Денежный перевод - дело тонкое

-------------------------------------------------------------------

    Особенно сегодня и особенно у нас в Украине...
    В этом недавно убедились клиенты банка "Украина",  подавшие  в
свой банк расчетные документы на перечисление  платежей в  бюджет.
Банк их документы к исполнению принял, а вот провести операции  по
перечислению  денежных  средств со  своего  корсчета  в бюджет  не
успел.
    И остались у клиентов банка на  руках  расчетные  документы  с
отметкой банка об исполнении и большие проблемы с ГНА,  в  которую
эти платежи не поступили.  Налоговики предлагают решить  возникшую
проблему очень просто, правда, только  для  себя.  Они  предлагают
плательщикам - клиентам  банка "Украина"  обратиться  в  банк  или
теперь уже к его ликвидатору с претензией, а тем временем уплатить
в бюджет платежи еще раз, но уже через другой банк. Но поддаваться
на уговоры ГНА категорически не стоит.  Ведь на  стороне  клиентов
банка "Украина" наше украинское законодательство.
    Поэтому давайте сначала разберемся с самим понятием  денежного
перевода и его составляющих.  Здесь  нам  очень  пригодится  новый
Закон Украины "О платежных системах и переводе денег в  Украине" №
2346-III от 05.04.2001 г. ( 2346-14 ) (далее - Закон),  вступивший
в  силу  с 16.05.2001 г., т. е.  за  два месяца до дня банкротства
банка "Украина".  В статье этого Закона дано подробное  толкование
таких  понятий как расчетный документ, инициатор,  перевод  денег,
документ на перевод.
    Все эти понятия нужны нам для рассмотрения  нашей  ситуации  с
точки зрения закона.
    Расчетный документ - документ на перевод денег,  который   ис-
пользуется для инициирования перевода со счета плательщика на счет
получателя.
    Инициатор - лицо, которое на  законных  основаниях  инициирует
перевод денег путем формирования и подачи  соответствующего  доку-
мента  на  перевод  или  использование  специального    платежного
средства.
    Перевод денег - движение определенной суммы денежных средств с
целью их зачисления на счет получателя или выдачи ему  в  наличной
форме.
    Документ  на  перевод -  электронный  или  бумажный  документ,
который используется банками, их клиентами,  клиринговыми,  эквай-
ринговыми учреждениями или другими учреждениями - членами  платеж-
ной системы для передачи поручений на перевод денег.
    А теперь обратимся к  нормам  статьи  22  раздела  IV  Закона,
дающей подробное описание  инициирования  денежного  перевода  при
помощи расчетных документов. В соответствии с п. 22.3 ст. 22 Зако-
на расчетные документы, кроме платежных  требований  -  поручений,
должны подаваться инициатором в обслуживающий его банк.
    А теперь наступает черед самой важной для клиентов банка нормы
этого Закона.  В соответствии с п. 22.4 ст. 22 раздела  IV  Закона
"при использовании  расчетного  документа  инициирование  перевода
считается завершенным с момента принятия банком  плательщика  рас-
четного документа на исполнение. Банки должны обеспечить  фиксиро-
вание даты принятия расчетного документа на исполнение".
    Таким образом, с момента получения  клиентом  банка  "Украина"
расчетного документа с отметкой  банка о принятии  на  исполнение,
инициирование перевода считается полностью завершенным  и  за  его
дальнейшую судьбу несет ответственность  банк.  И  это  правильно,
ведь в соответствии с п. 22.9 ст. 22 Закона банк исполняет расчет-
ные документы исключительно в пределах остатка  средств  на  счету
плательщика. То есть ваш перевод только за ваши деньги.
    В  соответствии  с  изложенным  клиент  банка  после получения
заверенных банком расчетных документов на  перечисление платежей в
бюджет может считать свои налоговые обязательства исполненными.
    Все это хорошо, но у ГНА есть  нехорошая  привычка   прислуши-
ваться только к нормам законов о налогообложении.
    Что ж, давайте теперь обратимся и к  этим  законам. Для начала
рассмотрим  ситуацию  с  точки  зрения  Закона  Украины "О  поряд-
ке погашения  обязательств  плательщиков  налогов  перед бюджетами 
и  государственными  целевыми  фондами" ( 2181-14 ) № 2181-III  от
21.12.2000 г.  В статье 16 этого закона есть пункт 16.5, регламен-
тирующий ответственность банков.
    Так вот, в соответствии с  пп. 16.5.1  п.  16.5  за  нарушение
сроков зачисления платежей в бюджет  по вине банка,  установленных
законодательством, этот банк уплачивает пеню.
    При этом налогоплательщик освобождается от ответственности  за
несвоевременное или неполное зачисление таких платежей в бюджет.
    Днем предоставления в учреждения банков платежных поручений по
всем видам платежей  в соответствии  с пп. 16.5.2  п. 16.5  ст. 16
считается день его регистрации в банке.
    И наконец обратим внимание на нормы Закона Украины "О внесении
изменений в Закон Украины "О системе налогообложения" № 320-XIV от
17.12.1998 г. ( 320-14 ). Статья 12 этого закона имеет  недвусмыс-
ленное название - "Обязанности банков и других финансово-кредитных
учреждений". В соответствии  с п. 2  этой статьи  банки  и  другие
финансово-кредитные учреждения  исполняют  поручения  плательщиков
налогов в  госбюджет  Украины  и местные  бюджеты  в установленные
законами Украины сроки. Обратите внимание, речь идет об обязаннос-
ти именно банков, а не налогоплательщика.
    Таким образом, исходя из аргументации трех законов Украины, на
сегодняшний день у клиентов банка "Украина" нет никаких   неиспол-
ненных обязательств перед бюджетом, если у них  на  руках  имеются
расчетные документы с отметкой банка о принятии платежей. А уж как
получить теперь эти платежи в бюджет - это  проблема  ГНА,  НБУ  и
ликвидатора  банка  "Украина",  а  вовсе  не налогоплательщика.  И
давайте не будем перекладывать проблемы с больной головы на здоро-
вую.



------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес", тел. (044) 442-85-18, 442-86-87
№ 31/01, стр. 36
[17.08.2001]
М. Сергеев

------------------------------------------------------------------