Наше предприятие в 2001 году перешло на уплату единого налога по ставке 6%. С III квартала мы решили сменить ставку налога с 6% на 10%. В ГНИ нам устно отказали, заявив, что изменение ставки единого налога в течение года законодательством не предусмотрено. Пра- вомерен ли такой отказ? * * * Еще в "Бухгалтере" № 19'99 на с. 14 указывалось, что в связи со вступлением в силу новой редакции Указа Президента "Об упрощен- ной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" (далее - Указ) возник вопрос о том, имеет ли право субъект малого бизнеса, избравший одну из двух ставок, в дальнейшем перейти на иную ставку. При этом отмечалось, что если не появятся либеральные разъяснения ГНАУ, то на местах весьма ве- роятны отказы в таком переходе именно с мотивировкой: "Право на изменение ставки Указом не предусмотрено". К сожалению, те давние прогнозы подтвердились, а сам вопрос о возможности перехода так и остался неурегулированным. Попробуем взвесить здесь все "за" и "против". Итак, в Указе указания о возможности (невозможности) такого перехода в течение года отсутствуют. Желающие перейти на иную ставку данный факт должны интерпретировать следующим образом: пос- кольку запрет на переход с одной ставки на другую прямо Указом не установлен, плательщик единого налога в течение года может перейти со ставки 6% на ставку 10%. Как мы знаем, решение относительно выбора ставки принимает исключительно субъект предпринимательской деятельности. Обратим внимание на формулировку ч. 1 ст. 3 Указа: "Субъект предпринимательской деятельности - юридическое лицо, перешедший на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, самостоятельно избирает одну из следующих ставок единого налога". Из этой фразы следует, что самостоятельный выбор ставки пре- доставлен юрлицу, уже перешедшему на упрощенную систему налогооб- ложения. То есть Указ как бы разделяет сам по себе переход на уп- рощенную систему и выбор ставки налога. Поэтому плательщик, пода- вая заявление о смене ставки в течение года, реализует свое право на выбор ставки, предоставленное ему ст. 3. А теперь посмотрим, на что могут опереться налоговики, отказы- вая предприятию в переходе с одной ставки на другую. В первую очередь, видимо, они могут ссылаться на свои собственные Разъяснения, доведенные письмом ГНАУ от 30.12.99 г. № 19786/7/15-1317. Среди прочих вопросов в этом документе есть и вопрос о возможности в течение года перейти с 6% на 10% или наобо- рот. Со ссылкой на ч. 5 ст. 4 Указа ГНАУ ответила, прямо скажем, несколько странно: "Решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности независимо от избранной ставки единого на- лога - 6 или 10 процентов - может быть принято не более одного раза за календарный год". {1} Может, ГНАУ, чего доброго, расценивает подачу заявления о смене ставки единого налога как решение о переходе на упрощенную систему? Второй раз в течение года принимать такое решение, как известно, нельзя, но при чем тут смена ставки?? Мы, естественно, считаем, что ч. 5 ст. 4 Указа никакого отно- шения к переходам внутри упрощенной системы не имеет, а ограничи- вает лишь допускаемое в течение года число переходов с общей системы на упрощенную и обратно. {2} Итак, что же мы имеем? С одной стороны, отсутствие в Указе как прямого запрета, так и прямого разрешения на переход. С другой - не слишком убедительное "разъяснение" ГНАУ (текст-то его - сам по себе правильный, но в сочетании с заданным вопросом, ответом на который он является, смотрится несколько диковато). Заметим, что даже если ваша ГНИ в принципе согласится перевес- ти вас на другую ставку, у вас непременно возникнут трудности, связанные с документальным оформлением данной процедуры. Во-первых, законодательством не установлено, какие именно до- кументы следует представлять для подобного перехода. Остается предположить, что это должно быть заявление произвольной формы. Во-вторых, непонятно, как быть с вашим свидетельством о праве уплаты единого налога, в котором в настоящее время указана ставка 6%. Дело в том, что согласно п. 9 Порядка выдачи свидетельства о праве уплаты единого налога субъектам малого предпринимательства - юридическим лицам (далее - Порядок) {3} свидетельство подлежит возврату только в следующих случаях: - по истечении срока его действия (согласно п. 7 Порядка это календарный год); - при отказе от применения упрощенной системы налогообложения; - при нарушении требований п. 1 Порядка (превышении разрешен- ных Указом среднеучетной численности работающих и объема выручки); - в случае ликвидации юрлица. Получается, что вернуть 6%-ное свидетельство по иным основа- ниям не позволяют внутренние документы налогового ведомства. Самостоятельно же исправить в свидетельстве 6% на 10% ваши местные налоговики решатся вряд ли. Кроме того, данный переход влечет не только изменение ставки единого налога, но и отмену вашей регистрации в качестве пла- тельщика НДС (п. 25.1 Положения о реестре плательщиков НДС), кото- рая, в свою очередь, требует решения "переходных" НДСных вопро- сов. Таким образом, сложный путь с 6% на 10% представляется нам реально возможным только в том случае, если вам удастся добиться решения хозяйственного суда о понуждении ГНИ перевести вас на ставку 10%. Если же налоговая инспекция откажет вам в переходе письменно, то этот отказ можно обжаловать как акт ненормативного характера, нарушающий права юрлица. Каково же будет решение суда - предсказать трудно: здесь в Указе имеется пробел, заполнять кото- рый суд будет по своему усмотрению. Не помешает, конечно, в исковом заявлении напомнить и о су- ществовании п/п. 4.4.1 Закона "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (см. с. 4 каждого выпуска). Однако честно предупредим: данный случай - не самый лучший для применения правила о конфликте интересов. Ведь здесь, как уже было сказано, имеет место именно пробел, то есть отсутствие нормы, а не множественная трактовка прав и обязанностей налогоплательщиков нормой (нормами) законода- тельства. Впрочем, есть некоторые основания утверждать, что при наличии пробела решение тоже должно быть максимально благоприятным для налогоплательщика. Но рассмотрение этой проблемы выходит за рамки нашей консультации. {4} {1} См. "Бухгалтерскую газету" № 4'2000, с. 8-9. {2} Того же мнения придерживаются и специалисты из других изда- ний см., например, спецвыпуск газеты "Налоги и бухгалтерский учет" № 2/2001, с. 29. {3} См. "Бухгалтер" № 14'2001, с. 56-57. {4} Обещаем вернуться к этой проблеме в следующем выпуске. - Ред. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №21/01, стр. 36 [01.07.2001] Алла Погребняк ------------------------------------------------------------------