Я директор и бухгалтер фирмы. В связи с производственной необходимостью находился в командировке в Греции в течение двух месяцев и не смог подать отчетность за второй квартал. Теперь налоговая инспекция намеревается применить к моей фирме финансовые санкции. Подскажите, пожалуйста, есть ли возмож- ность избежать штрафа? * * * Подпунктом 4.1.4 статьи 4 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" ( 2181-14 ) предусмотрено, что налоговые декларации направляются за базовый налоговый (отчетный) период, который равняется: календарному месяцу (в том числе при уплате месячных авансовых взносов), - в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца; календарному кварталу или календарному полугодию (в том числе при уплате квартальных или полугодовых авансовых взносов), - в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия). Подпунктом 4.1.5 статьи Закона предусмотрено, что предельные сроки предоставления налоговой декларации могут быть увеличены по правилам и на основаниях, которые предусмотрены пунктом 15.4 статьи 15 этого Закона, которая так и называется: "Продление пре- дельных сроков": - налоговой декларации, определенные пунктом 4.1 статьи 4; - заявлений о пересмотре решений контролирующих органов, опре- деленные пунктом 5.2 статьи 5; - заявлений о возврате излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей), определенные пунктом 15.3 этой статьи, подлежат продлению руководителем налогового органа (его замести- телем) по письменному заявлению налогоплательщика, если такой налогоплательщик в течение указанных сроков: - находился за пределами Украины; - находился в плавании на морских судах за пределами Украины в составе команды (экипажа) таких судов; - находился в местах лишения свободы по приговору суда; - имел ограниченную свободу передвижения в связи с заключением или пленом на территории других государств или в связи с другими обстоятельствами непреодолимой силы, подтвержденными документаль- но; - был признан по решению суда безвести пропавшим или находился в розыске в случаях, предусмотренных законодательством. Нормы этого пункта распространяются на: - налогоплательщиков - физических лиц; - должностных лиц юридического лица, в случае если в течение указанных предельных сроков такое юридическое лицо не имело других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством начислять, взыскивать и вносить в бюджет налоги, сборы (обязатель- ные платежи), а также вести налоговый учет и отчетность. Подпунктом 15.4.3 Закона предусмотрено, что порядок продления предельных сроков устанавливается центральным налоговым органом, поэтому Главная налоговая администрация Украины издала Приказ от 19.03.2001 г. № 113 ( z0284-01 ), которым был утвержден "Порядок применения норм пункта 15.4 статьи 15 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами", зарегистрированный в Минюсте 28.03.2001 г. № 284/5475. Разделом 2 Порядка предусмотрено, что продление предельных сроков для юридического лица осуществляется, если никто из долж- ностных лиц такого юридического лица не имел возможности в определенные Законом сроки выполнить налоговые обязательства и/ или воспользоваться налоговыми правами налогоплательщика, а владе- лец такого юридического лица был лишен возможности назначить других должностных лиц. Объективные причины, по которым налоговые обязательства не могут быть выполнены: Отсутствие у лица возможности выполнить налоговые обяза- тельства и/или воспользоваться налоговыми правами может быть связано с: 1) пребыванием за пределами Украины в течение периода, опреде- ленного законом для декларирования и уплаты налогов (сборов, обя- зательных платежей). В этом случае документальным подтверждением является: - заграничный паспорт лица с визами и соответствующими отмет- ками органов охраны государственной границы; - письменный доклад Государственного комитета по делам охраны государственной границы Украины на запрос налогового органа; - письменный ответ Консульского управления Министерства ино- странных дел Украины на запрос налогового органа; 2) пребыванием в плавании на морских судах в течение периода, определенного Законом для декларирования и уплаты налогов (сборов, обязательных платежей). В этом случае документальным подтвержде- нием является копия трудового договора (контракта) и извлечение из судового журнала; 3) пребыванием в местах лишения свободы по приговору суда. В этом случае документальным подтверждением является: - справка Главного информационного бюро Министерства внутрен- них дел Украины; - справка из учреждений Государственного департамента Украины по вопросам выполнения наказаний или письменный ответ таких учреж- дений на запрос налогового органа; 4) ограниченной свободой передвижения лица в связи с его заключением или пленом на территории других государств. В этом случае документальным подтверждением является: - письменный ответ консульских учреждений Украины на запрос налогового органа; - письменный ответ Министерства обороны Украины на запрос налогового органа; 5) определением по решению суда безвести пропавшим. В этом случае документальным подтверждением является соответствующее ре- шение суда; 6) пребыванием лица в розыске в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса Украины. В этом случае докумен- тальным подтверждением является данные Главного информационного бюро Министерства внутренних дел Украины или письменный ответ органов внутренних дел, Службы безопасности Украины, других право- охранительных органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, на запрос налогового органа; 7) другими обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор). Такая непреодолимая сила может подтверждаться: - Торгово-промышленной палатой Украины о наступлении обстоя- тельств непреодолимой силы или стихийного бедствия на территории Украины; - справкой Министерства Украины по вопросам чрезвычайных си- туаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы или их территориальных подразделений; - документами уполномоченных органов другого государства, легализированными консульскими учреждениями Украины в случае нас- тупления обстоятельств непреодолимой силы или стихийного бедствия на территории такого государства; - решениями Президента Украины о введении чрезвычайной эколо- гической ситуации в отдельных местностях Украины, утвержденными Верховной Радой Украины, или по решениям Кабинета Министров Украины о признании отдельных местностей Украины пострадавшими от наводнения, пожара и других видов стихийного бедствия; - заключениями, сообщениями других органов, уполномоченных в соответствии с законодательством удостоверять обстоятельства форс- мажора. Отсутствие у владельца возможности назначить других должност- ных лиц может быть в случае, если: - должностное лицо является одновременно одним из владельцев юридического лица при условии, что отсутствие такого совладельца (акционера, участника, учредителя) делает невозможным принятие решения об определении на постоянном или временном основании дру- гого должностного лица. В таком случае документальным подтвержде- нием этого факта являются копии учредительных документов юридичес- кого лица, заверенные в установленном порядке; - юридическое лицо (предприятие) основано на собственности отдельного физического лица, которое одновременно является единым должностным лицом такого юридического лица; - процедура назначения нового должностного лица и мероприятия, связанные с проведением этой процедуры, определенные законода- тельством, нуждаются в определенном времени. При наличии приведенных выше обстоятельств относительно должностных лиц юридического лица налогоплательщик может обра- титься в налоговый орган с письменным заявлением о продлении предельных сроков. Требования к содержанию заявления налогоплательщика о продле- нии предельных сроков и порядке его предоставления. 1. Заявление направляется налогоплательщиком в течение тридца- ти календарных дней, следующих за днем окончания обстоятельств, указанных выше, в произвольной форме с кратким и четким объясне- нием оснований и их обоснованием для продления предельных сроков со ссылкой на документальное подтверждение изложенных фактов. В заявлении дается исчерпывающий перечень приложенных документов с указанием количества страниц каждого документа, их полного назва- ния и реквизитов (дата, номер, название организации, которая выда- ла документ). Налогоплательщик подает заявление только вместе с документальными подтверждениями. В случае невыполнения налоговых обязательств налогоплательщи- ком в заявлении указываются вид платежа, налоговый период и суммы налогового обязательства. Если налогоплательщик не воспользовался налоговыми правами, то в заявлении указываются направления зачисления средств: на пога- шение налогового долга по другим налогам, сборам (обязательным платежам) или для зачисления на счет налогоплательщика. При обжа- ловании решения налогового органа указываются реквизиты (дата, номер) такого решения и название налогового органа, решение которого обжаловалось. Ввиду отсутствия документального подтверждения, а также в случае если заявление не отвечает вышеупомянутым требованиям, такое заявление не рассматривается, о чем налоговый орган уведом- ляет налогоплательщика не позднее пяти рабочих дней с момента получения заявления. 2. В заявлении юридического лица обязательно указываются: пол- ное название юридического лица, код по ЕГРПОУ, местонахождение юридического лица, номера телефонов (факсов, e-mail) должностных лиц (при наличии). Заявление подписывает руководитель юридического лица или заме- щающее его лицо и удостоверяется печатью предприятия. Заявление должно содержать регистрационный номер юридического лица и дату его написания. 3. Налогоплательщики имеют право направить заявление налогово- му органу почтой с уведомлением о вручении. Полученные налоговым органом заявления налогоплательщика о продлении предельных сроков рассматриваются в следующем порядке и в следующий срок: 1) налоговый орган в течение двадцати календарных дней с дня получения заявления налогоплательщика обязан принять мотивирован- ное решение и направить его по адресу заявителя почтой с уведомле- нием о вручении или доставить ему под роспись; 2) руководитель налогового органа (или его заместитель) может принять решение о продлении сроков рассмотрения заявления налого- плательщика свыше сроков, определенных пунктом 1, но не более шестидесяти дней, и письменно уведомить об этом налогоплательщика до окончания двадцатидневного срока, указанного в пункте 1. Решение о продлении сроков рассмотрения заявления налогопла- тельщика может быть принято при необходимости дополнительного изу- чения документов, которыми сопровождается заявление экспертного подтверждения аутентичности (действительности) таких документов, предоставление налоговым органом запросов компетентным органам относительно дополнительного подтверждения обстоятельств, изло- женных в заявлении налогоплательщика. Руководитель налогового органа (или его заместитель) продле- вает предельные сроки до 30 календарных дней с дня принятия им решения о продлении предельных сроков. Если последний день сроков, указанных в этом Порядке, прихо- дится на выходной или праздничный день, то последним днем таких сроков считается следующий за выходным или праздничным рабочий день. Штрафные санкции, определенные подпунктом 17.1.1 статьи 17 Закона, не применяются в течение сроков продления предельных сро- ков предоставления налоговой декларации согласно нормам Порядка применения норм 15.4 статьи 15 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетными и государствен- ными целевыми фондами". ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71 № 41/01, стр. 18 [26.10.2001] Наталья Драгун аудитор ------------------------------------------------------------------