Законно ли представлять квартальные отчеты в социальные Фонды в течение 40 дней после окончания квартала, как это предусмот- рено Законом "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III? * * * Ваши сомнения нам понятны. Ситуация с соцстраховскими взносами действительно не вполне однозначна. Видимо, особые сроки представ- ления отчетности по этим взносам* установлены исходя из того, что они не являются налоговыми платежами. Объяснение подобной позиции приводилось в статье Д. Михайленко в "Бухгалтере" № 8-9'2001 на с. 69-70. Там, в частности, указыва- лось, что согласно Закону "О системе налогообложения" его действие распространялось на сборы по социальному страхованию лишь до принятия законов по вопросам соцстраха. А вот после принятия указанных законов соцстраховские взносы должны рассматриваться как самостоятельный вид платежей, обособленный от налогов (сборов). Судя по всему, Фонды социального страхования сочли, что пос- кольку Закон № 2181-III ( 2181-14 ) "является специальным законом по вопросам налогообложения", положения п/п. 4.1.4 данного Закона, регулирующие сроки представления налоговых деклараций, на безра- ботно-больнично-"несчастные" взносы не распространяются. А значит, действия Фондов по установлению особых сроков, отличных от пре- дусмотренных в Законе № 2181-III, вполне правомерны. Почему же мы говорим о неоднозначности? Дело втом, что Закон № 2181-III - хоть и является нормативом, регулирующим вопросы налогообложения, - на самом деле за рамки собственно налогообложе- ния, конечно же, выходит. Например, в преамбуле Закона почему-то говорится о штрафных санкциях за нарушения в сфере внешнеэкономи- ческой деятельности, а они-то уж точно никакого отношения к нало- гообложению не имеют. Или, скажем, Закон предупреждает, что не регулирует вопросы кредитов, предоставленных за счет бюджетных средств. Зачем нужно подобное предупреждение, если и так всем понятно, что "страшно далеки" кредиты от налогов? В общем, при желании в обязательных платежах, порядок погаше- ния которых подпадает под действие Закона № 2181-III, можно усмот- реть и взносы в соцстраховские Фонды. Кроме того, версию о том, что соцстраховские взносы подпадают под действие Закона № 2181-III, подтверждает его п/п. 2.1.3, кото- рый предусматривает, что учреждения Фонда соцстраха являются контролирующими органами в отношении взносов в Фонд соцстраха. Спрашивается, если бы соцстрахование изначально выпадало из сферы действия Закона № 2181-III, зачем упоминать Фонд в перечне контро- лирующих органов? Было бы неплохо, если б нам был известен автор Закона № 2181-III, которого можно было прямо спросить: "Что ты имел(а) в виду?". Одним словом, не всё так просто. Кстати, сборы на обязательное государственное пенсионное стра- хование - тоже не совсем налоги. Однако - в отличие от соцстра- ховских взносов - их уплата точно регулируется Законом № 2181-III. С этим никто не спорит. Следовательно, и отчетность в ПФУ представляется в сроки, установленные данным Законом: в течение 40 дней после окончания квартала. Об этом - см. письмо ПФУ от 06.04.2001 г. № 04/1714 ( v1714572-01 ) в "Бухгалтере" № 12'2001 на с. 16-17. {1} Отчетность во все три соцстраховских Фонда (по несчастным случаям, по безработице и по временной нетрудоспособности) пред- ставляется, напомним, до 10 апреля (10 июля, 10 октября) текущего года и до 15 января года, следующего за отчетным, а не в течение 40 дней после окончания квартала. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 20/01, стр. 34 [01.07.2001] Станислав Погребняк ------------------------------------------------------------------