Что год грядущий нам готовит? Налоги, сборы, льготы, выплаты в свете законопроекта о государственном бюджете на 2002 год {1} ------------------------------------------------------------------ Процесс разработки Государственного бюджета Украины на 2002 год, как известно, проходил в условиях состязания между проектами самого бюджета, Бюджетного и Налогового кодексов. Бюджетный кодекс ( 2542-14 ) (см. приложение № 15 к еженедельнику "Главбух" № 31/2001) вступил в силу с момента опубликования, а потому положения проекта Закона о Государственном бюджете Украины на 2002 год ( 2763-14 ) формировались в соответствии с положениями Бюджетного кодекса. Налоговый кодекс так и не появился. Что же может ожидать налогоплательщиков в будущем году? Налоги, сборы (обязательные платежи) Расчеты с бюджетом в неденежной форме в 2002 году предусматривается запретить. "Неденежными" названы такие формы, как взаимозачет, применение векселей, бартерные операции, зачет встречных платежных требований в финансовых учреждениях, кроме операций, связанных с государственным долгом. Под запретом могут оказаться реструктуризация и списание задолженности (недоимки) субъектов хозяйствования по налогам, сборам (обязательным платежам), бюджетным займам, возникшей с 1 января 2000 года. Предполагается запретить и предоставление отсрочки относительно сроков уплаты таких платежей. Столь категоричный запрет настораживает: его выполнение возможно далеко не при любых условиях, однако законопроект государственного бюджета никаких оговорок не содержит. Запрет на реструктуризацию и отсрочку уплаты задолженности перед бюджетом может осложнить, к примеру, проведение санации в процедуре банкротства. НДС. Государственная налоговая служба согласно ст. 6 проекта приобретает право засчитывать подлежащие возмещению суммы НДС плательщикам, которым задолженность по НДС реструктуризирована или предоставлена рассрочка или отсрочка его оплаты, в счет уменьшения реструктуризированных или отсроченных сумм налога. Предоставление такого права налоговикам сформулировано с ограничением засчитывать только реструктуризированные или рассроченные (отсроченные) суммы, поскольку, по мнению правительства, возмещение НДС деньгами в 2002 году никому не светит. С 1 января 2002 года суммы возмещения НДС из бюджета, образовавшиеся на 1 сентября 2001 года, предусматривается реструктуризировать сроком на 60 месяцев, если эта сумма не была списана в счет погашения обязательств перед бюджетом. Бюджетную задолженность по возмещению НДС, эквивалентную налоговой задолженности перед бюджетом, планируется списать по состоянию на 1 сентября 2001 года в соответствии со ст. 18 Закона "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" ( 2181-14 ). Порядок такого списания должен установить Кабинет Министров. Бартер по-прежнему в опале: по мнению разработчиков законопроекта, до 1 января 2003 года при экспорте в бартерной операции сумма НДС, оплаченная (начисленная) в связи с приобретением товаров (работ, услуг), не должна относиться на увеличение налогового кредита, а будет включаться в состав валовых расходов производства (обращения) налогоплательщика. Предусматривается продлить еще на год до 1 января 2003 года действие п. 11.15 ст. 11 Закона о НДС ( 168/97-ВР ) для операций по перевозке пассажиров и грузов транзитом через территорию и порты Украины, в отношении которых существующий порядок уплаты НДС сохраняется. Обязательным условием для возмещения НДС ст. 43 проекта называет фактическое поступление средств в оплату товаров (работ, услуг), вывезенных за пределы таможенной территории Украины. Земельный налог. В 2002 году в населенных пунктах, денежная оценка земель которых не произведена, предусматривается применение ставок земельного налога, установленных частью второй статьи 7 Закона "О плате за землю" ( 2535-12 ), увеличенных в 3,03 раза (в 2001 году эта цифра составляет 2,62 согласно Закону "О Государственном бюджете Украины" на 2001 год" ( 2120-14 )): =================+==============+====================+================= Группа населенных|Средняя ставка|Коэффициент в Киеве,|Скорректированная пунктов с | налога | Симферополе, | ставка налога в численностью | (коп. за 1 |Севастополе, городах| городах, где не населения | кв. м) | областного | произведена (тыс. чел.) | | подчинения | оценка (общий | | | размер/с | | | коэффициентом, | | | коп. за 1 кв.м) =================+==============+====================+================= до 0,2 | 1,5 | - | 4,5 -----------------+--------------+--------------------+----------------- от 0,2 до 1 | 2,1 | - | 6,3 -----------------+--------------+--------------------+----------------- от 1 до 3 | 2,7 | - | 8,2 -----------------+--------------+--------------------+----------------- от 3 до 10 | 3,0 | - | 9,1 -----------------+--------------+--------------------+----------------- от 10 до 20 | 4,8 | - | 14,5 -----------------+--------------+--------------------+----------------- от 20 до 50 | 7,5 | 1,2 | 22,7 / 27,2 -----------------+--------------+--------------------+----------------- от 50 до 100 | 9,0 | 1,4 | 27,2 / 38,1 -----------------+--------------+--------------------+----------------- от 100 до 250 | 10,5 | 1,6 | 31,8 / 50,9 -----------------+--------------+--------------------+----------------- от 250 до 500 | 12,0 | 2,0 | 36,3 / 72,7 -----------------+--------------+--------------------+----------------- от 500 до 1000 | 15,0 | 2,5 | 45,4 / 113,6 -----------------+--------------+--------------------+----------------- от 1000 более | 21,0 | 3,0 | 63,6 / 190,9 ----------------------------------------------------------------------- По сельскохозяйственным угодьям и землям населенных пунктов, денежная оценка которых произведена и уточнена по состоянию на 1 января 2002 года, планируется применять ставки налога, установленные ст. 6 и частью 1 ст. 7 Закона "О плате за землю", то есть в процентах от денежной оценки земель: 0,1% для пашен, лугов и пастбищ, 0,03% для многолетних насаждений и 1% для земель населенных пунктов. Как и было ранее, земельный налог и арендная плата за земельные участки должны уплачиваться плательщиками (кроме граждан и производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции) каждый месяц до 15 числа месяца, следующего за отчетным. В числе "освобожденцев" от уплаты земельного налога остаются воинские части, воинские учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, детские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, которые содержатся за счет бюджета и принадлежат к сфере управления Минобороны Украины и других воинских формирований, а также предприятия Минобороны, органы и учреждения исполнения наказаний. Перечень таких предприятий будет утверждаться Кабинетом Министров. Льготы будут действовать только при условии использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением. Земельные участки, сданные в аренду или находящиеся под зданиями и сооружениями, сданными в аренду третьим лицам, и земельные участки, используемые не по целевому назначению, как и в 2001 году, предусматривается облагать налогом в общем порядке. В 2002 году, в отличие 2001, не предусмотрены персональные льготы отдельным предприятиям по земельному налогу. Надо отметить, что как и в 2001 году, на 2002 год предусматривается приостановить действие некоторых норм Закона "О плате за землю", которые содержатся: - в ст. 3, устанавливающей целевое назначение средств, поступающих в качестве платы за землю; - в части 2 ст. 4, устанавливающей невозможность изменения ставок платы за землю иными законодательными актами; - в части 10 ст. 7, которой установлен размер платы за землю воинскими частями, воинскими учебными заведениями и пр.; - в части 2 ст. 8 - плата за земли транспорта Вооруженными силами и воинскими формированиями Украины; - в части 1 рт. 17 - сроки уплаты налога; - в ст. 19 - сроки внесения арендной платы за землю; - в ст. 20, 21, 22, устанавливающих поступление, направление, целевое использование платы за землю. Амортизация. Ст. 7 проекта государственного бюджета предусматривает, что амортизация на выведенные из эксплуатации основные фонды групп 2 и 3 с целью налогообложения начисляться не будет. Пенсионный сбор. До 1 января 2003 года предполагается продлить действие Законов "О внесении изменений в Закон Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" от 22.10.98 № 208-XIV ( 208-14 ) и от 15.07.99 № 967-XIV ( 967-14 ). Это означает, что мы по-прежнему будем уплачивать пенсионный сбор при осуществлении купли-продажи валют, торговли ювелирными изделиями, покупки легковых автомобилей и недвижимости, при производстве и импорте табачных изделий, использовании сотовой и мобильной связи. Социальные выплаты и льготы Изучение текста проекта государственного бюджета позволяет сделать вывод о том, что в следующем году забота государства о своих гражданах несколько сократиться. Размер выплат ежегодной разовой помощи, осуществляемой в соответствии с Законом Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты", пересмотрен не был, и выплаты остаются на том же уровне: инвалиды войны I группы - 150 грн., инвалиды войны II группы - 120 грн., лица, имеющие заслуги перед Отечеством - 55 грн., инвалиды войны III группы, участники боевых действий, члены семей погибших и супруги погибших участников, признанных при жизни инвалидами - 40 грн. Учитывая инфляцию, прогнозируемую по итогам нынешнего года, данные цифры выглядят довольно "экономно". Уровень обеспечения прожиточного минимума согласно Законам "О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям", "О государственной помощи семьям с детьми" и "О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам" проектом установлен в сумме 80 грн. Кабинет Министров в течение года может этот минимум увеличить. Индексация доходов граждан в следующем году должна определяться Кабинетом Министров с учетом мер по их повышению. Помощь по уходу за ребенком по достижении им 3-х лет планируется предоставлять в размере 50% прожиточного минимума, а единовременная помощь при рождении ребенка может составить 200 грн. Статьей 34 проекта предусмотрено, что в 2002 году расходы по льготам и субсидиям населению на оплату электроэнергии, природного газа, услуг тепло, водоснабжения и услуг связи будут осуществляться из местных бюджетов за счет соответствующей субвенции из государственного бюджета Украины. В качестве средств для формирования этой субвенции обозначены отчисления от платы за транзит природного газа через территорию Украины. В связи с этим Кабинет Министров должен разработать механизм стимулирования органов местного самоуправления в экономии расходов, связанных с предоставлением льгот и субсидий населению. В качестве стимулирующего момента в самом проекте предусмотрено направление 50% сэкономленных средств на осуществление затрат на жилищно-коммунальное хозяйство. Полагаем, что при таких условиях субсидий населению не видать: за то, что их не дают, фактически предусмотрено премирование! Действие законодательных актов на 2002 год, которыми предусмотрены льготы, компенсации и гарантии, финансируемые из государственного и местного бюджетов, планируется приостановить. Но некоторые из таких льгот все же останутся: ======================+=========================================== Льгота | Получатель ======================+=========================================== Бесплатный капитальный| Аварийные помещения, признанные таковыми ремонт жилых помещений| органами местного самоуправления граждан | ----------------------+------------------------------------------- Бесплатная или | Инвалиды I и II групп, участники боевых льготная установка | действий, Герои Украины, Советского Союза, телефона | полные кавалеры орденов Славы и Трудовой | Славы, лица, награжденные четырьмя и более | медалями "За отвагу", Герои Соцтруда, | инвалиды войны III группы, супруги | участников боевых действий, члены семей | погибших участников боевых действий, | граждане, пострадавшие вследствие | Чернобыльской катастрофы, семьи, имеющие | ребенка-инвалида, инвалидность которого | связана с Чернобыльской катастрофой ----------------------+------------------------------------------- Бесплатное и льготное | Названные выше категории лиц, а также пользование телефоном | семьи, в которых двое и более инвалидов, в | отношении оплаты услуг электросвязи за | местные телефонные переговоры с квартирных | телефонов независимо от их | продолжительности ----------------------+------------------------------------------- Бесплатное и льготное | Инвалиды, Герои Украины и Советского санаторно-курортное | Союза, полные кавалеры орденов Славы и лечение | Трудовой Славы, лица, награжденные | четырьмя и более медалями "За отвагу", | Герои Соцтруда, "чернобыльцы", дети ----------------------+------------------------------------------- Выплата компенсаций | Инвалиды войны I и II групп, "чернобыльцы" за неиспользованное | 1 категории, дети льготное | санаторно-курортное | лечение | ----------------------+------------------------------------------- Бесплатное и льготное | Инвалиды войны I и II групп с обеспечение | повреждениями опорно-двигательного автомобилями | аппарата ----------------------+------------------------------------------- Освобождение или | Ветераны войны, реабилитированные, Герои уменьшение оплаты за | Украины и Советского Союза, полные жилье, коммунальные | кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы, услуги, | лица, награжденные четырьмя и более электроэнергию, газ, | медалями "За отвагу", Герои Соцтруда, топливо | "чернобыльцы", родители и члены семей | военнослужащих, которые погибли, умерли | или пропали без вести при прохождении | воинской службы ----------------------+------------------------------------------- Бесплатный проезд | Для всех категорий льготников местными всеми видами | советами будет установлена с 1 января 2002 пассажирского | года плата за проезд на все виды городского и | городского и пригородного транспорта пригородного | транспорта | ----------------------+------------------------------------------- Бесплатный проезд | Лица, на которых распространяется всеми видами | действие Межгосударственного Соглашения транспорта при | от 12.03.93 о взаимном признании прав на межгосударственном | льготный проезд для инвалидов и участников сообщении | ВОВ, лиц, приравненных к ним. ------------------------------------------------------------------ Возможно, что народные депутаты в процессе обсуждения законопроекта внесут в него соответствующие изменения. Прежде всего, это касается проблемы возмещения НДС и, в частности, недопустимости реструктуризации. Кроме того, заслуживает внимания и вопрос об отмене уплаты пенсионного сбора с операций по купле-продаже валют, торговле ювелирными изделиями, покупке легковых автомашин и т. п. {1} Законопроект о Государственном бюджете Украины на 2002 год получен Верховной Радой Украины 14.09.2001 г., субъект законодательной инициативы - Кабинет Министров Украины. (Ред.) ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" №42/01, стр. 54 [22.10.2001] Наталья Плешкова Юрист Интернет-проекта http://www.urist.com.ua ------------------------------------------------------------------