение операции через РРО? Нам кажется, что о непроведении как таковом можно говорить лишь в том случае, если проведение наличности через РРО так и не произошло на момент проверки. Теперь перейдем к штрафу по Указу № 436/95. Здесь нас в первую очередь интересует, что считать оприходованием наличности в кассе. Согласно абз. 3 п. 2,10 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине "при проведении расчетов наличными предприятий в сфере торговли, общественного питания и услуг с применением РРО или использованием РК оприходованием является осуществление предприятиями учета наличности через РРО или РК с составлением в тот же день на основании расчетных документов отчетов в КУРО и оформление наличности в установленном порядке приходным кассовым ордером и соответствующей записью в кассовой книге в день поступления денежных средств. Указанная последова- тельность оприходования также распространяется на обособленные подразделения, работающие в сфере торговли, общественного питания и услуг с применением РРО или использованием РК и самостоятельно сдающие в кассы учреждений банка или через инкассаторов полученную ими наличную выручку. Эти подразделения должны также вести кассо- вую книгу (согласно пункту 4.2 Положения), но оприходовать налич- ность в своих кассах". Из приведенного текста следует, что деньги считаются оприхо- дованными при наличии сразу четырех условий: 1) наличность учтена в РРО или РК; 2) в тот же день составлен отчет в КУРО; 3) наличность оформлена приходным кассовым ордером; 4) наличность записана в кассовую книгу в день поступления денежных средств. Невыполнение любого из этих условий дает налоговикам основание заявлять о неоприходовании наличности. Правда, необходимо помнить, что приведенная норма касается оприходования при проведении расчетов с применением РРО или РК. Если же предприятие при приеме наличности не пользуется РРО или РК, то для оприходования денег достаточно выполнить только два последних условия. (Интересный вопрос, кстати, возникает в том случае, когда предприятие должно было при проведении расчета использовать РРО или РК, но не использовало их. Нужно ли ему, для того чтобы гово- рить об оприходовании, выполнить все четыре условия или достаточно двух? Мы все-таки склоняемся к тому, что фразу "при проведении расчетов <...> с применением РРО или использованием РК " следует понимать как указание на случаи, когда установлено применение РРО или РК. Хотя возможно, конечно, и иное прочтение.) Получается, что если предприятие до начала проверки не провело полученную наличность через РРО и не оприходовало ее в кассовой книге в день поступления (или не оформило приходным ордером), то на него вполне могут быть наложены два штрафа: и по Закону об РРО, и по Указу № 436/95 ( 436/95 ). Пусть вас при этом не смущает положение ст. 61 Конституции о том, что "никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение". Предприятию эта статья не поможет, потому что, во-первых, она находится в разделе II Конституции "Права, свободы и обязанности человека и гражданина" и потому касается только граждан {2}, а во-вторых, правонарушения здесь разные: одно - нарушение порядка проведения расчетов через РРО, другое- нарушение порядка ведения кассовых операций. В связи с вышесказанным напомним, что одно время установление штрафов указами Президента ставилось под сомнение (см., например, "Бухгалтерскую газету" № 11'2000, с. 7). Однако Конституционный Суд в своем решении от 30.05.2001 г. № 7-рп/2001 ( v007p710-01 ) разъяснил, что п. 22 ст. 92 Конституции следует понимать так, что исключительно законами устанавливаются лишь основы гражданско- правовой ответственности и ответственность по деяниям, являющимся преступлениями, административными и дисциплинарными правонаруше- ниями. В то же время ответственность предприятий за нарушения законодательства в сфере публичного права (к которым относятся и рассматриваемые нами нарушения), по мнению Конституционного Суда, может устанавливаться чем попало. Например, указами Президента. Что касается процедуры взыскания штрафов по Закону об РРО и по Указу № 436/95, то здесь ситуация неоднозначна. С одной стороны, если обратить внимание на преамбулу Закона о порядке погашения (см. "Бухгалтер" № 7'2001, с. 12), то можно сделать вывод, что процедура взыскания этих штрафов подчиняется данному Закону и про- ходит через все его налоговые уведомления, согласования и т. п. Однако, с другой стороны, если посмотреть п/п. 4.2.2 того же Зако- на, то среди перечня случаев, когда налоговики самостоятельно определяют сумму налогового обязательства, случай наложения штра- фов по Закону об РРО или Указу № 436/95 не просматривается. Точка зрения налоговиков на эту проблему пока не ясна. Насто- раживает, что по меньшей мере один раз (при списании штрафов и пени по налоговым долгам) Закон о порядке погашения к рассматри- ваемым штрафам все-таки применили (см. письмо ГНАУ от 23.04.2001 г. № 5289/7/24-2117 ( v5289225-01 ) в "Бухгалтерской газете" № 17-18'2001 на с. 4). Хотя налоговиков понять можно: ведь если Закон о порядке погашения на эти штрафы не распространяется, то взыскивать их налоговики могут только через суд. А у них и без того хлопот полон рот. {1} Только факт этого нарушения проверяемому субъекту надо будет подкрепить соответствующими доказательствами. {2} Вспомним толкование Конституционным Судом статьи 58 Конс- титуции (об обратной силе хорошего) - как распространяющейся лишь на людей - вследствие расположенности ее в том же II разделе (см. "Бухгалтер" № 5-6' 98, с. 63). ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 20/01, стр. 42 [01.07.2001] Леонид Карпов ------------------------------------------------------------------