Мы вам будем немножко делать админштраф Полная декларация вместо сокращенной: последствия ------------------------------------------------------------------ Бухгалтер недавно созданного предприятия допустил классическую ошибку: в течение нескольких месяцев представлял в налоговую инспекцию вместо сокращенной декларации по НДС полную. При этом превышение налогового кредита над налоговыми обязательствами, имевшее место в отдельных периодах, всегда показывалось по стр. 25.1.1 как засчитываемое в счет платежей по налогу на добавленную стоимость в следующих отчетных периодах. При проверке налоговый инспектор, выявив указанное несоот- ветствие, заявил о необходимости применить к бухгалтеру предприя- тия админштраф, а к предприятию - финансовые санкции на основании п/п. 17.1.1 Закона "О порядке погашения...": штраф за непредстав- ление налоговой декларации в сроки, определенные законодательст- вом, в размере 10 необлагаемых минимумов за каждое непредставление или задержку. Представление полной декларации по НДС при данных обстоятельствах (то есть при наличии у предприятия права представлять лишь сокращенную декларацию), по утверждению инспек- тора, равносильно непредставлению декларации. Поскольку речь шла о декларациях за каждый из "8-ми месяцев, то внешне безобидное нарушение (напомним, что бюджет не пострадал: превышение налогово- го кредита над налоговыми обязательствами направлялось исключи- тельно в счет платежей по НДС в следующих периодах, что практически означало уменьшение суммы налога, надлежащей к уплате в следующем отчетном периоде,- как это сформулировано в стр. 24 сокращенной декларации {1}) обернулось для предприятия угрозой штрафа в размере 1360 грн. (170 грн. х 8 мес.). Прав ли инспектор? По нашему мнению, ситуация хоть и неоднозначна, но торопиться с выводом о правоте инспектора все же не стоит. Подпункт 17.1.1 Закона "О порядке погашения..." вполне конкретно называет причину применения штрафа: непредставление налоговой декларации в законодательно определенные сроки. Ha самом же деле декларации представлялись своевременно. Были ли они полноценными декларациями в понимании Закона "О порядке погашения..."? Пожалуй, ответ на этот вопрос и является решающим в оценке рассматриваемой ситуации! Пункт 1.11 Закона "О порядке погашения..." определяет налого- вую декларацию как "документ, представляемый плательщиком налогов в контроли- рующий орган в сроки и по форме, которые установлены законода- тельством, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа)". Именно на основании этого определения - с упором на "форме, которая установлена законодательством",- и делается попытка обосновать отсутствие декларирования в данном конкретном случае. Мы с подобным выводом в корне не согласны {2} и вот по каким соображениям. Во-первых, декларация представлялась все-таки по форме, предусмотренной законодательством по НДС (хотя полная форма декларации предусмотрена не для всех плательщиков НДС), а не в какой-то совершенно произвольной или установленной для другого налога. То есть использованная форма позволяла правильно опреде- лять сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Во-вторых, абз. 2 п/п. 4.4.2 "з" Закона "О порядке погаше- ния..." говорит о праве плательщика налогов представить налоговую отчетность по иной форме, нежели установлена центральным налоговым органом. Да, конечно, указанный фрагмент Закона реализацию этого права увязывает с мнением плательщика об ошибочном увеличении или уменьшении его налоговых обязательств при использовании стандартной формы, а также предполагает объяснение им мотивов отклонения. Но мы и не стараемся подвести наш случай под представление плательщиком декларации просто по удобной для него форме - он сюда, безусловно, не вписывается. В контексте наших рассуждений важно само наличие возможности отклониться от некоторой заданной формы. Это свидетельствует о том, что роль собственно формы (в определении термина "налоговая декларация" из п. 1.11) не должна абсолютизироваться! В противном случае второе предложение второго абзаца п/п. 4.4.2"з" Закона является крайне провокационным: все воспользовавшиеся им окажутся злостными "непредставляльщиками" налоговых деклараций. Ведь понятно, что санкция, об угрозе применения которой идет речь, предусмотрена за уклонение от декларирования налоговых обяза- тельств с целью искажения (уменьшения) сумм налога, подлежащих уплате в бюджет, или вообще с целью уклонения от такой уплаты. В-третьих, Порядок заполнения и представления налоговой декларации по НДС (далее - Порядок) содержит раздел 4 "Порядок представления декларации". Пункт 4.3 этого раздела гласит, что не регистрируется, считается непринятой и возвращается плательщику декларация, заполнение которой не соответствует требованиям п. 3.3 Порядка (а там говорится о заполнении декларации от руки чер- нильной или шариковой ручкой, печатном заполнении, отсутствии исправлений и помарок и т. п.) и которая не заверена соот- ветствующими подписями. И всё. Следовательно, другие декларации считаются принятыми. А коль вторая сторона декларацию приняла, то первая ее, значит, представила. Заметим, кстати, что Порядок - это как раз тот документ, который определяет полную и сокращенную форму декларации, и он не содержит даже намека на отсутствие факта представления декларации, если вместо сокращенной представ- лена полная или наоборот. Не всё однозначно и с правомочностью применения админштрафа. Если до внесения последних изменений в п. 11 ст. 11 Закона "О государственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 ) {3} органы госналогслужбы имели право налагать админштраф на руководителей и должностных лиц, виновных в "непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме <...> налоговых деклараций" {4}, то теперь тот же пункт говорит об админштрафе за отсутствие налогового учета или ведение его с нарушениями. И можно еще поспорить о том, является ли заполнение декларации ведением налогового учета, а использование "не той" формы декларации - ведением налогового учета с нарушениями. Ведь декларация - это отчетность плательщика, составляемая на основании данных налогового учета. Но, как показывает практика, не многие склонны спорить с админштрафованием, а руководствуются вместо этого правилом "себе дороже". Все сказанное отнюдь не означает, что у плательщика не может быть проблем в связи с ошибками в форме представляемых деклараций по НДС и что не стоит уделять внимания этому вопросу. Проблемы тут очень даже возможны, а внимание, разумеется, не помешает, поскольку речь идет о столь тонкой материи, как расчеты с бюджетом по НДС. Но вот утверждать, будто представление полной декларации вместо сокращенной есть то же самое, что непредставление деклара- ции вообще,- это, пожалуй, слишком. Даже для НДС. {1} Строго говоря, различие все-таки есть. Состоит оно в том, что из полной декларации кредитовое сальдо по НДС проводится к уменьшению по лицевому счету плательщика, а по сокращенной - нет (эта сумма лишь переносится в следующую декларацию и уже там уменьшает сумму налога). Однако при отсутствии возмещения на расчетный счет это не приводит к недоплатам в бюджет. Как видим, в нашем случае инспектор и не имел претензий в связи с уплатой налога, что, впрочем, бывает далеко не всегда. Подробнее об этой проблеме - см. "Бухгалтер" № 18'99, с. 11-13. {2} Если следовать этой логике, можно вообще дойти до абсурда: эдак предприятие уже и в налоговом залоге будет находиться с той даты, когда впервые представит "не ту" декларацию (см. п/п. 8.2.1 Закона "О порядке погашения..."), и налоговые органы обязаны будут самостоятельно определять ему налоговые обязательства (см. п/п. 4.2.2"а" Закона "О порядке погашения..."). {3} Изменения - см. в "Бухгалтере" № 7'2001 на с. 39-41. {4} Кстати, это дополнительное свидетельство того, что непредставление и представление по неустановленной форме - совсем не одно и то же! ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 34/01, стр. 25 [01.12.2001] Александр Ключник ------------------------------------------------------------------