Ни картин, ни лягушек: и это *****???

               Снова о связи с хоздеятельностью

------------------------------------------------------------------

    Есть еще в Украине предприятия, которые искренне считают,  что
в ситуации, когда у них возникают сомнения  в  "валовозатратности"
неких расходов, нужно обращаться с запросом в ГНАУ (или, скажем, в
областную ГНА).
    Поверьте нам, эти действия совершенно избыточны. Ответ из ГНАУ
будет,  разумеется,  отрицательным*  Логика  тут  простая:    кто,
спрашивается, больше заинтересован в валовых  затратах  -  вы  или
ГНАУ? И раз уж в затратности сомневаетесь даже вы...
    Ну, допустим, получите вы этот  ответ.  Так  ведь  решение  не
относить расходы на  валовые  затраты  вы  можете  принять  и  без
разрешения налоговой. Никто препятствовать не будет.
    Если же вы, несмотря на "плохой"  ответ  из  ГНАУ,  все  равно
собираетесь отнести расходы на валовые затраты, то  зачем  спраши-
вать?  Этим вы только ухудшите свое положение.  Ведь отрицательный
ответ  резко  увеличивает  опасность  влипнуть  в "уголовку".  При
отсутствии ответа вы всегда можете заявить, будто о неправомернос-
ти своих  действий  даже не догадывались.  Однако это  утверждение
будет гораздо менее убедительным, если перед принятием решения  вы
получили негативную консультацию из ГНАУ.
    В конце концов, если вам не жалко  себя,  подумайте  о  других
налогоплательщиках.  Ведь их инспектора тоже читают  газеты,  куда
вполне может попасть и консультация, адресованная  вам.  Прочитает
инспектор пару таких разъяснений -  глядишь,  и  сложился  у  него
определенный стереотип.
    Вот вам свежий пример. Любознательное руководство одной гости-
ницы  решило выяснить, можно ли включить в валовые затраты расходы
на приобретение аквариумов и картин.
    Налоговый консультант - работник ГНА в  г. Киеве ответила так.
Гостиничная услуга - это деятельность предприятия по  предоставле-
нию  потребителю  места  для  кратковременного  проживания.  Кроме
того, администрация  имеет  право  предоставлять  гражданам  по их
желанию дополнительные услуги за плату. Предоставление гостиничных
и дополнительных услуг является хозяйственной деятельностью гости-
ницы. Расходы на приобретение материальных ценностей, не связанные
с ведением хозяйственной деятельности, на валовые затраты не отно-
сятся.
    Отметим высокую квалификацию  налогового  консультанта:  ответ
она сформулировала внешне правильно  и  строго  в  рамках  закона.
Понятно ведь, что на затраты не относятся расходы, не связанные  с
хоздеятельностью. Другое дело, что в сочетании с вопросом создает-
ся однозначное впечатление, будто расходы на аквариум и картины  с
хоздеятельностью предприятия не связаны и на затраты не идут  {2}.
Но ведь прямо это не сказано, а за впечатления налоговый  консуль-
тант не отвечает, не правда ли?
    Логика ответа  такова:  зачем,  мол,  гостинице  аквариум  или
картины? Ни в одном нормативном документе требование об  обеспече-
нии гостиницы аквариумами не предусмотрено. Тем не менее гостиница
может заслужить право на затраты, если будет предоставлять  прожи-
вающим гражданам дополнительные  платные  услуги  -  например,  по
просмотру картин в коридоре или ловле лягушек в аквариуме.
    Нездоровая сущность подобного подхода вскрывалась еще в  "Бух-
галтере"  № 18'98 на с. 10, где  была  опубликована  информация  о
"сумском эксперименте".  Напоминаем его суть:  сумские  инспектора
засомневались в том, что  мебель  является  производственными  ОФ;
проверяемые тут же вынесли из помещений все столы-стулья-шкафы,  и
проверка закончилась  в пустой комнате - отчеты  лежали  на  полу.
Тогда проверяющих удалось убедить.
    Гостинице повезло, конечно,  меньше.  Ведь  выносом  аквариума
закаленных налоговиков не испугаешь. Однако гостиничная ситуация с
точки  зрения  закона  идентична  той  сумской.  Закон  О  Прибыли
построен таким образом, что однозначно запрещает или  ограничивает
определенные  статьи  расходов  (п.  5.3-5.8)  ( 283/97-ВР ).  Все 
остальное, если оно связано  с хозяйственной  деятельностью  пред-
приятия, может относиться  в состав валовых затрат или амортизиро-
вать  (в  отношении  амортизации  исключения  установлены  в  п/п. 
8.1.4).  При  этом  хочется напомнить консультанту,  что в  Законе  
нет  принципа  "спартанских  условий" (дескать,  на  затраты можно 
относить только то, без чего хоздеятельность предприятия объектив-
но невозможна).
    Исходя  из  Законов  "О предпринимательстве"  ( 698-12 )  и "О 
предприятиях в Украине" ( 887-12 ) {3} предприятие  вправе  самос-
тоятельно  принимать решения, касающиеся его  жизнедеятельности, в 
том числе решения о том, какие предметы необходимы для эффективно-
го  осуществления  предпринимательской  деятельности {4}.  То есть  
потребность в  том  или  ином  предмете и связь его с  хоздеятель-
ностью  устанавливает  руководитель  предприятия, а  не  налоговый 
инспектор. Обязанность руководителя - лишь обосновать, в чем такая 
связь состоит.  Вопрос же о целесообразности  принятого им решения  
вообще не стоит - налоговик  не  вправе оценивать  степень потреб-
ности  предприятия  в  том  или  ином  предмете.  Он  может только  
проверить,  действительно  ли данный предмет используется так, как 
заявлено.
    Например, офисная мебель может  быть  дешевой,  а  может  быть
дорогой, может быть мягкой итальянской, а может быть отечественной
из нестроганых досок. Предприятие может использовать в своем офисе
кондиционер и пылесос, а может сэкономить и дышать в  жару  пылью.
Удивительно,  но  иногда  приходится  доказывать,  что  в  третьем
тысячелетии  кондиционер -  это  не  роскошь,  а  обычное  офисное
средство {5} и  что  в кондиционируемом  помещении  люди  работают
лучше, в результате чего хоздеятельность развивается успешней.
    Телевизор - цветной, японский - нужен, чтобы слушать  экономи-
ческие  новости  и  смотреть  в  рабочее  время  любимую  передачу
"Казна".
    Если же говорить об аквариуме и  картинах,  то  кроме  функций
эстетического воспитания трудового коллектива  и  создания  благо-
приятного  психологического климата они выполняют  так  называемую
представительскую  функцию.  То  есть  символизируют  определенный
уровень успешности бизнеса и свидетельствуют о  солидности  фирмы,
что  немаловажно, например, при  ведении  переговоров  с  деловыми
партнерами.  Все это формирует имидж предприятия (как,  скажем,  и
автомобиль представительского класса  -  ведь  сложно  представить
себе директора Харцызского трубного завода, приехавшего на перего-
воры  с РАО "Газпром"  на  служебном  "запорожце"). Встречают, как
известно, по одежке.
    В общем, нечего провоцировать налоговиков на фискальные  отве-
ты. Пусть лучше борются с теневой экономикой.





{1} Нет, конечно, бывают и исключения.  Но чудо надо  заслужить  -
    просто так оно не приходит.

{2} Мы здесь не обсуждаем вопрос  о  том,  что  такое  аквариум  и
    картины - ОФ, МБП  или МНМА.  В  данном  случае  для  нас  это
    несущественно.  Спор идет вокруг влияния  на  налогооблагаемую
    прибыль расходов на приобретение подобных предметов в  принци-
    пе.  А каким способом это влияние осуществляется - через вало-
    вые затраты или через амортизацию - вопрос второстепенный.

{3} Оба Закона - см. в "Бухгалтере" № 16'2001 на с. 45-62.

{4} Эффективность - вообще штука субъективная. Недаром же говорят:
    что русскому здорово, то немцу - смерть...

{5} Наверное, в ГНАУ кондиционеры тоже есть.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 25/01, стр. 50
[01.09.2001]
Станислав Погребняк

------------------------------------------------------------------