Перед тем как самостоятельно сдаться - хорошенько подумайте (может, никто ничего не заметит, а если и заметит, накажет не так больно) Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. М. Ломоносов ------------------------------------------------------------------ Немного фискальной арифметики. Последняя хоть и является лишь малой частью математики, но влияние на умы налогоплательщиков производит именно такое, о котором говорил великий академик: в порядок приводит. Что особенно ценно на фоне беспорядка, производимого в тех же умах многими налоговыми законами. Ниже в табличке приведены последствия обнаружения совершенной предприятием ошибки на сумму N грн. (эта сумма по каким-то причинам не была отражена в соответствующей декларации, а значит, и не является частью согласованного налогового обязательства). Для простоты (чтобы ненароком не перейти от арифметики к высшей математике) будем считать, что эта сумма N грн. и есть недоплата. {1} Админштрафы (поскольку они применяются не к предприятию, а к должностному лицу) во внимание не берутся. ==================+==============================+================ Выявление ошибки | Следует уплатить | Примечания |(кроме суммы недоплаты N грн.)| |------------------------------| | штраф | пеня | ==================+==============+===============+================ Самостоятельное | 10% от N | нет | При исправлении (выполнены все | | (на основании | ошибок, условия п.17.2 | | п/п. 16.1.3 | допущенных при Закона № 2181-III | | Закона) | составлении "О порядке | | | декларации, погашения..." | | | следует руко- (далее - Закон)) | | | водствоваться | | | соответствующи- | | | ми документами | | | по заполнению и | | | представлению | | | деклараций и | | | налоговыми | | | разъяснениями ------------------+--------------+---------------+---------------- При документальной| (5% от АО х | нет | Кпер - проверке | Kпер, | (на основании | количество (применяются | но | абз. "б" | налоговых условия | 10 НМ < штраф| п/п. 16.1.2 | периодов п/п. 17.1.3 | < 25% от N | Закона) {2} | начиная с Закона) | | | периода | | | возникновения | | | недоплаты и | | | заканчивая | | | периодом | | | получения | | | налогового | | | уведомления; | | | НМ - | | | необлагаемый | | | минимум (на | | | день публикации | | | - 17 грн.) ------------------+--------------+---------------+---------------- В представленной | 5% от N, но | то же | О толковании декларации | штраф > 1 НМ | | терминов выявлены | | | "арифметическая арифметические или| | | или методологи- методологические | | | ческая ошибка"- ошибки | | | см. письма (применяются | | | Комитета ВР по условия | | | вопросам п/п. 17.1.4 | | | финансов и Закона) | | | банковской | | | деятельности | | | от 20.03.2001г. | | | № 06-10/167 в | | | "Бухгалтерской | | | газете" | | | № 12'2001 на | | | с. 8 и ГНАУ | | | от 06.07.2001г. | | | №9018/7/23-3317 | | | в "Бухгалтере" | | | № 20'2001 на | | | с. 18-19 ------------------------------------------------------------------ А теперь представим себе совсем другую ситуацию. Предприятие не ошиблось и в декларации показало правильную сумму налоговых обязательств. Но в течение определенного времени не смогло уплатить в бюджет какую-то часть такого налогового обязательства, которую мы тоже обозначим как N грн. (заметим, что теперь N - уже часть согласованного налогового обязательства, поскольку представляет собой часть суммы, отраженной в декларации). ================================================================== Срок задержки по уплате | Следует уплатить согласованного налогового| (кроме суммы задержки N грн.) обязательства |---------------------------------------- | штраф {3} | пеня =========================+===================+==================== До 30 календарных дней | 10% от N (абз. 2 | Из расчета 120% | п/п. 17. 1.7 | годовых учетной | Закона) | ставки НБУ, -------------------------+-------------------| действующей на день От 31 до 90 календарных | 20% от N (абз. 3 | возникновения дней | п/п. 17.1.7 | налогового долга | Закона) | или на день его -------------------------+-------------------| (его части) Более 90 календарных дней| 50% от N (абз. 4 | погашения, в | п/п. 17.1.7 | зависимости от | Закона) | того, какая из | | ставок больше, за | | каждый календарный | | день просрочки | | (п/п. 16.4.1 | | Закона) ------------------------------------------------------------------ Какие же выводы можно сделать из нашего простенького арифметического исследования? Сначала - об ошибках. 1. Пеня начисляется начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства. При самостоятельном выявлении ошибки и погашении заниженного налогового обязательства пени за все время существования недоплаты не будет. {4} Но не будет этой пени и при выявлении ошибки контролирующим органом. Так что в этом смысле варианты равноправны. 2. Если ошибка выявлена контролирующим органом не позднее двух налоговых периодов после периода ее совершения, то "принудительный" штраф по п/п. 17.1.3 может не превысить "добровольного" по п. 17.2 Закона. Однако для недоплат, не превышающих 1700 грн., "добровольный" штраф величиной в 10% будет предпочтительнее, так как - в отличие от "принудительного" - он не ограничен снизу порогом в 170 грн. Однозначно предпочтительна "самосдача", если с момента возникновения недоплаты прошло больше двух налоговых периодов. 3. Если есть возможность вести речь об арифметической или методологической ошибке, то штрафование под этим соусом (то есть с применением только 5% от недоплаты) несомненно гуманнее, чем по любым другим возможным основаниям, включая полноценную процедуру самостоятельного выявления. Те ошибки, которые совершены непосредственно в декларации (например, при сложении или вычитании строк), будут, вероятнее всего, выявлены в процессе перенесения данных из декларации на лицевой счет плательщика (при "прогонке" через компьютер). Здесь особых вопросов не возникает. Но, например, письмо ГНАУ от 06.07.2001 г. № 9018/7/23-3317 ( v9018225-01 ) относит к числу попадающих в штрафуемую по п/п. 17.1.4 Закона категорию и арифметические ошибки или описки, допущенные "при ведении налогового учета в соответствующих регистрах, а также при перенесении данных налогового учета из регистров в декларацию о прибыли предприятия или в приложения к ней". Что должен сделать бухгалтер, обнаруживший у себя в учете именно такую оплошность? Парадокс заключается в том, что при желании самостоятельно исправить арифметическую или методологическую ошибку (например, совершенную при перенесении данных налогового учета из регистров в декларацию) плательщику более дешевая возможность это сделать, чем уплатив 70%-ный штраф, не предоставляется. Выходит, что выявление такого рода ошибки контролирующими органами наказывается более мягко, чем самостоятельное ее исправление (ведь в п. 17.2 говорится о необходимости соблюсти его требования для избежания санкций подпунктов 17.1.2-17.1.7, то есть и конкретно п/п. 17.1.4 Закона, который мягче, чем п. 17.2)! А ведь проверяющим ошибку еще надо найти... Принимая в такой ситуации решение самостоятельно не сдаваться, главное - иметь полную уверенность в том, что налоговики впоследствии воспримут эту ошибку именно в таком ракурсе (поэтому важно внимательно прочитать упоминавшиеся письма о толковании "арифметической и методологической ошибки"). Если такой уверенности нет, то о 5%-ном штрафе лучше забыть и справедливым остается все, что сказано в предыдущем пункте. Ну а сами налоговики в этом вопросе весьма осторожны (см. письмо ГНАУ от 06.07.2001 г. № 9018/7/23-3317): "Государственная налоговая администрация Украины обращает внимание на то, что при принятии решений [о наказании] за допущенные арифметические и методологические ошибки, приведшие к занижению объекта налогообложения, в каждом конкретном случае следует объективно учитывать причины и обстоятельства, приведшие к возникновению таких ошибок, и применять штрафные санкции при наличии достаточных оснований относительно намерений умышленного уклонения от уплаты налоговых обязательств с учетом размеров занижения объекта налогообложения". Теперь сравним совершение ошибки, приведшей к появлению недоплаты на сумму N, с ситуацией, когда ошибки не было, но та же сумма, будучи задекларированной, оказалась неуплаченной. Легко видеть, что сумма штрафов при задержке уплаты согласованного обязательства, превышающей уже 30 дней, приближается к сумме штрафов за скрываемую в течение одного налогового периода ошибку. А ведь к этому следует добавить еще и пеню, которая начисляется в течение всего срока задержки уплаты. В общем, выходит, что в целом существующая система штрафов не очень-то стимулирует безошибочность в декларировании (как это в какой-то мере было при существовании картотеки), поскольку жестко карает за неуплату именно согласованного налогового обязательства. {5} Мы сознательно ограничили свое рассмотрение применением п/п. 17.1.3, 17.1.4, 17.1.7 и. п. 17.2 Закона. Ведь с п/п. 17.1.7 и 17.1.2 все более-менее понятно: не представлять или несвоевременно представлять налоговые декларации - грозит нерпиятностями (а представлять и не платить по ним, как мы убедились чуть раньше, - тоже). Подпункты 17.1.5 и 17.1.8 - достаточно очевидны. А с п/п. 17.1.6 и 17.1.9 пока что и сама ГНАУ не знает, что делать (см. письмо от 09.07.2001 г. № 9081/7/23-3317 в "Бухгалтере" № 25'2001 на с. 6). Воспроизведение же всех прозвучавших - почти очевидных - моментов, как и было сказано в самом начале, служит лишь цели приведения в порядок ума. Он всем нам еще пригодится, чтобы считать... {1} Нарушить эту простоту может переплата по данному виду налога, о влиянии наличия которой на сумму недоплаты - см., например, "Бухгалтер" № 16'2001, с. 34. В настоящей статье этот вопрос нами не затрагивается. {2} На основании абз. "б" п/п. 16.1.2 Закона при начислении суммы налогового обязательства контролирующими органами начисление пени начинается только при нарушении предельного срока уплаты налогового обязательства, определенного в налоговом уведомлении, выписанном по результатам проверки. Но при этом уже появятся и штрафы по п/п. 17.1.7 Закона. {3} Согласно последнему абзацу п/п. 17.1.7 Закона уплачивается один из штрафов - в зависимости от общего срока задержки. {4} В целом же условий п. 17.2 Закона для ненаказания плательщика при "самосдаче" - больше: необходимо еще добровольно уплатить штраф 10% от имевшей место недоплаты. Налоговики же сюда подвязывают и обязательность представления уточненной декларации. А в отношении налога на прибыль и НДС необходимо к тому же представить справки о самостоятельном доначислении штрафа в размере 10% недоимки. Но это требование уже не из Закона (п. 17.2), а из Порядка заполнения и представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и из Рекомендаций относительно приема и сроков рассмотрения налоговых деклараций по налогу на прибыль и механизма реализации выявленных правонарушений - см. соответственно "Бухгалтер" № 14'2001, с. 24-29, и "Бухгалтерскую газету" № 40-41'2001, с. 9-21. {5} Хотя при небольших суммах обнаружение контролирующим органом - хуже (в силу ограничения штрафа снизу величиной в 10 НМ). ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №28/01, стр. 36 [01.10.2001] Александр Ключник Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------