Возбуждать уже умеют, а отвечать - еще нет Приостанавливается ли рассмотрение жалобы возбужением уголовного дела ------------------------------------------------------------------ Как известно, возбуждение уголовного дела по факту проверки нередко используется налоговиками не только по прямому назначению, но и как способ затянуть процесс обжалования их решения. Дескать, сначала мы вас посадим, а затем уж жалуйтесь на здоровье. К примеру, если решение ГНИ обжалуется в арбитражном суде, судья имеет право приостановить производство по делу "до разреше- ния "..." соответствующего вопроса компетентными органами" - согласно ст. 79 ХПК ( 1798-12 ) (бывшего АПК), которая, как ее по- нимает президиум ВАС, распространяется также на случаи возбуждения уголовного дела налоговиками {1}. Заметим, что, к счастью, не все судьи разделяют взгляды своего президиума. Если же решение обжалуется через налоговую инспекцию, то налоговики, бывает, ссылаются на п. 3 своего положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами госу- дарственной налоговой службы {2}: "Действие настоящего положения не распространяется на рассмот- рение жалоб предприятий, учреждений, организаций и граждан "..." при наличии возбужденных уголовных дел "..."". На этом основании налоговые даже не приостанавливают рассмот- рение, а просто не рассматривают жалобу, подшивая ее, однако, в соответствующий том уголовного дела. Мы уже высказывались по этому поводу (см., например, редак- ционную сноску к положению о жалобах - в "Бухгалтере" № 10'2001 на с. 29). По нашему мнению, право на обжалование решений ГНИ гаран- тировано ст. 14 Закона "О государственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 ) и п/п. 5.2.2 Закона "О порядке погашения обя- зательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами". Указанные документы не предусматривают ка- ких-либо ограничений данного права типа возбужденного уголовного дела. Поэтому налоговики в любом случае обязаны жалобу рассмот- реть. То, что их внутреннее Положение на случаи возбуждения уго- ловного дела не распространяется, заботой налогоплательщика быть не должно. Издайте другой документ, который эти случаи охватывал бы! Особенно обидно, что казусы с отказами в рассмотрении жалоб случаются даже сейчас, после выхода двух разъяснений высших чинов ГНАУ - М. Жвалюка и И. Лонюка {3}. Их авторы пошли нашим путем и указали, что при наличии уголовного дела жалоба все равно рассмат- ривается органом государственной налоговой службы в сроки, опреде- ленные в п/п. 5.2.2 Закона "О порядке погашения...". Просто рассмотрение жалобы осуществляется работниками налоговой милиции. Вот и вся специфика. Свой отказ в рассмотрении жалобы налоговики обычно оформляют простым письмом. Мы бы рекомендовали плательщикам налогов, полу- чившим такие письма, не поднимать сразу шум, а выждать дней трид- цать с момента подачи жалобы и только тогда обращаться в свою ГНИ с вопросом, почему, например, налоговый долг до сих пор не списан? Ведь согласно упомянутому п/п. 5.2.2, "если мотивированное решение по жалобе плательщика налогов не направляется плательщику налогов в течение двадцатидневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя контролирующего органа (или его заместителя), такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика нало- гов со дня, следующего за последним днем указанных сроков". И коль надлежащим образом оформленное решение вы так и не по- лучили - жалобу вашу следует считать удовлетворенной, а налоговый долг - списанным. Если же для ГНИ эта простая истина окажется не- доступной, подавайте иск об обязании органа налоговой службы спи- сать в оперативно-бухгалтерском учете суммы налоговой задолженнос- ти. Тогда и в уголовном процессе вам будет легче: как можно нака- зывать за то "нарушение", с которым согласилась сама налоговая, - не направив в установленный срок предусмотренного законодательст- вом документа и тем самым удовлетворив жалобу! Но, возможно, кто-то из налоговиков заявит, что письмо об от- казе в рассмотрении жалобы и есть то самое мотивированное решение, на которое отводится двадцатидневный срок. На наш взгляд, подобные утверждения безосновательны. Ведь под решением в данном случае имеется в виду не какое-то там произвольно оформленное извещение-сообщение, а именно процес- суальный документ соответствующей строго определенной формы! Но решение и письмо - совершенно различные процессуальные документы, и налоговики это отлично понимают. В письмах они могут писать что угодно и о чем угодно, а решения издают лишь в случаях, строго предусмотренных законодательством. Требования, выдвигаемые к решению по жалобе, достаточно под- робно регламентированы в п. 10 упомянутого выше положения - как по форме, так и по содержанию. В частности, резолютивная часть реше- ния должна содержать вывод об удовлетворении или частичном удов- летворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. А что содержится обычно в письмах? В лучшем случае: "Ваша жа- лоба не может быть рассмотрена ввиду возбуждения уголовного де- ла...". Заметьте, именно "рассмотрена", а не "удовлетворена", а это вещи принципиально разные. Но чаще всего налоговики не утруждают себя и этим, а просто пишут: "Жалоба направляется следственному органу для приобщения к материалам уголовного дела". Поэтому если полученное вами письмо не удовлетворяет требова- ниям п. 10 положения, не воспринимайте его чересчур серьезно. Никакое это не решение, атак - отписка... {1} См. разъяснение президиума ВАС от 09.10.2000 г. № 02-5/540. {2} В редакции приказа ГНАУ от 02.03.2001 г. № 82. Впрочем, анало- гичный пассаж присутствовал и в прежней редакции положения. {3} См. письмо ГНАУ от 17.05.2001 р. № 6296/7/25-0017, а также консультацию И. Лонюка в "Віснику податкової служби України" № 19/2001. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №22/01, стр. 19 [01.08.2001] Дмитрий Михайленко Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------