Уточнение не там - не уточнение
             (а совокупность занижения и завышения)

------------------------------------------------------------------

    В  апреле  2001 года  мы забыли  включить  в налоговые  обяза-
тельства налоговую накладную, выписанную по первому событию  (пре-
доплате), и не отразили ее в декларации.  В мае 2001  года,  когда
произошло второе событие (отгрузка), мы включили эту накладную в I
раздел декларации.  Нет ли в наших действиях какого-нибудь наруше-
ния? Если есть, то что нам за это грозит?

    Ваши сомнения очень даже не беспочвенны. Действительно,  вклю-
чение  налоговых  обязательств  в  декларацию по  второму  событию
назвать правомерным трудно. {1} Надеемся, вас еще не начали прове-
рять и вы пока можете представить уточненные декларации за  апрель
и май.  В противном случае у вас наверняка до конца жизни пропадет
желание исправлять свои ошибки тем способом, который  вы использо-
вали. Слишком уж дорого вам это может обойтись.
    Вообще, многие  бухгалтера  наивно полагают, что за  включение
налоговых обязательств не по первому, a no второму событию  макси-
мум, что их ждет,-  это  админштраф,  пеня  (за  несвоевременность
включения налоговых обязательств в декларацию) и штраф за сокрытие
(занижение) налога по п. 17.1.3 Закона "О порядке погашения..."  в
размере 5% (поскольку, мол, обязательства все-таки были  учтены  в
декларации, хотя и с опозданием на один отчетный период).
    На самом же деле все  гораздо  хуже.  О  возможных  негативных
последствиях для лица, исправившего  ошибку в обычной  декларации,
мы говорили в "Бухгалтере" № 17-18'2001 на  с.  37-38.  Уже  после
этого ГНАУ в "Вестнике налоговой службы Украины" № 33/2001 (с. 32)
подтвердила наши худшие предположения о  том,  что  ошибки  должны
исправляться только в уточненной декларации. Появились новые сооб-
ражения и у нас.
    Прежде всего напомним, что по Закону "О порядке  погашения..."
налоговые обязательства каждого  периода  рассматриваются  обособ-
ленно: например, есть налоговые обязательства по НДС за апрель,  а
есть налоговые обязательства по НДС за май.
    Нужно принять во внимание и то, что  согласно  п.  5.1  Закона
налоговые обязательства, самостоятельно  определенные плательщиком
в декларации, считаются согласованными.
    Таким образом, ваше предприятие исходя из норм Закона   согла-
совало свои налоговые обязательства и за апрель, и за май.  Причем
в обоих случаях допустило ошибку: ни за тот, ни  за  другой  месяц
согласованные  налоговые  обязательства не соответствуют реальным.
Обязательства за апрель занижены (в декларацию не включены  обяза-
тельства  по  первому  событию), а  за  май - завышены (в  майские
обязательства попало то, что по второму событию в декларации отра-
жаться не должно).
    Порядок исправления ошибок в связи с завышением или занижением
налоговых  обязательств  установлен  в абз. 2  п. 5.1  Закона. {2}
И если предприятие указанный порядок не соблюдает (не представляет
уточненную декларацию за тот отчетный период, в  котором  допущено
нарушение), то ошибочные налоговые обязательства по-прежнему  счи-
таются согласованными.
    Поэтому проверяющий вас  инспектор  будет  прав,  если  сочтет
обязательства за  апрель заниженными,  доначислит  их  и  применит
штраф  согласно  п/п. 17.1.3  Закона "О  порядке  погашения..."  в
размере 5% от суммы недоплаты за каждый  из налоговых периодов, но
не более 25% этой суммы и не  менее 10  необлагаемых  минимумов. В
вашем случае с апреля прошло уже более пяти месяцев, поэтому штраф
будет 25%. Плюс, естественно, админштраф. {3}
    Кроме того,  инспектор  обязан  на  основании  п/п. 4.2.2  "б"
отметить в акте факт завышения налогов за май. {4}
    А теперь представим себе, что в мае 2001 года вы поступили  по
Закону: вместо того чтобы включать налоговую накладную  по второму
событию,  представили  уточненную  декларацию  за  апрель.  В этом
случае  вас  ждал бы  лишь  штраф в  размере 10%  согласно п. 17.2
Закона.И никакого aдминштрафа.
    Немаловажно также, что правильные действия избавили бы вас  от
головной боли по поводу доначислений  и возвратов  по  результатам
проверки. Ведь  на практике  инспектора не  склонны  сворачивать в
акте проверки  недоплаты  одного  отчетного  периода с переплатами
другого. Обычно они  рекомендуют  уплатить  доначисленные  по акту
обязательства за "недоплатные" периоды, а уж потом решать вопрос о
возврате излишне уплаченных сумм за "переплатные".
    Как же в этом случае вернуть переплату?
    Если налоговики в акте зафиксировали факт завышения налога, то
тем самым они признали, что в соответствующем отчетном  периоде  у
вас имеется  переплата налога.  Значит, чтобы вернуть  эту  сумму,
вам необходимо подать заявление в ГНИ о возврате излишне  уплачен-
ных налогов за май на основании п. 15.3 Закона.
    По нашему мнению, в этой ситуации  необходимости  представлять
уточненную декларацию нет. Ведь согласно п. 5.1 Закона  уточненная
декларация представляется, только если  плательщик  самостоятельно
выявил ошибки, допущенные в предыдущих налоговых периодах.  А если
ошибка  обнаружена  инспектором,  то  достаточным  основанием  для
подачи заявления о возврате является  акт, в котором  отмечен факт
завышения (п/п. 4.2.2 Закона разрешает ГНИ изменять сумму согласо-
ванного налогового обязательства, в том числе и в сторону уменьше-
ния).
    Отметим еще один интересный момент.  Пункт 15.3 Закона говорит
лишь о сроках для подачи заявления на возврат  излишне  уплаченных
налогов (1095 дней), но совершенно  умалчивает о сроках, в течение
которых вам эти суммы обязаны вернуть. Кстати, ныне
отмененная Инструкция об особенностях применения  Декрета  КМУ  "О
взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" была
к налогоплательщикам куда гуманнее: она  требовала  возвращать  им
деньги в течение 5 дней с момента подачи  заявления.   Теперь  же,
надо полагать, деньги будут возвращаться  исходя  из  возможностей
бюджета, которые, понятно, весьма скромны.  Так, не дай  Бог,  всю
жизнь кредитором бюджета и проходите... {5}



    {1} Кстати, вызывает налоговые обязательства не сама  по  себе
налоговая накладная, а операция, ею отраженная.
    {2} Подробнее об этом - см. чуть дальше на с. 40-41 настоящего
выпуска.
    {3} Единственное, что радует, - отсутствие пени. Ведь  налого-
вые обязательства в  сумме занижения не  считаются  согласованными
(пеня же  взыскивается только  за просрочку  уплаты  согласованных
налоговых обязательств).
    {4} Подробнее о том, почему налоговики должны учитывать  завы-
шение налогов и что делать, если инспектор остался слеп к  ошибкам
в пользу бюджета,- см. "Бухгалтер" № 28'2001, с. 38-39.
    {5} По общему правилу временных ограничений здесь,  увы,  нет.
Хотя из этого правила есть  и  хорошие  исключения,  например,  по
"главным" налогам: согласно п. 21.3  Закона  О  Прибыли  переплата
возвращается в течение 10 рабочих дней со дня получения  заявления
плательщика, а по НДСу "теоретически" действует общий трехмесячный
срок,  установленный  Указом  Президента  от  07.08.98 г. № 857/98
( 857/98 ). Но разве это (мы насчет НДС) на самом деле работает?



------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 29/01, стр. 38
[01.10.2001]
Станислав Погребняк

------------------------------------------------------------------