"Мобильник": приобретение, учет, проблемы ------------------------------------------------------------------ "Мобилизация" нашего общества уже идет полным ходом: сотовый телефон перестал быть предметом роскоши и превратился в обычное средство связи. Вопрос покупки аппарата и подключения к оператору волнует сегодня многих. При покупке "мобильника" у предприятия возникают следующие виды расходов: 1) приобретение аппарата; 2) его подключение и предоставление номера (или приобретение стартового пакета, в который входят смарт-карта, ваучер (пластиковая карта с уникальным кодом, хранящимся под защитным покрытием, которая применяется для текущей оплаты услуг связи) на некоторую сумму, руководство пользователя); 3) абонентская плата; 4) повременная плата за внутрисотовую и международную связь; 5) получение дополнительных платных услуг, которые предлагаются операторами: - внешний роуминг - услуга, позволяющая автоматически регистрировать пользовательский терминал в сети другого оператора, - переадресация вызова, - ожидание вызова, - конференц-связь, - автоматическое определение номера, - детализация счета (распечатка всех звонков, совершенных абонентом за отчетный период с указанием номера, длительности и стоимости разговора); - прием и передача коротких текстовых сообщений, - голосовая почта и т. п. 6) ремонт аппарата, а также замена компонентов (элементов питания); Кроме того, пользователи сотовых телефонов в соответствии с п. 10 ст. 1 и п. 9 ст. 2 Закона о пенсионном сборе ( 400/97-ВР ) уплачивают операторам сбор на обязательное государственное пенсионное страхование со стоимости услуг сотовой мобильной связи. Приобретение телефона Предприятие может выбрать два варианта приобретения: 1 - в специализированном магазине или просто привезти из-за границы, т.е. без подключения к сети. Предположим, что в нашем случае аппарат приобретен в магазине; 2 - у оператора - предприятия, которое предоставляет услуги сотовой мобильной связи. Во время такого приобретения сотовый телефон, как правило, одновременно подключается к сети сотовой связи. Бухгалтерский учет Для правильного отражения в бухгалтерском учете приобретения аппарата необходимо учитывать требования ПБУ 7 "Основные средства" ( z0288-00 ). Пунктом 4 ПБУ 7 определено, что основные средства - это материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам либо для осуществления административных и социально-культурных функций. Ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) основных средств более одного года (или операционного цикла, если он более года). В соответствии с п. 8 ПБУ 7 первоначальная стоимость объекта основных средств состоит из следующих расходов: - сумм, уплачиваемых поставщикам активов (без учета непрямых налогов); - регистрационных сборов, государственной пошлины и аналогичных платежей, которые осуществляются в связи с приобретением основных средств; - сумм непрямых налогов в связи с приобретением (если они не возмещаются предприятию); - других расходов, непосредственно связанных с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях (в т. ч. расходов на подключение). Но прежде чем бухгалтер отразит стоимость телефонного аппарата в составе основных средств на основании акта ввода в эксплуатацию, необходимо отразить расходы по его приобретению на счете учета капитальных инвестиций. В случае приобретения телефона в магазине в составе капитальных инвестиций (субсчет 152 "Приобретение основных средств") отражается только стоимость аппарата. Если "мобильник" приобретен у оператора, то в составе капитальных инвестиций отражается сумма расходов на приобретение аппарата и стоимость подключения. В ПБУ отсутствует стоимостной критерий оценки материальных активов, определяющий границу между основными средствами и малоценными необоротными материальными активами, поэтому стоимость "мобильника" после ввода в эксплуатацию в любом случае необходимо учитывать в составе основных средств. Стоимостный предел (установленный в приказе об учетной политике) может применяться при выборе бухгалтерского счета для учета "мобильника" - 109 "Прочие основные средства" или 112 "Малоценные необоротные материальные активы" (сальдо по которым в Балансе отражается в стр. 030-032 в составе основных средств). Налоговый учет Что касается налогового учета, то в соответствии с пп. 8.2.2 ст. 8 Закона о прибыли ( 334/94-ВР ) "мобильник" относится к группе 2 основных фондов. На сумму расходов, связанных с его приобретением, увеличивается балансовая стоимость группы 2 с последующим начислением амортизации по ставке 6,25% за квартал. Если первоначальная стоимость "мобильника" оказалась ниже стоимостного предела отнесения к основным средствам, и он отнесен к МНМА {1}, то порядок начисления "налоговой" амортизации выглядит дотаточно неоднозначно. С одной стороны, определение основных фондов, приведенное в ст. 8 Закона о прибыли, полностью соответствует определению МНМА, приведенному в Инструкции о применении Плана счетов, то есть никаких особенностей начисления амортизации на стоимость МНМА быть не может (при начислении амортизации необходимо руководствоваться ст. 8 Закона о прибыли). С другой стороны, нельзя не обратить внимание на письмо ГНАУ от 12.01.2001 г. № 286/7/15-1117 ( v0286225-01 ), основная мысль которого заключается в том, что в налоговом учете расходы на приобретение МНМА учитываются как расходы на приобретение материальных активов по правилам, установленным пп. 5.2.1 п. 5.2 и п. 5.9 ст. 5 Закона о прибыли. А именно: расходы на приобретение МНМА включаются в состав валовых расходов с дальнейшим участием их стоимости в расчете прироста (убыли) ТМЦ. Такая логика коренным образом противоречит Закону о прибыли, поэтому автор не рекомендует руководствоваться этим письмом на практике. При рассмотрении вопроса отнесения расходов по подключению "мобильника" на валовые расходы существуют две точки зрения. С одной стороны, в соответствии с п. 8.4.1 Закона о прибыли балансовая стоимость группы увеличивается на стоимость других расходов, понесенных в связи с таким приобретением, но практически предприятие может в любой момент поменять оператора сотовой связи, так что нелогично расходы на подключение каждый раз включать в стоимость "мобильника". С другой стороны, при подключении "мобильника" и присвоении номера, оператор сотовой связи предоставляет обычную услугу, не создавая при этом никакого нематериального актива и не продавая предоставленные ему на правах пользования линии связи. Просто за определенное вознаграждение он разрешает ими пользоваться. Расходы на покупку стартового пакета, карточки (чипа) можно включать в состав валовых расходов на основании пп. 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закона о прибыли как расходы, связанные с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг). Что касается налога на добавленную стоимость, то отметим следующее. В соответствии с пп. 7.4.1 ст. 7 Закона о НДС ( 168/97-ВР ) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные (начисленные) плательщиком налога в отчетном периоде в связи с приобретением основных средств, подлежащих амортизации, включаются в состав налогового кредита такого отчетного периода, независимо от сроков ввода в эксплуатацию объекта основных средств. То есть предприятие имеет право на увеличение налогового кредита по НДС по "правилу первого события" при наличии налоговой накладной. В случае если предприятие - покупатель "мобильника" не является плательщиком НДС, то уплаченные суммы налога не относятся к налоговому кредиту, а включаются в состав балансовой стоимости группы 2. Ремонт "мобильника" Расходы на ремонт "мобильника" учитываются в общем порядке, предусмотренном для основных средств, а именно: если стоимость расходов на ремонт всех основных средств составляет меньше 5% балансовой стоимости групп основных средств на начало отчетного года, то такие расходы включаются в валовые расходы в полном объеме. А если стоимость расходов на ремонт превышает указанный норматив, то сумма превышения 5% увеличивает балансовую стоимость группы 2 и подлежит дальнейшей амортизации. Абонентская плата Законом о прибыли никаких ограничений на включение в состав валовых расходов стоимости услуг мобильной связи не установлено, но письмом ГНАУ от 08.05.2001 г. № 3324/6/22-3216 ( v3324225-01 ) разъясняется, что услуги мобильной связи и роуминга могут быть включены в состав валовых расходов только в случае, если они используются исключительно в целях, соответствующих определению хозяйственной деятельности, при наличии соответствующих документов, подтверждающих эти расходы и использование сотовой связи и роуминга исключительно в производственных целях. Поэтому рекомендуем до проверки предприятия контролирующими органами иметь приказ, в котором определить, что приобретение мобильного сотового телефона - острая необходимость для предприятия (отдаленность объектов, разъездной характер труда и т.п.) и что это средство связи должно использоваться исключительно для осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, необходимо иметь договор о предоставлении услуг мобильной связи и роуминга и расшифровку счета за необходимый период времени. Но при использовании пластиковой карточки расшифровки переговоров не будет. Поэтому в данном случае можно порекомендовать организовать учет использования пластиковой карточки на основе внутренних документов по аналогии с использованием проездных билетов на проезд в городском транспорте. При этом порядок и направление использования "мобильника" (лица, имеющие право пользования им, темы переговоров и т. п.), обеспеченного стартовым пакетом, могут устанавливаться приказом по предприятию. В бухгалтерском и налоговом учете операции по приобретению и использованию пластиковой карточки будут отражены следующим образом: ---+-------------------------+---------------+-------+------------ № | Содержание операции | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый п/п| | учет | грн. | учет | |---------------| |------------ | | Д-т | К-т | | ВД | ВР ---+-------------------------+---------------+-------+------------ 1 | Перечислена предоплата | 371 | 311 | 378 | - | 318 | за пластиковую карточку | | | {2} | | ---+-------------------------+---------------+-------+------------ 2 | Отражен НДС |641/НДС| 644 | 60 | | | | | | | | | | | | | | ---+-------------------------+---------------+-------+------------ 3 | Получена пластиковая | 39 | 631 | 318 | - | - | карточка | 644 | 631 | 60 | | ---+-------------------------+---------------+-------+------------ 4 | Закрыт аванс | 631 | 371 | 378 | | ---+-------------------------+---------------+-------+------------ 5 | Списаны расходы отчетно-| 91-94 | 39 | 106 | | | го периода (на основании| | | | | | документов, подтверждаю-| | | | | | щих связь с производст- | | | | | | венной деятельностью) | | | | | ------------------------------------------------------------------ Расходы на использование услуг мобильной связи относятся к валовым расходам предприятия-абонента в полном объеме по первому событию, то есть в момент уплаты, или по дате подписания акта приема-передачи работ, который составляется между оператором и пользователем услугами связи. В акте отражается стоимость услуг, предоставленных за определенный период (как правило, за месяц). Учитывая особенности оплаты услуг сотовой связи, а именно осуществление ее путем внесения авансовых платежей, заметим, что предприятия включают стоимость еще не полученных услуг связи в состав валовых расходов на дату осуществления такой оплаты. Услуги предоставляются оператором только при наличии остатка средств на лицевом счете абонента, а при достижении определенного договором минимума такого остатка, пользование телефоном автоматически прекращается. Иногда операторы устанавливают минимальную сумму авансового платежа, которая лишь рекомендуется на следующий период, а блокирование телефона осуществляется при достижении остатком на счете нулевого значения (или близкой к нулю сумме). Наличие только расчетного документа, который предоставляет абоненту оператор сотовой связи и который отражает время переговоров и номер адресата, а также стоимость разговора (услуга по так называемой "детализации счета"), не является документом, подтверждающим связь указанных расходов с хозяйственной деятельностью предприятия. В этом случае можно порекомендовать составлять оформленные приказом руководителя предприятия перечни номеров телефонов, разговоры по которым, осуществленные сотрудниками предприятия, касаются непосредственно хозяйственной деятельности, и документов, составленных лицами, ведущими переговоры, касающихся цели их осуществления и др. Подтверждением связи с хозяйственной деятельностью междугородних и международных переговоров является наличие деловых связей с адресатом, подтвержденных договором (или каким-либо другим документом, который устанавливает гражданско-правовые отношения или намерения установить такие отношения с адресантом: протокол о намерениях, договор о сотрудничестве и организации взаимоотношений, сопроводительное письмо с проектом договора и т.п.) В случае осуществления переговоров, не связанных с хозяйственной деятельностью или не подтвержденных документально, при предварительном включении затрат в валовые расходы предприятие будет вынуждено при получении счета (составлении акта приема-передачи услуг) уменьшить на соответствующие суммы валовые расходы. Соответственно, предприятие будет вынуждено уменьшить сумму ранее начисленного налогового кредита с отражением в строке 16 декларации по НДС (со знаком " - " ) с обязательным составлением приложения 2 к такой декларации. Как альтернативный вариант можно предложить приобретение стартового пакета, в который входит пластиковая карта. При этом предприятие уплачивает абонентную плату, а все разговоры (или только входные звонки) не тарифицируются, то есть предоставляются бесплатно. Для обоснованности отнесения к валовым расходам абонентской платы, которая фактически и будет единым платежом за пользование мобильной связью, будет достаточно подтверждения связи с хозяйственной деятельностью хотя бы одного звонка, поскольку размер расходов практически не будет зависеть от их количества. Перечень сокращенных обозначений нормативных документов, использованных в данной консультации: 1. Закон о прибыли - Закон Украины " О налогообложении прибыли предприятий" от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями. 2. Закон о НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР с изменениями и дополнениями. 3. Закон о пенсионном сборе - Закон Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" от 26.06.97 г. № 400/97-ВР с изменениями и дополнениями. 4. ПБУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 "Основные средства", утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92. {1} МНМА - малоценные необоротные материальные активы. {2} В т. ч. 18 грн. - сбор в Пенсионный фонд (300 х 6%), в платежных документах выделяется отдельной строкой. ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" №38/01, стр. 45 [24.09.2001] Наталья Бугай Аудитор АФ "ГлавБух-Аудит" ------------------------------------------------------------------