Oblik international, или Неохота связываться О проблеме противоречий национальных стандартов международному учету ------------------------------------------------------------------ В условиях, когда национальные бухучетные стандарты "сдирают- ся" с международных, у истинного специалиста возникает соблазн сравнить их с оригиналом. Как показывает опыт, при трансформации в украинские аналоги международные стандарты порой теряют не только форму, но и сущность. Ведь весьма принципиальных нестыковок в отношениях МСБУ - П(С)БУ достаточно. Это и налаговый метод амортизации, и амортиза- ция МНМА способом 50/50 или 100%, и более серьезные разногласия. Например, п. 30 П(С)БУ 7 ( z0288-00 ) предусматривает в отношении жилых домов возможность одновременного отражения амортизации и доходов, уменьшающих дополнительный и уставный капитал. Причем это дозволено делать не только муниципальным организациям ЖКХ, но и другим, "если их обычная деятельность не направлена на восстановление жилых домов и других строений". Нам кажется, что самому "международному" определению дохода (п. 7 МСБУ 18) подобные, с позволения сказать, "доходы" не соот- ветствуют {1}. Да и амортизировать уставный капитал - как с юриди- ческой, так и с бухгалтерской точки зрения - неприемлемо. И, ко- нечно же, во всех таких случаях невольно привлекает внимание норма ст. 1 Закона "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (далее - Закон) {2}, согласно которой "национальное поло- жение (стандарт) бухгалтерского учета - нормативно-правовой акт, утвержденный Министерством финансов Украины, определяющий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, не противоречащие международным стандартам". Можно ли воспользоваться данным положением в том случае, ког- да, на ваш взгляд, существует национально-международное противоре- чие? Как известно, из всего международного права войти в украинское законодательство могут только международные договоры, причем лишь те из них, которые ратифицированы Верховной Радой {3}. Бухгал- терские же стандарты международным договором не являются. Более того, они не являются даже международно-правовыми обязательствами. МСБУ утверждены неправительственной организацией - Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета {4}, и поэтому для Украины - как суверенного государства - они не выступают как юри- дически обязательные. Отсюда вывод: в данном случае нет противоре- чия между украинским и международным правом - а значит, принцип приоритета норм международного права здесь применяться не может. Впрочем, это не означает, что написанное в Законе - пустой звук. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции ( 254к/96-ВР ) "органы государственной власти и органы местного самоуправле- ния, их должностные лица обязаны действовать только на основа- нии, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины". Похожее правило закреплено в Положении о Министерстве финансов Украины. Поэтому наличие противоречия указывает на то, что Минфин при утверждении П(С)БУ нарушил Закон. Как известно, споры о приз- нании недействительными нормативных актов рассматриваются в хо- зяйственных судах (см. ч. 1 ст. 12 Хозяйственного процессуального кодекса на с. 50), а точнее - поскольку ответчиком здесь является центральный орган исполнительной власти - в хозяйственном суде г. Киева (ч. 3 ст. 16 ХПК). Естественно, что судиться из-за бухучета - не в наших на- циональных традициях, но это единственный путь, если вы решите сыграть на указанном выше положении Закона. Дополнительно обратим внимание на два момента. Во-первых, из Закона следует, что национальный стандарт должен всего лишь не противоречить международному. Полного же соответствия стандартов Закон не требует. А непротиворечие и соответствие - вещи разные. Во-вторых, непротиворечие должно касаться именно принципов и мето- дов, а не всех положений нацстандартов. Здесь мы, по большому сче- ту, выходим на оценочные и в сущности теоретические вопросы. И ес- ли исчерпывающий перечень принципов приведен в ст. 4 Закона, то что такое метод бухучета - в законодательстве не определено. Поэтому доказать противоречие будет не очень-то просто. Так что если кто решит воспользоваться МСБУ "напрямую", то ему придется учесть, что доказывать свою правоту надо будет именно пу- тем подачи иска о признании недействительной соответствующей нормы П(С)БУ. Ну и кто пожелает с этим морочиться? {1} Впрочем, не согласуются они и с национальным определением до- хода (п. 3 П(С)БУ 1). {2} См. "Бухгалтер" № 1-2'2001, с. 34-37. {3} Это следует из ч. 1 ст. 9 Конституции, устанавливающей, что "действующие международные договоры, согласие на обязатель- ность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины". {4} Данная неправительственная организация создана в 1973 году в результате соглашения между профессиональными бухгалтерскими организациями 10 государств. По состоянию на 01.01.2000 г. в КМСБУ входят 143 члена из 104 стран, представляющие 2 млн бух- галтеров. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №21/01, стр. 38 [01.07.2001] Роберт Хорольский Заместитель главного редактора при участии И. Ч. ------------------------------------------------------------------