Наше предприятие в 2001 году перешло на уплату единого  налога
    по ставке 6%. С III квартала мы решили сменить ставку налога с
    6% на 10%.
    В ГНИ нам устно отказали, заявив, что изменение ставки единого
    налога в течение года законодательством не предусмотрено. Пра-
    вомерен ли такой отказ?

    * * *

    Еще в "Бухгалтере" № 19'99 на с.  14  указывалось, что в связи
со вступлением в силу новой редакции Указа Президента "Об упрощен-
ной системе  налогообложения,  учета и отчетности субъектов малого
предпринимательства" (далее - Указ) возник вопрос о том, имеет  ли
право субъект малого бизнеса, избравший одну  из  двух  ставок,  в
дальнейшем перейти на иную ставку.  При этом отмечалось, что  если
не появятся либеральные разъяснения ГНАУ, то на местах весьма  ве-
роятны отказы в таком переходе именно с  мотивировкой:  "Право  на
изменение ставки Указом не предусмотрено".
    К сожалению, те давние прогнозы подтвердились, а сам вопрос  о
возможности перехода так и  остался  неурегулированным.  Попробуем
взвесить здесь все "за" и "против".
    Итак, в Указе указания о  возможности  (невозможности)  такого
перехода в течение года  отсутствуют.  Желающие  перейти  на  иную
ставку данный факт должны интерпретировать следующим образом: пос-
кольку запрет на переход с одной ставки на другую прямо Указом  не
установлен, плательщик единого налога в течение года может перейти
со ставки 6% на ставку 10%.
    Как мы знаем, решение  относительно  выбора  ставки  принимает
исключительно субъект  предпринимательской  деятельности.  Обратим
внимание на формулировку ч. 1 ст. 3 Указа:

    "Субъект предпринимательской деятельности - юридическое  лицо,
    перешедший  на  упрощенную  систему  налогообложения,  учета и
    отчетности, самостоятельно избирает одну  из  следующих ставок
    единого налога".

    Из этой фразы следует, что самостоятельный выбор  ставки  пре-
доставлен юрлицу, уже перешедшему на упрощенную систему  налогооб-
ложения.  То есть Указ как бы разделяет сам по себе переход на уп-
рощенную систему и выбор ставки налога.  Поэтому плательщик, пода-
вая заявление о смене ставки в течение года, реализует свое  право
на выбор ставки, предоставленное ему ст. 3.
    А теперь посмотрим, на что могут опереться налоговики, отказы-
вая предприятию в переходе с одной ставки на другую.
    В  первую  очередь,  видимо,  они  могут  ссылаться  на   свои
собственные  Разъяснения,  доведенные письмом ГНАУ от  30.12.99 г.
№ 19786/7/15-1317. Среди прочих вопросов в  этом  документе есть и
вопрос о возможности в течение года перейти с 6% на 10% или наобо-
рот.  Со ссылкой на ч. 5 ст. 4 Указа ГНАУ ответила, прямо  скажем,
несколько странно:

    "Решение о переходе  на  упрощенную  систему  налогообложения,
    учета и отчетности независимо от избранной ставки единого  на-
    лога - 6 или 10 процентов - может быть принято не более одного
    раза за календарный год". {1}

    Может, ГНАУ,  чего  доброго,  расценивает  подачу  заявления о
смене ставки единого налога как решение  о  переходе на упрощенную
систему?  Второй раз  в  течение года принимать такое решение, как
известно, нельзя, но при чем тут смена ставки??
    Мы, естественно, считаем, что ч. 5 ст. 4 Указа никакого  отно-
шения к переходам внутри упрощенной системы не имеет, а  ограничи-
вает лишь  допускаемое  в  течение  года  число  переходов с общей
системы на упрощенную и обратно. {2}
    Итак, что же мы имеем? С одной стороны, отсутствие в Указе как
прямого запрета, так и прямого разрешения на переход.  С другой  -
не слишком убедительное "разъяснение" ГНАУ (текст-то его - сам  по
себе правильный, но в сочетании с заданным  вопросом,  ответом  на
который он является, смотрится несколько диковато).
    Заметим, что даже если ваша ГНИ в принципе согласится перевес-
ти вас на другую ставку, у  вас  непременно  возникнут  трудности,
связанные с документальным оформлением данной  процедуры.
    Во-первых, законодательством не установлено, какие именно  до-
кументы следует  представлять  для  подобного  перехода.  Остается
предположить, что это должно быть заявление произвольной формы.
    Во-вторых, непонятно, как быть с вашим свидетельством о  праве
уплаты единого налога, в котором в настоящее время указана  ставка
6%.  Дело в том, что согласно п. 9 Порядка выдачи свидетельства  о
праве уплаты единого налога субъектам малого предпринимательства -
юридическим  лицам (далее  -  Порядок) {3} свидетельство  подлежит
возврату только в следующих случаях:
    - по истечении срока его действия (согласно п. 7  Порядка  это
календарный год);
    - при отказе от применения упрощенной системы налогообложения;
    - при нарушении требований п. 1 Порядка (превышении  разрешен-
ных Указом среднеучетной численности работающих и объема выручки);
    - в случае ликвидации юрлица.
    Получается, что вернуть 6%-ное свидетельство по  иным  основа-
ниям  не  позволяют  внутренние  документы  налогового  ведомства.
Самостоятельно же исправить в свидетельстве 6% на 10% ваши местные
налоговики решатся вряд ли.
    Кроме того, данный переход влечет не только  изменение  ставки
единого налога, но и отмену  вашей  регистрации  в  качестве  пла-
тельщика НДС (п. 25.1 Положения о реестре плательщиков НДС), кото-
рая, в свою очередь,  требует решения "переходных"  НДСных  вопро-
сов.
    Таким образом, сложный путь с 6%  на  10%  представляется  нам
реально возможным только в том случае, если вам  удастся  добиться
решения хозяйственного суда о  понуждении  ГНИ  перевести  вас  на
ставку 10%.  Если же налоговая инспекция откажет  вам  в  переходе
письменно, то этот отказ можно обжаловать как  акт  ненормативного
характера, нарушающий права юрлица. Каково же будет решение суда -
предсказать трудно: здесь в Указе имеется пробел, заполнять  кото-
рый суд будет по своему усмотрению.
    Не помешает, конечно, в исковом заявлении напомнить  и  о  су-
ществовании п/п. 4.4.1 Закона "О  порядке  погашения  обязательств
плательщиков налогов перед бюджетами и  государственными  целевыми
фондами" (см. с. 4 каждого выпуска).  Однако  честно  предупредим:
данный случай - не самый лучший для применения правила о конфликте
интересов.  Ведь здесь, как уже было сказано, имеет  место  именно
пробел, то есть отсутствие нормы,  а  не  множественная  трактовка
прав и обязанностей налогоплательщиков нормой (нормами)  законода-
тельства.  Впрочем, есть некоторые основания утверждать,  что  при
наличии пробела решение тоже должно быть максимально благоприятным
для налогоплательщика.  Но рассмотрение этой проблемы  выходит  за
рамки нашей консультации. {4}

{1} См. "Бухгалтерскую газету" № 4'2000, с. 8-9.
{2} Того  же  мнения  придерживаются и специалисты из других изда-
    ний см., например, спецвыпуск газеты "Налоги  и  бухгалтерский
    учет" № 2/2001, с. 29.
{3} См. "Бухгалтер" № 14'2001, с. 56-57.
{4} Обещаем вернуться к этой проблеме в следующем выпуске. - Ред.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№21/01, стр. 36
[01.07.2001]
Алла Погребняк

------------------------------------------------------------------