О денежной оценке земли ------------------------------------------------------------------ Как известно, в настоящее время в Украине активно проводится реформа земельных отношений. Одним из ее элементов является рефор- мирование механизмов взимания платы (налога) за землю, размер которой ставится в прямую зависимость от размера денежной оценки земельного участка. ГНИ на местах все чаще напоминают налогопла- тельщикам о необходимости провести денежную оценку земельных участков, владельцами или пользователями которых они являются. Это связано с тем, что Постановлением ВР Украины от 16.07.99 г. № 999-XIV "О продлении срока проведения денежной оценки земель насе- ленных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения" ( 999-14 ) установлен срок завершения денежной оценки соответст- вующих земель - 1 января 2002 г. Зачем нужна денежная оценка земли? В приложении к Указу Президента Украины от 30.05.2001 г. № 372/2001 "Об основных направлениях земельной реформы в Украине на 2001 - 2005 годы" ( 372/2001 ) как одно из плановых мероприятий указано завершение денежной оценки земель населенных пунктов и земель несельскохозяйственного назначения за их пределами (отме- тим, что денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения уже завершена). В этом же документе указывается на необходимость усовершенствования нормативной базы, касающейся денежной оценки земли и проведения земельно-кадастровых работ. В действующем Земельном кодексе Украины от 18.12.90 г. № 561-ХII ( 561-12 ), с изменениями и дополнениями, определение денежной оценки земли или какие-либо упоминания о ней отсутствуют. Интересующее нас определение содержится в Законе Украины от 03.07.92 г. № 2535-ХII "О плате за землю" ( 2535-12 ) (далее - Закон о плате за землю), с изменениями и дополнениями. Денежная оценка земли определяется в ст. 1 этого Закона как капитализиро- ванный рентный доход с земельного участка. Согласно ст. 23 Закона о плате за землю денежная оценка земельного участка проводится Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам согласно методике, утвержденной КМУ. Денежная оценка земельного участка ежегодно по состоянию на 1 января уточняется на коэффициент индек- сации, порядок проведения которой утверждается КМУ. Согласно ст. 24 Закона о плате за землю денежная оценка земли используется для экономического регулирования земельных отношений при заключении гражданско-правовых соглашений, предусмотренных законодательством Украины. Размером денежной оценки земельного участка определяется сумма налога на землю, которую налогоплательщик должен перечислять в бюджет. Нормами ст. 6 и 7 Закона о плате за землю установлен различный порядок расчета земельного налога для оцененных и неоце- ненных земель в части определения ставок налога. Если денежная оценка земельного участка не установлена, то для расчета налога применяются средние ставки, размер которых приведен в части второй ст. 7 Закона о плате за землю. Согласно четвертой части этой же статьи ставки налога на земельные участки (за исключением сельско- хозяйственных угодий) дифференцируют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, исходя из средних ставок налога. Если денежная оценка земельного участка установлена, то сог- ласно положениям ст. 7 Закона о плате за землю определяются в размере одного процента от их денежной оценки (за исключением земельных участков, указанных в частях пятой - десятой ст. 7 и части второй ст. 6 Закона о плате за землю). Как видим, существующая в настоящий момент законодательная и нормативная база "дает возможность" платить налог на землю как в случае, если денежная оценка земельных участков установлена, так и в случае, когда она не установлена. И все же по причинам, приве- денным в начале данной публикации, не следует откладывать проведе- ние денежной оценки земель. Как установить денежную оценку земельных участков? Повторим, что ст. 23 Закона о плате за землю устанавливает, что денежная оценка земельного участка проводится Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам согласно методике, ут- вержденной КМУ. На практике оценочные работы выполняются проектными организа- циями, с которыми Госкомзем заключил договор на право проведения работ по денежной оценке земельных участков. Работы по денежной оценке земли являются платными, расценки на них определяются при- казом Госкомзема Украины ( z0579-01 ) от 15.06.2001 г. № 97/298/ 124 "Об утверждении размеров оплаты земельно-кадастровых работ и услуг". Следует обратиться в региональное отделение Госкомзема и полу- чить информацию об организациях, уполномоченных выполнять работы по денежной оценке земельных участков. Затем с одной из таких организаций заключается договор, предусматривающий проведение де- нежной оценки земельных участков и занесение данных о ней в Государственный земельный кадастр Украины. Для проведения оценки организация-оценщик потребует от заказ- чика справку-перечень земельных участков с указанием их функцио- нального использования приблизительно следующей формы: Довiдка про перелiк земельних дiлянок замовника та їх функцiональне використання Назва пiдприємства _______________________________ Юридична адреса __________________________________ ЗКПО _____________________________________________ |---|----------|--------|------------|-------------|-------------| | № |Мiсцезна- |Назва |№, дата |Площа дiлянки|Функцiональне| |з/п|ходження |земель- |документа |декларована, |використання | | |земельної |ної |на право |кв.м | | | |дiлянки |дiлянки |користуван- | | | | | | |ня земельною| | | | | | |дiлянкою | | | |---|----------|--------|------------|-------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |---|----------|--------|------------|-------------|-------------| |...| | | | | | |---|----------|--------|------------|-------------|-------------| |...| | | | | | |---|----------|--------|------------|-------------|-------------| |...| | | | | | |---|----------|--------|------------|-------------|-------------| М. П. Прiзвище, iм'я, по батьковi Пiдпис Телефон Керiвник Головний бухгалтер Вiдповiдальний виконавець Напоминаем, что документом, предоставляющим право на использо- вание земельного участка, является Государственный акт на право владения или пользования землей или решение местного Совета народ- ных депутатов об отводе земли. Номер и дата этого документа указы- ваются в колонке 4. Копия акта или решения может быть затребована оценщиком. Кроме того, декларированная площадь каждого земельного участка, указываемая в колонке 5, должна подтверждаться Актом инвентаризации земельного участка, который также потребуется оцен- щику. По окончании процедуры денежной оценки земельных участков дан- ные о денежной оценке каждого из них вносятся в Государственный земельный кадастр Украины. Налогоплательщик получает на руки справку о денежной оценке каждого земельного участка для предъяв- ления в государственную налоговую инспекцию. Именно на основании этой справки, которая содержит данные о регистрации права собст- венности или землепользования, адрес и площадь земельного участка, размер его денежной оценки, налогоплательщик самостоятельно рас- считывает налог на землю и предоставляет расчет в ГНИ. Что день грядущий нам готовит? Что же нового в вопросах денежной оценки и земельного налога может внести новый Земельный кодекс, который был принят ВР Украины в первом чтении и пока что отклонен во втором. Статья 186 законоп- роекта содержит пять основных положений, касающихся денежной оценки земельных участков. 1. Денежная оценка земельных участков определяется на рентной основе с учетом количественных и качественных характеристик участ- ка, его правового режима, земельных улучшений, естественных и экономических условий, вида экономической деятельности и местона- хождения земельного участка. 2. В зависимости от назначения и порядка проведения денежная оценка земельных участков может быть нормативной и экспертной. 3. Нормативная денежная оценка земель используется для опреде- ления размера земельного налога, арендной платы за землю, опреде- ления потерь сельскохозяйственных и лесных угодий и экономического стимулирования национального использования и охраны земель. 4. Экспертная денежная оценка используется при осуществлении гражданско-правовых соглашений относительно земельных участков. 5. Денежная оценка земельных участков проводится специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов по методике, утверждаемой Кабинетом Министров Украины. Как следует из п. 2, в отличие от норм действующего Закона о плате за землю, денежная оценка земельных участков в зависимости от назначения и порядка подразделяется на нормативную и эксперт- ную. Для определения размера земельного налога, арендной платы за землю используется нормативная денежная оценка. Экспертная денеж- ная оценка используется при осуществлении гражданско-правовых соглашений относительно земельных участков. Естественно, в целях налогообложения плательщика в первую очередь будет интересовать нормативная денежная оценка земельных участков. Основные положения относительно земельного налога содержатся в ст. 195 законопроекта. Согласно п. 2 этой статьи размер земельного налога устанавливается в процентах к нормативной денежной оценке земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной деятельности. Таким образом, проектом нового Земельного кодекса иного подхода к расчету земельного налога, кроме как на основании денежной оценки земли, не предусмотрено. Но это ожидает нас в будущем, возможно даже ближайшем, а сейчас мы рекомендуем тем плательщикам налога на землю, которые еще не оценили свои земли, не откладывать проведение денежной оценки земельных участков и завершить ее до конца текущего года. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" № 69-70/01, стр. 50 [30.08.2001] Ю. Цыганок экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------