Денежный перевод - дело тонкое ------------------------------------------------------------------- Особенно сегодня и особенно у нас в Украине... В этом недавно убедились клиенты банка "Украина", подавшие в свой банк расчетные документы на перечисление платежей в бюджет. Банк их документы к исполнению принял, а вот провести операции по перечислению денежных средств со своего корсчета в бюджет не успел. И остались у клиентов банка на руках расчетные документы с отметкой банка об исполнении и большие проблемы с ГНА, в которую эти платежи не поступили. Налоговики предлагают решить возникшую проблему очень просто, правда, только для себя. Они предлагают плательщикам - клиентам банка "Украина" обратиться в банк или теперь уже к его ликвидатору с претензией, а тем временем уплатить в бюджет платежи еще раз, но уже через другой банк. Но поддаваться на уговоры ГНА категорически не стоит. Ведь на стороне клиентов банка "Украина" наше украинское законодательство. Поэтому давайте сначала разберемся с самим понятием денежного перевода и его составляющих. Здесь нам очень пригодится новый Закон Украины "О платежных системах и переводе денег в Украине" № 2346-III от 05.04.2001 г. ( 2346-14 ) (далее - Закон), вступивший в силу с 16.05.2001 г., т. е. за два месяца до дня банкротства банка "Украина". В статье этого Закона дано подробное толкование таких понятий как расчетный документ, инициатор, перевод денег, документ на перевод. Все эти понятия нужны нам для рассмотрения нашей ситуации с точки зрения закона. Расчетный документ - документ на перевод денег, который ис- пользуется для инициирования перевода со счета плательщика на счет получателя. Инициатор - лицо, которое на законных основаниях инициирует перевод денег путем формирования и подачи соответствующего доку- мента на перевод или использование специального платежного средства. Перевод денег - движение определенной суммы денежных средств с целью их зачисления на счет получателя или выдачи ему в наличной форме. Документ на перевод - электронный или бумажный документ, который используется банками, их клиентами, клиринговыми, эквай- ринговыми учреждениями или другими учреждениями - членами платеж- ной системы для передачи поручений на перевод денег. А теперь обратимся к нормам статьи 22 раздела IV Закона, дающей подробное описание инициирования денежного перевода при помощи расчетных документов. В соответствии с п. 22.3 ст. 22 Зако- на расчетные документы, кроме платежных требований - поручений, должны подаваться инициатором в обслуживающий его банк. А теперь наступает черед самой важной для клиентов банка нормы этого Закона. В соответствии с п. 22.4 ст. 22 раздела IV Закона "при использовании расчетного документа инициирование перевода считается завершенным с момента принятия банком плательщика рас- четного документа на исполнение. Банки должны обеспечить фиксиро- вание даты принятия расчетного документа на исполнение". Таким образом, с момента получения клиентом банка "Украина" расчетного документа с отметкой банка о принятии на исполнение, инициирование перевода считается полностью завершенным и за его дальнейшую судьбу несет ответственность банк. И это правильно, ведь в соответствии с п. 22.9 ст. 22 Закона банк исполняет расчет- ные документы исключительно в пределах остатка средств на счету плательщика. То есть ваш перевод только за ваши деньги. В соответствии с изложенным клиент банка после получения заверенных банком расчетных документов на перечисление платежей в бюджет может считать свои налоговые обязательства исполненными. Все это хорошо, но у ГНА есть нехорошая привычка прислуши- ваться только к нормам законов о налогообложении. Что ж, давайте теперь обратимся и к этим законам. Для начала рассмотрим ситуацию с точки зрения Закона Украины "О поряд- ке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" ( 2181-14 ) № 2181-III от 21.12.2000 г. В статье 16 этого закона есть пункт 16.5, регламен- тирующий ответственность банков. Так вот, в соответствии с пп. 16.5.1 п. 16.5 за нарушение сроков зачисления платежей в бюджет по вине банка, установленных законодательством, этот банк уплачивает пеню. При этом налогоплательщик освобождается от ответственности за несвоевременное или неполное зачисление таких платежей в бюджет. Днем предоставления в учреждения банков платежных поручений по всем видам платежей в соответствии с пп. 16.5.2 п. 16.5 ст. 16 считается день его регистрации в банке. И наконец обратим внимание на нормы Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О системе налогообложения" № 320-XIV от 17.12.1998 г. ( 320-14 ). Статья 12 этого закона имеет недвусмыс- ленное название - "Обязанности банков и других финансово-кредитных учреждений". В соответствии с п. 2 этой статьи банки и другие финансово-кредитные учреждения исполняют поручения плательщиков налогов в госбюджет Украины и местные бюджеты в установленные законами Украины сроки. Обратите внимание, речь идет об обязаннос- ти именно банков, а не налогоплательщика. Таким образом, исходя из аргументации трех законов Украины, на сегодняшний день у клиентов банка "Украина" нет никаких неиспол- ненных обязательств перед бюджетом, если у них на руках имеются расчетные документы с отметкой банка о принятии платежей. А уж как получить теперь эти платежи в бюджет - это проблема ГНА, НБУ и ликвидатора банка "Украина", а вовсе не налогоплательщика. И давайте не будем перекладывать проблемы с больной головы на здоро- вую. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес", тел. (044) 442-85-18, 442-86-87 № 31/01, стр. 36 [17.08.2001] М. Сергеев ------------------------------------------------------------------