Если сходные нормы - разные Правовые и 4.4.1 ------------------------------------------------------------------ Как мы и обещали в прошлом выпуске, рассмотрим вопрос о том, можно ли применять правило о конфликте интересов при наличии про- бела в праве. Однако прежде чем "скрещивать" пробелы в праве с конфликтом интересов, разберемся с самими пробелами. Итак, что такое пробел в праве? Сами и ответим: это отсутствие в законодательстве нормы, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования. {1} Теперь представим себе достаточно типичную ситуацию: бухгал- тер, пытаясь найти ответ на интересующий его вопрос, приходит к выводу, что действующим законодательством данный вопрос не урегу- лирован. Это и есть констатация пробела в праве: фактическая ситуация (отношения, операции) есть, а норм права, которые ее (их) регулировали бы, - нет. Приведем пример из жизни "единоналожников". В Указе Президента от 03.07.98г. № 727/98 ( 727/98 ) "Об упрощенной системе налогооб- ложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" отсутствуют так называемые переходные положения, то есть нормы, регулирующие налогообложение операций, начатых плательщиком на одной системе налогообложения, а законченных на другой. Итак, пограничные операции есть, а норм, которые регулировали бы их налогообложение, - нет. По нашему мнению, это и есть пробел. Кто-то, конечно, скажет, что пограничные операции должны регулиро- ваться общими правилами, установленными для обычных операций. Так, мол, изначально и планировалось, поэтому пробела в этом случае, дескать, нет. С таким утверждением согласиться нельзя. Общие нормы здесь все-таки явно не годятся - они создавались для регулирования операций, у которых и первое, и второе события происходят при действии этих (общих) норм. Не верите? Попробуйте применить. Так, "благодаря" общим нормам предприятие, отгрузив товары на обычной системе, а получив оплату - при действии единого налога, вынуждено будет заплатить два раза! Зато если при обратном переходе отгрузить еще при едином, а получить деньги, уже будучи "нормальным", - то это при таком подходе выгодно: "упрощенцы" ждут "кассы", а "обычники" - обла- гаются по первому (уже происшедшему) событию... Явная несправедливость результата доказывает, что эти нормы на переходные операции не рассчитаны. Так что, по нашему мнению, про- бел здесь все-таки имеется. Как же должен бухгалтер вести себя в данной ситуации? Стать на мгновение юристом, чтобы его логика - в случае чего! - была понятна и судьям. Для этого ему прежде всего необходимо уяснить правила преодоления пробелов в праве. В теории права обыч- но говорят о двух основных способах преодоления пробелов: аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона - прием, который состоит в применении к конкретной жизненной ситуации, не урегулированной законом, нормы, регулирующей сходные (наиболее близкие) отношения. А вот аналогия права применяется, когда в законодательстве отсутствует не только норма, регулирующая конкретный жизненный случай, но и норма, регулирующая сходные отношения. Тогда дело разрешается на основании общих принципов права (справедливости, гуманизма, равенства перед законом и т. п.). {2} Некоторые специа- листы утверждают, что раз отсутствует норма, регулирующая налого- обложение переходных операций "единоналожников", то по таким операциям вообще можно не платить налоги. Внимание! Хотели бы предупредить, что следование подобным советам может привести к печальным результатам. Заметим, что в настоящей статье мы не ставим задачу сформули- ровать четкие правила налогообложения переходных операций. На этом примере мы хотим лишь показать, как (не) нужно действовать в слу- чае обнаружения пробела в праве. Итак, установив отсутствие переходных положений, мы вынуждены искать норму, которая регулировала бы сходные отношения. Возьмем хотя бы уже упомянутый переход с единого налога на обычную систему налогообложения. Как известно, трудности у налогоплательщика свя- заны с заменой кассового метода на метод первого события и от- сутствием прямых указаний в законодательстве относительно порядка налогообложения переходных операций. В данной ситуации целесооб- разно найти в налоговом законодательстве какую-либо норму, которая регулировала бы переход с кассового метода на метод первого собы- тия. Это и будет норма, регулирующая сходные отношения. Имеются ли подобные нормы в нашем законодательстве? Да, имеют- ся. Например, это переходные нормы, действовавшие при вступлении в силу с 01.07.97 г. новой редакции Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ) (ст. 22 Закона). В тот период налог на прибыль, исчислявшийся по старым правилам и по кассовому методу, заменялся новым налогом на прибыль, исчисляемым по методу первого события. По этой причине указанные нормы условно можно считать близкими к рассматриваемой нами "единоналожной" ситуации. Так что по анало- гии закона мы можем применять к переходным операциям "единоналож- ников" переходные же положения Закона о Прибыли. Чтобы проиллюстрировать использование аналогии права, предпо- ложим, что в налоговом законодательстве переходных положений, близких к нашим операциям, мы вообще не обнаружили (скажем, вы- шеуказанные нормы по налогу на прибыль близкими нам не показа- лись). При отсутствии как норм, непосредственно регулирующих фак- тическую ситуацию, так и близких норм следует обратиться к принци- пам права. Поскольку речь идет о налогообложении, в первую очередь нас должны интересовать принципы налогового законодательства. Как из- вестно, они закреплены в ст. 3 Закона "О системе налогообложения" ( 1251-12 ). Это стимулирование научно-технического прогресса; стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности; обязательность; равнозначность и про- порциональность; равенство, недопущение каких-либо проявлений на- логовой дискриминации; социальная справедливость; стабильность; экономическая обоснованность; равномерность уплаты; компетенция; единый подход; доступность. Можно ли считать, что на основании принципов обязательности, равнозначности и особенно - недопущения налоговой дискриминации плательщики, которые осуществили одну и ту же операцию в переход- ный период и в обычных условиях, должны в первом случае освобож- даться от налогообложения {3}, а во втором случае - платить по полной программе? Вряд ли. Ведь и в первом, и во втором случае такая операция является объектом, а такое предприятие - субъектом налогообложения (плательщиком налога). Исключений (в прямой форме) относительно необложения подобных переходных операций в законодательстве нет. Нам сложно представить себе, что законодатель, принимая соот- ветствующий акт, не урегулировал эти моменты только потому, что хотел освободить указанные операции от налогообложения. Поэтому, опираясь на общие положения, мы должны сделать вывод о принци- пиальной облагаемости переходных операций, а затем уже на основа- нии имеющихся общих норм конструировать переходную модель нало- гообложения. А теперь, наконец, - о применении конфликта интересов при наличии пробела в праве. Предположим, в результате поиска нормы, регулирующей сходные отношения, мы обнаруживаем таких норм сразу несколько. {4} И все они нам в данной ситуации одинаково (или почти одинаково) близки. Например, в результате поиска положений, регулирующих переход с кассового метода на метод первого события, установлено наличие по- добных переходных положений сразу в нескольких законах, причем предлагаемые ими варианты поведения в одной и той же ситуации существенно отличаются друг от друга. Допустим, ни один из вариантов невозможно однозначно признать наиболее близким к нашей ситуации. {5} В итоге мы констатируем, что указанные нормы законов допускают неоднозначное (множествен- ное) толкование прав и обязанностей налогоплательщиков и что имеется возможность принять решение как в пользу налогоплательщи- ка, так и в пользу контролирующих органов. То есть существуют все предпосылки для применения "того самого" п/п. 4.4.1 Закона "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджета- ми и государственными целевыми фондами". А значит, в таком случае должен выбираться наиболее благоприятный для налогоплательщика вариант переходных положений. Если же при преодолении пробела в праве поиск сходной нормы затруднений не вызывает, то естественно, что в этом случае для использования правила о конфликте интересов оснований нет. Следует, впрочем, отметить, что проблема пробелов и использо- вания аналогий, как практически любой вопрос, связанный с правилом о конфликте интересов, предполагает значительную долю субъективиз- ма и ее решение в каждом конкретном случае очень зависит от персо- нальных оценок - бухгалтера, инспектора, судьи. Поэтому обязан- ность доказывать, что нормы, претендующие на применение в данной ситуации, допускают неоднозначность толкования, - ложится в конеч- ном счете на вас. {1} Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Мату- зова и А. В. Малько. - М.: Юристъ, 1997. - С. 423. {2} В целом налоговое законодательство не относится к отраслям, в которых аналогия закона и аналогия права запрещены. В этом его отличие, например, от уголовного права. Так, в п. 4 ст. 3 нового УК прямо сказано: "Применение закона об уголовной ответственности по аналогии запрещено". Впрочем, нужно отметить, что исходя из положений Конституции в налоговом законодательстве, в принципе, имеются сферы, свобод- ные от аналогии: например, вопросы ответственности за наруше- ние налогового законодательства. {3} Или обложиться дважды - если, например, предоплата была при едином налоге, а отгрузка - при нормальной системе. (Вариант повторного обложения при обратном переходе мы уже рассматрива- ли.) {4} Это предположение чисто условно и ничего общего с реалиями не имеет. Нам оно необходимо лишь для уяснения сферы применимости знаменитого 4.4.1. {5} См. ({2}). ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №22/01, стр. 16 [01.08.2001] Станислав Погребняк Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------