4.4.1: всегда. Применение правила конфликта интересов при
        противоречивости норм одного и того же документа

------------------------------------------------------------------

    В  последнее  время  сразу  несколько  читателей обратились  в
редакцию с просьбой объяснить,  распространяется ли действие  п/п.
4.4.1  Закона  от 21.12.2000 г. № 2181-III  "О  порядке  погашения
обязательств плательщиков налогов перед бюджетами  и государствен-
ными целевыми фондами" ( 2181-14 ) на ситуации,  когда неоднознач-
ную трактовку прав  и  обязанностей  налогоплательщиков  допускают
нормы, содержащиеся в одном законе.
    Уже сам факт подобных обращений не может не радовать:  значит,
наши  труды  по  пропагандированию  п/п. 4.4.1  (см. с. 4  каждого
выпуска) не пропали и народ начинает пользоваться правилом о конф-
ликте интересов.
    Что ж, давайте разбираться.  Для этого прежде  всего  еще  раз
приведем п/п. 4.4.1 Закона № 2191-III:
    "В случае если норма закона или  другого  нормативно-правового
акта, изданного на основании закона, либо если нормы разных  зако-
нов или разных нормативно-правовых актов  допускают  неоднозначную
(множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов
или контролирующих органов, вследствие  чего  имеется  возможность
принять решение в пользу как плательщика налогов, так и  контроли-
рующего  органа,  решение  в  рамках  апелляционного  согласования
принимается в пользу плательщика налогов".
    При буквальном прочтении этого подпункта можно установить, что
правило о наиболее  благоприятной трактовке  прав  и  обязанностей
налогоплательщиков действует в двух случаях:
    а) если непонятна норма закона или другого нормативно-правово-
го акта;
    б) если  непонятно,  как  сделать  выбор  между нормами разных
законов или разных нормативно-правовых актов.
    В таком случае из сферы действия п/п. 4.4.1 и вправду  как  бы
выпадает противоречие, возникающее в  ситуации, когда  к  неодноз-
начной трактовке приводят разные нормы одного и того же закона или
одного и того же нормативно-правового акта.
    Можем ли мы согласиться с  таким  буквальным  прочтением  п/п.
4.4.1? Конечно нет. У нас есть как минимум две  группы аргументов,
опровергающих подобный буквоедский подход к п/п. 4.4.1.
    1. По нашему мнению, противоречие между нормами одного и  того
же  закона  вполне  можно  разрешать  на  основании  правила  "а",
действующего в случае, когда норма закона допускает  неоднозначную
(множественную) трактовку прав и обязанностей плательщика  налогов
и контролирующего органа. Почему?
    Указание в  п/п. 4.4.1 Закона на неоднозначную (множественную)
трактовку нормы выводит нас на проблему  толкования  нормы  права.
Под толкованием в юридической  науке  понимается  интеллектуально-
волевая  деятельность по уяснению и разъяснению смысла норм  права
в целях наиболее правильной их реализации. {1}
    Очевидно, что вывод о возможности  неоднозначной  (множествен-
ной) трактовки нормы закона  можно  сделать  только  в  результате
толкования самой нормы.  То есть, уяснив  смысл нормы, лицо, зани-
мающееся толкованием, разъясняет, что смысл этот неоднозначный.
    Здесь нам  придется (хотя  это,  может,  и не  всем  читателям
интересно)  немного углубиться  в теорию толкования. Это нужно для
того, чтобы  мы  понимали, на  чем  основывается  лицо,  толкующее
норму, когда делает вывод о неоднозначности ее смысла.
    Раскрывая вопрос о толковании, в теории права обычно говорят о
способах толкования, то есть  о специальных  приемах,  правилах  и
средствах познания смысла правовых  норм,  используемых  субъектом
для  уяснения  правовых  правил.  Основными  способами  толкования
являются:
    филологический - в этом случае смысл  нормы  уясняется  прежде
всего с помощью  средств  лексика-грамматического  анализа  текста
(выясняется  роль  союзов,  предлогов,  запятых,  точек,  значение
отдельных слов и т. п.);
    историко-политический - смысл нормы уясняется с помощью иссле-
дования исторических условий появления нормы и политических целей,
которые преследовал законодатель, издавая данный акт;
    логический-  средства  логики  используются  для  исследования
внутренних  связей между  частями нормативного  акта  и логической
структуры нормы;
    систематический (или системный)  -  уяснение  смысла  правовой
нормы происходит путем  сравнения с другими нормами, выявления  ее
связей в системе правового регулирования и конкретного места нормы
в нормативном акте.
    Последний способ толкования имеет в нашем случае самое  важное
значение.  Итак,  подлинный  смысл  исследуемой  нормы  невозможно
понять без выяснения ее места в нормативном акте  и  ее  связей  с
другими нормами.
    Смысл системного подхода ведь в том и заключается, что отдель-
ную норму какого-либо закона следует рассматривать  не изолирован-
но, а  в  неразрывной  связи  со  всеми остальными нормами того же
акта, неотъемлемым  элементом  которого  и  является данная норма.
Всякое отдельное от  системы  рассмотрение  будет в  той  или иной
степени неизбежно условно и неточно  - как  нельзя полно и всесто-
ронне исследовать работу (и свойства) сердца или  легких в  отрыве
от "остального" человеческого организма.
    В этом - сама суть системного подхода.
    При анализе же связей той  или иной нормы с другими и уяснении
места  нормы  мы практически  неизбежно  столкнемся  с  возможными
противоречиями между нормами - в том числе и между нормами  одного
акта! - и будем вынуждены  их выявлять и разрешать. Как пишет док-
тор юридических наук, профессор Н. Н. Вопленко,
    "с помощью систематического толкования  выявляются  и   устра-
няются противоречия (коллизии) между нормами и актами" {2}.
    Однако нами уже отмечалось в  предыдущих  публикациях {3}, что
даже если мы задействуем весь арсенал способов толкования и правил
преодоления коллизий, устранить противоречия между  нормами  можно
не всегда.
    И если мы в конкретной ситуации все-таки вынуждены констатиро-
вать  невозможность  однозначного  устранения  противоречия  между
нормами, то должны признать, что толкование не  привело к  четкому
уяснению смысла интересующей нас нормы.  А значит, каждая из норм,
находящихся в противоречии, допускает  неоднозначную  (множествен-
ную) трактовку прав и обязанностей.  Следовательно, имеется первое
основание для применения п/п. 4.4.1 и выбора наиболее  благоприят-
ного (для нас) варианта толкования.
    2. Второй путь тоже основан на положениях теории права. Давай-
те рассуждать.  В п/п. 4.4.1 установлены правила преодоления  про-
тиворечий  (коллизий)  между  нормами  разных  законов.  Допустим,
правило преодоления  коллизий между  нормами  одного закона в п/п.
4.4.1 действительно не установлено.
    Может, оно  установлено в  каком-то другом акте?  Нет, тоже не
установлено.
    Мы, разумеется,  рассматриваем  ситуацию,  когда  противоречие
между  нормами нельзя устранить  с  помощью  традиционных  правил,
согласно которым имеет приоритет: 
    а) акт более высокой юридической силы; 
    б) специальный акт; 
    в) более поздний акт.
    Кстати,  дефицит  каких-либо  правил  преодоления  коллизий  в
случае противоречия между нормами одного акта еще более  очевиден,
чем  в ситуации с противоречием между нормами разных законов. Ведь
если  противоречие  существует  между  нормами  одного  закона, то
правила  о юридической  силе  и о  времени  принятия  акта  вообще
бессильны: акт ведь один и тот же.  Да и  правило  об общих и спе-
циальных нормах спасает далеко не всегда.
    Итак, налицо отсутствие правила о преодолении  противоречий  в
налоговом законодательстве между нормами одного  закона или одного
нормативно-правового акта.  То есть, говоря научным языком,  имеет
место пробел законодательства.
    При наличии пробела законодательства применению подлежит  нор-
ма, регулирующая наиболее сходные  с  неурегулированной  ситуацией
отношения. То есть применяется аналогия закона.
    Какая же норма в нашем  случае  регулирует  наиболее  близкие,
похожие отношения? Безусловно, это норма о преодолении противоре-
чий между нормами разных законов, закрепленная в п/п. 4.4.1 Закона
№ 2181-III.
    Поэтому по аналогии  закона в  случае  неоднозначной трактовки
прав и обязанностей налогоплательщиков  и  контролирующих  органов
нормами одного закона или  одного  нормативно-правового  акта  все
равно должна применяться та норма, которая более благоприятна  для
налогоплательщика.
    Как видите, бояться вам нечего: п/п. 4.4.1 работает  и  здесь.
Так и скажите  своим налоговикам.  А не послушают - обращайтесь  в
суд.  Для судей все вышесказанное должно быть самым что ни на есть
серьезным аргументом.



    {1} См.: Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. проф.
В. К. Бабаева.- Н. Новгород, 1993.- С. 371-372.

    {2} См. там же, с. 374.
    О том, что решение коллизионных вопросов связано с  системати-
ческим  толкованием,- см. также:  Черданцев А. Ф. Вопросы толкова-
ния советского права: Учебное пособие.- Свердловск, 1972.- с. 135-
137.

    {3} См., например, "Бухгалтер" № 8-9'2001, с. 30-34.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 20/01, стр. 44
[01.07.2001]
Станислав Погребняк

------------------------------------------------------------------