Какие документы должен иметь частный предприниматель
                   на имеющийся у него товар?

------------------------------------------------------------------

    Чтобы наиболее полно ответить на поставленный вопрос, проясним
несколько существенных моментов:
    Почему частному предпринимателю необходимо вести первичную до-
     кументацию?
    Есть ли наказание частного предпринимателя за небрежное  отно-
     шение к первичной документации?
    Необходимо ли иметь частному предпринимателю  первичные  доку-
     менты, в каких случаях и какие?

    Речь будет идти о частном предпринимателе - плательщике едино-
го налога (далее -"ПЕН").


    Обратимся к Закону Украины "О бухгалтерском учете и финансовой
отчетности  в Украине" от  16 июля 1999 года  № 996-XII ( 996-12 )
(далее - Закон № 996). В п. 1 ст. 2 Закона № 996 сказано, что "цей
Закон поширюється  на всiх  юридичних осiб,  створених  вiдповiдно
до законодавства України, незалежно вiд їх  органiзацiйно-правових
форм i форм власностi".  Далее, в п. 1 ст. 9 Закона № 996 говорит-
ся: "пiдставою для бухгалтерського облiку господарських операцiй є
первиннi документи, якi фiксують  факти  здiйснення  господарських
операцiй".  А также согласно п. 2  ст. 9 Закона № 996  "фiнансова,
податкова, статистична та iншi види звiтностi,  що  використовують
грошовий вимiрник, грунтуються на даних бухгалтерського облiку".

    Вывод: на основании первичных документов, которые используются
в бухгалтерском учете, формируется налоговый  учет  и  отчетность.
Поэтому в целях ведения налогового учета  частные  предприниматели
должны использовать первичные документы.
    Теперь посмотрим Закон  Украины  "О  применении  регистраторов
расчетных операций в сфере торговли, общественного питания  и  ус-
луг" от 6 июля 1995 года № 265/95-ВР ( 265/95-ВР ) (далее  - Закон
№ 265).  В статье 6 Закона № 265 определено: "облiк товарних запа-
сiв фiзичною особою - суб'єктом пiдприґмницькоє дiяльностi ведеть-
ся у порядку, визначеному чинним законодавством...  Облiк ведеться
з урахуванням  особливостей,  встановлених  для  суб'єктiв  малого
пiдприємництва.  Обов'язок iз ведення облiку товарних  запасiв  не
застосовується до осiб, якi вiдповiдно до законодавства  оподатко-
вуються за правилами, що не передбачають ведення облiку  придбаних
або проданих товарiв".
    Далее,  необходимо  знать,  какие  законодательные  требования
установлены к налоговому учету и учету товаров для ПЕНа.
    Налоговый учет доходов и расходов ПЕНы ведут  в Книге Ф  № 10.
Порядок учета товаров для ПЕНа на сегодняшний день  не  определен.
Предполагается, что учет товаров должен отражаться в Книге Ф № 10.
Однако ПЕНы обязаны заполнять только четыре графы из  этой  книги:
период учета;  выручка  от реализации  продукции,  товаров, работ,
услуг; расходы на  производство  продукции;  чистый  доход.  Таким
образом, ПЕН не отражаете Книге Ф № 10 приход товара и не фиксиру-
ет вид и реквизиты первичных приходных документов.  Для ПЕНа глав-
ное  подтвердить кассовые поступления от  реализации  товара,  так
как это прямо связано с продолжением возможности и  далее  платить
единый налог (показать,  что ПЕН  не  превысил  500 тыс.  грн.  за
календарный год).
    Если ПЕН не будет иметь документов,  подтверждающих  сделанные
им записи в Книге, он  будет  нести  административную  ответствен-
ность: "на громадян, винних у ...вiдсутностi облiку або неналежно-
му веденнi облiку доходiв i витрат, для яких встановлено  обов'яз-
кову  форму  облiку,  -  вiд  одного  до  п'яти  неоподатковуваних
мiнiмумiв  доходiв  громадян" -  п. 7  ст. 11  Закона  Украины  "О  
государственной  налоговой  службе  Украины"  ( 509-12 )  № 509 от 
04.12.1990 г.
    Суть уплаты единого налога состоит  в  перечислении  в  бюджет
фиксированной  суммы единого налога.  Вследствие этого, отсутствие
документов на товар ПЕНа не  может  рассматриваться  как  уход  от
налогообложения  и  стоимость "бездокументных  товаров"  не  будет
рассматриваться как недоимка по единому налогу.
    Из сказанного можно сделать вывод: за неимение первичных доку-
ментов, которые сопровождают деятельность ПЕНа, в том числе, кото-
рыми  сопровождается  движение  товара,  к  ПЕНу  можно  применить
ответственность за отсутствие учета или за ненадлежащее его  веде-
ние в виде админштрафа от 17 грн. до 85 грн.
    ПЕН в отдельных случаях (открытие оперативно-розыскного  дела,
уголовное предварительное расследование)  должен  иметь  первичные
документы на товар, чтобы с их помощью обосновать  законность  его
приобретения, хранения на складе. Другими словами, что товар у Вас
не краденый, не ограничен  в  обороте,  не  является  орудием  или
объектом преступления.
    Если ПЕН не является собственником товара, он должен  иметь  в
указанных случаях договора комиссии, ответственного хранения.
    Если ПЕН - собственник находящегося у него  товара,  он  может
подтвердить  это целым рядом документов, из которых  без  сомнений
видно, что данный ПЕН приобрел этот конкретный товар  на  законных
основаниях.  Какие же это документы? Это может быть любой из доку-
ментов установленной формы,  где  фиксируется  получатель  товара.
Другими словами в  этом  документе  должны  быть  записаны  Ф.И.О.
ПЕНа, номер и другие  реквизиты  Свидетельства  о  государственной
регистрации: Кроме документов установленной формы ПЕН  может  сос-
тавлять документы в произвольной форме,  главное  -  предусмотреть
реквизиты  первичного  документа,  установленные в  ст.  9  Закона
№ 996: "...облiковi документи ... повиннi  мати  такi  обов'язковi
реквiзити:

    1) назву документа (форми);

    2) дату i мiсце складання;

    3) назву пiдприємства, вiд iменi якого складено документ;

    4) змiст та обсяг господарської операцiї, одиницю вимiру  гос-
подарської операцiї;

    5) посади осiб,  вiдповiдальних  за  здiйснення  господарської
операцiї i правильнiсть її оформлення;

    6) особистий пiдпис або iншi данi, що дають змогу  iдентифiку-
вати особу, яка  брала  участь  у  здiйсненнi  господарської  опе-
рацiї".

    Некоторые нормативные документы указывают, какими  документами
должен сопровождаться товар. Так, в Постановлении Кабинета Минист-
ров Украины от 08.02.1995 г. № 108 ( 108-95-п ) "О  Порядке  заня-
тия  торговой деятельностью и правила торгового обслуживания насе-
ления" (далее - Постановление № 108) в п. 36 записано: "усi товари
у господарюючого суб'єкта повиннi бути з вiдповiдними документами,
наявнiсть яких передбачена чинним  законодавством  (товарно-транс-
портнi  накладнi,  рахунки-фактури,  прибутково-видатковi накладнi
...тощо)". Кроме этого, можно пользоваться расчетными документами,
перечень которых содержится в Законе № 256.
    Таким  образом,  составим  перечень  документов,  которыми ПЕН
может подтвердить законность приобретения, хранения:

    - Товарно-транспортная накладная
    - Счет-фактура
    - Накладная
    - Закупочный акт
    - Расчетная квитанция
    - Заказ в письменной форме
    - Товарный чек
    - Договора в письменной форме.

    Этот перечень исчерпывающим не является.
    Дополнительная информация: В целях защиты прав потребителей, в
случаях,  когда это  обязательно,  у предпринимателя  должны  быть
документы, которые подтверждают качество и безопасность товара.



------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес", тел. (044) 442-85-18, 442-86-87
№ 30/01, стр. 46
[10.08.2001]
ООО "Финансовый клуб Украины"

------------------------------------------------------------------