Догнать и забрать (или отдать) подоходный налог ------------------------------------------------------------------ Как известно, работники имеют обыкновение время от времени увольняться. Обычно никаких проблем с ними не возникает ни во время увольнения, ни тем более после. Но может случиться и по-другому. Скажем, уволился некий гражданин совершенно беспроблемно, но вот через пару месяцев бухгалтер, просматривая старые документы, вдруг обнаруживает, что уволенному неправильно был начислен подоходный. {1} Собственно говоря, вариантов здесь всего два: либо налога с гражданина взяли маловато, либо, наоборот, хватили лишку. Вот оба эти варианта и проанализируем. 1. Взяли мало За чей счёт Общее правило (ч. 5 ст. 10 Декрета "О подоходном налоге с граждан" ( 13-92 ) {2}) гласит, что платить подоходный за счет предприятия - запрещено. Однако из этого правила, как и из любого другого, есть исключения. Часть 7 той же ст. 10 Декрета предписывает предприятию в случае увольнения работника уплатить налог "за счет собственных средств". На языке нового бухучета это, видимо, означает обычное затратное начисление: д-т 949, к-т 64. При этом нельзя забывать о том, что ч. 4 ст. 20 требует включать сумму такого налога в состав налогооблагаемого дохода уволившегося с соответствующим перерасчетом суммы подоходного налога. Это означает, что саму сумму доначисленного налога также необходимо обложить. Если, скажем, со стогривневой зарплаты уволенного совместителя вместо 20 грн. удержали всего 10, то перечислить в бюджет нужно еще 12,5 грн., которые вместе с той десяткой и составят 22,5 грн., то есть 20% от общего дохода 112,5 грн. Сложнее рассчитать подоходный с работника, который был не совместителем, а "основным". В этом случае придется подгонять его сумму по шкале, причем возможна ситуация, когда доначисление налога "вытолкнет" сумму давнишнего налогооблагаемого дохода в следующий интервал шкалы - с другой ставкой налогообложения. Кроме того, на этот доначисленный налог-доход нужно не забыть, в свою очередь, доначислить (и доудержать) всякие соцстрахи- пенсионные, принимая во внимание, разумеется, и существующие для них пороговые значения, за которыми меняются или исчезают их ставки (150 грн., 1600 грн.). Соцстраховские удержания мы отражали бы проводкой д-т 66, к-т 65. Если уволившийся работник вдруг объявится, от него нужно будет потребовать возмещения недоудержанного в свое время соцстраха. А поскольку нормальный экс-работник, скорее всего, пошлет свое бывшее предприятие с такими претензиями куда подальше, то через три года эти удержания спишутся в "безнадежный" д-т 944. Как поведать Что касается увеличения совокупного дохода бывшего совместите- ля (в примере - на 12,5 грн.), то неясной остается ситуация с уведомлением налоговых органов о таком "неосновном" доходе справкой по ф. № 2. Формально говоря, в данной ситуации нормативные документы не требуют подобного уведомления. Однако лучше все-таки подстрахо- ваться и выслать ф. № 2 {3} в ГНИ по последнему известному вам местожительству гражданина. Так оно спокойнее будет. Проблема лишь в том, что сам уволенный о таких своих "доходах" по старому месту работы ни сном, ни духом может не ведать. А потому у него вполне вероятны недоразумения с декларированием своих доходов - налоговики-то о них информацию получат. Остается надеяться, что они не будут слишком строги и учтут, что гражданин вполне мог не знать о своих доходах подобного рода. Форму № 8-ДР с общеуниверсально-остаточным кодом 07 тоже нужно представить. Причем это уже независимо от того, кем был уволившийся - совместителем или основным работником. Здесь возникает еще один вопрос, касающийся информирования налоговых органов об ошибке. Пункт 5.1 Закона "О порядке погашения..." требует представлять уточненную декларацию только в том случае, если плательщиком налогов самостоятельно выявлены "ошибки, содержащиеся в ранее представленной им налоговой декларации". По подоходному налогу юрлица никаких деклараций не представ- ляют. А значит, у предприятия отсутствует обязанность представлять уточненные сведения. Сами налоговики пытаются решить для себя эту проблему, придумывая некие документальные суррогаты типа акта инвентаризации. {4} Но и этот механизм устроен ими только для целей списания налогового долга. Наказание Не следует забывать о самостоятельной уплате добровольного 10%-ного штрафа (по п. 17.2 Закона "О порядке погашения...") с целью избежания административного наказания. Правда, "самоштрафо- ваться" по п. 17.2 имеет смысл лишь тогда, когда этот штраф меньше суммы максимально возможного админштрафа по п. 11 ст. 11 Закона о госналогслужбе. О пене по подоходному налогу в таких ситуациях говорить не приходится, так как для подоходного - ввиду все того же отсутствия деклараций - нет точки отсчета, с которой налоговое обязательство можно было бы считать согласованным. Хотя мы не сомневаемся в том, что налоговики будут уверенно "вкручивать" пеню с той даты, когда налог должен был уплатиться. 2. Взяли много Если с уволившегося удержали лишнее, то необходимо, по нашему мнению, этот избыток отсторнировать. В результате на 64-м счете появляется дебетовое, а на 66-м - кредитовое сальдо по уволившемуся гражданину. Отправлять в налоговую исправленные варианты справок по ф. № 2 и № 8-ДР, на наш взгляд, излишне, поскольку речь здесь не идет о доначислении совокупного дохода. Все "неправильности" подоходного будут исправлены годовым перерасчетом. Если уволившийся так никогда и не объявится, то судьба этой задолженности не совсем ясна. На первый взгляд, такой долг вроде бы должен "довисеть" в балансе до истечения трехлетнего срока, установленного ч. 1 ст. 20 Декрета, после чего списаться на валовые доходы и в к-т 717. Однако здесь возникает одна юридическая тонкость. Напомним, что в июле сего года в ст. 225 КЗоТ были внесены изменения, фактически отменившие сроки исковой давности по спорам о выплате работникам причитающейся им зарплаты. {5} В нашей ситуации удержанный сверх законной меры налог представляет собой не что иное, как кусочек недовыплаченной зарплаты. Таким образом, водной проводке отражаются сразу два правоотношения: по д-ту 64 - задолженность бюджета перед предприятием по переплаченному налогу {6} (срок которой определен в три года - по ч. 1 ст. 20 Декрета); по к-ту 66 - задолженность предприятия перед бывшим работником по недовыплаченной зарплате (не имеющая сроков давности - по ст. 225 КЗоТ). Чтобы "закрыть" дебетовый остаток, предприятию нужно успеть до истечения срока подать заявление в ГНИ с просьбой вернуть или зачесть подоходно-переплаченное. Если не успели, то долг спишется: д-т 944, к-т 64. А чтобы избавиться от вечного "устойчивого пассива" по к-ту 66, придется-таки поднапрячься и найти уволившегося индивида, воздав ему его законные д-т 66, к-т 30. Хотя если этот кредиторский "хвостик" вас не напрягает, то пусть себе висит до второго пришествия. {1} Причем ошибка была техническая, то есть не связанная с базой обложения. Поэтому по соцстраховским удержаниям и начислени- ям ошибок не было. {2} См. "Бухгалтер" № 20'2001, с. 51-62. {3} Хотя выглядеть в нашей ситуации она будет достаточно забавно: доход - 12,5; налог - 12,5. {4} См. "Бухгалтерскую газету" № 43'2001, с. 5. {5} См. "Бухгалтерскую газету" № 30'2001, с. 16. {6} Помните, что подоходный налог строго персонифицирован и просто свернуть его с текущими платежами подоходного налога с других лиц - разумеется, нельзя (см. "Бухгалтер" № 3'2000, с. 44). ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 32/01, стр. 44 [01.11.2001] Иван Чалый ------------------------------------------------------------------