Налоговый учет МБП на предприятии с юридической
             точки зрения - а существует ли проблема?

------------------------------------------------------------------

    До настоящего времени в бухгалтерской прессе не утихают жаркие
дискуссии о том, как правильно предприятию оприходовать, учесть  и
списать так называемые малоценные и быстроизнашивающиеся  предметы
в налоговом учете.  Причем речь идет именно о налоговом учете, так
как  в  бухгалтерском учете нормы П(С)БУ 7 ( z0288-00 ) и П(С)БУ 9
( z0751-99 ) дают предприятиям достаточно  широкие  возможности  в
выборе учетной политики в этом вопросе.
    Давайте попытаемся взглянуть на проблемы  налогового  учета  у
предприятия малоценных и быстроизнашивающихся  предметов  (МБП)  с
точки зрения правовых норм.
    Для этого вначале обратимся к той единственной норме,  которая
до февраля 2000 года регулировала оприходование, учет  и  списание
малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Речь идет о подпункте
8.2.1  п. 8.2  ст. 8  Закона  Украины  "О  налогообложении прибыли
предприятий"  от  22.05.97 г.  №  283/97-ВР  (далее  -  Закон),  в
соответствии с которым:

    "Под термином "основные фонды" следует  понимать  материальные
    ценности,   используемые    в    хозяйственной    деятельности
    плательщика  налога  в  течение периода,  который не превышает
    365  календарных  дней  с  даты  ввода  в  эксплуатацию  таких
    материальных  ценностей,  и  стоимость   которых    постепенно
    уменьшается в связи с физическим или моральным износом.
    Эта  статья  не  регулирует   порядок   отнесения  на  расходы
    производства  (обращения)  плательщика   налога  расходов   на
    приобретение  материальных  ценностей,  отнесенных    согласно
    решению Кабинета Министров Украины к  категории  малоценных  и
    быстроизнашивающихся предметов".

    Теперь  давайте  вникнем  в  юридический смысл  данной  нормы.
Во-первых, в Законе дано четкое указание  на  то,  что  его  нормы
вообще  не  регулируют  отнесение   материальных    ценностей    у
налогоплательщика к МБП.  То есть утверждения о  том,  что  к  МБП
необходимо относить все предметы, имеющие  срок  использования  не
более 365 календарных дней, с юридической точки зрения неверно.  С
юридической точки зрения с таким же успехом к  вопросу  МБП  можно
попробовать  привязать  любую  другую  статью  Закона.  Во-вторых,
единственным  юридически  легитимным  документом,   ограничивающим
самостоятельность предпринимателей в вопросе  с  МБП,  на  который
содержится отсылочная норма в Законе,  является  решение  Кабинета
Министров Украины.  В данном  случае  речь  идет  о  постановлении
Кабинета  Министров  Украины № 250 ( 250-93-п )  от  03.04.93  г.,
которым  утверждено  положение   об   организации   бухгалтерского
учета  и  отчетности  в  Украине.  Пунктом 47 данного  положения и
регулировалось  отнесение   материальных   активов   к   категории
малоценных  и  быстроизнашивающихся.  Это  постановление  утратило
силу  согласно  перечню  утративших  силу  постановлений  Кабинета
Министров  Украины,   имеющемуся   в   постановлении  Кабмина  "Об
утверждении  порядка предоставления  финансовой  отчетности" № 419
( 419-2000-п ) от 28.02.2000 г.
    Поскольку  в  Законе  имеется  ссылка  только  на  действующее
решение Кабмина и не закреплена  норма,  согласно  которой  именно
Кабинет Министров должен определять порядок отнесения  на  расходы
налогоплательщика МБП, можно  прийти  к  юридически  обоснованному
выводу  о  том,  что  с  момента  отмены  того  решения   Кабинета
Министров,  к  которому отсылал нас Закон, налогоплательщик  имеет
право самостоятельно определять порядок отнесения на расходы  МБП.
Причем, совсем не обязательно ограничивать себя временными рамками
в 365 дней.
    Конечно, такой порядок  должен  быть  соответствующим  образом
разработан  и  утвержден  приказом  по  предприятию.   При    этом
предприятие  руководствуется  действующим   на   сегодняшний  день
налоговым   законодательством   и   правовой   нормой, позволяющей
предпринимать действия, напрямую не запрещенные законами.
    При таком юридическом подходе  к  проблеме МБП  не  легитимным
является и письмо ГНАУ "Об отражении в налоговом учете расходов на
приобретение малоценных предметов" № 286/7/15-1117 ( v0286225-01 )
от 12.01.2001 года, так как оно содержит временные  ограничения  в
365 дней при отнесении материальных ценностей к МБП.  Как  мы  уже
выяснили, такое ограничение на сегодняшний день не правомерно.
    Конечно,    разрабатывать    и    применять   на   предприятии
вышеизложенные    юридические    нормы,        следует        имея
высококвалифицированную   юридическую  службу  или  сотрудничая  с
квалифицированными аудиторами, так как  доказать  нашим  налоговым
органам юридические нормы, как правило, совсем непросто.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71
№36/01, стр. 38
[21.09.2001]
М. Стрельников

------------------------------------------------------------------