Предпринимателям - с наличностью проще ------------------------------------------------------------------ Операции с наличностью граждан-предпринимателей, как и аналогичные операции юридических лиц и их обособленных подразделений, регулируются Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине (далее - Положение) и Инструкцией об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины (далее - Инструкция), утвержденными постановлениями Правления НБУ от 19.02.2001 г. № 72 и № 69 ( z0216-01 ) {1} соответственно. В то же время работа граждан-предпринимателей с наличностью отличается большей степенью свободы в сравнении с предприятиями. Давайте подробнее разберемся в этих особенностях сквозь призму возможных штрафных санкций, установленных Указом Президента от 12.06.95 г. № 436/95 ( 436/95 ) (с изменениями; далее - Указ, см. "Бухгалтер" № 27(0)'2001, с. 6-7) {2}. 1. Счет Прежде всего отметим, что предприниматели не обязаны иметь счет в учреждениях банка. В случае отсутствия банковского счета все расчеты наличными осуществляются ими, минуя банковские учреждения, а следовательно, действие Инструкции (регулирующей работу именно учреждений банков) на них не распространяется. Значит, и те предусмотренные Указом штрафные санкции, которые связаны с нарушением порядка работы с банками, к ним тогда применены быть не могут. Если же гражданин-предприниматель имеет банковский счет, то под некоторые ограничения Инструкции он все же подпадает, хотя эти нормы применительно к таким клиентам намного либеральнее в сравнении с предприятиями. 2. Касса Еще одним принципиальным моментом, определяющим особенности регулирования наличного обращения физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, является неприменимость по отношению к ним термина "касса". Напомним, что и в Инструкции (см., например, п. 4.2 и 4.4), и в Положении (п. 1.2, 4.1 и др.) применяется термин "касса предприятия", причем под предприятиями согласно п. 1.1 Положения понимаются "юридические лица (кроме учреждений банков и предприятий почтовой связи) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их обособленные подразделения, представительства иностранных организаций и фирм, осуществляющие предпринимательскую деятельность". В связи с отсутствием кассы у граждан-предпринимателей на них не может быть распространено одно из основных ограничений в сфере наличного обращения - установление лимита остатка наличности на конец рабочего дня (п. 4.14 Инструкции). Как следствие этого, отсутствуют и основания для применения к указанным лицам санкции за нарушение такого лимита в размере двукратной суммы выявленной сверхлимитной наличности за каждый день согласно абз. 2 ст. 1 Указа (данная норма весьма важна и в аспекте связанных с ней санкций за другие нарушения в сфере регулирования наличного обращения). Так что заявку-расчет на установление лимита наличности предпринимателям подавать не нужно и какой-либо ответственности за ее непредставление (которая обычно устанавливается коммерческими банками в договорах на расчетно-кассовое обслуживание в соответствии с частью второй п. 4.5 Инструкции и п. 2.8 Положения) они не несут, хотя с 1 сентября заявка-расчет является неотъемлемой частью договора на расчетно-кассовое обслуживание. 3. Сдача в банк Следующим направлением регулирования наличного обращения является установление учреждениями банков сроков и порядка сдачи наличной выручки в кассу банка (п. 4.2, 4.3 Инструкции). Причем в самих этих нормах заложено определенное несоответствие. Так, в части второй п. 4.2 прямо говорится о том, что "сдача наличной выручки осуществляется предприятиями (предпринимателями)", а в части первой этого же пункта указано, что "наличная выручка, поступившая в кассы предприятий, должна сдаваться ими в учреждения банков для зачисления на их текущие счета". При этом сроки сдачи наличной выручки (п. 4.3) регламентированы тоже только для предприятий. Есть еще одно несоответствие: на этот раз между процитированной выше частью второй п. 4.2 Инструкции и п. 2.9 Положения, который также устанавливает порядок сдачи наличной выручки, но только для предприятий, а предприниматели в нем вообще не упоминаются. Но если даже исходить из предположения, что сдача наличной выручки обязательна и для всех предпринимателей, то соответствующее "нарушение" не будет иметь для них никаких финансовых последствий, поскольку лимит остатка наличности на конец рабочего дня для граждан-предпринимателей не устанавливается, а значит, санкция за сверхлимитную наличность к ним не может быть применена. Кроме того, что касается предпринимателей, имеющих счета в учреждениях банков, то согласно п. 4.2 и 4.3 Инструкции сроки сдачи наличности, да и сама обязательность сдачи ее в банк на них не распространяются. Но если они все же сдают наличную выручку в банк, то делать это следует в соответствии с установленным порядком (то есть самостоятельно в дневные или вечерние кассы банков, через инкассаторов, Государственную службу охраны при МВД Украины или предприятия почтовой связи). 4. Сумма платежа Определенную специфику для граждан-предпринимателей имеет ограничение по сумме платежа наличными. Напомним, что часть первая п. 2.3 Положения гласит: "Сумма наличного расчета одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) не должна превышать трех тысяч гривень в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам. Платежи сверх установленной предельной суммы производятся исключительно в безналичном порядке. Количество предприятий (предпринимателей), с которыми производятся расчеты, в течение дня не ограничивается". Проанализируем эту норму Положения: - ограничение затрагивает расчеты между двумя партнерами, причем граждане-предприниматели могут выступать как одной, так и другой стороной таких расчетов. Разумеется, оно не касается операций по получению наличных средств в учреждениях банков и расчетов с гражданами, не зарегистрированными в качестве субъектов предпринимательской деятельности; - пунктом 2.3 Положения запрещены расчеты наличными в сумме, превышающей 3 тыс. грн., то есть выплата наличности в сумме ровно три тысячи грн. в день или менее нарушением не является; - время, в течение которого действует ограничение по размеру платежа наличными, установлено "в размере" одного дня, поэтому при необходимости уплаты наличными суммы свыше трех тысяч грн. оплата может быть произведена несколькими платежами, то есть за несколько дней; - количество наличных платежей между одними и теми же партнерами не имеет значения - ограничена только общая сумма таких расчетов в течение дня; - ограничение по оплате за товары, приобретенные на производственные (хозяйственные) нужды за счет средств, полученных по корпоративным карточкам (это уже часть вторая п. 2.3 Положения), касается только предприятий и на граждан-предпринимателей не распространяется. В Положении, в отличие от ранее действовавшего Порядка ведения кассовых операций в национальной валюте в Украине, предусмотрено несколько исключений из этого правила, то есть ситуаций, когда превышение предельной суммы наличного платежа как предпринимателями, так и предприятиями нарушением не является. К таким ситуациям относятся осуществление расчетов с бюджетами и государственными целевыми фондами, добровольных пожертвований, благотворительной помощи, расчетов за потребленную электроэнергию, использование средств, выданных на командировку, а также изъятие наличности органами государственной налоговой службы. Несмотря на категоричный тон процитированного ограничения из п. 2.3 Положения, какая-либо специальная санкция за его нарушение в Указе отсутствует. Ответственность за такое нарушение установлена только частью пятой п. 2.3 Положения, согласно которой "в случае осуществления предприятиями наличных расчетов с другими предприятиями (предпринимателями) сверх установленной предельной суммы денежные средства в размере превышения установленной суммы расчетно прибавляются к фактическим остаткам наличности в кассе на конец дня плательщика наличности разово в день осуществления данной операции с последующим сравнением полученной расчетной суммы с утвержденным лимитом кассы". Данная норма фактически освобождает от ответственности граждан-предпринимателей, поскольку расчетное увеличение остатка наличности осуществляется у того партнера, который производит наличный платеж, а предприниматели в приведенной цитате упоминаются только в качестве получателей платежа. Кроме того, как уже указывалось, лимит остатка наличности в кассе предприятия с предпринимателями никак не связан. Следовательно, хотя осуществление предпринимателем наличных расчетов с другими предпринимателями или предприятиями в сумме более 3000 грн. за день и будет рассматриваться как нарушение, никакие штрафные санкции за такое нарушение ему не грозят. 5. Целевое использование Специфика регулирования операций с наличностью, осуществляемых гражданами-предпринимателями, проявляется также и в сфере контроля за ее целевым использованием. Напомним, что согласно абзацу 7 части первой ст. 1 Указа размер штрафной санкции за использование полученных в учреждении банка наличных средств не по целевому назначению соответствует размеру израсходованной наличности. Основанием для применения этой штрафной санкции к гражданам-предпринимателям является п. 2.13 Положения, в соответствии с которым "предприятия (предприниматели), имеющие текущие счета в учреждениях банков, получают наличность с этих счетов по денежному чеку (с четкой формулировкой сути операций, которая будет осуществляться) в пределах имеющихся средств и расходуют ее исключительно на цели, определенные в денежном чеке и не противоречащие действующему законодательству Украины". Таким образом, данная санкция может быть применена только к тем предпринимателям, которые имеют счета в учреждениях банков, в ситуациях, когда они тратят наличность, полученную из банка. Согласно новой редакции п. 4. 18 Инструкции целевое назначение наличности, получаемой предприятиями (предпринимателями) со своих текущих счетов, должно отмечаться ими в денежном чеке - опять же с четкой формулировкой сути операций, которые будут осуществляться. Но учреждения банков начиная с 01.09.2001 г. уже не вправе затребовать документы, подтверждающие соответствие фактически понесенных в наличной форме затрат целям, на которые такая наличность была получена. Они лишь обязаны идентифицировать клиентов, осуществляющих значительные - в эквиваленте более 10,0 тыс. евро - и/или сомнительные операции, сообщая об этом соответствующим органам согласно законодательству, регулирующему вопросы борьбы с организованной преступностью. Кроме того, из текста п. 2.13 Положения исключена норма о том, что предприятия (предприниматели) "могут представлять" (в действовавшем ранее Порядке ведения кассовых операций в национальной валюте в Украине было еще более категорично: "должны представлять") копии расчетных документов, подтверждающих экономическую обоснованность операций с наличными. Очевидная либеральность внесенных изменений обусловлена, по-видимому, тем, что коммерческие банки исключены теперь из перечня контролирующих органов. В то же время право проверки соблюдения порядка ведения операций с наличностью по-прежнему имеют органы государственной налоговой службы, контрольно-ревизионной службы, МВД и финансовые органы. Вместе с тем в тексте Положения (п/п. 5.5.4) осталась норма о том, что нарушением целевого использования наличности также считаются "случаи фактического использования предприятием (предпринимателем) полученной в банке наличности по целевому назначению, но без представления подтверждающих документов". Поэтому документальное подтверждение направлений фактического расходования наличности остается по-прежнему актуальным. В отношении юридических лиц, которые обязаны вести бухгалтерский учет и отражать все операции на основании первичных документов, проблем обычно не возникает (если, конечно, такой учет ведется). Несколько сложнее ситуация с гражданами-предпринимателями. Согласно Декрету КМУ "О подоходном налоге с граждан" {3} (ст. 13) им разрешено при отсутствии подтверждающих документов вести учет расходов по нормам, установленным налоговым ведомством (приложение № 6 к Инструкции о подоходном налоге с граждан {4}). Граждане-предприниматели, уплачивающие подоходный налог в фиксированном размере (ст. 14 Декрета), а также осуществляющие деятельность с приобретением специального торгового патента (п. 5 ст. 7 Закона от 23.03.96 г. № 98/96-ВР "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" {5}), вообще освобождены от обязательного ведения учета доходов и расходов по соответствующей деятельности. Кроме того, на практике учет расходов по нормам ведут и частные предприниматели - плательщики единого налога (хоть для налогового учета нормы им и не нужны). То есть в описанных ситуациях граждане-предприниматели в соответствии с налоговым законодательством могут не иметь соответствующих документов, подтверждающих целевое использование наличных средств. Следует заметить, что при "жестком" подходе применение финансовой санкции вполне возможно, поскольку нормативно-правовые акты НБУ имеют в этом вопросе явный приоритет перед налоговым законодательством. Поэтому мы бы рекомендовали всем гражданам-предпринимателям, имеющим банковские счета (независимо от избранного ими способа налогообложения), во избежание возможных неприятностей запастись первичными документами, подтверждающими направления фактического использования полученной в банке наличности. Вместе с тем упомянутым предпринимателям в решении данного вопроса может помочь универсальное средство, заключающееся в том, что в денежном чеке в графе "цели расходов" можно указывать "чистый доход предпринимателя" (или "часть чистого дохода"), что так же, как и получение средств на оплату труда, освобождает их от необходимости документального подтверждения целевого использования полученной в банке наличности. 6. Расчеты с работниками В сфере организации расчетов с наемными работниками граждане-предприниматели тоже имеют перед предприятиями явные преимущества. Во-первых, ограничение по расходованию наличности из выручки на оплату труда при наличии налогового долга (п. 2.12 Положения) теперь распространяется исключительно на предприятия (в ранее действовавшем Порядке ведения кассовых операций в национальной валюте в Украине речь шла и о предприятиях, и о предпринимателях). Иными словами, санкция за выплату заработной платы из выручки в размере израсходованных средств (абзац 4 части первой ст. 1 Указа) к физическим лицам - субъектам предпринимательской деятельности в настоящее время применяться уже не может. Дело в том, что ст. 1 Указа устанавливает санкции за нарушение норм обращения наличности, регламентированных НБУ, а Нацбанк запрет на расходование выручки на заработную плату адресовал только предприятиям. Следовательно, только к ним (но не к предпринимателям) может быть применена соответствующая санкция. Хотя исходя из опыта всё же не рекомендуем предпринимателям излишне своим положением злоупотреблять. Во-вторых, на граждан-предпринимателей не распространяются ограничения по срокам возврата и представления отчетности за расходование полученной под отчет наличности, а также по выдаче наличности под отчет при отсутствии полного отчета конкретного подотчетного лица за ранее полученные суммы. Дело в том, что п. 2.15 Положения распространяется исключительно на предприятия, поскольку он определяет, что выдача наличности под отчет производится из касс предприятий, а авансовые отчеты должны представляться подотчетными лицами в бухгалтерию предприятия. Поскольку ни кассы, ни бухгалтерии предприниматели не имеют, да и сами они ни разу не упомянуты в п. 2.15 Положения, оснований для применения к ним штрафных санкций за соответствующие нарушения на основании абзаца 5 части первой ст. 1 Указа нет. 7. Календарь зарплат И еще один момент, на который следует обратить внимание. Согласно п. 4.21 и 4.22 Инструкции учреждения банков выплачивают клиентам наличные средства на заработную плату наемных работников в соответствии с календарем выдачи заработной платы. Эта норма касается тоже лишь предприятий, поэтому граждане-предприниматели не обязаны представлять такой календарь и вправе снимать со своего счета наличность на выплату заработной платы наемным работникам в любое время, но при условии письменного или устного предупреждения учреждения банка о необходимой сумме средств в банкнотах и разменной монете (часть вторая п. 2.13 Положения). 8. Оприходование Требования действующих нормативных актов в вопросе оприходования и документального оформления наличности гражданами-предпринимателями тоже существенно отличаются от соответствующих требований, предъявляемых к предприятиям. Прежде всего подчеркнем: в соответствии с п. 2.2 Положения "предприниматели осуществляют учет операций с наличностью в книге учета доходов и расходов, форма и порядок заполнения которой установлены Государственной налоговой администрацией Украины". Иными словами, сам факт оприходования наличности отражается соответствующей записью в книге учета доходов и расходов, форма которой приведена в приложении № 10 к Инструкции о подоходном налоге с граждан. Однако наиболее жесткая из предусмотренных Указом штрафных санкций - за неоприходование или неполное оприходование наличности (в пятикратном размере суммы неоприходованной наличности) - к предпринимателям, по нашему мнению, применена быть не может, поскольку в тексте Указа говорится о неоприходовании (неполном оприходовании) наличности именно в кассах. Кстати, и сам термин "оприходование" в понимании п. 1 Положения тоже означает учет наличности в кассе предприятия на полную сумму. Заметим, что санкция за нарушение порядка ведения кассовой книги также не может быть применена к гражданам-предпринимателям, поскольку требование п. 2.2 Положения относится только к предприятиям. Все перечисленные штрафные санкции согласно Указу применяются в размерах, действующих на день завершения проверок или на день получения налоговыми органами представлений государственной контрольно-ревизионной службы, финансовых органов и органов МВД Украины. 9. Админштрафы При этом не следует забывать, что нарушение порядка осуществления операций с наличностью гражданами-предпринимателями чревато не только штрафными санкциями, установленными Указом, но и административными штрафами. В Кодексе Украины об административных правонарушениях ( 80731-10 ) две статьи касаются админштрафов за нарушения гражданами-предпринимателями норм наличного обращения. Во-первых, в соответствии с частями третьей и четвертой ст. 155 КоАП невыдача "гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, осуществляющими расчеты с потребителями за реализацию товаров, выполнение работ, предоставление услуг, в том числе по обмену валюты, гражданам-потребителям кассового или товарного чека, квитанции или другого письменного документа, удостоверяющего факт покупки товара, выполнение работы, предоставление услуги", влечет наложение административного штрафа в размере пяти, а повторно {6} - десяти необлагаемых минимумов. Во-вторых, в случае "сокрытия в учете валютных и других доходов "...", нарушения правил ведения кассовых операций" (ст. 164) граждане-предприниматели могли бы быть наказаны админштрафом в размере от 8 до 15 необлагаемых минимумов, но сам термин "кассовые операции" в определении п. 1 Положения касается исключительно предприятий, поэтому основания для применения такого штрафа отсутствуют. {1} Оба документа см. в "Бухгалтере" № 25'2001 на с. 14-41. {2} Особенности организации расчетов граждан-предпринимателей с потребителями в соответствии с Законом от 01.06.2000 г. № 1776-III "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (см. "Бухгалтер" № 24'2001, с. 27-33) в настоящей статье не рассматриваются. {3} См. "Бухгалтер" № 20'2001, с. 51-62. {4} См. там же на с. 64-90. {5} См. "Бухгалтер" № 9'2000, с. 49. {6} То есть если нарушение допущено лицом, которое в течение года уже было подвергнуто административному взысканию за такое же нарушение. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №28/01, стр. 26 [01.10.2001] Юрий Иванов Д. э. н., профессор ХГЭУ ------------------------------------------------------------------