Не всякая будка достойна регистрации. Всегда ли обособленные подразделения подлежат регистрации в качестве плательщиков налогов ------------------------------------------------------------------- - В районе ящур. Поголовная вакцинация! Из к/ф "Кавказская пленница В "Бухгалтере" № 17-18'2001 (с. 6-24) мы познакомили читателей с изменившимся текстом Инструкции о порядке учета плательщиков налогов, кратко прокомментировав в сносках те изменения, которые, по нашему мнению, в этом нуждались. Одно из этих изменений затронуло п/п. 2.2.1, распространяющий действие Инструкции на филиалы и обособленные подразделения пла- тельщика. Рассмотрим его несколько подробнее. Интересующий нас фрагмент Инструкции теперь выглядит так: "2.2. Действие Инструкции распространяется на следующих пла- тельщиков налогов: 2.2.1. Из числа резидентов. <...> филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения плательщика налогов (далее - филиалы), не имеющие статуса юридического лица, но расположенные на территории иной, нежели плательщик налогов, территориальной громады; филиалы, не имеющие статуса юридического лица, но имеющие банковские счета, ведущие отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, составляющие отдельный баланс и расположенные от- дельно от плательщика налогов в пределах одной территориальной громады". Действовавшая прежде редакция Инструкции для целей регистрации в качестве плательщика не делала различия между филиалами, нахо- дящимися в пределах одной территориальной громады и находящимися к разных. Определяющим признаком было наличие/отсутствие у филиала банковского счета, отдельного бухучета и баланса. Теперь же это условие в качестве обязательного сохранилось только для филиалов, расположенных в пределах одной территориальной громады; филиалы же из разных громад подпадают под действие Инструкции по-любому. Следствием описываемого нововведения стала активизация на местах процесса регистрации тех подразделений предприятий, которые ранее избежали этой участи, поскольку не имели отдельных бан- ковских счетов, отдельного бухучета и баланса, включая не только тех, кто благодаря прежнему варианту Инструкции мог игнорировать Закон О Прибыли, но даже и филиалы предприятий, честно в свое время перешедших на уплату консолидированного налога на прибыль. Растерянных бухгалтеров раздражает не столько сам факт ре- гистрации, требующий определенных временных затрат, сколько необ- ходимость впоследствии еще и представлять определенную отчетность по месторасположению филиала (филиалов). Действительно ли теперь необходима поголовная регистрация абсолютно любых подразделений в качестве плательщиков налогов, если они находятся на территории другой территориальной громады? Постараемся ответить на этот вопрос взвешенно и непредвзято. Во-первых, обратим внимание на формулировку "действие Инструк- ции распространяется на следующих плательщиков налогов". Отождест- влять это выражение с определением типа "плательщиком налога является..." - разумеется, некорректно. Ведь речь в Инструкции не о том, кто является плательщиком (на это Инструкция и "не уполно- мочена"), а о том, на кого из числа плательщиков, то есть из тех, кто уже плательщик и так, она распространяется (ясное дело, на всех). Ну а плательщиками согласно ст. 4 Закона "О системе налогооб- ложения" "являются юридические и физические лица, на которых согласно законам Украины возложена обязанность уплачивать налоги и сборы (обязательные платежи)". Собственно, это же сообщается в п. 1.1 Инструкции. Важно также учесть мысль, высказанную в письме ГНАУ от 30.12.2000 г. (см. "Бухгалтер" № 5'2001, с. 11) {1}: "Что касается положений Инструкции о порядке учета плательщи- ков налогов, утвержденной приказом Государственной налоговой адми- нистрации Украины от 19.02.98 № 80 ( z0172-98 ) и зарегистриро- ванной в Министерстве юстиции 14.12.98 за № 791/3231 (в редакции приказа от 17.11.2000 № 552, с изменениями), то данную Инструкцию следует применять с учетом особенностей определения категорий плательщиков налогов отдельными законами по вопросам налогообложе- ния, на что указывает содержание пункта 1.1 данной Инструкции". На государственные налоговые органы возложена обязанность вести учет плательщиков налогов и сборов (ст. 5 Закона "О системе налогообложения"), а не давать терминологическое определение лиц, попадающих в их круг. Как видим, в ГНАУ это понимают (высказанная в цитируемом письме мысль сохранила актуальность, несмотря на то что писалась до внесения в Инструкцию обсуждаемых нами изменений; да и п. 1.1 остался в том же виде). Следовательно, необходимо, чтобы то или иное подразделение (филиал) в соответствии с конкретным законом являлось самос- тоятельным плательщиком хотя бы одного налога,- тогда и только тогда возникнет необходимость регистрировать такое подразделение (филиал) в налоговых органах, распространив на него действие Инструкции. Во-вторых, Закон О Прибыли в качестве самостоятельных платель- щиков налога на прибыль действительно определяет все "иногромад- ные" филиалы (под которыми понимаются также отделения и другие обособленные подразделения плательщиков налога), предоставляя, однако, головному предприятию право выбора консолидированной упла- ты налога на прибыль. В п. 3.3 Методических рекомендаций относи- тельно порядка начисления и уплаты консолидированного налога на прибыль, утвержденных приказом ГНАУ ( v0175225-98 ) от 10.04.98 г. № 175 (см. "Бухгалтер" № 19'2000, с. 53-55), отмечается, что при избрании предприятием варианта уплаты консолидированного налога "филиалы представляют в налоговый орган по своему местонахождению расчет налоговых обязательств по уплате налога с учетом расчета плательщика налога. На основании данного расчета ведется учетная карточка поступления налога на прибыль по филиалу. Однако такие филиалы не включаются в отчет в качестве плательщиков налога на прибыль и не представляют в налоговые органы соответствующую налоговую отчетность". Причем Закон О Прибыли - единственный Закон, который для признания филиала (подразделения) плательщиком налога в качестве определяющего признака использует территориальную принадлежность. Плательщиками НДС филиалы не должны быть вообще (хотя встречают- ся), а в отношении прочих налогов "включается", как правило, неод- нократно уже упоминавшееся условие отдельного счета, учета и баланса (например, для подоходного налога существует требование о перечислении его в бюджет тем лицом, которое производило и начис- ление, и выплату, - см. письмо ГГНИУ от 04.11.96 г. № 19-212/11- 601) ( v-601225-96 ). Из сказанного можно сделать вывод, что из поголовно-филиальной регистрации все-таки есть исключения - по крайней мере, для тех подразделений, которые входят в предприятия, перешедшие на уплату консолидированного налога на прибыль, и при этом не являются плательщиками прочих возможных налогов. Для более оптимистических выводов (в смысле широты исключений) особых оснований мы не видим. Здесь уместно снова обратиться к цитировавшемуся выше письму ГНАУ от 30.12.2000 г. Хотя оно касалось преимущественно проблем многоуровневой филиальной структуры (когда существует филиал фили- ала), интересным представляется выведенный в нем признак, по которому филиал подлежит обязательной регистрации в качестве само- стоятельного плательщика налога на прибыль. В письме предлагалось не считать плательщиками налога филиалы, подчиненные другим филиа- лам (даже находящимся в другой территориальной громаде), за исключением тех, "которые соответствуют признакам субъекта хозяйственной дея- тельности, то есть имеют право заключать сделки и осуществлять по ним расчеты, получают доходы, осуществляют расходы и начисляют амортизацию (при наличии расходов, подлежащих амортизации)". Напомним, что указанный подход ГНАУ - вводящий в рассмотрение при решении вопроса о регистрации (пусть даже только для "фи- лиального филиала") еще и признаки субъекта хозяйственной дея- тельности - не нашел понимания в Министерстве финансов. Последнее в письме от 20.04.2001 г. № 051-205/8-1093/488 ( v_488201-01 )(см. "Бухгалтер" № 16'2001, с. 18), вообще не согласившись с возмож- ностью существования филиалов, подчиненных филиалу, указало (фак- тически выйдя за рамки рассматривавшейся проблемы), что ГНАУ сформулировала "неверный вывод в письме, что если филиал, в том числе подчиненный филиалу юридического лица, не соответствует признакам плательщика налога, то его валовые доходы, затраты и амортизационные отчисления отражаются в декларации плательщика налога (филиала или юридического лица), которому такой филиал подчинен". Дополнительную неприятность в этой ситуации создает слабая терминологическая прорисовка используемых понятий: филиал, предс- тавительство, отделение, обособленное подразделение. Дело в том, что в Законе "О предпринимательстве" (ч. 14 ст. 8), в Законе "О предприятиях в Украине" (ст. 7), в Законе О Прибыли (п/п. 2.1.3), в Инструкции эти термины используются если и не как полные сино- нимы, то как очень близкие понятия, будучи перечисленными через запятую или замененными обобщающим словом "филиал". Есть ли между ними разница? {2} Попытка обрести терминологическую определенность увенчалась скромным успехом: понятия "филиал" и "представительство" удалось отыскать в Классификации организационно-правовых форм хозяйст- вования, утвержденной приказом Госстандарта ( vB288217-94 ) от 22.11.94 г. № 288: "2.32. Филиал - структурно обособленная часть юридического лица, находящаяся за пределами расположения руководящего органа юридического лица и осуществляющая ту же деятельность (произ- водственную, научную и т. п.), что и юридическое лицо в целом. Филиал имеет свое руководство, подчиненное руководящему органу юридического лица и действующее на основании доверенности, полу- чаемой от соответствующего руководящего органа юридического лица. 2.33. Представительство - структурно обособленная часть юриди- ческого лица. Представительство действует за пределами нахождения юридического лица от его имени. Деятельность представительства ограничивается исключительно представительскими функциями (заклю- чение соглашений, сдача-приемка продукции и т. п.)". Какое-то общее определение понятия "обособленное подразделе- ние" - отсутствует вообще, но именно сюда попадает масса всяческих образований, не удовлетворяющих приведенным выше определениям. {3} Какая обособленность имеется в виду: имущественная, территори- альная, производственно-организационная? Например, должен ли склад (используемый исключительно для хранения сырья), находящийся в иной территориальной громаде, нежели головное предприятие, регист- рироваться в качестве плательщика налога на прибыль? Или, скажем, предприятие имеет в районах области десятки приемных пунктов металлолома (макулатуры, другого вторсырья). В маленьких арендованных помещениях работает по одному человечку, получающему зарплату в головном офисе, расположенном в областном центре. Является ли каждый из таких приемных пунктов плательщиком налога на прибыль и подлежит ли он обязательной регистрации в качестве плательщика в налоговых органах по месту своего располо- жения? Формальный ответ на эти вопросы, напрашивающийся из анализа текстов Закона О Прибыли и Инструкции (плюс мнение Минфина), - да. Хотя что должно в этих случаях играть роль положения о филиале, представление которого предусмотрено процедурой регистрации филиа- ла (обособленного подразделения)? Насколько объективным будет присвоенный такому "филиалу" код ЕГРПОУ {4}? Кстати, в ходе последних изменений Инструкция пополнилась и п. 8.14, который декларирует возможность для филиала сняться с налогового учета, если он размещен на территории той же террито- риальной громады, что и юридическое лицо, в случае реорганизации такого филиала в не выделенный на отдельный баланс, не ведущий отдельного бухучета и не открывающий счетов в учреждениях банков. Судя по всему, такому снятию с регистрации ничего не мешало и раньше, но отсутствие в Инструкции специального пункта об этом приводило к долгому и нудному отстаиванию подобного права. Случаев снятия с регистрации филиалов (опять же - в том обобщающем смысле, в каком используется в Инструкции понятие "филиал"), расположенных в иной территориальной громаде, нежели головное предприятие, в Инструкции не приводится (кроме, разумеет- ся, случая ликвидации такого филиала). И это еще раз подтверждает общий вывод, который можно сделать в связи с изменениями, внесен- ными в Инструкцию: в отношении регистрации филиалов эти изменения не упростили вопрос, а усложнили его. Об этом же свидетельствует и информация, поступающая от читателей. Учитывая довольно существенную разницу между полноценным фи- лиалом (который согласно приведенному выше определению может осуществлять ту же деятельность, что и юридическое лицо в целом,- если это предусмотрено Положением о филиале) и малюсеньким обособ- ленным подразделением (выполняющим лишь отдельную операцию из большого производственного цикла всего предприятия), следовало бы при решении вопроса о регистрации того или иного подразделения в налоговых органах руководствоваться принципом разумной достаточ- ности {5}. Но сегодня он в Инструкции не прочитывается. А ведь уже после упоминавшегося письма ГНАУ, посвященного многоуровневой структуре филиалов (и оспоренного Минфином), после внесения изменений в Инструкцию появилось следующее письмо ГНАУ (от 18.05.2001 г. № 224/4/15-1110 ( v0224225-01 ) - см. "Бухгал- терскую газету" № 25-26'2001, с. 10-11), в котором отмечается: "При определении вопроса, является ли филиал плательщиком налога на прибыль (особенно при многоуровневой структуре или в случае построения структуры по географическому принципу), прежде всего следует исходить из того, соответствует ли данный филиал какому-либо из признаков субъекта хозяйственной деятельности, а именно: имеет право заключать сделки и осуществлять по ним расчеты, получать доходы, осуществлять расходы и/или начислять амортизацию (при наличии расходов, подлежащих амортизации), иметь отдельный расчетный счет в банке, получать имущественные и неимущественные права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде, иметь собственные печати и штампы". Как видим, ГНАУ все-таки пытается как-то обозначить ту нечет- кую границу, которая, видимо, существует между обособленными и необособленными подразделениями. Почему же было не включить такую или подобную оговорку в текст Инструкции - ведь она тоже вышла из недр ГНАУ? {1} В прессе проходило под № 7227/6/15-1116 ( v7227225-00 ) и № 17561/7/15-1117 ( v7561225-00 ). {2} Например, когда в Постановлении Верховного Суда Украины от 06.11.92 № 9 ( v0009700-92 ) (посвященном, правда, совсем другой проблематике - практике рассмотрения судами трудовых споров) упо- минается руководитель обособленного подразделения (филиала, пред- ставительства, отделения и т. п.), то специально подчеркивается (абз. 2 п. 14 в редакции Постановления от 26.10.95 г. № 18), что "речь идет не о любом структурном подразделении (цехе, управ- лении, службе, ферме и т.п.), а именно об обособленном подразде- лении, которое создается в специально предусмотренном порядке, например определенном в ст. 7 Закона "О предприятиях в Украине"". Ст. 7 Закона "О предприятиях в Украине" подробностями не блещет, но приведенная цитата, по крайней мере, подтверждает, что в этом вопросе неправильно валить все в одну корзину. {3} Справедливости ради заметим, что принятое сравнительно недавно Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 19.02.2001 г. № 72 ( z0234-01 ), содержит-таки определение термина "обособленные подразделения" (с оговоркой, что так он употребляет- ся в Положении): "обособленные подразделения - структурные подразделения и еди- ницы юридических лиц (филиалы, представительства, отделения и т. п.), производящие продукцию, реализующие товары (выполняющие работы, предоставляющие услуги) и осуществляющие другие операции и не имеющие статуса юридического лица". Как видим, это определение в конкретизации границ между различными видами обособленных подразделений нам не поможет - и не потому, что отражает узкую "кассовую" специфику, а потому, что является слишком общим. {4} Положение о Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины предусматривает включение в Госреестр не только данных о юрлицах, но и о "филиалах, отделениях, представи- тельствах, других обособленных подразделениях". {5} Конечно, строго говоря, для этого следовало бы поставить вопрос о внесении соответствующих изменений в Закон О Прибыли. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 20/01, стр. 39 [01.07.2001] Александр Ключник ------------------------------------------------------------------