Если расходы не специфические, это еще не значит, что их нет вообще Источник комиссионных (и др.) расходов, понесенных в связи с продажей ЦБ, в налоговом учете ------------------------------------------------------------------ Бывает, что предприятию может понадобиться продать какие-ни- будь ЦБ - например, некоторые векселя и акции. А поскольку лицензии на профессиональную деятельность на рынке ЦБ (на торговлю ЦБ) у него нет, оно обращается к посреднику - допустим, коммерческому банку, имеющему такую лицензию, - с которым заключается, скажем, договор комиссии на продажу. Как в этой ситуации правильно отразить в налоговом учете комиссионные, уплаченные за продажу ЦБ банку! Вопрос этот актуален для многих предприятий. Причем проблема здесь возникает не только по комиссионным, но и по любым другим расходам, понесенным предприятием в связи с реализацией ЦБ. Дело в том, что в п. 7.6 Закона Прибыли ( 334/94-ВР ) {1}, регулирующем налогообложение операции по торговле ЦБ и деривативами, используется специфическое понятие "ценнобумажных" затрат. Определение его дано в п/п. 7.6.3: "Под термином "затраты" следует понимать сумму денежных средств или стоимость имущества, уплаченную (начисленную) плательщиком налога продавцу ценных бумаг и деривативов в качестве компенсации их стоимости. В состав затрат включается также сумма любой задолженности покупателя, возникающей в связи с таким приобретением". Как видим, законодатели почему-то не упомянули здесь о расходах предприятия, понесенных в связи с продажей ЦБ, - как будто таковых вообще в природе не существует. Упоминаются только расходы, понесенные в связи с "ценнобумажным" приобретением. Получается, что расходы на продажу (в нашем случае - комиссионные банка) при определении финансового результата от торговли ЦБ по п. 7.6 учитываться не могут! Говорить же о том, что сумма дохода от продажи ЦБ отражается в налоговом учете уже за вычетом расходов на продажу, представляется нам некорректным в свете п/п. 7.6.4 (где дано определение "ценнобумажных" доходов). Неудивительно, что у бухгалтеров тут возникли проблемы. Действительно, трудно понять, почему в п. 7.6 не упомянуты расходы, связанные с продажей ЦБ: то ли законодатели о них попросту запамятовали, то ли изначально было задумано, чтобы эти расходы не учитывались в налогообложении ЦБ-операций. Мы склоняемся ко второму предположению, в пользу которого свидетельствует механизм определения отдельно расчитываемого по торговле ЦБ финрезультата, описанный в п/п. 7.6.1: (финрезультат) = (доходы, полученные (начисленные) {2} от продажи ЦБ) - (затраты, понесенные (начисленные) в связи с приобретением ЦБ). Этот алгоритм хорошо соотносится с определением термина "затраты" из п/п. 7.6.3. Следовательно, ошибка (если это все-таки была ошибка) допущена сразу в двух подпунктах, что, на наш взгляд, маловероятно. Так что законодатели, похоже, сознательно не упомянули в п. 7.6 "продажные" расходы. В свете изложенного мы видим как минимум три варианта решения. Вариант первый, "фискальный". Его сторонники считают, что расходы, понесенные в связи с продажей ЦБ, вообще не учитываются для налогообложения, поскольку не упомянуты в специальном "ценнобумажном" п. 7.6. А коль скоро эти расходы по своей природе являются специальными "ценнобумажными", они не могут списываться и на "общие" валовые затраты, то есть уменьшать доходы от других хозяйственных операций плательщика. Приверженцы данного варианта указывают, что в определении термина "торговля ценными бумагами и деривативами" в п/п. 7.6.2 упомянуты "любые операции" по приобретению и продаже ЦБ. А поскольку, мол, уплата банку комиссионных - это одна из операций по продаже ЦБ, то комиссионным нет места ни в каких затратах - не только в "ценнобумажных" (из-за 7.6.3), но и в "общих" валовых. Следовательно, источник погашения таких расходов в налоговом учете - прибыль, оставшаяся после налогообложения. На наш взгляд, тезис о том, что оплата комиссионных услуг в данном случае вписывается в операции по продаже ЦБ, сам по себе весьма спорен. Кроме того, при описанном подходе искажается суть Закона, так как цель п. 7.6 - регулировать механизм налогообложения специфических "ценнобумажных" хозопераций, а не устанавливать, какие расходы включаются, а какие не включаются в "нормальные" валовые затраты. Так что для нас такой подход неприемлем, хотя самые ярые налоговики наверняка предпочтут именно его. Вариант второй, "духовный". Поклонники этого варианта полагают, что применительно к рассматриваемым расходам надо следовать не букве, а духу n. 7.6. По их мнению, понятие "затраты" из п/п. 7.6.3 следует толковать расширительно, включая в него и расходы, понесенные в связи с продажей ЦБ. Нам такой подход не слишком симпатичен, поскольку он исходит из предположения, что законодатели просто забыли о "продажных" расходах. Мы же, как было сказано выше, считаем более логичной версию о сознательном невключении депутатами таких расходов в п/п. 7.6.3. Вариант третий, "гуманный". Сторонники данного варианта соглашаются с тем, что для целей п. 7.6 расходы на продажу ЦБ действительно учитывать нельзя (как сознательно не упомянутые законодателем). Однако они обращают внимание на другое обстоятельство: в Законе нигде специально не оговорено, что эти расходы вообще не включаются в валовые затраты. Если бы авторы Закона и в самом деле желали оградить валовые затраты от подобных расходов, об этом было бы написано прямо. Ведь именно так они поступили с другими "табулированными" расходами (см., например, п. 5.3 Закона). Таким образом, рассматриваемые расходы, не попадая в "ценнобумажные" затраты по п. 7.6, включаются в "общие" валовые затраты в соответствии с п/п. 5.2.1 Закона и тем самым уменьшают валовой доход от обычных (не "ценнобумажных") операций. А специфичность "отдельноучитываемого" 7.6 на эти расходы не распространяется, что, кстати, вполне отвечает задачам этого пункта, о которых мы говорили выше. Как читатели, наверное, уже поняли, именно этот вариант мы считаем наиболее соответствующим действующему законодательству, особенно с учетом n. 5.10 Закона о Прибыли, запрещающего вводить дополнительные ограничения по отнесению расходов на валовые затраты. Между прочим, этот вариант - и самый выгодный для налогоплательщика, что позволяет в спорных ситуациях (если, например, налоговики потребуют отражать "продажные" расходы по первому или второму варианту) воспользоваться нормой п/п. 4.4.1 - о конфликте интересов - Закона № 2181-III ( 2181-14 ) (см. с. 4). В общем, выбор, как всегда, за вами. Но если дело дойдет до суда, то ваши шансы на выигрыш мы оцениваем достаточно высоко. Рассматривая данный вопрос, мы опирались исключительно на текст Закона о Прибыли и на логику, поскольку за четыре года существования действующей редакции Закона ни одна, простите за выражение, инстанция (включая ГНАУ и Комитет ВР по вопросам финансовой и банковской деятельности) не удосужилась издать по этому поводу хоть сколько-нибудь внятное разъяснение. Честно говоря, как-то не верится, что им такой вопрос не задавали (к нам, скажем, с подобными проблемами читатели обращались не раз). Мы знаем лишь одно сообщение на эту тему: консультацию "специалистов ГНАУ" (без подписи) в газете "Налоги и бухгалтерский учет" № 4/99 (см. также "Бухгалтер" № 23'99, с. 40), авторы которой попросту уклонились от прямого ответа. Пожалуй, оно и к лучшему. Зато не нафискалили. В свете норм п/п. 4.4.1 это лишний козырь в ваших руках. P. S. В свете изложенного хотелось бы коснуться еще одного нюанса. Перед предприятиями иногда встает вопрос о том, как оформить продажу ЦБ: договором купли-продажи или договором комиссии. Если при налогообложении ЦБ-операций придерживаться третьего "гуманного" варианта, то для предприятия, реализующего, например, векселя, выгоднее оформлять не куплю-продажу, а договор комиссии, поручения или другой аналогичный. При этом скидку, предоставляемую посреднику (например, банку), лучше проводить не как сумму дисконта, а как комиссионное вознаграждение (фактически равное сумме дисконта, о которой договорились стороны). Например, вместо договора купли-продажи векселя с дисконтом 20% (с дальнейшей продажей его банком с дисконтом 10%) выгоднее оформить договор комиссии на продажу векселя на сумму 90% от номинала и при этом оговорить вознаграждение комиссионеру в сумме 10% от номинала. А. П. {1} См. "Бухгалтер" № 19'2001, с. 56-57. {2} Хотя в п/п. 7.6.4, определяющем термин "доходы", слово "начисленные" отсутствует, мы считаем, что отражение доходов также и по начислению вытекает из текста п/п. 7.6.1, где речь идет о доходах, полученных (начисленных) плательщиком налога (подробнее об этой проблеме - см. "Бухгалтер" № 8'2000, с. 34-35). ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №24/01, стр. 14 [01.08.2001] Алексей Павленко Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------