Если расходы не специфические, это еще не значит,
                       что их нет вообще

     Источник комиссионных (и др.) расходов, понесенных
           в связи с продажей ЦБ, в налоговом учете

------------------------------------------------------------------

    Бывает, что предприятию  может понадобиться  продать какие-ни-
будь ЦБ  -  например,  некоторые  векселя  и  акции.  А  поскольку
лицензии на профессиональную деятельность на рынке ЦБ (на торговлю
ЦБ)   у   него  нет,  оно  обращается  к  посреднику  -  допустим,
коммерческому  банку,  имеющему  такую  лицензию,   -   с  которым
заключается, скажем, договор  комиссии  на  продажу.  Как  в  этой
ситуации  правильно  отразить  в  налоговом  учете   комиссионные,
уплаченные за продажу ЦБ банку!
    Вопрос этот актуален для многих предприятий.  Причем  проблема
здесь возникает не только по комиссионным, но и  по  любым  другим
расходам, понесенным предприятием в связи с реализацией ЦБ.
    Дело  в  том,  что   в   п. 7.6  Закона  Прибыли ( 334/94-ВР )
{1},  регулирующем  налогообложение  операции  по  торговле  ЦБ  и
деривативами, используется  специфическое  понятие "ценнобумажных"
затрат. Определение его дано в п/п. 7.6.3:

    "Под  термином  "затраты"  следует  понимать  сумму   денежных
    средств  или  стоимость  имущества,  уплаченную  (начисленную)
    плательщиком налога продавцу  ценных  бумаг  и  деривативов  в
    качестве компенсации их стоимости.
    В состав затрат включается  также  сумма  любой  задолженности
    покупателя, возникающей в связи с таким приобретением".

    Как  видим,  законодатели  почему-то  не  упомянули  здесь   о
расходах предприятия, понесенных в связи  с  продажей  ЦБ,  -  как
будто таковых вообще в природе не существует.  Упоминаются  только
расходы,  понесенные  в  связи  с  "ценнобумажным"  приобретением.
Получается, что расходы на продажу (в нашем случае -  комиссионные
банка) при определении  финансового результата  от  торговли ЦБ по
п. 7.6 учитываться не могут!
    Говорить же о том, что сумма дохода от продажи ЦБ отражается в
налоговом учете уже за вычетом расходов на продажу, представляется
нам  некорректным  в  свете  п/п.  7.6.4  (где  дано   определение
"ценнобумажных" доходов).
    Неудивительно, что у бухгалтеров тут возникли проблемы.
    Действительно, трудно понять, почему в  п.  7.6  не  упомянуты
расходы, связанные  с  продажей  ЦБ:  то  ли  законодатели  о  них
попросту запамятовали, то ли изначально было задумано,  чтобы  эти
расходы не учитывались в налогообложении ЦБ-операций.
    Мы склоняемся ко  второму  предположению,  в  пользу  которого
свидетельствует механизм определения  отдельно  расчитываемого  по
торговле ЦБ финрезультата, описанный в п/п. 7.6.1:

    (финрезультат)  =  (доходы,  полученные  (начисленные) {2}  от
    продажи ЦБ) - (затраты, понесенные  (начисленные)  в  связи  с
    приобретением ЦБ).

    Этот  алгоритм  хорошо   соотносится  с  определением  термина
"затраты" из п/п. 7.6.3. Следовательно, ошибка (если это  все-таки
была ошибка) допущена сразу в двух подпунктах, что, на наш взгляд,
маловероятно.  Так  что  законодатели,  похоже,  сознательно    не
упомянули в п. 7.6 "продажные" расходы.
    В свете изложенного мы видим как минимум три варианта решения.
    Вариант первый,  "фискальный".  Его  сторонники  считают,  что
расходы, понесенные в связи с продажей ЦБ, вообще  не  учитываются
для   налогообложения,  поскольку   не   упомянуты  в  специальном
"ценнобумажном" п. 7.6.  А коль скоро эти расходы по своей природе
являются специальными "ценнобумажными",  они не могут  списываться
и на "общие" валовые затраты, то есть уменьшать доходы  от  других
хозяйственных операций плательщика.
    Приверженцы данного  варианта  указывают,  что  в  определении
термина "торговля ценными бумагами и деривативами"  в  п/п.  7.6.2
упомянуты  "любые  операции"  по  приобретению  и  продаже  ЦБ.  А
поскольку, мол, уплата банку комиссионных - это одна  из  операций
по продаже ЦБ, то комиссионным нет места ни в каких затратах -  не
только в "ценнобумажных" (из-за 7.6.3), но и  в  "общих"  валовых.
Следовательно, источник погашения таких расходов в налоговом учете
- прибыль, оставшаяся после налогообложения.
    На наш взгляд, тезис о том, что оплата  комиссионных  услуг  в
данном случае вписывается в операции по продаже ЦБ,  сам  по  себе
весьма  спорен.  Кроме  того,  при  описанном  подходе  искажается
суть  Закона,  так  как  цель  п. 7.6   -   регулировать  механизм
налогообложения специфических "ценнобумажных"  хозопераций,  а  не
устанавливать, какие расходы включаются, а какие не  включаются  в
"нормальные" валовые затраты.
    Так что для нас  такой  подход  неприемлем,  хотя  самые  ярые
налоговики наверняка предпочтут именно его.
    Вариант  второй,  "духовный".  Поклонники    этого    варианта
полагают,  что  применительно  к  рассматриваемым  расходам   надо
следовать не букве, а духу n. 7.6. По их мнению, понятие "затраты"
из п/п. 7.6.3 следует толковать расширительно, включая  в  него  и
расходы, понесенные в связи с продажей ЦБ.  Нам  такой  подход  не
слишком симпатичен, поскольку он  исходит  из  предположения,  что
законодатели просто забыли о "продажных" расходах. Мы же, как было
сказано  выше,  считаем  более  логичной  версию  о   сознательном
невключении депутатами таких расходов в п/п. 7.6.3.
    Вариант  третий,  "гуманный".  Сторонники  данного    варианта
соглашаются с тем, что для целей  п. 7.6  расходы  на  продажу  ЦБ
действительно учитывать  нельзя  (как  сознательно  не  упомянутые
законодателем).   Однако   они   обращают  внимание    на   другое
обстоятельство: в Законе нигде специально не  оговорено,  что  эти
расходы вообще не включаются в валовые  затраты.  Если  бы  авторы
Закона и в самом деле желали оградить валовые затраты от  подобных
расходов, об этом было бы написано  прямо.  Ведь  именно  так  они
поступили  с  другими  "табулированными" расходами (см., например,
п. 5.3 Закона).
    Таким  образом,  рассматриваемые  расходы,  не    попадая    в
"ценнобумажные" затраты по п. 7.6, включаются  в  "общие"  валовые
затраты в соответствии с п/п. 5.2.1 Закона и тем  самым  уменьшают
валовой  доход  от  обычных  (не  "ценнобумажных")  операций.    А
специфичность  "отдельноучитываемого"  7.6  на  эти  расходы    не
распространяется,  что,  кстати,  вполне  отвечает  задачам  этого
пункта, о которых мы говорили выше.
    Как читатели, наверное, уже поняли,  именно  этот  вариант  мы
считаем наиболее  соответствующим  действующему  законодательству,
особенно с учетом n. 5.10 Закона о Прибыли,  запрещающего  вводить
дополнительные  ограничения  по  отнесению  расходов  на   валовые
затраты.  Между прочим,  этот  вариант  -  и  самый  выгодный  для
налогоплательщика,  что  позволяет  в  спорных  ситуациях   (если,
например, налоговики потребуют  отражать  "продажные"  расходы  по
первому или второму варианту) воспользоваться нормой п/п. 4.4.1  -
о конфликте интересов - Закона № 2181-III ( 2181-14 ) (см. с. 4).
    В общем, выбор, как всегда, за вами.  Но если дело  дойдет  до
суда, то ваши шансы на выигрыш мы оцениваем достаточно высоко.
    Рассматривая данный  вопрос,  мы  опирались  исключительно  на
текст Закона о Прибыли  и  на  логику, поскольку  за  четыре  года
существования действующей редакции Закона  ни  одна,  простите  за
выражение, инстанция  (включая  ГНАУ  и  Комитет  ВР  по  вопросам
финансовой и банковской деятельности)  не  удосужилась  издать  по
этому  поводу  хоть  сколько-нибудь  внятное  разъяснение.  Честно
говоря, как-то не верится, что им такой вопрос не задавали (к нам,
скажем, с подобными проблемами читатели  обращались  не  раз).  Мы
знаем лишь одно сообщение на эту тему: консультацию  "специалистов
ГНАУ" (без подписи) в газете "Налоги и бухгалтерский учет"  № 4/99
(см. также "Бухгалтер" № 23'99, с. 40),  авторы  которой  попросту
уклонились от прямого ответа.  Пожалуй, оно и к лучшему.  Зато  не
нафискалили.  В свете норм п/п. 4.4.1  это лишний козырь  в  ваших
руках.

    P. S.  В свете изложенного хотелось бы  коснуться  еще  одного
нюанса. Перед  предприятиями  иногда  встает  вопрос  о  том,  как
оформить  продажу   ЦБ:  договором   купли-продажи  или  договором
комиссии.  Если  при  налогообложении  ЦБ-операций  придерживаться
третьего "гуманного" варианта, то для  предприятия,  реализующего,
например, векселя, выгоднее оформлять не куплю-продажу, а  договор
комиссии, поручения или другой аналогичный.
    При этом скидку, предоставляемую посреднику (например, банку),
лучше  проводить  не  как  сумму  дисконта,  а  как   комиссионное
вознаграждение  (фактически  равное  сумме  дисконта,  о   которой
договорились стороны).  Например,  вместо  договора  купли-продажи
векселя  с  дисконтом  20%  (с дальнейшей продажей  его  банком  с
дисконтом 10%)  выгоднее  оформить  договор  комиссии  на  продажу
векселя  на  сумму  90%  от  номинала  и  при    этом    оговорить
вознаграждение комиссионеру в сумме 10% от номинала.
                                                             А. П.
{1} См. "Бухгалтер" № 19'2001, с. 56-57.
{2} Хотя  в  п/п.  7.6.4,  определяющем   термин  "доходы",  слово
    "начисленные" отсутствует, мы считаем, что  отражение  доходов
    также и по начислению вытекает из текста п/п. 7.6.1,  где речь
    идет  о  доходах, полученных (начисленных) плательщиком налога
    (подробнее  об  этой  проблеме   -   см. "Бухгалтер" № 8'2000,
    с. 34-35).


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№24/01, стр. 14
[01.08.2001]
Алексей Павленко
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------