Ни картин, ни лягушек: и это *****??? Снова о связи с хоздеятельностью ------------------------------------------------------------------ Есть еще в Украине предприятия, которые искренне считают, что в ситуации, когда у них возникают сомнения в "валовозатратности" неких расходов, нужно обращаться с запросом в ГНАУ (или, скажем, в областную ГНА). Поверьте нам, эти действия совершенно избыточны. Ответ из ГНАУ будет, разумеется, отрицательным* Логика тут простая: кто, спрашивается, больше заинтересован в валовых затратах - вы или ГНАУ? И раз уж в затратности сомневаетесь даже вы... Ну, допустим, получите вы этот ответ. Так ведь решение не относить расходы на валовые затраты вы можете принять и без разрешения налоговой. Никто препятствовать не будет. Если же вы, несмотря на "плохой" ответ из ГНАУ, все равно собираетесь отнести расходы на валовые затраты, то зачем спраши- вать? Этим вы только ухудшите свое положение. Ведь отрицательный ответ резко увеличивает опасность влипнуть в "уголовку". При отсутствии ответа вы всегда можете заявить, будто о неправомернос- ти своих действий даже не догадывались. Однако это утверждение будет гораздо менее убедительным, если перед принятием решения вы получили негативную консультацию из ГНАУ. В конце концов, если вам не жалко себя, подумайте о других налогоплательщиках. Ведь их инспектора тоже читают газеты, куда вполне может попасть и консультация, адресованная вам. Прочитает инспектор пару таких разъяснений - глядишь, и сложился у него определенный стереотип. Вот вам свежий пример. Любознательное руководство одной гости- ницы решило выяснить, можно ли включить в валовые затраты расходы на приобретение аквариумов и картин. Налоговый консультант - работник ГНА в г. Киеве ответила так. Гостиничная услуга - это деятельность предприятия по предоставле- нию потребителю места для кратковременного проживания. Кроме того, администрация имеет право предоставлять гражданам по их желанию дополнительные услуги за плату. Предоставление гостиничных и дополнительных услуг является хозяйственной деятельностью гости- ницы. Расходы на приобретение материальных ценностей, не связанные с ведением хозяйственной деятельности, на валовые затраты не отно- сятся. Отметим высокую квалификацию налогового консультанта: ответ она сформулировала внешне правильно и строго в рамках закона. Понятно ведь, что на затраты не относятся расходы, не связанные с хоздеятельностью. Другое дело, что в сочетании с вопросом создает- ся однозначное впечатление, будто расходы на аквариум и картины с хоздеятельностью предприятия не связаны и на затраты не идут {2}. Но ведь прямо это не сказано, а за впечатления налоговый консуль- тант не отвечает, не правда ли? Логика ответа такова: зачем, мол, гостинице аквариум или картины? Ни в одном нормативном документе требование об обеспече- нии гостиницы аквариумами не предусмотрено. Тем не менее гостиница может заслужить право на затраты, если будет предоставлять прожи- вающим гражданам дополнительные платные услуги - например, по просмотру картин в коридоре или ловле лягушек в аквариуме. Нездоровая сущность подобного подхода вскрывалась еще в "Бух- галтере" № 18'98 на с. 10, где была опубликована информация о "сумском эксперименте". Напоминаем его суть: сумские инспектора засомневались в том, что мебель является производственными ОФ; проверяемые тут же вынесли из помещений все столы-стулья-шкафы, и проверка закончилась в пустой комнате - отчеты лежали на полу. Тогда проверяющих удалось убедить. Гостинице повезло, конечно, меньше. Ведь выносом аквариума закаленных налоговиков не испугаешь. Однако гостиничная ситуация с точки зрения закона идентична той сумской. Закон О Прибыли построен таким образом, что однозначно запрещает или ограничивает определенные статьи расходов (п. 5.3-5.8) ( 283/97-ВР ). Все остальное, если оно связано с хозяйственной деятельностью пред- приятия, может относиться в состав валовых затрат или амортизиро- вать (в отношении амортизации исключения установлены в п/п. 8.1.4). При этом хочется напомнить консультанту, что в Законе нет принципа "спартанских условий" (дескать, на затраты можно относить только то, без чего хоздеятельность предприятия объектив- но невозможна). Исходя из Законов "О предпринимательстве" ( 698-12 ) и "О предприятиях в Украине" ( 887-12 ) {3} предприятие вправе самос- тоятельно принимать решения, касающиеся его жизнедеятельности, в том числе решения о том, какие предметы необходимы для эффективно- го осуществления предпринимательской деятельности {4}. То есть потребность в том или ином предмете и связь его с хоздеятель- ностью устанавливает руководитель предприятия, а не налоговый инспектор. Обязанность руководителя - лишь обосновать, в чем такая связь состоит. Вопрос же о целесообразности принятого им решения вообще не стоит - налоговик не вправе оценивать степень потреб- ности предприятия в том или ином предмете. Он может только проверить, действительно ли данный предмет используется так, как заявлено. Например, офисная мебель может быть дешевой, а может быть дорогой, может быть мягкой итальянской, а может быть отечественной из нестроганых досок. Предприятие может использовать в своем офисе кондиционер и пылесос, а может сэкономить и дышать в жару пылью. Удивительно, но иногда приходится доказывать, что в третьем тысячелетии кондиционер - это не роскошь, а обычное офисное средство {5} и что в кондиционируемом помещении люди работают лучше, в результате чего хоздеятельность развивается успешней. Телевизор - цветной, японский - нужен, чтобы слушать экономи- ческие новости и смотреть в рабочее время любимую передачу "Казна". Если же говорить об аквариуме и картинах, то кроме функций эстетического воспитания трудового коллектива и создания благо- приятного психологического климата они выполняют так называемую представительскую функцию. То есть символизируют определенный уровень успешности бизнеса и свидетельствуют о солидности фирмы, что немаловажно, например, при ведении переговоров с деловыми партнерами. Все это формирует имидж предприятия (как, скажем, и автомобиль представительского класса - ведь сложно представить себе директора Харцызского трубного завода, приехавшего на перего- воры с РАО "Газпром" на служебном "запорожце"). Встречают, как известно, по одежке. В общем, нечего провоцировать налоговиков на фискальные отве- ты. Пусть лучше борются с теневой экономикой. {1} Нет, конечно, бывают и исключения. Но чудо надо заслужить - просто так оно не приходит. {2} Мы здесь не обсуждаем вопрос о том, что такое аквариум и картины - ОФ, МБП или МНМА. В данном случае для нас это несущественно. Спор идет вокруг влияния на налогооблагаемую прибыль расходов на приобретение подобных предметов в принци- пе. А каким способом это влияние осуществляется - через вало- вые затраты или через амортизацию - вопрос второстепенный. {3} Оба Закона - см. в "Бухгалтере" № 16'2001 на с. 45-62. {4} Эффективность - вообще штука субъективная. Недаром же говорят: что русскому здорово, то немцу - смерть... {5} Наверное, в ГНАУ кондиционеры тоже есть. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 25/01, стр. 50 [01.09.2001] Станислав Погребняк ------------------------------------------------------------------