Налогоплательщики и банк "Украина": кто виноват и что делать? ------------------------------------------------------------------ На сегодняшний день перед большинством клиентов банка "Украи- на" встала большая проблема по расчетам с бюджетом. Банк "Украина" вплоть до 16 июля 2001 года, то есть до момента отзыва лицензий и начала процедуры ликвидации в соответствии с письмом Национального банка Украины от 15.07.2001 г. № 43-512/2578-4195, принимал плате- жи клиентов, в том числе и платежи в бюджет. А вот перечислить все принятые платежи в бюджет банк "Украина" не успел. Как следствие у клиентов банка на руках остались платежные до- кументы с отметкой банка о принятии платежей и большие проблемы в общении с Государственной налоговой администрацией, которой эти платежи не поступили. В связи с этим ГНА предлагает плательщикам обратится с претензией в ликвидационную комиссию банка и отказы- вается учитывать их платежи в бюджет в счет погашения налоговых обязательств. Ситуация на сегодняшний день достаточно редко встре- чающаяся, и большинство налогоплательщиков к ней просто не готовы. Однако, если взглянуть на проблему с точки зрения действующего законодательства, все не так уж и плохо. Давайте, для начала, разберемся с самой операцией банковского перевода денежных средств. На сегодняшний день порядок проведения денежных переводов в пределах Украины и ответственность субъектов перевода закреплены законодательно в новом Законе Украины "О платежных системах и переводе денег в Украине" от 05.04.2001 г. № 2346-III ( 2346-14 ), вступившем в силу с 16.05.2001 г. (далее - Закон). Обратимся к обширному глоссарию, содержащемуся в ст. 1 Закона и дающему определения понятиям "инициатор", "расчетный документ", "перевод денег" и "документ на перевод". Инициатор - лицо, которое на законных основаниях инициирует перевод денег путем формирования и представления соответствующего документа на перевод или использование специального платежного средства. Расчетный документ - документ на перевод денег, который ис- пользуется для инициирования перевода со счета плательщика на счет получателя. Перевод денег - движение определенной суммы денежных средств с целью ее зачисления на счет получателя или выдачи ему в наличной форме. Документ на перевод - электронный или бумажный документ, кото- рый используется банками, их клиентами, клиринговыми, эквайринго- выми учреждениями - членами платежной системы для передачи поруче- ний по переводу денег. Все эти термины понадобятся нам, чтобы разобраться с нормами р. IV Закона, регламентирующего инициирование перевода. Ст. 22 Закона описывает инициирование перевода при помощи расчетных доку- ментов. Согласно п. 22.3 ст. 22 расчетные документы, за исключе- нием платежного требования-поручения, должны представляться ини- циатором в банк, который его обслуживает, в нашем случае - в банк "Украина". А теперь, пожалуй, самое важное, что могут почерпнуть для себя из норм этого Закона клиенты банка "Украина". Согласно п. 22.4 ст. 22 Закона при использовании расчетного документа инициирование перевода считается завершенным с момента принятия банком платель- щика расчетного документа на исполнение. При этом банки должны обеспечивать фиксирование даты принятия расчетного документа на исполнение. То есть с момента получения клиентом банка "Украина" на руки расчетного документа с отметкой банка о принятии его на исполне- ние, инициирование перевода считается завершенным и дальнейшая от- ветственность за этот перевод ложится на банк. И это вполне ес- тественно, ведь согласно п. 22.9 ст. 22 Закона банки исполняют расчетные документы в соответствии с очередностью их поступления и исключительно в пределах остатка средств на счету плательщика. Таким образом, плательщик - клиент банка после получения из банка заверенных расчетных документов на перечисление платежей в бюджет может на вполне законных основаниях считать свои налоговые обязательства перед бюджетом выполненными полностью. Но в ГНА обычно с легкостью отметают ссылки на законы, которые не входят в свод законодательства о налогообложении. Что ж, давайте, теперь обратимся к этим законодательным актам. В нашем случае следует сначала обратить внимание на содержание п. 2 ст. 12 Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О системе налогообложения" от 17.12.98 г. № 320-XIV ( 320-14 ) {1}. В этом пункте четко указано, что банки и другие финансово- кредитные учреждения исполняют поручения плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей) на перечисление налогов и сборов (обязательных платежей) в Госбюджет Украины и местные бюджеты в установленные законами Украины сроки. И, как следует из названия статьи 12 "Обязанности банков и других финансово-кредитных учреж- дений", исполнение таких поручений плательщиков - прямая обязан- ность банков. Следовательно, за невыполнение надлежащим образом своей обязанности ответственность перед бюджетом несут банки, а не плательщики. И наконец обратимся к нормам Закона Украины "О порядке погаше- ния обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государст- венными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ). Здесь, в ст. 16 "Пеня", имеется п. 16.5, регламентирующий ответст- венность банков. Согласно пп. 16.5.1 п. 16.5 ст. 16 за нарушение сроков зачис- ления налогов, сборов, (обязательных платежей) в бюджеты или госу- дарственные целевые фонды, установленных законодательством, по ви- не банка такой банк уплачивает пеню. При этом плательщик налогов и сборов освобождается от ответственности за несвоевременное или не- полное зачисление таких платежей в бюджеты и государственные целе- вые фонды, включая начисленную пеню и штрафные санкции. А согласно пп. 16.5.2 п. 16.5 ст. 16 днем представления в учреждения банков платежного поручения по всем видам налоговых платежей считается день его регистрации в этих учреждениях. Из всего этого можно было бы сделать вывод о том, что виновни- ком несвоевременного перечисления в бюджет денежных средств клиен- тов является банк "Украина". Однако согласно пп. 16.5.3 ст. 16 не считается нарушением сроков зачисления налогов и сборов (обяза- тельных платежей) по вине банка, если такое нарушение стало результатом регулирования Национальным банком Украины экономичес- ких нормативов такого банка, что приводит к нехватке свободного остатка денежных средств на таком корреспондентском счете для осуществления зачислений. Как раз такую ситуацию мы имеем на сегодняшний день с банком "Украина", у которого решением НБУ отозваны все лицензии на осуществление банковских операций и наз- начен ликвидатор. Исходя из приведенной аргументации, в полном соответствии с требованиями: - Закона Украины "О платежных системах и переводе денег в Украине"; - Закона Украины "О системе налогообложения"; - Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогопла- тельщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", - можно смело советовать клиентам банка "Украина" не поддаваться на предложения ГНА обратиться к ликвидатору банка с претензиями на возврат принятых и не перечисленных банком в бюджет денежных средств. У них на сегодняшний день уже нет налоговых обязательств перед бюджетом по принятым банком суммам платежей. Это у ГНА те- перь есть повод для общения с НБУ и ликвидатором банка "Украина" по вопросу возмещения налоговых платежей клиентов в бюджет. А налогоплательщики здесь совершенно ни при чем. {1} Имеется в виду ст. 12 Закона Украины "О системе налогообложе- ния от 25.06.91 г. № 1251-XII, в редакции Закона Украины от 18.02.97 г. № 77/97-ВР. (Ред.) ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" №34/01, стр. 50 [27.08.2001] Михаил Стрельников ------------------------------------------------------------------