Малое предприятие: не все так просто ------------------------------------------------------------------ Несогласованность законодательства относительно определения понятия "малого предприятия" нередко порождает ситуацию, в которой предприятие считает себя малым, но при этом установленная отчетность определяет его иначе. С другой стороны, применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности напрямую зависит от того, является ли предприятие малым. Сравнительная таблица, приведенная ниже, иллюстрирует несогла- сованность основных законодательных актов в этом вопросе. Закон о предприятиях содержит оговорку, что особенности создания и деятельности малых предприятий устанавливаются законодательством. Однако вопреки обычаю, устоявшемуся в законодательном процессе, по которому положения акта по специальному вопросу детализируют и обеспечивают реализацию норм закона, Указы сужают детализацию, содержащуюся в Законе о предприятиях. От дифференциации малых предприятий по видам деятельности, их различительный признак сводится к простому определению числа работающих там сотрудников. А такой показатель, как ограничение объема выручки определенной суммой, с точки зрения понятия малого предприятия, смущает отсутствием обоснований для его применения: предприятие из пяти человек, имеющее выручку от реализации свыше 1 млн. грн., не является малым? Более "свежий" Закон о поддержке малого предпринимательства по своему статусу является специальным законом по соответствующему вопросу, то есть его влияние на Закон о предприятиях ( 887-12 ) сводится к уточнению положений о малых предприятиях. Данный Закон идет по пути установления "денежного ограничителя" в "неукраинских" единицах. С позиций европейской интеграции, возмож- но, такой подход и логичен, однако, с точки зрения отчетности, разнообразие денежных единиц уничтожает унифицированный подход к определению "малости". |----------------------|--------------------------|--------------| | Законодательный акт | Численность работающих |Размер выручки| | | | от реализации| |----------------------|--------------------------|--------------| |Закон Украины "О |Промышленность и | | |предприятиях в |строительство - до 200 |Не установлен | |Украине" от 27.03.91 |человек; иные сферы | | |г. № 887-ХII |производства - до 50 | | |(п. 2 ст. 2) |человек; наука - до 100 | | | |человек; непроизводствен- | | | |ная сфера - до 25 человек;| | | |розничная торговля - до 15| | | |человек | | |----------------------|--------------------------|--------------| |Указ Президента |Не превышает 50 человек за| | |Украины "О государст- |отчетный период | 1000000 грн. | |венной поддержке | | в год | |малого предпринима- | | | |тельства" от 12.05.98 | | | |г. № 456 (п. 4) | | | |----------------------|--------------------------|--------------| |Указ Президента |Не превышает 50 человек | 1000000 грн. | |Украины "Об упрощенной| | в год | |системе налогообложе- | | | |ния, учета и отчетнос-| | | |ти субъектов малого | | | |предпринимательства" | | | |от 03.07.98 г. № 727, | | | |в редакции Указа от| | | |28.06.99 г. № 746/99 | | | |(п. 1) | | | |----------------------|--------------------------|--------------| |Закон Украины "О |Не превышает 50 человек | 500000 евро | |государственной | |(годовой | |поддержке малого | |валовой доход)| |предпринимательства" | | | |от 19.10.2000 г. | | | |№ 2063-III (ст. 1) | | | |----------------------|--------------------------|--------------| Как видим, определения термина "малое предприятие" далеко не однозначны. По этому вопросу разъяснение дал Государственный коми- тет статистики Украины в письме от 13.07.2000 г. № 02-03-06/22 ( v6_22202-00 ), в котором обнародованы перечни форм обязательной государственной статистической и финансовой отчетности для малых предприятий. В качестве источника критериев отнесения предприятий к малым Госкомстат называет Закон о предприятиях, Указ № 456 и Указ № 727. Особенности же применения того или иного законодательного акта оставлены без пояснений. Принятый позже Закон о поддержке малого предпринимательства в разъяснениях Госкомстата не назван. Однако отдельные положения делают именно этот Закон нормой законодательства, конкретизирующей понятие "малого предприятия" в целях понимания соответствующих положений Закона о предприятиях. К тому же "узаконенные" положения о применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетнос- ти имеют статус преимущественного применения над нормами Указов Президента по тем же вопросам в силу норм п. 2 ст. 14 Закона о поддержке малого предпринимательства, согласно которым законы и другие нормативно-правовые акты, введенные в действие до вступле- ния в силу этого Закона действуют в рамках, ему не противоречащих. Не ясно только с суммой в гривнях, которая является законода- тельным отражением "еврограницы". А потому обратимся к определению понятий "валовой доход" и "выручка от реализации". Под первым Закон о прибыли понимает общую сумму доходов налогоплательщика от всех видов деятельности, полученных (начисленных) в течение всего отчетного периода в материальной и нематериальной формах. "Выручка от реализации", как видно из положений этого же Закона, конкретизирующих состав валового дохода, гораздо более узкое понятие, и приравнять его к валовому доходу нельзя, а это значит, что субъекты, имеющие выручку от реализации 1 млн. грн., при этом могут иметь валовой доход в 500 тыс. евро. Положения Указов Президента об отнесении предприятий к малым являются нормами, совершенно отличными от норм п. 2 ст. 2 Закона о предприятиях. Так, действие Указа № 456 не распространяется на доверительные общества, страховые компании, банки, финансово- кредитные и прочие небанковские учреждения, а также субъектов предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых доля "не малых" субъектов предпринимательства составляет более 25 %. Это означает, что Указ устанавливает исключения из общих правил отнесения предприятий к малым. Как определяет п. 5 Указа № 456, для субъектов малого предпри- нимательства применяется льготное налогообложение (и только). Упрощенная же система налогообложения, учета и отчетности применяется к тем, у кого до 10 работающих и не более 250 тыс. грн. в год выручки (такие в Указе названы микропредприятиями). А вот согласно Указу № 727 применять упрощенную систему налогообло- жения, учета и отчетности следует ко всем юридическим лицам, имеющим не более 50 человек работающих и до 1 млн. грн. выручки. Закон о поддержке малого предпринимательства устанавливает "размер" в 500 тыс. евро, причем для другого показателя. Получается, что даже при наличии соответствующих положений законодательства нужно еще догадаться, насколько мало предприятие. Тем не менее если вывести среднее из понятий малого предприятия, содержащихся в указанных выше законодательных актах, можно сделать вывод, что субъект хозяйствования, число работающих которого не превышает 50 человек и годовой объем выручки от реализации которого не превышает 1 млн. грн., считается малым предприятием с точки зрения применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Этот вывод справедлив хотя бы потому, что Указ № 727 не противоречит соответствующим положениям Закона о предприятиях, поскольку применение этого Указа направлено именно на установление упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Не противоречит он и Закону о поддержке малого предпринима- тельства, повторяя численность работающих и устанавливая ограниче- ние по показателю, включающему в себя выручку от реализации. Указ № 727 принят позже Указа № 456, а по аналогичным вопросам применяются нормы более позднего законодательного акта. Однако, с другой стороны, Указ № 727 исключает предприятия промышленности и строительства с численностью работающих до 200 человек и предприятия науки с численностью работающих до 100 человек из сферы применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Но тем не менее применение упрощенной системы налогообложения основывается на этом подходе определения предприятия в качестве малого, поскольку именно Указ № 727, имеющий силу закона, изначально устанавливает возможность примене- ния единого налога для юридических лиц - субъектов малого предпринимательства и размеры его ставок. Подобная логика соотношения законодательных актов нашла свое отражение в письмах ГНАУ ( vb224225-01 ) от 05.07.2001 г. № 224/2/ 17-0510 и Госпредпринимательства от 19.03.2001 г. № 1-221/1849 ( v1849563-01 ). В последнем указано, что из субъектов предприни- мательской деятельности, которые согласно Закону о поддержке малого предпринимательства относятся к категории субъектов малого предпринимательства, на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности могут перейти только те, которые соответствуют требованиям Указа № 727. Оба названных авторитета по вопросам понимания того или иного положения предпринимательских законов не видят противоречия Указа № 727 Закону о поддержке малого предпринимательства. Указ № 727 определяет, что отнесение предприятий к малым производится по методике, которую утверждают органы статистики. Специально разработанной методики по этому вопросу нет, но в определенном смысле установление перечня форм обязательной государственной статистической и финансовой отчетности в названных выше разъяснениях Госкомстата для малых предприятий можно назвать методикой: по крайней мере, там указано, что именно следует представлять. И малым предприятиям, которые затрудняются однознач- но определить свою принадлежность к субъектам малого предпринима- тельства, имеет смысл обратиться к названным выше разъяснениям Госкомстата. В качестве обязательных отчетов для всех малых предприятий независимо от видов деятельности Госкомстатом названы: - финансовый отчет субъекта малого предпринимательства; - отчет о финансовых результатах; - отчет об остатках, поступлении и расходах драгоценных метал- лов и изделий из них; - отчет об остатках, поступлении и сдачи в Госфонд драгоценных металлов в виде лома и отходов; - отчет о поставке теплоэнергии; - отчет об отпуске природного (сжиженного) газа; - отчет о работе водопровода; - отчет о работе канализации; - отчет о результатах использования горючего, теплоэнергии и электроэнергии; - отчет об образовании, использовании и поставке вторичного сырья и отходов производства; - отчет об остатках и использовании горючего и горюче-смазоч- ных материалов (квартальный); - отчет об остатках и использовании горючего и горюче-смазоч- ных материалов (месячный); - отчет о наличии свободных рабочих мест (вакантных должнос- тей) и потребности в работниках; - отчет об увольнении работников. Кроме этого, предусмотрены около 40 дополнительных форм отчетности для малых предприятий по основному виду деятельности, а также 26 форм, которые малые предприятия представляют при возник- новении определенных условий, и 19, представляемых по определенным перечням. Такая вот упрощенная отчетность. Перечень сокращенных обозначений нормативных документов, ис- пользованных в данной консультации: 1. Закон о предприятиях - Закон Украины "О предприятиях в Украине" от 27.03.91 г. № 887-ХII ( 887-12 ) с изменениями и дополнениями. 2. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР), с изменениями и дополне- ниями. 3. Закон о поддержке малого предпринимательства - Закон Украины "О государственной поддержке малого предпринимательства" от 19.10.2000 г. № 2063-III ( 2063-14 ). 4. Указ № 456 - Указ Президента Украины "О государственной поддержке малого предпринимательства" ( 456/98 ) от 12.05.98 г. № 456/98. 5. Указ № 727 - Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринима- тельства" от 03.07.98 г. № 727/98 ( 727/98 ), в редакции Указа от 28.06.99 г. № 746/99 ( 746/99 ). ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" № 49/01, стр. 55 [10.12.2001] Наталия Плешкова юрист Интернет-проекта (http://www.urist.com.ua) ------------------------------------------------------------------