Перерасчёт подоходного налога за 2001 год. С новым сроком!

------------------------------------------------------------------

    Перерасчёт  подоходного  налога  -  это  "святая"  обязанность
бухгалтера.
    Исходя из положений статьи 9 Декрета КМУ "О подоходном  налоге
с граждан"  от  26.12.92 г. № 13-92  ( 13-92 ),  с  изменениями  и
дополнениями (далее  -  Декрет  № 13-92),  перерасчёт  подоходного
налога, удержанного из совокупного годового дохода, осуществляется
предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами  -
субъектами предпринимательской деятельности  в  срок  до  1  марта
года,  следующего  за  отчётным,  на  работников,   состоящих    с
работодателем в трудовых отношениях  по  состоянию  на  31 декабря
текущего года.  Исчисление налога в течение года по месту основной
работы  осуществляется  исходя  из  суммы  месячного   совокупного
налогооблагаемого дохода граждан  по  шкале  ставок, установленной
Указом  Президента  Украины "Об увеличении  необлагаемого  налогом
минимума и ставках прогрессивного налогообложения доходов граждан"
от 13.09.94 г. № 519/94 ( 519/94 ) (с учётом норм Указа Президента
"О денежной реформе") (далее - Указ Президента № 519).
    Хотим отметить, что дискуссии в  прессе  о  том,  какую  шкалу
ставок следует  применять  при  исчислении  подоходного  налога  -
установленною нормами Декрета № 13-92 или Указом Президента № 519,
- не остались без внимания  налоговой администрации.  Письмо  ГНАУ
"О подоходном налоге с граждан" от 26.10.2001 г. № 14493/7/17-0417
( v4493225-01 ) в  ответ на многочисленные запросы по этому поводу
чётко определило, что Указ  Президента  №  519  не  утратил  силы,
поэтому  подоходный  налог  следует   удерживать    по    ставкам,
установленным этим Указом.
    Каждый год, вплоть до 2001 года, перерасчёт подоходного налога
необходимо было производить  до  1  февраля  года,  следующего  за
отчётным, а до 15 февраля сведения о перерасчёте следовало  подать
в  налоговый  орган.  Законом  Украины  "О    порядке    погашения
обязательств    плательщиков    налогов    перед    бюджетами    и
государственными  целевыми  фондами"  от  21.12.2000 г. № 2181-III
( 2181-14 ) (далее - Закон № 2181) в ст. 9 Декрета № 13-92 внесены
изменения, касающиеся сроков осуществления перерасчёта подоходного
налога по итогам года  и  представления в налоговые  органы отчёта
об  окончании  годового  перерасчёта.   Изменения  также   внесены
в  Инструкцию  "О  подоходном  налоге  с  граждан",   утверждённую
приказом ГГНИУ от 21.04.93 г.  № 12 ( z0064-93 ),  с изменениями и
дополнениями (далее - Инструкция о подоходном  налоге),  приказами
ГНАУ от 14.02.2001 г. № 53 и от 05.04.2001 г. № 150.
    Согласно  п.  9  Инструкции  о  подоходном  налоге  перерасчёт
подоходного налога с годового совокупного дохода работника за 2001
год должен быть осуществлен по месту его основной работы (т. е. по
месту, где ведётся его трудовая книжка и производятся отчисления в
Пенсионный фонд и социальные фонды) в срок не позднее  28  февраля
2002 года.  Отчёт об окончании годового  перерасчёта  должен  быть
представлен в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия
в  течение  60  календарных  дней,  следующих  за  последним  днём
отчётного года, т. е. не позднее  1  марта  следующего  года  (для
високосного года - не позднее 29 февраля).
    Обращаем внимание на то, что согласно ст. 17 Закона № 2181  за
непредставление  или  несвоевременное  представление   отчёта    о
результатах годовых перерасчётов подоходного налога  с  граждан  в
сроки, определенные законодательством,  плательщик  налога  платит
штраф в размере десяти не  облагаемых  налогом  минимумов  доходов
граждан.  Ранее сведения о результатах произведённого  перерасчёта
подоходного  налога  представлялись  в  налоговую   инспекцию    в
произвольной форме. Приказом ГНАУ от 14.02.2001 г. № 53 Инструкция
о подоходном налоге дополнена приложением 11  -  формой  отчёта  о
результате годовых перерасчётов подоходного налога.
    Следовательно, за 2001 год информацию  о  результатах  годовых
перерасчётов подоходного налога необходимо отразить уже по-новому.
В  отчёте  указывается  количество  штатных  сотрудников,  которым
сделан  перерасчёт  подоходного  налога,  последствия  перерасчёта
(недобор или перебор), а также результат перерасчёта (общая  сумма
со знаком "+" или "-").
    На каждого работника также заполняются справки по  форме  №  3
(приложение  3  к  Инструкции  о  подоходном  налоге),  в  которых
указываются итоговые суммы совокупного дохода, льгот,  удержанного
налога. Ведомости хранятся на предприятии и выдаются работникам по
их  требованию,  а  налоговому  органу  -  по  его    официальному
письменному запросу.
    Если на  протяжении  года  граждане  изменили  основное  место
работы, то по новому месту работы перерасчёт производится с учётом
данных о полученных ими доходах и удержании подоходного налога  по
предыдущему  месту  работы  при  условии  представления   ими    в
бухгалтерию справки ф. № 3. В случае непредставления ими в течение
года таких справок исчисление  годовой  суммы  надлежащего  уплате
подоходного налога осуществляется исходя из количества  фактически
отработанных месяцев за год по новому месту работы.
    Совокупный налогооблагаемый доход для  исчисления  подоходного
налога  определяется  в  гривнях,  сотые  части  гривни (от 1 коп.
до 99 коп. включительно) не учитываются (см. таблицу).

================================+=================================
      Месячный совокупный       |        Ставки и размеры
    налогооблагаемый доход      |
================================+=================================
До 17 грн. включительно (с      | Не облагаются налогом
дохода в размере одного         |
не облагаемого налогом минимума |
доходов граждан)                |
--------------------------------+---------------------------------
18 грн. - 85  грн. (от 1 до 5   | 10% с суммы дохода, превышающего
не облагаемых налогом минимумов | размер одного не облагаемого
доходов граждан)                | налогом минимума доходов граждан
--------------------------------+---------------------------------
86 грн. - 170 грн. (от 5 до 10  | 6 грн. 80 коп. + 15% с суммы,
не облагаемых налогом минимумов | превышающей 85 грн.
доходов граждан)                |
--------------------------------+---------------------------------
171 грн. - 1020 грн. (от 10 до  | 19 грн. 55 коп. + 20% с суммы,
60 не облагаемых налогом        | превышающей 170 грн.
минимумов доходов граждан)      |
--------------------------------+---------------------------------
1021 грн. - 1700 грн. (от 60 до | 189 грн. 55 коп. + 30% с суммы,
100 не облагаемых налогом       | превышающей 1020 грн.
минимумов доходов граждан)      |
--------------------------------+---------------------------------
1701 грн. и более (свыше 100    | 393 грн. 55 коп. + 40% с суммы,
не облагаемых налогом минимумов | превышающей 1700 грн.
доходов граждан)                |
------------------------------------------------------------------

    В случае если после увольнения работника  ему  была  выплачена
премия или осуществлены другие выплаты, связанные с выполнением им
трудовых обязанностей, удержание подоходного налога с этих  выплат
производится согласно п. 3 ст. 7 Декрета № 13-92, т. е. в  размере
20 процентов.  Исключением являются случаи увольнения работника по
уважительным причинам (например, в  связи  с  выходом  на  пенсию,
призывом в армию, болезнью, сокращением штата).
    О суммах выплаченного дохода и удержанного налога в  налоговую
инспекцию по местожительству гражданина, получившего такой  доход,
не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в  котором  был
получен такой доход, направляется справка формы № 2.
    Подоходный налог с  годового  дохода  определяется  исходя  из
среднемесячного  дохода  с  учётом  уплаченного  (удержанного)   в
течение года налога с месячных доходов.  расчёт  осуществляется  в
следующем порядке:
    1. Определяется сумма совокупного  годового  налогооблагаемого
дохода  работника  (в  гривнях  без  копеек).  В  состав    дохода
включаются все виды  доходов,  с  которых  удерживался  подоходный
налог в соответствии с Декретом №  13-92,  начисленные  в  составе
месячного совокупного облагаемого налогом дохода в течение года.
    Напомним, что  в  совокупный  налогооблагаемый  доход  граждан
включаются  доходы,  полученные  ими  за    выполнение    трудовых
обязанностей по основному месту работы  (службы,  учёбы);  доходы,
полученные за совмещение профессий и выполнение работ по договорам
подряда по  месту  основной  работы;  доходы,  полученные  в  виде
дивидендов  по   акциям,    вследствие    распределения    прибыли
предприятий, учреждений, организаций, физических лиц  -  субъектов
предпринимательской  деятельности;  другие  доходы,  полученные  в
результате предоставления за счёт средств предприятий, учреждений,
организаций,  физических  лиц  -  субъектов    предпринимательской
деятельности своим работникам материальных  и  социальных  благ  в
денежной и натуральной форме.
    В  случае  выплаты  заработной  платы  в  натуральной    форме
продукцией собственного производства её размер в составе месячного
совокупного  налогооблагаемого  дохода  работника  исчисляется  по
отпускной  цене  указанной  продукции  сторонним  потребителям   в
текущем месяце, когда  произведено  начисление  заработной  платы.
Если в текущем  месяце  такая  продукция  не  реализовывалась,  её
размер  исчисляется  по  отпускной  цене    предыдущего    месяца.
Натуральная продукция других производителей  в  составе  месячного
совокупного  налогооблагаемого  дохода  работника  оценивается  по
ценам её приобретения.
    2. Определяется среднемесячный доход (в  гривнях  без  копеек)
(путём деления суммы годового совокупного налогооблагаемого дохода
на 12 - для граждан, отработавших полный год или  представивших  в
бухгалтерию по новому месту работы справки ф.  №  3  с  предыдущих
мест работы.  Если работник отработал не полный год,  но  является
штатным сотрудником по состоянию на  31  декабря  2001  года,  его
среднемесячный  доход  определяется  путём  деления    совокупного
налогооблагаемого дохода  на  количество  фактически  отработанных
месяцев).
    3.  Определяется  подоходный    налог    со    среднемесячного
налогооблагаемого   дохода    по    действующей    шкале    ставок
налогообложения (согласно ст. 7 Инструкции о подоходном налоге)  с
последующим округлением до целых гривень.
    Исчисление подоходного налога осуществляется после  исключения
из  начисленной  суммы  месячного  совокупного   налогооблагаемого
дохода граждан, имеющих право на получение льгот  согласно  ст.  6
Декрета № 13-92, суммы таких льгот.  В случае если гражданин имеет
право на получение нескольких льгот,  ему  предоставляется  только
одна (наибольшая) по его выбору.
    При  определении  суммы  годового  налогооблагаемого    дохода
граждан, которые в соответствии  с  действующим  законодательством
имеют  право  на  льготы    в    виде    уменьшения    совокупного
налогооблагаемого месячного дохода до 5, 10  и  15  не  облагаемых
налогом минимумов  доходов  граждан,  при  исчислении  подоходного
налога следует исключить соответственно 4, 9 или 14 не  облагаемых
налогом минимумов доходов  граждан  в  месяц,  поскольку  в  шкалу
ставок  прогрессивного  налогообложения  уже  введён    один    не
облагаемый налогом минимум доходов граждан.
    На сегодняшний день предоставляются следующие виды льгот:
    - гражданам, которые подпадают под действие Закона Украины  "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты"
(участники боевых действий,  инвалиды  войны,  участники  войны  и
лица, на которых распространяется действие названного  Закона),  -
уменьшение  месячного  совокупного  дохода  до  15  не  облагаемых
налогом минимумов доходов граждан.  Следует учесть,  что  согласно
изменениям, внесённым в Инструкцию о подоходном налоге, основанием
для  предоставления  льгот  категориям   граждан,    на    которых
распространяется действие  Закона  Украины  "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты",  в  виде    уменьшения
совокупного налогооблагаемого дохода на  сумму  15  не  облагаемых
налогом  минимумов  доходов  граждан,    является    постановление
Верховной Рады Украины от 25.04.96 г. № 146 ( 146/96-ВР ) (которым
эта льгота была предусмотрена);
    - гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской  катастрофы
и  отнесенным  к  I  и  II  категориям,  -  уменьшение   месячного
совокупного  налогооблагаемого  дохода  до  10,    а    гражданам,
отнесенным к III и IV категории , - до  5  не  облагаемых  налогом
минимумов доходов граждан;
    - инвалидам с детства, инвалидам  1-й  и  2-й  групп  (включая
инвалидов  1-й  и  2-й  групп  по  зрению),  кроме  тех,   которые
относятся  к  вышеуказанным,  -  уменьшение  месячного совокупного
налогооблагаемого дохода  до  5  не  облагаемых налогом  минимумов
доходов граждан;
    - родителям  и  одному  из  супругов  военнослужащих,  которые
погибли или умерли либо пропали без вести при исполнении служебных
обязанностей, - уменьшение месячного совокупного налогооблагаемого
дохода до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;
    - совокупный месячный налогооблагаемый доход уменьшается до  5
не облагаемых налогом  минимумов  также  у  одного  из  родителей,
который  воспитывает  инвалида  с  детства,  и  обоих   родителей,
воспитывающих двоих  и  более  инвалидов  с  детства,  проживающих
вместе с ними и нуждающихся в постоянном уходе.
    Все льготы по подоходному налогу предоставляются на  основании
соответствующих документов.  При возникновении права на  льготу  в
течение года льгота предоставляется начиная с  месяца,  в  котором
были  представлены  документы,  являющиеся  основанием   для    её
получения.
    Кроме  того,   следует  учесть,   что  право  на    уменьшение
совокупного налогооблагаемого дохода на сумму, не  превышающую  за
каждый полный месяц одного не облагаемого налогом минимума доходов
граждан (17 грн.), предоставляется одному из родителей  (опекунов,
попечителей) на  каждого  ребёнка  в  возрасте  до  16  лет,  если
месячный совокупный доход не превышает 10  минимальных  заработных
плат (на сегодняшний день это - 1180 грн.). Эта льгота сохраняется
до конца года, в котором дети достигли 16-летнего  возраста,  а  в
случае смерти детей - в течение следующих двенадцати месяцев.  Она
начинает применяться с месяца рождения ребёнка. Копии свидетельств
о рождении детей подаются по месту основной работы,  как  правило,
по месту работы матери.  Но если такая льгота  предоставляется  по
месту работы отца, то он  дополнительно  подаёт  справку  с  места
основной работы жены о том, что она этой  льготой  не  пользуется.
Предоставление данной льготы осуществляется в дополнение к  одному
не облагаемому налогом минимуму  доходов  граждан,  включённому  в
шкалу ставок.
    При предоставлении льгот  по  подоходному  налогу  многодетным
гражданам, имеющим троих и более  детей  в  возрасте  до  16  лет,
следует  иметь  в   виду,    что    если    совокупный    месячный
налогооблагаемый доход не превышает 10 минимальных заработных плат
(1180  грн.),  то  на  каждого  ребёнка  предоставляется   льгота,
предусмотренная п. 2 ст. 6 Декрета № 13-92, т. е. в размере одного
не облагаемого  налогом  минимума  доходов  граждан.  Потом  сумма
подоходного  налога,  рассчитанная  по  основной  шкале    ставок,
уменьшается на 50 процентов.
    В случае если совокупный месячный доход  превышает  размер  10
минимальных заработных плат, то в соответствии с  п.п.  "б"  п.  1
постановления КМУ  "О ставках налогообложения доходов  работников,
занятых  на  подземных  работах  в  угольной  и    горнодобывающей
промышленности, и  уменьшении  налога  многодетным  семьям"  таким
многодетным гражданам предоставляется только одна льгота - в  виде
уменьшения суммы подоходного налога на 50 процентов.
    Рассмотрим условный пример 1.  Гражданин  Казаченко  В.  И.  в
течение 2001 года получил доход, состоящий из:
    - основной заработной платы в сумме 7250 грн.  за  12  месяцев
работы;
    -  премии  за  улучшение  конечных  результатов  хозяйственной
деятельности бригады в сумме 250 грн.
    Гражданин  Казаченко  В.  И.  является  участником  ликвидации
аварии на Чернобыльской АЭС и отнесён ко II категории. Кроме того,
он имеет двоих детей в возрасте до 16 лет (жена по месту  основной
работы такой льготой не пользуется).  В течение года с его  дохода
удержан подоходный налог в сумме 957,40 грн.
    В связи с тем, что работник имеет право на получение льгот  на
нескольких основаниях, ему предоставляется одна, наибольшая -  как
ликвидатору аварии на ЧАЭС.
    Произведём перерасчёт подоходного налога  по  основному  месту
работы:
    1. Определим совокупный годовой доход гражданина Казаченко  В.
И.:

    7250 грн. + 250 грн. = 7500 грн.

    2. Рассчитаем размер  совокупного  годового  налогооблагаемого
дохода:

    7500 грн.  -1836  грн.  (льгота  -  9  не  облагаемых  налогом
минимумов доходов граждан (17 грн. х 9 х х 12 мес.)) = 5664 грн.

    3. Определим размер среднемесячного дохода:

    5664 грн. : 12 мес. = 472 грн.

    4. Исчислим подоходный налог на  основании  действующей  шкалы
ставок:

    472 грн. - 170 грн. = 302 грн.;

    19,55 грн. + 20% х 302 грн. = 79,95 грн.;

    79,95 грн. х 12 мес. = 959,40 грн.

    5.  Определим  разницу  между  фактически  удержанной   суммой
подоходного налога в течение года и суммой,  которая  должна  быть
удержана на основании перерасчёта:

    957,40 грн. - 959,40 грн. = -2 грн.

    В данном случае из зарплаты  работника  следует  дополнительно
удержать подоходный налог в сумме  2  грн.  и  перечислить  его  в
бюджет.  В бухгалтерском учёте эта операция отражается  по  дебету
счёта  661  "Расчёты  по  заработной  плате"  и   кредиту    счёта
641 "Расчёты по налогам"/субсчёт "Подоходный налог",  а  в  момент
перечисления подоходного налога - по дебету счёта 641 "Расчёты  по
налогам"/субсчёт "Подоходный налог" и кредиту счета  311  "Текущие
счета в национальной валюте".
    При проведении годовых перерасчётов подоходного налога следует
учесть, что Законом Украины "О внесении изменений в ст. 5  Декрета
Кабинета Министров Украины "О  подоходном  налоге  с  граждан"  от
26.04.2001 г.  №  2405-III ( 2405-14 )  (далее  -  Закон  №  2405)
дополнен перечень сумм выплат, которые не включаются в  совокупный
налогооблагаемый доход. Этот Закон вступил в силу с 19.05.2001 г.,
т. е. со дня опубликования в газете "Урядовий кур'єр".
    В этот перечень  включены  суммы  помощи,  стоимость  подарков
(призов), предоставляемых один раз в календарный  год  в  пределах
прожиточного минимума, установленного  законом  на  трудоспособное
лицо,  за  счёт  юридических,  физических  лиц   и    общественных
организаций.
    Соответствующие изменения внесены также в п.  5  Инструкции  о
подоходном  налоге  приказом  ГНАУ  "Об  утверждении  изменений  и
дополнений  к  Инструкции  о  подоходном  налоге  с  граждан"   от
11.06.2001 г. № 235 (далее - приказ № 235).  Данный пункт дополнен
подпунктом 5.30, в котором, в  частности,  говорится  о  том,  что
материальная помощь может  быть  предоставлена  и  по  неосновному
месту работы.  Сумма помощи не облагается подоходным  налогом  при
условии, что она предоставляется один раз в год в любом из месяцев
в пределах прожиточного минимума, утверждённого законом в  расчёте
на месяц на  трудоспособное  лицо  на  день  предоставления  такой
помощи. При этом обязательным условием является подача в налоговую
инспекцию  по  местожительству  получателя  помощи    справки    о
полученных доходах по ф. № 2.
    Хотим обратить внимание на то, что материальная помощь  как по
основному,  так  и  по  неосновному  месту  работы,  которая    не
включается в совокупный налогооблагаемый  доход  и  не  облагается
подоходным налогом  и  сборами  (взносами)  в  Пенсионный  фонд  и
социальные фонды (согласно  приказу  №  235),  может  быть  выдана
только один раз в год независимо от того, равна эта сумма  размеру
прожиточного минимума или меньше него.
    Нормы  Закона  №  2405  не   ограничивают    количество    раз
предоставления материальной помощи, которая должна  быть  обложена
подоходным  налогом.  Ограничение  "один  раз  в  год"    касается
предоставления  материальной  помощи,  которая  не  включается   в
совокупный налогооблагаемый доход  гражданина  по  месту  основной
работы, а также  не  облагается  подоходным  налогом,  если  такая
помощь предоставлена не  по  месту  основной  работы  в  любом  из
месяцев  календарного  года  (не  раньше  19.05.2001  г.  -    дня
вступления  в  силу  Закона  №  2405).  Таким    образом,    сумма
материальной помощи, выданная  гражданину  второй  раз  в  течение
года, даже если её размер в пределах прожиточного минимума, должна
облагаться подоходным налогом и сборами  (взносами)  в  Пенсионный
фонд и социальные фонды.
    При перерасчёте подоходного налога по основному месту работы и
(или) налоговым органом  в  соответствии  с  годовой  декларацией,
представленной гражданином, получившим материальную помощь, из его
совокупного   годового  налогооблагаемого    дохода    исключается
фактически  выплаченная  сумма  такой  помощи,  но   в    пределах
прожиточного минимума в расчёте на месяц, действовавшего на  конец
отчётного календарного года.
    В связи с тем, что размер прожиточного минимума в течение года
может измениться, немаловажное значение имеет норма приказа №  235
о  том,  что  при  проведении  перерасчёта   подоходного    налога
учитывается размер  прожиточного  минимума  в  расчёте  на  месяц,
который действовал на конец отчётного периода.
    Напомним,   что   на   сегодняшний    день   Законом   Украины
"Об утверждении прожиточного минимума на 2001 год" от 22.03.2001г.
№ 2330-III ( 2330-14 )  установлен  прожиточный  минимум в размере
331,05 грн. в расчёте на месяц.
    Рассмотрим условный пример 2,  Гражданин  Петренко  И.  П.  по
основному месту работы в течение 2001 года получил доход  в  сумме
7200 грн.
    В августе 2001 года ему выдана материальная помощь  в  размере
165 грн. Данная сумма не является базой для налогообложения.
    В ноябре 2001 года предприятие изыскало  возможность  еще  раз
выплатить гражданину Петренко И.  П. материальную помощь в размере
165 грн.  Из этой суммы произведены удержания и начисления налогов
и сборов (взносов).
    В течение года с дохода работника удержан подоходный  налог  в
сумме 1299,60 грн.
    По основному месту  работы  гражданина  необходимо  произвести
перерасчёт подоходного налога.
    1. Рассчитаем совокупный годовой доход работника  Петренко  И.
П.:

    7200 грн. + 165 грн. + 165 грн. = 7530 грн.

    2.  Рассчитаем  размер,   его  совокупного   налогооблагаемого
дохода:

    7530 грн. - 330 грн.  (фактически   выплаченная   материальная
помощь в пределах  размера  прожиточного  минимума  в  расчёте  на
месяц) = 7200 грн.

    3. Определим размер среднемесячного дохода:

    7200 грн. : 12 мес. = 600 грн.

    4.  Рассчитаем  размер  подоходного  налога    на    основании
    действующей шкалы ставок:

    600 грн. -170 грн. = 430 грн.;

    19,55 грн. + 20 % х 430 грн. = 105,55 грн.

    105,55 грн. х 12 мес. = 1266,60 грн.

    5.  Определим  разницу  между  фактически  удержанной   суммой
    подоходного налога  в  течение года  и  суммой, которая должна
    быть удержана на основании перерасчёта:

    1299,60 грн. - 1266,60 грн. = 33 грн.

    В данном случае  с  дохода гражданина  излишне  удержана сумма
33 грн.  Она должна быть возвращена ему или зачтена с его согласия
в счёт будущих платежей по подоходному налогу.
    В бухгалтерском учёте данная операция найдёт своё отражение по
дебету счёта 641 "Расчёты по налогами/субсчёт "Подоходный налог" и
кредиту счёта 661 "Расчёты по заработной плате".
    В рассмотренной ситуации при проведении  годового  перерасчёта
из совокупного налогооблагаемого дохода исключена сумма фактически
выплаченной материальной помощи,  несмотря  на  то  что  она  была
выдана в два этапа (в августе и ноябре) и на втором этапе  явилась
базой для начисления  и  удержания  налогов  и  сборов  (взносов).
Работнику  возвращена  сумма  подоходного  налога,  удержанного  в
момент выплаты материальной помощи в ноябре.  Но возникает вопрос:
как  быть  с  начисленными  и  удержанными  сборами  (взносами)  в
Пенсионный фонд и социальные фонды из этой суммы? Ведь перерасчёт,
аналогичный перерасчёту подоходного  налога,  относительно  сборов
(взносов) законодательством не предусмотрен.
    По нашему мнению, суммы сборов (взносов), уплаченные в связи с
выдачей материальной помощи во второй,  третий  и  т. д.  раз,  не
должны корректироваться ни в течение года, ни по итогам года.
    Рассмотрим   вопрос    удержания    страхового    взноса    на
общеобязательное государственное социальное страхование на  случай
безработицы в размере 0,5% с доходов наёмных работников.
    Согласно  п.  3  ст.   19    Закона    "Об    общеобязательном
государственном  социальном  страховании  на  случай  безработицы"
от 02.03.2000 г.  № 1533-III ( 1533-14 ) (далее  -  Закон  № 1533)
суммы  страховых  взносов  исключаются   из  доходов   работников,
подлежащих обложению подоходным налогом с граждан.
    По  этому  поводу  также  высказалась  ГНАУ  в  своём   письме
"О подоходном налоге с граждан" от 24.05.2001 г.  № 6805/7/17/0417
( v6805225-01 ). В нём, в  частности,  говорится  о  том,  что  до
внесения соответствующих изменений в ст. 6  Декрета  №  13-92  для
определения сумм подоходного  налога  совокупный  налогооблагаемый
доход граждан уменьшается на сумму начисленных  страховых  взносов
на  случай  безработицы  начиная  с  22.02.2001 г., т. е.  с  даты
вступления в силу Закона № 1533.
    Специалисты высказывают разные мнения по поводу того, является
ли льготой возможность уменьшать совокупный налогооблагаемый доход
работника на сумму страховых взносов.  Одним из  наиболее  весомых
аргументов, высказанных против применения на практике нормы Закона
№ 1533 и рекомендаций,  содержащихся  в  упомянутом  письме  ГНАУ,
является то, что основным документом,  регламентирующим  удержание
подоходного налога с граждан, является  Декрет  №  13-92.  Поэтому
дополнительные льготы, связанные  с  исчислением  данного  налога,
могут  устанавливаться  только  путём внесения изменений в  Декрет
№ 13-92.
    Поскольку этот вопрос до сих пор является предметом дискуссий,
мы рекомендовали бы бухгалтерам на  время  отказаться  от  желания
"осчастливить"  к  Новому  году  своих  сотрудников  "подарком"  в
размере нескольких  десятков  копеек  при  проведении  перерасчёта
подоходного налога за 2001 год, так как последствия таких действий
могут быть не столь приятными для самих бухгалтеров, учитывая, что
Законом № 2181 ( 2181-14 ) предусмотрены штрафные санкции  и  пеня
за  неуплату  (в  том  числе  и  недоплату)  согласованной   суммы
налогового обязательства.
    Напомним, что согласно п.п. 19.4.1 ст. 19  Закона  №  2181  за
непредставление  или  несвоевременное   представление    платёжных
поручений  на  перечисление  подлежащих  уплате  налогов,   сборов
(обязательных платежей) предусмотрены жёсткие санкции в  отношении
должностных лиц предприятия, а именно: штраф в размере от пяти  до
десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а за те же
действия,  совершенные  лицом,  которое  в  течение   года    было
подвергнуто  административному  взысканию    за    соответствующее
нарушение,  -  от  десяти  до  пятнадцати  не  облагаемых  налогом
минимумов доходов граждан.
    Кроме того, за несвоевременное перечисление подлежащих  уплате
налогов, сборов (обязательных платежей) п.п. 17.1.7 ст. 17  Закона
№ 2181  предусмотрена  уплата  штрафа.  Например,  при    неуплате
налоговых  обязательств  в  течение  30  календарных  дней   после
установленных сроков налагается  штраф  в  размере  10%  от  суммы
неуплаты.  А  п.  16.4  ст.  16  данного  Закона   предусматривает
начисление пени на сумму налогового долга (включая сумму  штрафных
санкций при их наличии) из расчёта 120 процентов  годовых  учётной
ставки НБУ, действующей на день возникновения налогового долга или
на день его погашения, в зависимости от  того,  какая  из  величин
таких ставок является  большей  за  каждый  день  просрочки  в  её
уплате.
    Следующий момент, на который хотелось бы обратить внимание,  -
это отражение результатов перерасчёта подоходного налога в справке
ф. № 8ДР.  Результат перерасчёта по конкретному  физическому  лицу
прибавляется со знаком "+" или "-" к сумме удержанного подоходного
налога за тот месяц, в котором он был  сделан.  Таким  образом,  в
справке ф. №  8ДР  по  конкретному  физическому  лицу  в  графе  4
необходимо отразить результат такого  сложения,  если  в  отчётном
периоде  производились  выплаты  за  тот  месяц,  в  котором   был
осуществлён перерасчёт подоходного налога за прошедший год.
    Напомним, что гражданам, которые, кроме доходов, получаемых по
месту основной  работы,  получали  доходы  и  вне  места  основной
работы,  государственными  налоговыми  органами    на    основании
представленных   ими    деклараций    осуществляется    перерасчёт
подоходного налога с совокупного годового дохода.  Граждане вместе
с  декларацией  представляют  в  налоговый   орган    по    своему
местожительству справку ф. № 2 о доходах, полученных не  по  месту
основной работы, справку ф. № 3 с основного места работы, а  также
копии документов, подтверждающих  право  на  льготу  (при  наличии
таковой).
    Декларация о доходах, полученных как по основному,  так  и  по
неосновному месту работы, подается в налоговую инспекцию в срок до
1 апреля года, следующего за отчётным  (до  внесения  изменений  в
Инструкцию о подоходном налоге декларация подавалась до 1  марта).
    Рассмотрим условный пример 3. Гражданкой  Загоруйко  В.  И.  в
течение 2001 года получен доход по основному месту работы в  сумме
5484 грн., за выполнение работ по  договору  подряда  на  этом  же
предприятии - в сумме 360 грн. Она имеет двоих детей в возрасте до
16 лет.  Кроме того, предприятие, на котором  гражданка  работает,
оплатило в сентябре 2001 года стоимость ее обучения, связанного  с
профессиональной подготовкой в отечественном учебном заведении,  в
сумме 240 грн.
    Отметим, что приказом ГНАУ от 05.04.2001  г.  №  150  исключён
абзац  третий  п.  5.21  Инструкции  о  подоходном    налоге,    в
соответствии с которым стоимость обучения, оплаченная  юридическим
лицом,  с  которым  гражданин  находится  в  трудовых  отношениях,
непосредственно учебному заведению,  не  включалась  в  совокупный
налогооблагаемый доход такого гражданина, если обучение связано  с
профессиональной  подготовкой  или  переподготовкой  по    профилю
юридического лица в отечественных учебных заведениях.
    Исключение  данного  абзаца  дало  повод  предполагать,    что
стоимость такого  обучения  является  личным  доходом  физического
лица.  Во избежание двоякого толкования такого  изменения  ГНАУ  в
своем письме  от  13.07.2001 г. №  9333/7/17-0517  ( v9333225-01 )
разъяснила, ссылаясь  на  п.п.  5.4.2  ст.  5  Закона  Украины  "О
налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с
изменениями и дополнениями, что стоимость обучения,  связанного  с
профессиональной подготовкой в отечественных  учебных  заведениях,
оплаченная юридическим лицом, с которым физическое лицо  находится
в  трудовых  отношениях,  непосредственно   учебному    заведению,
включаемая в состав валовых расходов предприятия, не включается  в
совокупный налогооблагаемый доход такого физического лица.
    Учитывая  этот  факт,  бухгалтерия    предприятия,    выполнив
перерасчёт  подоходного  налога  с  совокупного  годового   дохода
гражданки Загоруйко В.  И., выдала ей справку ф. №  3,  в  которой
указаны суммы годового дохода с учётом льготы (5436  грн.  =  5484
грн. + 360 грн. - 408 грн. (льгота на двоих детей)) и  удержанного
подоходного налога (995,80 грн.).
    Гражданка Загоруйко  В.  И.,  в  течение  года  работая  и  по
неосновному месту работы, получила  доход  в  сумме  3600  грн.  В
декабре 2001 года там же ей выдана материальная помощь в сумме 330
грн.  Подоходный  налог  и  сборы  (взносы)  с  суммы  помощи   не
начислялись и не удерживались.
    В  налоговую  инспекцию  по  местожительству  гражданки   были
высланы справки ф.  №  2  о  сумме  выплаченного  дохода  с учётом
материальной помощи (3930 грн.) и удержанного  подоходного  налога
(720 грн.).
    На основании декларации о доходах по основному  и  неосновному
месту работы, представленной гражданкой Загоруйко В. И., налоговым
органом  произведён  перерасчёт  подоходного  налога  в  следующем
порядке:
    1. Определяется совокупный годовой доход:

    5484 грн. + 360 грн. + 3600 грн. + 330 грн. = 9774 грн.

    2.   Рассчитывается    размер    её    совокупного    годового
    налогооблагаемого дохода:

    9774 грн. - 408 грн. (льгота в размере 17 грн. на двоих детей)
- 330 грн. (фактически выплаченная материальная помощь в  пределах
размера прожиточного минимума в расчёте на месяц) - 9036 грн.

    3. Определяется размер среднемесячного дохода:

    9036 грн. : 12 мес. - 753 грн.

    4.  Определяется  размер  подоходного  налога  на    основании
    действующей шкалы ставок:

    753 грн. - 170 грн. = 583 грн.;

    19,55 грн. + 20% х 583 грн. = 136,15 грн.;

    136,15 грн. х 12 мес. = 1633,80 грн.

    5. Определяется разница  между  фактически  удержанной  суммой
    подоходного налога в течение года  и  суммой,  которая  должна
    быть удержана на основании перерасчёта:

    (995,80 грн. + 720 грн.) - 1633,80 грн. =  81  грн.

    В данном случае  сумма  излишне удержанного подоходного налога
в размере  81 грн.  подлежит  возврату  гражданке  Загоруйко В. И.
    Перерасчёт  подоходного налога   по    совокупному    годовому
налогооблагаемому  доходу  производится  налоговыми  органами    в
течение  двух  месяцев  после  месяца,  в  котором    представлена
декларация  о  доходах.  Возврат   суммы    излишне    уплаченного
подоходного налога должен быть осуществлен не позднее месяца после
проведения перерасчёта, а уплата доначисленных  сумм  должна  быть
осуществлена  не  позднее  месяца  после   получения    налогового
уведомления  о  сумме  такого  доначисления.
    Кабинет  Министров  Украины,    приняв    предложение    ГНАУ,
согласованное   с   Минфином   Минюстом,  издал  распоряжение   "О
непредставлении  некоторыми  гражданами  деклараций  о  совокупном
налогооблагаемом  доходе"  от  13.12.2001  г.  №  560-р,  согласно
которому граждане, получившие в течение  2001  года  доход  не  по
месту основной работы в  размерах,  не  превышающих  за  год  трёх
прожиточных   минимумов,    установленных    законом    на    одно
трудоспособное лицо в расчёте на месяц,  не  подают  декларации  о
совокупном  налогооблагаемом  доходе.
    Надеемся, что вопросы, рассмотренные в данной статье,  помогут
бухгалтерам  сориентироваться  в  изменениях, внесённых  в  Декрет
№ 13-92 и Инструкцию о подоходном  налоге,  и правильно произвести
перерасчёт подоходного налога за  2001  год,  сохранив  новогоднее
приподнятое настроение в период сдачи отчётности.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учёт"
№1/02, стр. 35
[03.01.2002]
Н. Белова
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------