Законно ли представлять квартальные отчеты в социальные  Фонды
    в течение 40 дней после окончания квартала, как это предусмот-
    рено Законом "О порядке  погашения  обязательств  плательщиков
    налогов перед бюджетами и государственными  целевыми  фондами"
    от 21.12.2000 г. № 2181-III?

    * * *

    Ваши сомнения нам понятны. Ситуация с соцстраховскими взносами
действительно не вполне однозначна. Видимо, особые сроки представ-
ления отчетности по этим взносам* установлены исходя из того,  что
они не являются налоговыми платежами.
    Объяснение подобной позиции приводилось в статье Д. Михайленко
в "Бухгалтере" № 8-9'2001 на с. 69-70. Там, в частности,  указыва-
лось, что согласно Закону "О системе налогообложения" его действие
распространялось  на сборы  по  социальному  страхованию  лишь  до
принятия законов  по вопросам  соцстраха.  А  вот  после  принятия
указанных законов соцстраховские взносы должны рассматриваться как
самостоятельный вид платежей, обособленный от налогов (сборов).
    Судя по всему, Фонды социального страхования сочли,  что  пос-
кольку Закон № 2181-III ( 2181-14 ) "является  специальным законом
по вопросам налогообложения", положения п/п. 4.1.4 данного Закона,
регулирующие сроки представления налоговых деклараций,  на  безра-
ботно-больнично-"несчастные" взносы не распространяются. А значит,
действия Фондов по установлению особых сроков,  отличных  от  пре-
дусмотренных в Законе № 2181-III, вполне правомерны.
    Почему же мы говорим о неоднозначности? Дело втом,  что  Закон
№ 2181-III - хоть и  является  нормативом,   регулирующим  вопросы
налогообложения, - на самом деле за рамки собственно налогообложе-
ния, конечно же, выходит. Например, в  преамбуле  Закона почему-то
говорится о штрафных санкциях за нарушения в сфере  внешнеэкономи-
ческой деятельности, а они-то уж точно никакого отношения к  нало-
гообложению не имеют.  Или, скажем, Закон  предупреждает,  что  не
регулирует  вопросы кредитов, предоставленных  за  счет  бюджетных
средств. Зачем нужно  подобное  предупреждение,  если и  так  всем
понятно, что "страшно далеки" кредиты от налогов?
    В общем, при желании в обязательных платежах, порядок  погаше-
ния которых подпадает под действие Закона № 2181-III, можно усмот-
реть и взносы в соцстраховские Фонды.
    Кроме того, версию о том, что соцстраховские взносы  подпадают
под действие Закона № 2181-III, подтверждает его п/п. 2.1.3, кото-
рый  предусматривает,  что  учреждения  Фонда  соцстраха  являются
контролирующими органами в отношении  взносов  в  Фонд  соцстраха.
Спрашивается, если бы соцстрахование изначально выпадало из  сферы
действия Закона № 2181-III, зачем упоминать Фонд в перечне контро-
лирующих органов?
    Было  бы  неплохо,  если  б  нам  был  известен  автор  Закона
№ 2181-III, которого можно было прямо спросить: "Что ты  имел(а) в
виду?".
    Одним словом, не всё так просто.
    Кстати, сборы на обязательное государственное пенсионное стра-
хование - тоже не совсем налоги.  Однако - в отличие  от  соцстра-
ховских взносов - их уплата точно регулируется Законом № 2181-III.
С  этим  никто  не  спорит.  Следовательно,  и  отчетность  в  ПФУ
представляется в сроки, установленные данным Законом: в течение 40
дней после окончания  квартала.  Об  этом  -  см.  письмо  ПФУ  от
06.04.2001 г.  № 04/1714 ( v1714572-01 )  в "Бухгалтере" № 12'2001
на с. 16-17.


    {1} Отчетность во все три соцстраховских Фонда (по  несчастным
случаям, по безработице и по временной  нетрудоспособности)  пред-
ставляется, напомним, до 10  апреля (10 июля, 10 октября) текущего
года и до 15 января года, следующего за  отчетным,  а не в течение
40 дней после окончания квартала.



------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 20/01, стр. 34
[01.07.2001]
Станислав Погребняк

------------------------------------------------------------------