Между нашей фирмой и институтом УкрНииМет г. Харькова заключен договор на исследование и монтаж различных частей непрерывного литейного комплекса. В обязанности нашей фирмы, по условиям договора, входит оплата командировочных расходов (проезд, проживание) работников института. 1. Какими документами оформляются такие расходы? 2. Какими налогами облагаются выплаты? 3. Куда относить данные расходы? * * * Следует начать с того, что ни в одном законодательном акте нет разрешения на оплату командировочных расходов работникам другого предприятия (равно, как и запрета). Но, согласно Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Минфина Украины от 13.03.98 г. № 59 ( z0218-98 ), служебной командировкой считается поездка по распоряжению руководителя предприятия на определенный срок в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы. Следовательно, выплаты, которые осуществляет ваше предприятие работникам института, не являются для вас командировочными расходами. В состав валовых расходов, как командировочные расходы, такие выплаты не попадут. Кроме того, из вопроса не ясно, каким образом происходит возмещение указанных расходов - непосредственно работникам института или путем перечисления на банковский счет института. Если непосредственно работникам института, то такие выплаты можно трактовать как дополнительные доходы таких граждан, которые подлежат обложению подоходным налогом. Чтобы не было проблем с валовыми расходами и подоходным налогом у вашего предприятия, советуем в договоре с институтом на сумму командировочных расходов увеличивать стоимость услуг, оказываемых институтом. Тем более, что у института расходы, связанные с направлением своих работников в г. Запорожье для выполнения работ, могут включаться в состав расходов, формирующих производственную себестоимость услуг. Состав затрат, включаемых в производственную себестоимость, определен П(С)БУ № 16 "Расходы" ( z0027-00 ). Так, в производственную себестоимость продукции (работ, услуг) включаются: - прямые материальные расходы; - прямые расходы на оплату труда; - прочие прямые расходы; - переменные общепроизводственные и постоянные распределенные общепроизводственные расходы. К прямым расходам относятся расходы, которые могут быть непосредственно отнесены к определенному объекту расходов экономично возможным путем. Другими словами, к прямым расходам относятся расходы, связанные с производством отдельных видов продукции (работ, услуг), которые могут быть непосредственно включены в их себестоимость. Кроме того, согласно П(С)БУ № 16 "Расходы" все расходы операционной деятельности группируются по таким экономическим элементам: - материальные затраты; - затраты на оплату труда; - отчисления на социальные мероприятия; - амортизация; - прочие операционные расходы. То, что производство продукции (работ, услуг) относится к операционной деятельности, следует из самого определения "операционной деятельности" - это основная деятельность предприятия, а также другие виды деятельности, которые не являются инвестиционной или финансовой деятельностью. Элементы затрат являются совокупностью экономических затрат в денежном выражении по их видам. Эта группировка позволяет ответить на вопрос: Что включено в расходы по данному объекту? Так, в состав элемента "Прочие операционные расходы" включаются расходы операционной деятельности, которые не вошли в состав других элементов, например, расходы на командировку, на услуги связи, оплата банку за расчетно-кассовое обслуживание и т. п. У вашего предприятия стоимость оказанных институтом услуг (куда войдут и командировочные расходы) в бухгалтерском учете будет отражаться в соответствии с П(С)БУ № 7 "Основные средства" ( z0288-00 ) - или в составе расходов отчетного периода, или увеличивать стоимость основного средства. Первоначальная стоимость основного средства увеличивается на сумму расходов на ремонт только в том случае, если этот ремонт связан с улучшением объекта. Под улучшениями понимается модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п., что приводит к увеличению экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта. Расходы, которые осуществляются для поддержания объекта в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов отчетного периода (счет 23 "Производство", 91 "Общепроизводственные расходы" и т. д. в зависимости от того, в каких целях и кем используется основное средство). Для отражения расходов, связанных с улучшением основных средств, в налоговом учете следует руководствоваться Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97 ( 283/97-ВР ). Этим Законом установлено, что расходы на проведение всех видов ремонта, реконструкции, модернизации и других видов улучшения основных средств подлежат амортизации. Исключение составляют затраты на приобретение, ремонт, реконструкцию, модернизацию или другие улучшения основных непроизводственных фондов, так как их учет не влияет на налоговые обязательства налогоплательщиков. Кроме того, Законом "О налогообложении прибыли предприятий" также установлено, что налогоплательщики имеют право на протяжении отчетного года отнести к валовым затратам любые затраты, связанные с улучшением основных средств, в сумме, которая не превышает 5% совокупной балансовой стоимости групп основных фондов на начало отчетного года. ------------------------------------------------------------------ "Ориентир" №36/01, стр. 53 [06.09.2001] Л. Разгонова, О. Рубитель Директор, эксперт АФ "Альфа", г. Запорожье ------------------------------------------------------------------