Возбуждать уже умеют, а отвечать - еще нет
            
       Приостанавливается ли рассмотрение жалобы возбужением
                          уголовного дела

------------------------------------------------------------------

    Как известно, возбуждение уголовного дела  по  факту  проверки
нередко используется налоговиками не только по прямому назначению,
но и как способ затянуть процесс обжалования их решения.  Дескать,
сначала мы вас посадим, а затем уж жалуйтесь на здоровье.
    К примеру, если решение ГНИ  обжалуется  в  арбитражном  суде,
судья имеет право приостановить производство по делу  "до разреше-
ния  "..."  соответствующего  вопроса  компетентными  органами"  -
согласно ст. 79 ХПК ( 1798-12 ) (бывшего АПК), которая, как ее по-
нимает президиум ВАС, распространяется также на случаи возбуждения
уголовного  дела налоговиками {1}. Заметим, что, к счастью, не все
судьи разделяют взгляды своего президиума.
    Если  же  решение  обжалуется  через  налоговую  инспекцию, то
налоговики, бывает, ссылаются на  п. 3 своего  положения о порядке
подачи  и  рассмотрения  жалоб плательщиков налогов органами госу-
дарственной налоговой службы {2}:

    "Действие настоящего положения не распространяется на рассмот-
    рение  жалоб  предприятий, учреждений, организаций  и  граждан
    "..." при наличии возбужденных уголовных дел "..."".

    На этом основании налоговые даже не приостанавливают  рассмот-
рение, а просто не рассматривают жалобу, подшивая  ее,  однако,  в
соответствующий том уголовного дела.
    Мы уже высказывались по этому поводу  (см.,  например,  редак-
ционную сноску к положению о жалобах - в "Бухгалтере" № 10'2001 на
с. 29).  По нашему мнению, право на обжалование решений ГНИ гаран-
тировано ст. 14  Закона  "О  государственной  налоговой  службе  в
Украине" ( 509-12 ) и п/п. 5.2.2 Закона "О порядке погашения  обя-
зательств плательщиков налогов перед бюджетами и  государственными
целевыми фондами".  Указанные  документы  не  предусматривают  ка-
ких-либо ограничений данного права типа  возбужденного  уголовного
дела.  Поэтому налоговики в любом случае обязаны  жалобу  рассмот-
реть.  То, что их внутреннее Положение на случаи возбуждения  уго-
ловного дела не распространяется, заботой  налогоплательщика  быть
не должно.  Издайте другой документ, который эти случаи  охватывал
бы!
    Особенно обидно, что казусы с отказами  в  рассмотрении  жалоб
случаются даже сейчас, после выхода двух разъяснений высших  чинов
ГНАУ  -  М. Жвалюка и И. Лонюка {3}. Их авторы пошли нашим путем и
указали, что при наличии уголовного дела жалоба все равно рассмат-
ривается органом государственной налоговой службы в сроки, опреде-
ленные в  п/п.  5.2.2  Закона  "О  порядке  погашения...".  Просто
рассмотрение жалобы осуществляется работниками налоговой  милиции.
Вот и вся специфика.
    Свой отказ в рассмотрении жалобы налоговики  обычно  оформляют
простым письмом.  Мы бы рекомендовали плательщикам налогов,  полу-
чившим такие письма, не поднимать сразу шум, а выждать дней  трид-
цать с момента подачи жалобы и только тогда обращаться в свою  ГНИ
с вопросом, почему, например, налоговый долг до сих пор не списан?
Ведь согласно упомянутому п/п. 5.2.2,

    "если мотивированное решение по жалобе плательщика налогов  не
    направляется плательщику налогов  в  течение  двадцатидневного
    срока или в течение срока, продленного по решению руководителя
    контролирующего органа (или  его  заместителя),  такая  жалоба
    считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика нало-
    гов со дня, следующего за последним днем указанных сроков".

    И коль надлежащим образом оформленное решение вы так и не  по-
лучили - жалобу вашу следует считать удовлетворенной, а  налоговый
долг - списанным.  Если же для ГНИ эта простая истина окажется не-
доступной, подавайте иск об обязании органа налоговой службы  спи-
сать в оперативно-бухгалтерском учете суммы налоговой задолженнос-
ти.
    Тогда и в уголовном процессе вам будет легче: как можно  нака-
зывать за то "нарушение", с которым согласилась  сама налоговая, -
не направив в установленный срок предусмотренного  законодательст-
вом документа и тем самым удовлетворив жалобу!
    Но, возможно, кто-то из налоговиков заявит, что письмо об  от-
казе в рассмотрении жалобы и есть то самое мотивированное решение,
на которое отводится двадцатидневный срок. На наш взгляд, подобные
утверждения безосновательны.
    Ведь под решением в данном случае имеется в виду  не  какое-то
там произвольно оформленное извещение-сообщение, а именно  процес-
суальный документ соответствующей строго  определенной  формы!  Но
решение и письмо - совершенно различные процессуальные  документы,
и налоговики это отлично понимают.  В письмах они могут писать что
угодно и о чем угодно, а решения издают  лишь  в  случаях,  строго
предусмотренных законодательством.
    Требования, выдвигаемые к решению по жалобе,  достаточно  под-
робно регламентированы в п. 10 упомянутого выше положения - как по
форме, так и по содержанию.  В частности, резолютивная часть реше-
ния должна содержать вывод об удовлетворении или  частичном  удов-
летворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
    А что содержится обычно в письмах? В лучшем случае: "Ваша  жа-
лоба не может быть рассмотрена ввиду  возбуждения  уголовного  де-
ла...".  Заметьте, именно "рассмотрена", а не  "удовлетворена",  а
это вещи принципиально разные.
    Но чаще всего налоговики не утруждают себя и  этим,  а  просто
пишут: "Жалоба направляется следственному органу для приобщения  к
материалам уголовного дела".
    Поэтому если полученное вами письмо не удовлетворяет  требова-
ниям п. 10 положения,  не  воспринимайте  его  чересчур  серьезно.
Никакое это не решение, атак - отписка...

{1} См. разъяснение президиума ВАС от 09.10.2000 г. № 02-5/540.
{2} В редакции приказа ГНАУ от 02.03.2001 г. № 82. Впрочем, анало-
    гичный пассаж присутствовал и в прежней редакции положения.
{3} См. письмо ГНАУ  от  17.05.2001 р.  № 6296/7/25-0017,  а также
    консультацию  И. Лонюка в "Віснику податкової служби  України"
    № 19/2001.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№22/01, стр. 19
[01.08.2001]
Дмитрий Михайленко
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------