Если сходные нормы - разные
                    
                         Правовые и 4.4.1

------------------------------------------------------------------

    Как мы и обещали в прошлом выпуске, рассмотрим вопрос  о  том,
можно ли применять правило о конфликте интересов при наличии  про-
бела в праве.
    Однако прежде чем "скрещивать" пробелы в  праве  с  конфликтом
интересов, разберемся с самими пробелами. Итак, что такое пробел в
праве? Сами и ответим: это отсутствие в законодательстве нормы,  в
соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового
регулирования. {1}
    Теперь представим себе достаточно типичную  ситуацию:  бухгал-
тер, пытаясь найти ответ на интересующий его  вопрос,  приходит  к
выводу, что действующим законодательством данный вопрос не  урегу-
лирован.  Это  и  есть констатация  пробела  в  праве: фактическая
ситуация (отношения, операции) есть, а норм права, которые ее (их)
регулировали бы, - нет.
    Приведем пример из жизни "единоналожников". В Указе Президента
от 03.07.98г. № 727/98 ( 727/98 ) "Об упрощенной системе налогооб-
ложения, учета и отчетности субъектов  малого предпринимательства"
отсутствуют так называемые  переходные положения, то  есть  нормы,
регулирующие  налогообложение  операций, начатых  плательщиком  на
одной  системе  налогообложения, а законченных  на  другой.  Итак,
пограничные операции есть,  а  норм, которые  регулировали  бы  их
налогообложение,  -  нет.  По нашему мнению,  это  и  есть пробел.
Кто-то, конечно, скажет, что пограничные операции должны регулиро-
ваться общими правилами, установленными для обычных операций. Так,
мол, изначально  и  планировалось, поэтому  пробела в этом случае,
дескать, нет.
    С таким утверждением  согласиться нельзя.  Общие  нормы  здесь
все-таки  явно  не  годятся  -  они  создавались для регулирования
операций, у  которых  и  первое,  и  второе события происходят при
действии этих (общих) норм.
    Не верите? Попробуйте применить. Так, "благодаря" общим нормам
предприятие, отгрузив товары на обычной системе, а получив  оплату
- при действии единого налога, вынуждено будет заплатить два раза!
    Зато если при обратном переходе отгрузить еще  при  едином,  а
получить  деньги,  уже  будучи  "нормальным",  -  то это при таком
подходе выгодно:  "упрощенцы" ждут "кассы", а "обычники"  -  обла-
гаются по первому (уже происшедшему) событию...
    Явная несправедливость результата доказывает, что эти нормы на
переходные операции не рассчитаны. Так что, по нашему мнению, про-
бел здесь все-таки имеется.
    Как же должен бухгалтер вести себя в данной ситуации?
    Стать на мгновение юристом,  чтобы его логика - в случае чего!
- была понятна и судьям.  Для этого ему  прежде  всего  необходимо
уяснить правила преодоления пробелов в праве. В теории права обыч-
но говорят о двух основных способах преодоления пробелов: аналогии
закона и аналогии права.
    Аналогия закона  -  прием,  который  состоит  в  применении  к
конкретной жизненной ситуации, не урегулированной законом,  нормы,
регулирующей сходные (наиболее близкие) отношения.
    А вот аналогия  права  применяется, когда  в  законодательстве
отсутствует  не  только  норма, регулирующая  конкретный жизненный
случай,  но  и  норма, регулирующая  сходные отношения. Тогда дело
разрешается  на  основании общих  принципов права (справедливости,
гуманизма, равенства перед законом и т. п.). {2} Некоторые специа-
листы утверждают, что раз отсутствует норма, регулирующая  налого-
обложение  переходных  операций  "единоналожников",  то  по  таким
операциям вообще можно  не  платить  налоги.  Внимание!  Хотели бы
предупредить,  что  следование  подобным советам может  привести к
печальным результатам.
    Заметим, что в настоящей статье мы не ставим задачу  сформули-
ровать четкие правила налогообложения переходных операций. На этом
примере мы хотим лишь показать, как (не) нужно действовать в  слу-
чае обнаружения пробела в праве.
    Итак, установив отсутствие переходных положений, мы  вынуждены
искать норму, которая регулировала бы сходные  отношения.  Возьмем
хотя бы уже упомянутый переход с единого налога на обычную систему
налогообложения.  Как известно, трудности у налогоплательщика свя-
заны с заменой кассового метода на метод  первого  события  и  от-
сутствием прямых указаний в законодательстве относительно  порядка
налогообложения переходных операций.  В данной ситуации  целесооб-
разно найти в налоговом законодательстве какую-либо норму, которая
регулировала бы переход с кассового метода на метод первого  собы-
тия. Это и будет норма, регулирующая сходные отношения.
    Имеются ли подобные нормы в нашем законодательстве? Да, имеют-
ся. Например, это переходные нормы, действовавшие при вступлении в
силу с 01.07.97 г.  новой редакции  Закона о Прибыли ( 334/94-ВР )
(ст. 22 Закона). В тот период налог на прибыль,  исчислявшийся  по
старым правилам и по кассовому методу, заменялся новым налогом  на
прибыль, исчисляемым по методу первого события.
    По этой причине указанные нормы условно можно считать близкими
к рассматриваемой нами "единоналожной" ситуации. Так что по анало-
гии закона мы можем применять к переходным операциям  "единоналож-
ников" переходные же положения Закона о Прибыли.
    Чтобы проиллюстрировать использование аналогии права,  предпо-
ложим, что  в  налоговом  законодательстве  переходных  положений,
близких к нашим операциям, мы вообще не  обнаружили  (скажем,  вы-
шеуказанные нормы по налогу на прибыль  близкими  нам  не  показа-
лись).  При отсутствии как норм, непосредственно регулирующих фак-
тическую ситуацию, так и близких норм следует обратиться к принци-
пам права.
    Поскольку речь идет о налогообложении, в  первую  очередь  нас
должны интересовать принципы налогового законодательства.  Как из-
вестно, они закреплены в ст. 3  Закона "О системе налогообложения"
( 1251-12  ). Это  стимулирование  научно-технического  прогресса;
стимулирование предпринимательской производственной деятельности и
инвестиционной активности; обязательность; равнозначность  и  про-
порциональность;  равенство, недопущение каких-либо проявлений на-
логовой дискриминации;  социальная  справедливость;  стабильность;
экономическая обоснованность; равномерность  уплаты;  компетенция;
единый подход; доступность.
    Можно ли считать, что на основании  принципов  обязательности,
равнозначности  и особенно  -  недопущения налоговой дискриминации
плательщики, которые осуществили одну и ту же операцию в  переход-
ный период и в обычных условиях, должны в первом  случае  освобож-
даться  от  налогообложения {3}, а во втором случае  -  платить по
полной программе?
    Вряд ли.  Ведь и в первом, и во втором случае  такая  операция
является объектом, а такое предприятие - субъектом налогообложения
(плательщиком налога).  Исключений (в прямой  форме)  относительно
необложения подобных переходных операций в законодательстве нет.
    Нам сложно представить себе, что законодатель, принимая  соот-
ветствующий акт, не урегулировал эти моменты  только  потому,  что
хотел освободить указанные операции от  налогообложения.  Поэтому,
опираясь на общие положения, мы должны  сделать  вывод  о  принци-
пиальной облагаемости переходных операций, а затем уже на  основа-
нии имеющихся общих норм конструировать  переходную  модель  нало-
гообложения.
    А теперь, наконец,  -  о применении  конфликта  интересов  при
наличии пробела в праве.
    Предположим, в результате поиска нормы,  регулирующей  сходные
отношения, мы обнаруживаем таких норм сразу несколько. {4}  И  все
они нам в данной ситуации одинаково (или почти одинаково)  близки.
Например, в результате поиска положений,  регулирующих  переход  с
кассового метода на метод первого события, установлено наличие по-
добных переходных положений сразу  в  нескольких  законах,  причем
предлагаемые  ими  варианты  поведения  в  одной и той же ситуации
существенно отличаются друг от друга.
    Допустим, ни один из вариантов невозможно однозначно  признать
наиболее близким к нашей ситуации. {5} В  итоге  мы  констатируем,
что указанные нормы законов допускают  неоднозначное  (множествен-
ное) толкование  прав  и  обязанностей  налогоплательщиков  и  что
имеется возможность принять решение как в пользу  налогоплательщи-
ка, так и в пользу контролирующих органов.  То есть существуют все
предпосылки  для  применения  "того самого"  п/п. 4.4.1  Закона "О
порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджета-
ми и государственными целевыми фондами".  А значит, в таком случае
должен  выбираться наиболее  благоприятный  для  налогоплательщика
вариант переходных положений.
    Если же при преодолении пробела в праве  поиск  сходной  нормы
затруднений  не  вызывает, то естественно, что  в  этом случае для
использования правила о конфликте интересов оснований нет.
    Следует, впрочем, отметить, что проблема пробелов и  использо-
вания аналогий, как практически любой вопрос, связанный с правилом
о конфликте интересов, предполагает значительную долю субъективиз-
ма и ее решение в каждом конкретном случае очень зависит от персо-
нальных  оценок - бухгалтера, инспектора, судьи.  Поэтому  обязан-
ность доказывать, что нормы, претендующие на применение  в  данной
ситуации, допускают неоднозначность толкования, - ложится в конеч-
ном счете на вас.

{1} Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Мату-
    зова и А. В. Малько. - М.: Юристъ, 1997. - С. 423.
{2} В целом налоговое  законодательство не относится к отраслям, в
    которых аналогия закона и аналогия права запрещены. В этом его
    отличие, например, от  уголовного  права. Так,  в  п. 4  ст. 3
    нового УК прямо сказано:

    "Применение закона об уголовной  ответственности  по  аналогии
    запрещено".

    Впрочем, нужно отметить, что исходя из положений Конституции в
    налоговом законодательстве, в принципе, имеются сферы, свобод-
    ные от аналогии: например, вопросы ответственности за  наруше-
    ние налогового законодательства.
{3} Или обложиться дважды - если, например,  предоплата  была  при
    едином налоге, а отгрузка - при нормальной  системе.  (Вариант
    повторного обложения при обратном переходе мы уже рассматрива-
    ли.)
{4} Это предположение чисто условно и ничего общего с реалиями  не
    имеет. Нам оно необходимо лишь для уяснения сферы применимости
    знаменитого 4.4.1.
{5} См. ({2}).


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№22/01, стр. 16
[01.08.2001]
Станислав Погребняк
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------