Налогоплательщики и банк "Украина": кто виноват и что делать?

------------------------------------------------------------------

    На сегодняшний день перед большинством  клиентов банка "Украи-
на" встала большая проблема по расчетам с бюджетом. Банк "Украина"
вплоть до 16 июля 2001 года, то есть до  момента отзыва лицензий и
начала процедуры ликвидации в соответствии с письмом Национального
банка Украины от 15.07.2001 г. № 43-512/2578-4195, принимал плате-
жи клиентов, в том числе и платежи в бюджет. А вот перечислить все
принятые платежи в бюджет банк "Украина" не успел.
    Как следствие у клиентов банка на руках остались платежные до-
кументы с отметкой банка о принятии платежей и большие проблемы  в
общении с Государственной налоговой  администрацией,  которой  эти
платежи не поступили.  В связи с этим ГНА предлагает  плательщикам
обратится с претензией в ликвидационную комиссию банка  и  отказы-
вается учитывать их платежи в бюджет в  счет  погашения  налоговых
обязательств. Ситуация на сегодняшний день достаточно редко встре-
чающаяся, и большинство налогоплательщиков к ней просто не готовы.
    Однако, если взглянуть на проблему с точки зрения действующего
законодательства, все не так уж и плохо.
    Давайте, для начала, разберемся с самой операцией  банковского
перевода денежных средств.  На сегодняшний день порядок проведения
денежных переводов в пределах Украины и ответственность  субъектов
перевода  закреплены  законодательно  в  новом  Законе  Украины "О
платежных системах и переводе денег в Украине"  от  05.04.2001  г.
№ 2346-III ( 2346-14 ), вступившем в силу с 16.05.2001 г. (далее -
Закон).  Обратимся  к  обширному глоссарию,  содержащемуся в ст. 1
Закона  и  дающему определения  понятиям  "инициатор",  "расчетный
документ", "перевод денег" и "документ на перевод".
    Инициатор - лицо, которое на  законных  основаниях  инициирует
перевод денег путем формирования и представления  соответствующего
документа на перевод  или  использование  специального  платежного
средства.
    Расчетный документ - документ на перевод  денег,  который  ис-
пользуется для инициирования перевода со счета плательщика на счет
получателя.
    Перевод денег - движение определенной суммы денежных средств с
целью ее зачисления на счет получателя или выдачи ему  в  наличной
форме.
    Документ на перевод - электронный или бумажный документ, кото-
рый используется банками, их клиентами, клиринговыми,  эквайринго-
выми учреждениями - членами платежной системы для передачи поруче-
ний по переводу денег.
    Все эти термины понадобятся нам, чтобы разобраться  с  нормами
р. IV Закона,  регламентирующего  инициирование  перевода.  Ст. 22
Закона описывает инициирование перевода при помощи расчетных доку-
ментов.  Согласно п. 22.3 ст. 22 расчетные документы, за  исключе-
нием  платежного  требования-поручения, должны представляться ини-
циатором в банк, который его обслуживает, в нашем случае - в  банк
"Украина".
    А теперь, пожалуй, самое важное, что могут почерпнуть для себя
из норм этого  Закона  клиенты  банка "Украина". Согласно  п. 22.4
ст. 22 Закона при использовании расчетного документа инициирование
перевода считается завершенным с момента принятия  банком платель-
щика расчетного  документа  на  исполнение.  При этом банки должны
обеспечивать  фиксирование даты  принятия расчетного  документа на
исполнение.
    То есть с момента получения клиентом банка "Украина"  на  руки
расчетного документа с отметкой банка о принятии его  на  исполне-
ние, инициирование перевода считается завершенным и дальнейшая от-
ветственность за этот перевод ложится на банк.  И это  вполне  ес-
тественно, ведь согласно п. 22.9 ст.  22  Закона  банки  исполняют
расчетные документы в соответствии с очередностью их поступления и
исключительно в пределах остатка средств на счету плательщика.
    Таким образом, плательщик - клиент банка  после  получения  из
банка заверенных расчетных документов на перечисление  платежей  в
бюджет может на вполне законных основаниях считать свои  налоговые
обязательства перед бюджетом выполненными полностью.
    Но в ГНА обычно с легкостью отметают ссылки на законы, которые
не входят в свод законодательства о налогообложении.
    Что ж, давайте, теперь обратимся к этим законодательным актам.
В нашем случае следует  сначала обратить  внимание  на  содержание
п. 2 ст. 12 Закона Украины "О внесении изменений  в  Закон Украины
"О системе налогообложения"  от  17.12.98 г.  № 320-XIV ( 320-14 )
{1}.  В этом пункте четко указано,  что банки и другие  финансово-
кредитные  учреждения  исполняют поручения  плательщиков налогов и
сборов (обязательных платежей) на перечисление  налогов  и  сборов
(обязательных платежей) в Госбюджет Украины  и  местные  бюджеты в
установленные  законами Украины сроки.  И, как следует из названия
статьи 12  "Обязанности банков и других финансово-кредитных учреж-
дений", исполнение таких поручений плательщиков  -  прямая обязан-
ность банков.  Следовательно,  за невыполнение  надлежащим образом
своей  обязанности ответственность  перед бюджетом  несут банки, а
не плательщики.
    И наконец обратимся к нормам Закона Украины "О порядке погаше-
ния  обязательств  налогоплательщиков перед бюджетами и государст-
венными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ).
Здесь, в ст. 16 "Пеня", имеется п. 16.5, регламентирующий ответст-
венность банков.
    Согласно пп. 16.5.1 п. 16.5 ст. 16 за нарушение сроков  зачис-
ления налогов, сборов, (обязательных платежей) в бюджеты или госу-
дарственные целевые фонды, установленных законодательством, по ви-
не банка такой банк уплачивает пеню. При этом плательщик налогов и
сборов освобождается от ответственности за несвоевременное или не-
полное зачисление таких платежей в бюджеты и государственные целе-
вые фонды, включая начисленную пеню и штрафные санкции. А согласно
пп. 16.5.2 п. 16.5 ст. 16 днем представления в  учреждения  банков
платежного поручения по всем видам  налоговых  платежей  считается
день его регистрации в этих учреждениях.
    Из всего этого можно было бы сделать вывод о том, что виновни-
ком несвоевременного перечисления в бюджет денежных средств клиен-
тов является банк "Украина".  Однако согласно пп. 16.5.3 ст. 16 не
считается нарушением сроков зачисления налогов  и  сборов  (обяза-
тельных платежей)  по  вине  банка,  если  такое  нарушение  стало
результатом регулирования Национальным банком Украины  экономичес-
ких нормативов такого банка,  что приводит  к  нехватке свободного
остатка денежных средств  на  таком  корреспондентском  счете  для
осуществления  зачислений.  Как  раз  такую  ситуацию мы  имеем на
сегодняшний день  с  банком  "Украина",  у которого  решением  НБУ
отозваны все лицензии на осуществление  банковских операций и наз-
начен ликвидатор.
    Исходя из приведенной аргументации, в  полном  соответствии  с
требованиями:
    - Закона Украины "О платежных  системах  и  переводе  денег  в
Украине";
    - Закона Украины "О системе налогообложения";
    - Закона Украины "О порядке погашения обязательств  налогопла-
тельщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", -
    можно смело советовать клиентам банка "Украина" не поддаваться
на предложения ГНА обратиться к ликвидатору банка с претензиями на
возврат принятых и  не  перечисленных  банком  в  бюджет  денежных
средств.  У них на сегодняшний день уже нет налоговых обязательств
перед бюджетом по принятым банком суммам платежей.  Это у ГНА  те-
перь есть повод для общения с НБУ и ликвидатором  банка  "Украина"
по вопросу возмещения налоговых платежей клиентов в бюджет.
    А налогоплательщики здесь совершенно ни при чем.

{1} Имеется в виду ст. 12 Закона Украины "О системе  налогообложе-
    ния от 25.06.91 г. № 1251-XII,  в редакции  Закона  Украины от
    18.02.97 г. № 77/97-ВР. (Ред.)


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№34/01, стр. 50
[27.08.2001]
Михаил Стрельников

------------------------------------------------------------------