Уточнение не там - не уточнение (а совокупность занижения и завышения) ------------------------------------------------------------------ В апреле 2001 года мы забыли включить в налоговые обяза- тельства налоговую накладную, выписанную по первому событию (пре- доплате), и не отразили ее в декларации. В мае 2001 года, когда произошло второе событие (отгрузка), мы включили эту накладную в I раздел декларации. Нет ли в наших действиях какого-нибудь наруше- ния? Если есть, то что нам за это грозит? Ваши сомнения очень даже не беспочвенны. Действительно, вклю- чение налоговых обязательств в декларацию по второму событию назвать правомерным трудно. {1} Надеемся, вас еще не начали прове- рять и вы пока можете представить уточненные декларации за апрель и май. В противном случае у вас наверняка до конца жизни пропадет желание исправлять свои ошибки тем способом, который вы использо- вали. Слишком уж дорого вам это может обойтись. Вообще, многие бухгалтера наивно полагают, что за включение налоговых обязательств не по первому, a no второму событию макси- мум, что их ждет,- это админштраф, пеня (за несвоевременность включения налоговых обязательств в декларацию) и штраф за сокрытие (занижение) налога по п. 17.1.3 Закона "О порядке погашения..." в размере 5% (поскольку, мол, обязательства все-таки были учтены в декларации, хотя и с опозданием на один отчетный период). На самом же деле все гораздо хуже. О возможных негативных последствиях для лица, исправившего ошибку в обычной декларации, мы говорили в "Бухгалтере" № 17-18'2001 на с. 37-38. Уже после этого ГНАУ в "Вестнике налоговой службы Украины" № 33/2001 (с. 32) подтвердила наши худшие предположения о том, что ошибки должны исправляться только в уточненной декларации. Появились новые сооб- ражения и у нас. Прежде всего напомним, что по Закону "О порядке погашения..." налоговые обязательства каждого периода рассматриваются обособ- ленно: например, есть налоговые обязательства по НДС за апрель, а есть налоговые обязательства по НДС за май. Нужно принять во внимание и то, что согласно п. 5.1 Закона налоговые обязательства, самостоятельно определенные плательщиком в декларации, считаются согласованными. Таким образом, ваше предприятие исходя из норм Закона согла- совало свои налоговые обязательства и за апрель, и за май. Причем в обоих случаях допустило ошибку: ни за тот, ни за другой месяц согласованные налоговые обязательства не соответствуют реальным. Обязательства за апрель занижены (в декларацию не включены обяза- тельства по первому событию), а за май - завышены (в майские обязательства попало то, что по второму событию в декларации отра- жаться не должно). Порядок исправления ошибок в связи с завышением или занижением налоговых обязательств установлен в абз. 2 п. 5.1 Закона. {2} И если предприятие указанный порядок не соблюдает (не представляет уточненную декларацию за тот отчетный период, в котором допущено нарушение), то ошибочные налоговые обязательства по-прежнему счи- таются согласованными. Поэтому проверяющий вас инспектор будет прав, если сочтет обязательства за апрель заниженными, доначислит их и применит штраф согласно п/п. 17.1.3 Закона "О порядке погашения..." в размере 5% от суммы недоплаты за каждый из налоговых периодов, но не более 25% этой суммы и не менее 10 необлагаемых минимумов. В вашем случае с апреля прошло уже более пяти месяцев, поэтому штраф будет 25%. Плюс, естественно, админштраф. {3} Кроме того, инспектор обязан на основании п/п. 4.2.2 "б" отметить в акте факт завышения налогов за май. {4} А теперь представим себе, что в мае 2001 года вы поступили по Закону: вместо того чтобы включать налоговую накладную по второму событию, представили уточненную декларацию за апрель. В этом случае вас ждал бы лишь штраф в размере 10% согласно п. 17.2 Закона.И никакого aдминштрафа. Немаловажно также, что правильные действия избавили бы вас от головной боли по поводу доначислений и возвратов по результатам проверки. Ведь на практике инспектора не склонны сворачивать в акте проверки недоплаты одного отчетного периода с переплатами другого. Обычно они рекомендуют уплатить доначисленные по акту обязательства за "недоплатные" периоды, а уж потом решать вопрос о возврате излишне уплаченных сумм за "переплатные". Как же в этом случае вернуть переплату? Если налоговики в акте зафиксировали факт завышения налога, то тем самым они признали, что в соответствующем отчетном периоде у вас имеется переплата налога. Значит, чтобы вернуть эту сумму, вам необходимо подать заявление в ГНИ о возврате излишне уплачен- ных налогов за май на основании п. 15.3 Закона. По нашему мнению, в этой ситуации необходимости представлять уточненную декларацию нет. Ведь согласно п. 5.1 Закона уточненная декларация представляется, только если плательщик самостоятельно выявил ошибки, допущенные в предыдущих налоговых периодах. А если ошибка обнаружена инспектором, то достаточным основанием для подачи заявления о возврате является акт, в котором отмечен факт завышения (п/п. 4.2.2 Закона разрешает ГНИ изменять сумму согласо- ванного налогового обязательства, в том числе и в сторону уменьше- ния). Отметим еще один интересный момент. Пункт 15.3 Закона говорит лишь о сроках для подачи заявления на возврат излишне уплаченных налогов (1095 дней), но совершенно умалчивает о сроках, в течение которых вам эти суммы обязаны вернуть. Кстати, ныне отмененная Инструкция об особенностях применения Декрета КМУ "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" была к налогоплательщикам куда гуманнее: она требовала возвращать им деньги в течение 5 дней с момента подачи заявления. Теперь же, надо полагать, деньги будут возвращаться исходя из возможностей бюджета, которые, понятно, весьма скромны. Так, не дай Бог, всю жизнь кредитором бюджета и проходите... {5} {1} Кстати, вызывает налоговые обязательства не сама по себе налоговая накладная, а операция, ею отраженная. {2} Подробнее об этом - см. чуть дальше на с. 40-41 настоящего выпуска. {3} Единственное, что радует, - отсутствие пени. Ведь налого- вые обязательства в сумме занижения не считаются согласованными (пеня же взыскивается только за просрочку уплаты согласованных налоговых обязательств). {4} Подробнее о том, почему налоговики должны учитывать завы- шение налогов и что делать, если инспектор остался слеп к ошибкам в пользу бюджета,- см. "Бухгалтер" № 28'2001, с. 38-39. {5} По общему правилу временных ограничений здесь, увы, нет. Хотя из этого правила есть и хорошие исключения, например, по "главным" налогам: согласно п. 21.3 Закона О Прибыли переплата возвращается в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления плательщика, а по НДСу "теоретически" действует общий трехмесячный срок, установленный Указом Президента от 07.08.98 г. № 857/98 ( 857/98 ). Но разве это (мы насчет НДС) на самом деле работает? ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 29/01, стр. 38 [01.10.2001] Станислав Погребняк ------------------------------------------------------------------