Перед тем как самостоятельно сдаться - хорошенько подумайте

        (может, никто ничего не заметит, а если и заметит,
                     накажет не так больно)

                                            Математику  уже  затем
                                            учить  надо,  что  она
                                            ум в порядок приводит.

                                                      М. Ломоносов

------------------------------------------------------------------

    Немного фискальной арифметики.  Последняя хоть и является лишь
малой частью математики,  но  влияние  на  умы  налогоплательщиков
производит именно такое, о котором  говорил  великий  академик:  в
порядок  приводит.  Что  особенно  ценно  на   фоне    беспорядка,
производимого в тех же умах многими налоговыми законами.
    Ниже в табличке приведены последствия обнаружения  совершенной
предприятием ошибки  на  сумму  N  грн.  (эта  сумма  по  каким-то
причинам не была отражена в соответствующей декларации, а  значит,
и не является частью согласованного налогового обязательства). Для
простоты (чтобы  ненароком  не  перейти  от  арифметики  к  высшей
математике) будем считать,  что эта сумма N грн. и есть недоплата.
{1} Админштрафы (поскольку  они  применяются не к предприятию, а к
должностному лицу) во внимание не берутся.

==================+==============================+================
 Выявление ошибки |      Следует уплатить        |   Примечания
                  |(кроме суммы недоплаты N грн.)|
                  |------------------------------|
                  |    штраф     |     пеня      |
==================+==============+===============+================
Самостоятельное   | 10% от N     | нет           | При исправлении
(выполнены все    |              | (на основании | ошибок,
условия п.17.2    |              | п/п. 16.1.3   | допущенных при
Закона № 2181-III |              | Закона)       | составлении
"О порядке        |              |               | декларации,
погашения..."     |              |               | следует руко-
(далее - Закон))  |              |               | водствоваться
                  |              |               | соответствующи-
                  |              |               | ми документами
                  |              |               | по заполнению и
                  |              |               | представлению
                  |              |               | деклараций и
                  |              |               | налоговыми
                  |              |               | разъяснениями
------------------+--------------+---------------+----------------
При документальной| (5% от АО х  | нет           | Кпер -
проверке          | Kпер,        | (на основании | количество
(применяются      | но           | абз. "б"      | налоговых
условия           | 10 НМ < штраф| п/п. 16.1.2   | периодов
п/п. 17.1.3       | < 25% от N   | Закона) {2}   | начиная с
Закона)           |              |               | периода
                  |              |               | возникновения
                  |              |               | недоплаты и
                  |              |               | заканчивая
                  |              |               | периодом
                  |              |               | получения
                  |              |               | налогового
                  |              |               | уведомления;
                  |              |               | НМ -
                  |              |               | необлагаемый
                  |              |               | минимум (на
                  |              |               | день публикации
                  |              |               | - 17 грн.)
------------------+--------------+---------------+----------------
В представленной  | 5% от N, но  | то же         | О толковании
декларации        | штраф > 1 НМ |               | терминов
выявлены          |              |               | "арифметическая
арифметические или|              |               | или методологи-
методологические  |              |               | ческая ошибка"-
ошибки            |              |               | см. письма
(применяются      |              |               | Комитета ВР по
условия           |              |               | вопросам
п/п. 17.1.4       |              |               | финансов и
Закона)           |              |               | банковской
                  |              |               | деятельности
                  |              |               | от 20.03.2001г.
                  |              |               | № 06-10/167 в
                  |              |               | "Бухгалтерской
                  |              |               | газете"
                  |              |               | № 12'2001 на
                  |              |               | с. 8 и ГНАУ
                  |              |               | от 06.07.2001г.
                  |              |               | №9018/7/23-3317
                  |              |               | в "Бухгалтере"
                  |              |               | № 20'2001 на
                  |              |               | с. 18-19
------------------------------------------------------------------

    А теперь представим себе совсем другую  ситуацию.  Предприятие
не ошиблось и в декларации  показало  правильную  сумму  налоговых
обязательств.  Но  в  течение  определенного  времени  не   смогло
уплатить в бюджет какую-то часть такого налогового  обязательства,
которую мы тоже обозначим как N грн. (заметим,  что теперь N - уже
часть  согласованного    налогового    обязательства,    поскольку
представляет собой часть суммы, отраженной в декларации).

==================================================================
 Срок задержки по уплате |            Следует уплатить
согласованного налогового|     (кроме суммы задержки N грн.)
     обязательства       |----------------------------------------
                         |     штраф {3}     |         пеня
=========================+===================+====================
До 30 календарных дней   | 10% от N (абз. 2  | Из расчета 120%
                         | п/п. 17. 1.7      | годовых учетной
                         | Закона)           | ставки НБУ,
-------------------------+-------------------| действующей на день
От 31 до 90 календарных  | 20% от N (абз. 3  | возникновения
дней                     | п/п. 17.1.7       | налогового долга
                         | Закона)           | или на день его
-------------------------+-------------------| (его части)
Более 90 календарных дней| 50% от N (абз. 4  | погашения, в
                         | п/п. 17.1.7       | зависимости от
                         | Закона)           | того, какая из
                         |                   | ставок больше, за
                         |                   | каждый календарный
                         |                   | день просрочки
                         |                   | (п/п. 16.4.1
                         |                   | Закона)
------------------------------------------------------------------

   Какие  же  выводы  можно  сделать  из   нашего    простенького
арифметического исследования? Сначала - об ошибках.
    1. Пеня начисляется начиная с первого рабочего дня, следующего
за  последним  днем   предельного    срока    уплаты    налогового
обязательства.  При самостоятельном выявлении ошибки  и  погашении
заниженного  налогового  обязательства  пени    за    все    время
существования недоплаты не будет. {4}  Но не будет этой пени и при
выявлении ошибки контролирующим органом.  Так что  в  этом  смысле
варианты равноправны.
    2. Если  ошибка выявлена  контролирующим  органом  не  позднее
двух   налоговых  периодов   после   периода   ее  совершения,  то
"принудительный"  штраф   по  п/п.  17.1.3  может   не   превысить
"добровольного"   по  п. 17.2  Закона.  Однако  для  недоплат,  не
превышающих 1700 грн., "добровольный" штраф величиной в 10%  будет
предпочтительнее, так как - в отличие от "принудительного" - он не
ограничен снизу порогом  в  170  грн.  Однозначно  предпочтительна
"самосдача", если с момента возникновения недоплаты прошло  больше
двух налоговых периодов.
    3. Если есть возможность  вести  речь  об  арифметической  или
методологической ошибке, то штрафование под этим соусом (то есть с
применением только 5% от недоплаты) несомненно  гуманнее,  чем  по
любым другим возможным основаниям, включая  полноценную  процедуру
самостоятельного  выявления.  Те   ошибки,    которые    совершены
непосредственно в декларации (например, при сложении или вычитании
строк), будут, вероятнее всего, выявлены  в  процессе  перенесения
данных из декларации на лицевой счет плательщика  (при  "прогонке"
через компьютер). Здесь особых вопросов не возникает.
    Но, например, письмо ГНАУ  от  06.07.2001 г.  № 9018/7/23-3317
( v9018225-01 ) относит  к  числу  попадающих   в   штрафуемую  по
п/п. 17.1.4 Закона категорию  и  арифметические ошибки или описки,
допущенные

    "при ведении налогового учета в соответствующих  регистрах,  а
    также при перенесении данных налогового учета  из  регистров в
    декларацию о прибыли предприятия или в приложения к ней".

    Что должен сделать бухгалтер,  обнаруживший  у  себя  в  учете
именно  такую  оплошность?  Парадокс  заключается   в   том,   что
при   желании    самостоятельно   исправить   арифметическую   или
методологическую ошибку  (например,  совершенную  при  перенесении
данных налогового учета из  регистров  в  декларацию)  плательщику
более дешевая возможность это сделать, чем уплатив 70%-ный  штраф,
не предоставляется.  Выходит, что  выявление  такого  рода  ошибки
контролирующими  органами   наказывается    более    мягко,    чем
самостоятельное  ее  исправление  (ведь  в  п.  17.2  говорится  о
необходимости  соблюсти  его  требования  для  избежания   санкций
подпунктов 17.1.2-17.1.7, то есть и конкретно п/п. 17.1.4  Закона,
который мягче, чем п. 17.2)! А ведь проверяющим  ошибку  еще  надо
найти...
    Принимая в такой ситуации решение самостоятельно не сдаваться,
главное  -  иметь  полную  уверенность  в  том,   что   налоговики
впоследствии   воспримут   эту   ошибку  именно  в  таком  ракурсе
(поэтому   важно  внимательно  прочитать  упоминавшиеся  письма  о
толковании "арифметической и методологической ошибки"). Если такой
уверенности нет, то о 5%-ном штрафе лучше  забыть  и  справедливым
остается  все,  что  сказано  в  предыдущем  пункте.   Ну  а  сами
налоговики  в  этом  вопросе  весьма  осторожны  (см. письмо  ГНАУ
от 06.07.2001 г. № 9018/7/23-3317):

    "Государственная  налоговая  администрация  Украины   обращает
    внимание на то, что при  принятии  решений  [о  наказании]  за
    допущенные арифметические и методологические ошибки, приведшие
    к  занижению  объекта  налогообложения,  в  каждом  конкретном
    случае следует объективно учитывать причины и  обстоятельства,
    приведшие к возникновению таких ошибок, и  применять  штрафные
    санкции  при  наличии  достаточных   оснований    относительно
    намерений  умышленного  уклонения    от    уплаты    налоговых
    обязательств   с    учетом    размеров    занижения    объекта
    налогообложения".

    Теперь  сравним  совершение  ошибки,  приведшей  к   появлению
недоплаты на сумму N, с ситуацией, когда ошибки не было, но та  же
сумма,  будучи задекларированной,  оказалась  неуплаченной.  Легко
видеть, что  сумма  штрафов  при  задержке  уплаты  согласованного
обязательства, превышающей  уже  30  дней,  приближается  к  сумме
штрафов за скрываемую в течение одного налогового периода  ошибку.
А ведь  к  этому следует добавить еще и пеню,  которая начисляется
в течение  всего  срока  задержки уплаты.  В общем,  выходит,  что
в целом  существующая  система  штрафов  не  очень-то  стимулирует
безошибочность в декларировании (как это в какой-то мере было  при
существовании картотеки),  поскольку  жестко  карает  за  неуплату
именно согласованного налогового обязательства. {5}
    Мы  сознательно  ограничили   свое   рассмотрение  применением
п/п. 17.1.3, 17.1.4, 17.1.7 и. п. 17.2 Закона.  Ведь с п/п. 17.1.7
и  17.1.2   все   более-менее   понятно:   не   представлять   или
несвоевременно  представлять   налоговые   декларации   -   грозит
нерпиятностями (а  представлять  и  не  платить  по  ним,  как  мы
убедились  чуть  раньше, - тоже).  Подпункты  17.1.5  и  17.1.8  -
достаточно очевидны. А с п/п. 17.1.6 и 17.1.9 пока что и сама ГНАУ
не знает, что делать (см. письмо от 09.07.2001 г. № 9081/7/23-3317
в "Бухгалтере" № 25'2001 на с. 6).
    Воспроизведение же  всех  прозвучавших  -  почти  очевидных  -
моментов, как и было сказано в  самом  начале,  служит  лишь  цели
приведения в порядок  ума.  Он  всем  нам  еще  пригодится,  чтобы
считать...

{1} Нарушить эту простоту может переплата по данному виду  налога,
    о влиянии наличия которой на сумму недоплаты - см.,  например,
    "Бухгалтер" № 16'2001, с. 34. В настоящей статье  этот  вопрос
    нами не затрагивается.
{2} На основании абз. "б" п/п. 16.1.2 Закона при начислении  суммы
    налогового обязательства контролирующими  органами  начисление
    пени  начинается  только   при   нарушении  предельного  срока
    уплаты  налогового  обязательства, определенного  в  налоговом
    уведомлении, выписанном по результатам проверки.  Но при  этом
    уже появятся и штрафы по п/п. 17.1.7 Закона.
{3} Согласно  последнему  абзацу  п/п. 17.1.7 Закона  уплачивается
    один из штрафов - в зависимости от общего срока задержки.
{4} В целом же условий п. 17.2 Закона для ненаказания  плательщика
    при "самосдаче" - больше: необходимо еще добровольно  уплатить
    штраф  10%  от имевшей место  недоплаты.  Налоговики  же  сюда
    подвязывают  и   обязательность    представления    уточненной
    декларации.  А в отношении налога на прибыль и НДС  необходимо
    к тому же представить справки  о  самостоятельном доначислении
    штрафа в размере 10% недоимки.  Но это требование  уже  не  из
    Закона (п. 17.2), а  из  Порядка  заполнения  и  представления
    налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость  и  из
    Рекомендаций  относительно  приема  и   сроков    рассмотрения
    налоговых  деклараций  по  налогу  на  прибыль   и   механизма
    реализации  выявленных  правонарушений  -  см.  соответственно
    "Бухгалтер"  № 14'2001,  с. 24-29,  и  "Бухгалтерскую  газету"
    № 40-41'2001, с. 9-21.
{5} Хотя  при  небольших суммах обнаружение контролирующим органом
    - хуже (в силу ограничения штрафа снизу величиной в 10 НМ).


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№28/01, стр. 36
[01.10.2001]
Александр Ключник
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------