Налоговый учет МБП на предприятии с юридической точки зрения - а существует ли проблема? ------------------------------------------------------------------ До настоящего времени в бухгалтерской прессе не утихают жаркие дискуссии о том, как правильно предприятию оприходовать, учесть и списать так называемые малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в налоговом учете. Причем речь идет именно о налоговом учете, так как в бухгалтерском учете нормы П(С)БУ 7 ( z0288-00 ) и П(С)БУ 9 ( z0751-99 ) дают предприятиям достаточно широкие возможности в выборе учетной политики в этом вопросе. Давайте попытаемся взглянуть на проблемы налогового учета у предприятия малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) с точки зрения правовых норм. Для этого вначале обратимся к той единственной норме, которая до февраля 2000 года регулировала оприходование, учет и списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Речь идет о подпункте 8.2.1 п. 8.2 ст. 8 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее - Закон), в соответствии с которым: "Под термином "основные фонды" следует понимать материальные ценности, используемые в хозяйственной деятельности плательщика налога в течение периода, который не превышает 365 календарных дней с даты ввода в эксплуатацию таких материальных ценностей, и стоимость которых постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом. Эта статья не регулирует порядок отнесения на расходы производства (обращения) плательщика налога расходов на приобретение материальных ценностей, отнесенных согласно решению Кабинета Министров Украины к категории малоценных и быстроизнашивающихся предметов". Теперь давайте вникнем в юридический смысл данной нормы. Во-первых, в Законе дано четкое указание на то, что его нормы вообще не регулируют отнесение материальных ценностей у налогоплательщика к МБП. То есть утверждения о том, что к МБП необходимо относить все предметы, имеющие срок использования не более 365 календарных дней, с юридической точки зрения неверно. С юридической точки зрения с таким же успехом к вопросу МБП можно попробовать привязать любую другую статью Закона. Во-вторых, единственным юридически легитимным документом, ограничивающим самостоятельность предпринимателей в вопросе с МБП, на который содержится отсылочная норма в Законе, является решение Кабинета Министров Украины. В данном случае речь идет о постановлении Кабинета Министров Украины № 250 ( 250-93-п ) от 03.04.93 г., которым утверждено положение об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине. Пунктом 47 данного положения и регулировалось отнесение материальных активов к категории малоценных и быстроизнашивающихся. Это постановление утратило силу согласно перечню утративших силу постановлений Кабинета Министров Украины, имеющемуся в постановлении Кабмина "Об утверждении порядка предоставления финансовой отчетности" № 419 ( 419-2000-п ) от 28.02.2000 г. Поскольку в Законе имеется ссылка только на действующее решение Кабмина и не закреплена норма, согласно которой именно Кабинет Министров должен определять порядок отнесения на расходы налогоплательщика МБП, можно прийти к юридически обоснованному выводу о том, что с момента отмены того решения Кабинета Министров, к которому отсылал нас Закон, налогоплательщик имеет право самостоятельно определять порядок отнесения на расходы МБП. Причем, совсем не обязательно ограничивать себя временными рамками в 365 дней. Конечно, такой порядок должен быть соответствующим образом разработан и утвержден приказом по предприятию. При этом предприятие руководствуется действующим на сегодняшний день налоговым законодательством и правовой нормой, позволяющей предпринимать действия, напрямую не запрещенные законами. При таком юридическом подходе к проблеме МБП не легитимным является и письмо ГНАУ "Об отражении в налоговом учете расходов на приобретение малоценных предметов" № 286/7/15-1117 ( v0286225-01 ) от 12.01.2001 года, так как оно содержит временные ограничения в 365 дней при отнесении материальных ценностей к МБП. Как мы уже выяснили, такое ограничение на сегодняшний день не правомерно. Конечно, разрабатывать и применять на предприятии вышеизложенные юридические нормы, следует имея высококвалифицированную юридическую службу или сотрудничая с квалифицированными аудиторами, так как доказать нашим налоговым органам юридические нормы, как правило, совсем непросто. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71 №36/01, стр. 38 [21.09.2001] М. Стрельников ------------------------------------------------------------------