He пойман - не вор... 
     но если уж поймали - плати за непроЭККАшенную наличность
                        десятикратно

------------------------------------------------------------------

    Ни для кого не секрет,  что  в  нашей  законопослушной  стране
встречаются еще отдельные  недобросовестные  предприятия,  которые
не желают проводить через РРО наличность, полученную за  проданные
товары (услуги).  А то и вовсе никак не отражают ее в  документах.
Однако бдительные налоговики стоят на страже  законности  и  такие
предприятия время от времени "накрывают".
    В своем праведном  гневе они, бывает, применяют  к нарушителям
сразу два штрафа: по п. 1 ст. 17  Закона  об  РРО  (в  пятикратном
размере стоимости проданных таким образом товаров-услуг) и  по ст.
1 Указа Президента от 12.06.95 г. № 436/95 "О применении  штрафных
санкций за нарушение норм по регулированию  обращения  наличности"
( 436/95 ) (в пятикратном размере неоприходованной  суммы  за  не-
оприходование  или неполное оприходование  наличности  в  кассах).
Чем, естественно, приводят проштрафившихся в недоумение  ("Как  же
так?  Два раза - за  одно  и то  же?").  Попробуем  разобраться  в
ситуации.
    Прежде  всего  хотелось  бы  отметить, что  в  последнее время
ловить нарушителей за руку  непосредственно  в  момент  проведения
расчетов налоговикам стало значительно  труднее. Главная причина -
отсутствие порядка проведения  оперативных  проверок (см. "Бухгал-
тер"  № 16'2001, с. 24,  и  "Бухгалтерскую  газету"  № 25-26'2001,
с. 6).
    В  принципе, налоговики  могли  бы  проверять  РРО  и  в  ходе
документальных  проверок - но  опять  же  не  сейчас, а лишь после
того, как соответствующие дополнения будут внесены в Порядок офор-
мления и реализации документальных проверок по  соблюдению налого-
вого и валютного законодательства  субъектами  предпринимательской
деятельности - юридическими лицами, утвержденный приказом ГНАУ  от
01.06.98 г. № 266 ( v0266225-98 ). Кроме того, об  этих  проверках 
ГНИ обязаны уведомлять  предприятия (с указанием даты) не  позднее 
чем за десять календарных  дней до  дня их проведения. А  за такое 
время только самый ленивый не наведет порядок в своей кассе.
    Остаются разве что  встречные  проверки, но  и здесь еще перед
началом "контролирующего действа" налоговики обязаны расписаться в
журнале регистрации проверок, форма которого  утверждена  приказом
Госкомпредпринимательства от  10.08.98 г.  № 18 ( z0619-98 ) (если
субъект предпринимательской деятельности завел себе такой журнал).
В общем, неожиданного "налета" на предприятие не получится в любом
случае.
    Впрочем,  налоговики  могут  сначала  произвести   контрольный
выстрел... извините... контрольную закупку, а уже  после  оставить
автограф в  журнале.  Однако решение, принятое по такой  проверке,
проведенной  с  нарушением  Порядка  ведения  журнала  регистрации
проверок {1}, может быть признано не имеющим юридической силы (как
в случае проведения проверки  без  удостоверения - см. "Бухгалтер"
№ 22'2000, с. 6).
    Но допустим, предприятие все же было  поймано  (уж  не  знаем,
правда, как).  Согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО в  случае непро-
ведения расчетных операций через  РРО  на  предприятие  налагается
штраф в пятикратном размере стоимости проданных  товаров  (предос-
тавленных услуг), на которую выявлено  несоответствие. Как извест-
но,  согласно  Порядку  регистрации, опломбирования  и  применения
регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденному
приказом  ГНАУ от  01.12.2000 г.  № 614 ( z0107-01 ), "регистрация
продажи  товара (предоставления  услуги)  через  РРО  производится
одновременно с  расчетной  операцией.  Расчетный  документ  должен
выдаваться покупателю не позднее  завершения  расчетной  операции"
(п. 4.4 Порядка).
    Расчетной же операцией в соответствии со ст. 2 Закона  об  РРО
считаются "принятие  от  покупателя  наличных  средств,  платежных
карточек, платежных чеков, жетонов  и т. п.  по  месту  реализации
товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупате-
лем  товар  (непредоставленную  услугу),  а  в  случае  применения
банковской платежной  карточки - оформление  соответствующего рас-
четного документа в отношении оплаты в  безналичной  форме  товара
(услуги) банком покупателя или, в  случае  возврата товара (отказа
от услуги), оформление расчетных документов по перечислению денеж-
ных средств в банк покупателя".
    Ну а если продажа все-таки регистрируется в РРО, но не  сразу,
а, скажем, через час  после принятия  денег от  покупателя?  Можно
ли считать, что имело место непроведение расчетов через  РРО?  Или
же следует вести речь всего лишь о несвоевременном проведении?
    По нашему мнению, в данном случае налицо  несвоевременное про-
ведение (ведь оно же  в конце  концов состоялось).  И максимальное
наказание за это - наложение админштрафа в размере 10 необлагаемых
минимумов на должностное лицо  (по ч. 1 ст. 155 КоАП) за  проведе-
ние расчетов с потребителями с нарушением  установленного  порядка
применения  ЭККА. Да и  то - если  должностное  лицо действительно
виновно.  Ну, еще можно административно оштрафовать на 5 минимумов
(по ч. 2 ст. 155 КоАП) нерадивого продавца (кассира), не выдавшего
чек потребителю.
    Хорошо, скажете вы, но когда же наступает  тот  момент,  после
которого может быть оштрафовано и само предприятие за непроведение
операции через РРО? Нам кажется, что о  непроведении  как  таковом
можно говорить лишь в том случае, если проведение наличности через
РРО так и не произошло на момент проверки.
    Теперь перейдем к штрафу по Указу № 436/95. Здесь нас в первую
очередь интересует, что считать оприходованием наличности в кассе.
Согласно абз. 3 п. 2,10 Положения  о ведении  кассовых операций  в
национальной валюте в Украине "при проведении  расчетов  наличными
предприятий в сфере  торговли, общественного  питания  и  услуг  с
применением  РРО или  использованием  РК  оприходованием  является
осуществление  предприятиями учета  наличности  через РРО или РК с
составлением  в  тот  же  день  на  основании расчетных документов
отчетов в КУРО и  оформление  наличности в  установленном  порядке
приходным кассовым ордером и соответствующей  записью  в  кассовой
книге в день поступления денежных  средств.  Указанная  последова-
тельность оприходования  также  распространяется  на  обособленные
подразделения, работающие в сфере торговли, общественного  питания
и услуг с применением РРО или использованием РК  и  самостоятельно
сдающие в кассы учреждений банка или через инкассаторов полученную
ими наличную выручку.  Эти подразделения должны также вести кассо-
вую книгу (согласно пункту 4.2 Положения), но оприходовать  налич-
ность в своих кассах".
    Из приведенного текста следует, что деньги считаются   оприхо-
дованными при наличии сразу четырех условий:
    1) наличность учтена в РРО или РК;
    2) в тот же день составлен отчет в КУРО;
    3) наличность оформлена приходным кассовым ордером;
    4) наличность записана в кассовую  книгу  в  день  поступления
денежных средств.
    Невыполнение любого из этих условий дает налоговикам основание
заявлять о неоприходовании наличности.
    Правда,  необходимо  помнить, что  приведенная  норма касается
оприходования при проведении расчетов с применением  РРО  или  РК.
Если же предприятие при приеме наличности не  пользуется  РРО  или
РК, то для оприходования денег  достаточно  выполнить  только  два
последних условия.
    (Интересный  вопрос,  кстати,  возникает  в  том случае, когда
предприятие должно было при проведении  расчета  использовать  РРО
или РК, но не использовало их. Нужно ли ему, для  того чтобы гово-
рить об оприходовании, выполнить все четыре условия или достаточно
двух? Мы все-таки склоняемся к тому,  что  фразу  "при  проведении
расчетов <...> с применением РРО или  использованием  РК " следует
понимать как указание на случаи, когда установлено применение  РРО
или РК. Хотя возможно, конечно, и иное прочтение.)
    Получается, что если предприятие до начала проверки не провело
полученную наличность через РРО и не  оприходовало ее  в  кассовой
книге в день поступления (или не оформило приходным  ордером),  то
на него вполне могут быть наложены два штрафа: и по Закону об РРО,
и по Указу № 436/95 ( 436/95 ). Пусть  вас  при  этом  не  смущает
положение  ст. 61 Конституции  о  том,  что "никто  не может  быть
дважды привлечен  к юридической  ответственности  одного  вида  за
одно и то же правонарушение".
    Предприятию эта статья не поможет, потому что, во-первых,  она
находится в разделе II Конституции  "Права, свободы и  обязанности
человека и  гражданина"  и  потому  касается только граждан {2}, а
во-вторых, правонарушения здесь разные: одно -  нарушение  порядка
проведения расчетов через РРО, другое- нарушение  порядка  ведения
кассовых операций.
    В связи с вышесказанным напомним, что одно время  установление
штрафов указами Президента ставилось под сомнение (см.,  например,
"Бухгалтерскую газету" № 11'2000,  с. 7).  Однако  Конституционный
Суд в своем решении от  30.05.2001 г.  № 7-рп/2001 ( v007p710-01 )
разъяснил, что п. 22 ст. 92 Конституции следует понимать так,  что
исключительно  законами  устанавливаются  лишь основы  гражданско-
правовой ответственности и ответственность  по деяниям, являющимся
преступлениями, административными и  дисциплинарными  правонаруше-
ниями. В то же  время  ответственность  предприятий  за  нарушения
законодательства в сфере публичного права  (к которым относятся  и
рассматриваемые нами нарушения), по мнению Конституционного  Суда,
может устанавливаться чем попало.  Например,  указами  Президента.
Что касается процедуры взыскания штрафов по Закону  об  РРО  и  по
Указу № 436/95, то здесь ситуация неоднозначна.  С одной  стороны,
если обратить внимание на преамбулу  Закона  о  порядке  погашения
(см. "Бухгалтер" № 7'2001, с. 12), то  можно  сделать  вывод,  что
процедура взыскания этих штрафов подчиняется данному Закону и про-
ходит через все его налоговые уведомления, согласования  и  т.  п.
Однако, с другой стороны, если посмотреть п/п. 4.2.2 того же Зако-
на, то среди  перечня  случаев,  когда  налоговики  самостоятельно
определяют сумму налогового обязательства, случай наложения  штра-
фов по Закону об РРО или Указу № 436/95 не просматривается.
    Точка зрения налоговиков на эту проблему пока не ясна.  Насто-
раживает, что по меньшей мере один раз  (при  списании  штрафов  и
пени по налоговым долгам) Закон о порядке  погашения к  рассматри-
ваемым  штрафам все-таки  применили (см. письмо ГНАУ от 23.04.2001
г.  №  5289/7/24-2117 ( v5289225-01 ) в  "Бухгалтерской  газете" №
17-18'2001 на с. 4). Хотя  налоговиков  понять  можно:  ведь  если
Закон о порядке погашения на эти штрафы  не  распространяется,  то
взыскивать  их налоговики могут только через суд.  А у них  и  без
того хлопот полон рот.



    {1} Только факт этого  нарушения  проверяемому  субъекту  надо
будет подкрепить соответствующими доказательствами.

    {2} Вспомним толкование Конституционным Судом статьи 58  Конс-
титуции (об обратной силе хорошего) - как распространяющейся  лишь
на людей - вследствие расположенности ее в том же II разделе  (см.
"Бухгалтер" № 5-6' 98, с. 63).



------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 20/01, стр. 42
[01.07.2001]
Леонид Карпов

------------------------------------------------------------------