Мы вам будем немножко делать админштраф

        Полная декларация вместо сокращенной: последствия

------------------------------------------------------------------

    Бухгалтер недавно созданного предприятия допустил классическую
ошибку: в  течение  нескольких  месяцев  представлял  в  налоговую
инспекцию  вместо сокращенной декларации по НДС полную.  При  этом
превышение  налогового  кредита  над  налоговыми  обязательствами,
имевшее место в отдельных периодах, всегда  показывалось  по  стр.
25.1.1 как засчитываемое в счет платежей по налогу на  добавленную
стоимость в следующих отчетных периодах.
    При проверке налоговый  инспектор,  выявив  указанное  несоот-
ветствие, заявил о необходимости применить к бухгалтеру  предприя-
тия  админштраф, а к предприятию - финансовые санкции на основании
п/п. 17.1.1 Закона "О порядке погашения...": штраф за  непредстав-
ление налоговой декларации в сроки,  определенные  законодательст-
вом, в размере 10 необлагаемых минимумов за каждое непредставление
или задержку.  Представление полной декларации по НДС  при  данных
обстоятельствах  (то  есть  при  наличии   у  предприятия    права
представлять лишь сокращенную декларацию), по утверждению  инспек-
тора, равносильно непредставлению декларации. Поскольку речь шла о
декларациях  за  каждый  из "8-ми месяцев,  то  внешне  безобидное
нарушение (напомним, что бюджет не пострадал: превышение налогово-
го кредита над налоговыми  обязательствами  направлялось  исключи-
тельно  в  счет  платежей  по  НДС  в  следующих   периодах,   что
практически означало уменьшение суммы налога, надлежащей к  уплате
в  следующем отчетном периоде,- как это сформулировано в  стр.  24
сокращенной декларации {1})  обернулось  для  предприятия  угрозой
штрафа в размере 1360 грн. (170 грн. х 8 мес.). Прав ли инспектор?
    По нашему мнению, ситуация хоть и неоднозначна, но  торопиться
с  выводом о правоте инспектора все же не стоит.  Подпункт  17.1.1
Закона "О порядке погашения..." вполне конкретно называет  причину
применения  штрафа:   непредставление   налоговой   декларации   в
законодательно определенные сроки.  Ha самом  же  деле  декларации
представлялись своевременно. Были ли они полноценными декларациями
в понимании Закона "О порядке  погашения..."?  Пожалуй,  ответ  на
этот вопрос и является решающим в оценке рассматриваемой ситуации!
    Пункт 1.11 Закона "О порядке погашения..." определяет  налого-
вую декларацию как

    "документ, представляемый  плательщиком  налогов  в  контроли-
рующий орган в сроки и по  форме,  которые  установлены  законода-
тельством, на основании которого осуществляется  начисление  и/или
уплата налога, сбора (обязательного платежа)".

    Именно на основании этого определения - с  упором  на  "форме,
которая  установлена  законодательством",-  и   делается   попытка
обосновать отсутствие декларирования в данном конкретном случае.
    Мы с подобным выводом в корне не  согласны {2}  и вот по каким
соображениям.
    Во-первых,  декларация  представлялась   все-таки  по   форме,
предусмотренной  законодательством  по  НДС  (хотя  полная   форма
декларации предусмотрена  не для  всех  плательщиков  НДС), а не в
какой-то совершенно произвольной  или  установленной  для  другого
налога.  То есть использованная форма позволяла правильно  опреде-
лять сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
    Во-вторых, абз. 2 п/п. 4.4.2 "з"  Закона  "О  порядке  погаше-
ния..."  говорит о праве плательщика налогов представить налоговую
отчетность по иной форме, нежели установлена центральным налоговым
органом.  Да, конечно, указанный фрагмент Закона реализацию  этого
права  увязывает  с  мнением  плательщика  об ошибочном увеличении
или  уменьшении  его  налоговых  обязательств  при   использовании
стандартной формы, а  также  предполагает  объяснение  им  мотивов
отклонения.
    Но мы и не стараемся подвести  наш  случай  под  представление
плательщиком  декларации  просто  по  удобной  для него форме - он
сюда, безусловно, не вписывается.
    В контексте наших рассуждений важно само  наличие  возможности
отклониться от некоторой заданной  формы.  Это  свидетельствует  о
том, что роль собственно формы (в определении  термина  "налоговая
декларация" из п. 1.11) не должна абсолютизироваться! В  противном
случае  второе  предложение  второго  абзаца  п/п. 4.4.2"з" Закона
является крайне провокационным: все воспользовавшиеся им  окажутся
злостными  "непредставляльщиками"   налоговых   деклараций.   Ведь
понятно, что санкция, об  угрозе  применения  которой  идет  речь,
предусмотрена за  уклонение  от  декларирования  налоговых  обяза-
тельств с целью искажения  (уменьшения)  сумм  налога,  подлежащих
уплате в бюджет, или вообще с целью уклонения от такой уплаты.
    В-третьих,   Порядок  заполнения  и   представления  налоговой
декларации по НДС (далее - Порядок)  содержит  раздел  4  "Порядок
представления  декларации". Пункт 4.3 этого раздела гласит, что не
регистрируется, считается непринятой  и  возвращается  плательщику
декларация, заполнение которой не соответствует требованиям п. 3.3
Порядка (а там говорится о  заполнении  декларации  от  руки  чер-
нильной или  шариковой  ручкой,  печатном  заполнении,  отсутствии
исправлений и помарок  и  т.  п.)  и  которая  не  заверена  соот-
ветствующими подписями.  И всё. Следовательно,  другие  декларации
считаются принятыми.  А коль вторая сторона декларацию приняла, то
первая ее, значит, представила. Заметим, кстати, что Порядок - это
как раз тот документ,  который  определяет  полную  и  сокращенную
форму  декларации,  и он не  содержит  даже  намека  на отсутствие
факта представления декларации, если вместо сокращенной  представ-
лена полная или наоборот.
    Не всё однозначно и с правомочностью  применения  админштрафа.
Если до  внесения  последних  изменений  в п. 11  ст. 11 Закона "О
государственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 ) {3}  органы
госналогслужбы  имели право налагать админштраф на руководителей и
должностных  лиц,  виновных  в  "непредставлении,  несвоевременном
представлении  или  представлении  по  неустановленной форме <...>
налоговых  деклараций" {4},  то теперь тот  же  пункт  говорит  об
админштрафе  за отсутствие  налогового  учета  или ведение  его  с
нарушениями.  И можно еще поспорить о том, является ли  заполнение
декларации  ведением налогового учета, а  использование  "не  той"
формы декларации - ведением налогового учета с  нарушениями.  Ведь
декларация - это отчетность плательщика, составляемая на основании
данных налогового учета.  Но, как показывает практика,  не  многие
склонны спорить  с  админштрафованием,  а  руководствуются  вместо
этого правилом "себе дороже".
    Все сказанное отнюдь не означает, что у плательщика  не  может
быть проблем в связи с ошибками в форме представляемых  деклараций
по НДС и что  не стоит  уделять  внимания  этому вопросу. Проблемы
тут очень  даже  возможны, а  внимание,  разумеется, не  помешает,
поскольку речь идет о столь тонкой материи, как расчеты с бюджетом
по  НДС.  Но вот утверждать, будто представление полной декларации
вместо сокращенной есть то же самое, что непредставление  деклара-
ции вообще,- это, пожалуй, слишком. Даже для НДС.


    {1} Строго говоря, различие все-таки есть.  Состоит оно в том,
что из  полной декларации кредитовое сальдо по  НДС  проводится  к
уменьшению по лицевому счету плательщика, а  по  сокращенной - нет
(эта сумма лишь переносится  в  следующую  декларацию  и  уже  там
уменьшает  сумму  налога). Однако  при  отсутствии  возмещения  на
расчетный счет это не приводит к недоплатам в бюджет.  Как  видим,
в  нашем случае инспектор и не имел претензий в  связи  с  уплатой
налога, что, впрочем, бывает далеко не всегда.  Подробнее об  этой
проблеме - см. "Бухгалтер" № 18'99, с. 11-13.

    {2} Если следовать этой логике, можно вообще дойти до абсурда:
эдак предприятие уже и в налоговом залоге будет находиться  с  той
даты,  когда впервые представит "не ту" декларацию (см. п/п. 8.2.1
Закона "О порядке погашения..."), и налоговые органы обязаны будут
самостоятельно определять ему налоговые  обязательства  (см.  п/п.
4.2.2"а" Закона "О порядке погашения...").

    {3} Изменения - см. в "Бухгалтере" № 7'2001 на с. 39-41.

    {4} Кстати,   это  дополнительное  свидетельство   того,   что
непредставление и представление по неустановленной форме -  совсем
не одно и то же!


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 34/01, стр. 25
[01.12.2001]
Александр Ключник

------------------------------------------------------------------