4.4.1: всегда. Применение правила конфликта интересов при противоречивости норм одного и того же документа ------------------------------------------------------------------ В последнее время сразу несколько читателей обратились в редакцию с просьбой объяснить, распространяется ли действие п/п. 4.4.1 Закона от 21.12.2000 г. № 2181-III "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государствен- ными целевыми фондами" ( 2181-14 ) на ситуации, когда неоднознач- ную трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков допускают нормы, содержащиеся в одном законе. Уже сам факт подобных обращений не может не радовать: значит, наши труды по пропагандированию п/п. 4.4.1 (см. с. 4 каждого выпуска) не пропали и народ начинает пользоваться правилом о конф- ликте интересов. Что ж, давайте разбираться. Для этого прежде всего еще раз приведем п/п. 4.4.1 Закона № 2191-III: "В случае если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, либо если нормы разных зако- нов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, вследствие чего имеется возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контроли- рующего органа, решение в рамках апелляционного согласования принимается в пользу плательщика налогов". При буквальном прочтении этого подпункта можно установить, что правило о наиболее благоприятной трактовке прав и обязанностей налогоплательщиков действует в двух случаях: а) если непонятна норма закона или другого нормативно-правово- го акта; б) если непонятно, как сделать выбор между нормами разных законов или разных нормативно-правовых актов. В таком случае из сферы действия п/п. 4.4.1 и вправду как бы выпадает противоречие, возникающее в ситуации, когда к неодноз- начной трактовке приводят разные нормы одного и того же закона или одного и того же нормативно-правового акта. Можем ли мы согласиться с таким буквальным прочтением п/п. 4.4.1? Конечно нет. У нас есть как минимум две группы аргументов, опровергающих подобный буквоедский подход к п/п. 4.4.1. 1. По нашему мнению, противоречие между нормами одного и того же закона вполне можно разрешать на основании правила "а", действующего в случае, когда норма закона допускает неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщика налогов и контролирующего органа. Почему? Указание в п/п. 4.4.1 Закона на неоднозначную (множественную) трактовку нормы выводит нас на проблему толкования нормы права. Под толкованием в юридической науке понимается интеллектуально- волевая деятельность по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях наиболее правильной их реализации. {1} Очевидно, что вывод о возможности неоднозначной (множествен- ной) трактовки нормы закона можно сделать только в результате толкования самой нормы. То есть, уяснив смысл нормы, лицо, зани- мающееся толкованием, разъясняет, что смысл этот неоднозначный. Здесь нам придется (хотя это, может, и не всем читателям интересно) немного углубиться в теорию толкования. Это нужно для того, чтобы мы понимали, на чем основывается лицо, толкующее норму, когда делает вывод о неоднозначности ее смысла. Раскрывая вопрос о толковании, в теории права обычно говорят о способах толкования, то есть о специальных приемах, правилах и средствах познания смысла правовых норм, используемых субъектом для уяснения правовых правил. Основными способами толкования являются: филологический - в этом случае смысл нормы уясняется прежде всего с помощью средств лексика-грамматического анализа текста (выясняется роль союзов, предлогов, запятых, точек, значение отдельных слов и т. п.); историко-политический - смысл нормы уясняется с помощью иссле- дования исторических условий появления нормы и политических целей, которые преследовал законодатель, издавая данный акт; логический- средства логики используются для исследования внутренних связей между частями нормативного акта и логической структуры нормы; систематический (или системный) - уяснение смысла правовой нормы происходит путем сравнения с другими нормами, выявления ее связей в системе правового регулирования и конкретного места нормы в нормативном акте. Последний способ толкования имеет в нашем случае самое важное значение. Итак, подлинный смысл исследуемой нормы невозможно понять без выяснения ее места в нормативном акте и ее связей с другими нормами. Смысл системного подхода ведь в том и заключается, что отдель- ную норму какого-либо закона следует рассматривать не изолирован- но, а в неразрывной связи со всеми остальными нормами того же акта, неотъемлемым элементом которого и является данная норма. Всякое отдельное от системы рассмотрение будет в той или иной степени неизбежно условно и неточно - как нельзя полно и всесто- ронне исследовать работу (и свойства) сердца или легких в отрыве от "остального" человеческого организма. В этом - сама суть системного подхода. При анализе же связей той или иной нормы с другими и уяснении места нормы мы практически неизбежно столкнемся с возможными противоречиями между нормами - в том числе и между нормами одного акта! - и будем вынуждены их выявлять и разрешать. Как пишет док- тор юридических наук, профессор Н. Н. Вопленко, "с помощью систематического толкования выявляются и устра- няются противоречия (коллизии) между нормами и актами" {2}. Однако нами уже отмечалось в предыдущих публикациях {3}, что даже если мы задействуем весь арсенал способов толкования и правил преодоления коллизий, устранить противоречия между нормами можно не всегда. И если мы в конкретной ситуации все-таки вынуждены констатиро- вать невозможность однозначного устранения противоречия между нормами, то должны признать, что толкование не привело к четкому уяснению смысла интересующей нас нормы. А значит, каждая из норм, находящихся в противоречии, допускает неоднозначную (множествен- ную) трактовку прав и обязанностей. Следовательно, имеется первое основание для применения п/п. 4.4.1 и выбора наиболее благоприят- ного (для нас) варианта толкования. 2. Второй путь тоже основан на положениях теории права. Давай- те рассуждать. В п/п. 4.4.1 установлены правила преодоления про- тиворечий (коллизий) между нормами разных законов. Допустим, правило преодоления коллизий между нормами одного закона в п/п. 4.4.1 действительно не установлено. Может, оно установлено в каком-то другом акте? Нет, тоже не установлено. Мы, разумеется, рассматриваем ситуацию, когда противоречие между нормами нельзя устранить с помощью традиционных правил, согласно которым имеет приоритет: а) акт более высокой юридической силы; б) специальный акт; в) более поздний акт. Кстати, дефицит каких-либо правил преодоления коллизий в случае противоречия между нормами одного акта еще более очевиден, чем в ситуации с противоречием между нормами разных законов. Ведь если противоречие существует между нормами одного закона, то правила о юридической силе и о времени принятия акта вообще бессильны: акт ведь один и тот же. Да и правило об общих и спе- циальных нормах спасает далеко не всегда. Итак, налицо отсутствие правила о преодолении противоречий в налоговом законодательстве между нормами одного закона или одного нормативно-правового акта. То есть, говоря научным языком, имеет место пробел законодательства. При наличии пробела законодательства применению подлежит нор- ма, регулирующая наиболее сходные с неурегулированной ситуацией отношения. То есть применяется аналогия закона. Какая же норма в нашем случае регулирует наиболее близкие, похожие отношения? Безусловно, это норма о преодолении противоре- чий между нормами разных законов, закрепленная в п/п. 4.4.1 Закона № 2181-III. Поэтому по аналогии закона в случае неоднозначной трактовки прав и обязанностей налогоплательщиков и контролирующих органов нормами одного закона или одного нормативно-правового акта все равно должна применяться та норма, которая более благоприятна для налогоплательщика. Как видите, бояться вам нечего: п/п. 4.4.1 работает и здесь. Так и скажите своим налоговикам. А не послушают - обращайтесь в суд. Для судей все вышесказанное должно быть самым что ни на есть серьезным аргументом. {1} См.: Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. проф. В. К. Бабаева.- Н. Новгород, 1993.- С. 371-372. {2} См. там же, с. 374. О том, что решение коллизионных вопросов связано с системати- ческим толкованием,- см. также: Черданцев А. Ф. Вопросы толкова- ния советского права: Учебное пособие.- Свердловск, 1972.- с. 135- 137. {3} См., например, "Бухгалтер" № 8-9'2001, с. 30-34. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 20/01, стр. 44 [01.07.2001] Станислав Погребняк ------------------------------------------------------------------