Нашему предприятию требуется перевезти груз (партию холо- дильников). Имеется человек с собственным грузовиком, который согласен это сделать. Однако у него нет лицензии на перевозки, и он вообще не предприниматель. Можно ли нам заключить с ним договор перевозки? * * * Можно, но только осторожно. По Закону "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" ( 1775-14 ) {1} лицензируются некоторые виды хозяйственной деятельности, осуществ- ляемые субъектами хозяйствования. А субъекты хозяйствования - это юридические лица, проводящие хозяйственную деятельность (кроме органов государственной власти и органов местного самоуправления), а также физические лица - субъекты предпринимательской деятельнос- ти. Таким образом, деятельность обыкновенных физлиц - не предпри- нимателей лицензированию не подлежит. Однако если какой-нибудь гражданин увлечется и начнет предос- тавлять услуги по перевозке непосредственно, самостоятельно, систематически, на собственный риск и с целью получения прибыли {2}, то ему придется зарегистрироваться в качестве предпринимателя и оформить лицензию на предоставление таких услуг. В противном случае ему грозит ст. 202 УК, которая предусматривает штраф от 100 до 250 необлагаемых минимумов, или исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на тот же срок. Правда, такая угроза может реализоваться лишь при условии, что гражданин умудрился получить доход не менее 17000 грн. Если же его доход от подобной деятельности будет меньше, то дело ограничится админштрафом по ст. 164 КоАП (от 3 до 8 необлагаемых минимумов с конфискацией изготовленной продукции, орудий произ- водства и сырья или без таковой). Кроме того, в обоих случаях возможно еще и взыскание в доход государства всей выручки. Тоже, согласитесь, не мед. Наиболее четким критерием отличия предпринимательской деятельности от непредпринимательской является систематичность. Систематической деятельностью по продаже товаров согласно ст. 5 Декрета "О налоге на промысел" считается осуществление в течение календарного года более четырех таких сделок. Именно эту норму использует Верховный Суд в случаях, когда надо разграничить предпринимательскую и непредпринимательскую деятельность (см. "Бухгалтерскую газету" № 8'2001, с. 18-19). К сожалению, в отношении предоставления услуг определения систематичности не существует. Поэтому здесь представляется вполне возможным прибегнуть к аналогии закона и считать системати- ческой деятельностью совершение в течение календарного года, как правило, более четырех сделок по предоставлению услуг. {3} Правда, услуги от товаров отличаются тем, что предоставление услуг может быть растянуто на весьма длительный срок, так что даже одна сделка по услугам может носить постоянный и достаточно продолжительный характер. Следовательно, на наш взгляд, в некоторых случаях можно говорить о предпринимательстве даже при наличии всего лишь одной сделки в году. Ну а пять сделок - это уже в любом случае стопроцентное попадание в предпринимательство. Исходя из этого мы не советуем вам заключать с гражданином- непредпринимателем, не имеющим лицензии, такой договор перевозки, согласно которому он обязуется совершить более четырех перевозок в течение года. Рассказывают, что некоторые предприятия постоянно заключают подобные договоры с гражданами, но не показывают их в учете. Да и рассчитывается с перевозчиками не кассир предприятия, а совершенно посторонний человек. (Такие граждане и в сотый раз осуществляют перевозку с таким невинным видом, будто везут груз впервые.) Поступать подобным образом мы вам категорически не советуем. Собственно говоря, здесь нарушителя и за руку поймать не очень сложно. Ведь ясно же, что у такого предприятия в документации вместо товарно-транспортных накладных с номером автомобиля будут обычные товарные накладные на отпуск или оприходование товара. У его контрагента, соответственно, тоже никаких ТТН не будет, а будут такие же товарные накладные. Любому разумному человеку понятно, что груз (та же партия холодильников), как правило, по небу не летает и самостоятельно по дорогам не перемещается. А не дай Бог, доведется иметь дело с правоохранительными органами, так они тут же заинтересуются: как это ваши холодильники перебрались, скажем, из Запорожья во Львов? Можно, конечно, в свои экземпляры договоров вписать, что ваши покупатели забирают товар самовывозом, а ваши поставщики привозят вам его прямо на склад. Дескать, вас совершенно не интересует, чем они вывозят и чем завозят: сквозь ворота склада работники контрагента перемещают товар на руках, поэтому оформляются не ТТН, а обыкновенные накладные. Но на такую "липу" клюнут разве что самые ленивые проверяльщи- ки... Неленивые же сходят к контрагенту: там-то вся правда о самопроизвольном перемещении холодильников в пространстве и откроется. На некоторых предприятиях директор даже имеет наготове собственного тестя, который в случае чего может долго, сбивчиво и очень эмоционально объяснить, как он сугубо по доброте душевной и исключительно из бескорыстных побуждений решил помочь зятю и на своем "запорожце" с прицепом за пару ходок перевез все эти 96 холодильников. {4} Однако если предприятие является плательщиком налога на прибыль, налоговики ему быстро вкатают доход от услуги, которую директорский тесть предприятию зятя бесплатно предоставил. Кстати, предприятиям-единоналожниками в этом плане легче: у них бесплатно полученное ничем не облагается, и данный факт признаёт даже самое высокое налоговое начальство (см. "Бухгалтер" № 14'2001, с. 79 и 80). Ну а проще всего - нуждающимся в перевозках предпринимателям- физлицам. Они вообще имеют вредную привычку терять документы, не все свои расходы записывать в книгу доходов и расходов и даже (о, ужас!) часто вообще не помнят, на что потратили свои деньги. Такой предприниматель всегда может сказать: "Да, возил. На самосвале дяди Васи. У продавца прямо со склада забирал и покупателям прямо на склад привозил. Во время перевозки, конечно, оформлял ТТН, а при передаче груза - товарные накладные. Где ТТН и договор с дядей Васей? Да где-то затерялись. Но дядю Васю вы можете найти на 735-и (или хотя бы на 306-м) километре шоссе Киев - Воркута. Я, по крайней мере, в свое время его там нашел". Самые же хитрые предприятия и предприниматели арендуют у кого-нибудь одну или несколько грузовых машинок, на которые все ТТНки и оформляются. Лицензия на перевозки им не нужна - возят-то для себя (см. письмо Госкомпредпринимательства от 06.08.2001 г. № 4-451-1328/4889 ( v4889563-01 ) в "Бухгалтере" № 26'2001 на с. 10). Да и небылицы придумывать не надо. Гораздо, знаете ли, спокойнее получается... {1} Закон о лицензировании - см. в "Бухгалтере" № 13'2001 на с. 49-59, изменения к нему - в "Бухгалтерской газете" № 34'2001 на с. 28. {2} См. ст. 1 Закона "О предпринимательстве" ( 698-12 ) в "Бухгалтере" № 16'2001 на с. 45. {3} Некоторые юристы-пессимисты могут заявить, что такая аналогия неправомерна, поскольку согласно ч. 4 ст. З УК "примене- ние закона об уголовной ответственности по аналогии запрещено". А потому, дескать, достаточно даже двух сделок по услугам, чтобы можно было говорить о систематичности и отправить человека на лесоповал. Однако мы сейчас говорим не о применении Уголовного кодекса, а о том, что считать предпринимательской деятельностью. Вначале следует определиться с этим понятием, а уж затем можно начинать применять УК. И применять его, конечно, без всяких аналогий. {4} А еще мы слышали истории о том, как некоторые предприятия нанимают ЧПЕНов, которые занимаются экспедиторской деятельностью и возят холодильники электричками, трамваями, а также вручную - караванами из подрабатывающих студентов-африканцев. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 34/01, стр. 30 [01.12.2001] Леонид Карпов ------------------------------------------------------------------