Раз земелька, два земелька, будет...

------------------------------------------------------------------

    Ну кто сказал, что ГНАУ не заботится о  налогоплательщиках? Да
кто посмел?!!
    Еще как заботится! Новый приказ ГНАУ от 26.10.2001  г.  №  434
( z0963-01 ) "Об утверждении форм Сводного расчета суммы земельно-
го налога,  Справки  к уточненному  Расчету  и  Порядка их  подачи
в органы  государственной  налоговой  службы"  (он  представлен  в
рубрике "Нормативно-правовые акты") - прямое тому подтверждение.
    Как и следует из названия нового Приказа № 434, этим  докумен-
том, взамен  одной-единственной формы Расчета  земельного  налога,
утвержденной приказом ГНАУ  от  14.01.98 г.  № 18  "Об утверждении
формы расчета  земельного  налога"  ( z0046-98 ),  ГНАУ  утвердила
сразу несколько новых форм и порядок их подачи, а именно:

    1) формы Сводного расчета суммы  земельного  налога,  в  число
которых входит собственно Сводный расчет, а также  шесть  приложе-
ний, дающих расшифровку его показателей;

    2) форму Справки о суммах земельного налога, которые уменьшают
или увеличивают налоговые обязательства в  результате  исправления
самостоятельно выявленной ошибки, допущенной в предыдущих отчетных
периодах, подаваемую вместе с уточненным Расчетом;

    3) Порядок  подачи  форм  Сводного  расчета  суммы  земельного
налога и Справки к уточненному Расчету о суммах земельного налога,
которые  уменьшают  или  увеличивают  налоговые  обязательства   в
результате   исправления   самостоятельно   исправленной   ошибки,
допущенной в предыдущих отчетных периодах, в органы  государствен-
ной  налоговой службы, устанавливающий порядок подачи в органы ГНС
перечисленных выше форм.

    И что с того?

    Анализ данного документа начнем с вопроса "А что не изменилось
в  порядке  декларирования  налоговых  обязательств  по  налогу на
землю?".
    Не изменилось вот что:  юридические  лица  по-прежнему  самос-
тоятельно рассчитывают сумму налогового обязательства по налогу на
землю в порядке и по ставкам,  установленным  Законом  Украины  от
03.07.92 г. № 2535-ХII "О плате за землю" ( 2535-12 ). Общая сумма
налогового обязательства разбивается равными частями  по  месяцам.
Расчет  составляется  по  состоянию  на 1 января  текущего  года и
ежегодно, до 1 февраля, подается в органы ГНС  по  местонахождению
земельного участка (участков).
    Теперь о том, что изменилось.  Как следует из текста Приказа №
434, он издан в соответствии с п. 5.1  ст.  5  Закона  Украины  от
21.12.2000 г. № 2181 "О порядке погашения обязательств  плательщи-
ков  налогов перед бюджетами и  государственными целевыми фондами"
( 2181-14 ) (далее - Закон № 2181).
    На самом деле, это соответствие сводится  к  почти  дословному
цитированию самого п. 5.1 Закона № 2181 в пункте 17 Порядка.
    Еще одно "приведение в соответствие", на сей раз с п. 17.2 ст.
17  Закона № 2181, касается 10  %-го  штрафа  при  самостоятельном
выявлении  ошибки, которая привела  к занижению  налоговых  обяза-
тельств. Но о ней скажем ниже (см. "Немного о чувстве юмора").
    Главным  же  новшеством,  которое  вносится  Приказом  №  434,
является необходимость декларировать суммы  земельного  налога  по
каждой  из  "земелек"  (т. е. земельных  участков), находящихся  в
собственности  или  пользовании  налогоплательщика.  Для  этого  и
предусмотрены 6 приложений к Сводному расчету.
    В самом Сводном расчете по каждой категории земель  (графа  2)
отражается только общая сумма налога,  подлежащая  уплате.  Причем
обратите  внимание: как "за даними пiдприґмства" (гр.  3),  так  и
"за даними податкового органу" (гр. 4).
    Надо понимать, посредством этой самой гр. 4  налоговые  органы
будут  воплощать  в  жизнь  свое  право  самостоятельно определять
налоговые обязательства налогоплательщика в случаях, предусмотрен-
ных п. 4.2 ст. 4. Закона № 2181. Заметим  также,  что  аналогичная
графа  появилась в каждом из приложений 3...6, расшифровывающих по
отдельным участкам общую сумму налога.
    Теперь  поближе  ознакомимся  с  приложениями,  тем  более что
некоторые из них заслуживают отдельного разговора.
    Приложение  1  является  обязательным  для  всех  плательщиков
налога на землю. В нем приводятся все данные о наличии документов,
устанавливающих  право  собственности  или  пользования  на каждый
земельный участок.  Если земельный  участок принадлежит налогопла-
тельщику на праве  собственности,  то  таким  документом  является
Государственный акт на право собственности на землю, если  участок
находится в пользовании - Государственный акт на право пользования
землей.
    Кроме информации о таком документе, в  приложении  указываются
другие  кадастровые  данные:   кадастровый   номер   участка,  его
местонахождение, основное целевое назначение, категория земель,  а
также площадь участка.
    Приложение 2  является  обязательным  для  налогоплательщиков,
имеющих  льготы  по  налогу  на  землю.  Здесь  необходимо указать
документы,  которыми  предоставлена   такая  льгота,  по   каждому
льготируемому   участку,  а  также  отразить   другие  показатели,
установленные формой приложения.
    Приложения 3...6 заполняются и сдаются в зависимости от  того,
земли какой категории находятся в  собственности  или  пользовании
налогоплательщика:

|------------------------------------------|---------------------|
|            Категория земель              |    Приложение №     |
|------------------------------------------|---------------------|
|Земельные участки сельскохозяйственного   |          3          |
|назначения                                |                     |
|------------------------------------------|---------------------|
|Земельные участки населенных пунктов,     |          4          |
|которым установлена денежная оценка       |                     |
|------------------------------------------|---------------------|
|Земельные участки населенных пунктов,     |          5          |
|которым не установлена денежная оценка    |                     |
|------------------------------------------|---------------------|
|Земельные участки несельскохозяйственного |          6          |
|назначения за пределами населенных пунктов|                     |
|------------------------------------------|---------------------|

    Связь  между  показателями  Сводного   расчета  и   приложений
графически можно представить следующим образом:

|-------------------------|             |------------------------------|
|              Додаток 3* |             |      Зведений розрахунок     |
||---|-------------------||             ||---|------------------------||
|| № |Вид сiльгосп. угiдь||             || № |    Категорiя земель    ||
||з/п|                   ||             ||з/п|                        ||
||---|-------------------||             ||---|------------------------||
|| 1 |У межах населених  ||             || 1 |           2            ||
||   |пунктiв            ||             ||---|------------------------||
||---|-------------------||       ----->|| 1 |Землi сiльськогоспо-    ||
||...|        ...        ||      |      ||   |дарського призначення,  ||
||---|-------------------||      |      ||   |всього                  ||
||   |Разом               |---|  |      ||---|------------------------||
||---|-------------------||   |  |      ||   |у тому числi:           ||
|| 2 |За межами населених||   |  |      ||---|------------------------||
||   |пунктiв            ||   |-------->||1.1|у межах населених       ||
||---|-------------------||      |      ||   |пунктiв                 ||
||...|        ...        ||      |      ||---|------------------------||
||---|-------------------||      |      ||1.2|за межами населених     ||
||   |Разом               |------------>||   |пунктiв                 ||
||---|-------------------||      |      ||---|------------------------||
||   |Усього              |------   |-->|| 2 |Землi населених пунктiв ||
||---|-------------------||         |   ||---|------------------------||
|-------------------------|         |   || 3 |Землi несiльськогоспо-  ||
                                    |   ||   |дарського призначення за||
                                    |   ||   |межами населених пунктiв||
                                    |   ||---|--------------------- --||
                                    |   ||   |Усього               |  ||
                                    |   ||---|---------------------|--||
                                    |   |--------------------------|---|
                                    |                              |
|----------------------|            |                              |
|          Додаток 4 * |            |                              |
||---|----------------||            |                              |
|| № |   Вид земель   ||            |                              |
||з/п|                ||            |   |----------------------|   |
||---|----------------||            |   |          Додаток 6 * |   |
||...|      ...       ||            |   ||---|----------------||   |
||---|----------------||            |   || № |   Вид земель   ||   |
||   |Усього           |-------|----|   ||з/п|                ||   |
||---|----------------||       |        ||---|----------------||   |
|----------------------|       |        ||...|      ...       ||   |
                               |        ||---|----------------||   |
|----------------------|       |        ||   |Усього           |---|
|          Додаток 5 * |       |        ||---|----------------||
||---|----------------||       |        |----------------------|
|| № |   Вид земель   ||       |
||з/п|                ||       |
||---|----------------||       |
||...|      ...       ||       |
||---|----------------||       |
||   |Усього           |-------|
||---|----------------||
|----------------------|

__________________________
    * Приложения 3...6 заполняются на основании данных о земельных
участках по приложению 1, имеющихся льготах на них - по приложению
2,  а  также  на  основании  справок-выписок  из  Государственного
земельного кадастра на каждый участок, содержащих  все кадастровые
данные (в том числе величину денежной оценки участка).


    Нельзя удержаться от замечания по поводу гр. 10  приложения 4,
которое заполняется по земельным участкам  в  пределах  населенных
пунктов,  для  которых  установлена  денежная  оценка.  Эта  графа
называется "Денежная оценка  земельного  участка...  при  сдаче  в
аренду".
    На самом деле в справке-выписке  из  земельного  кадастра,  на
основании  которой  налогоплательщик  самостоятельно  рассчитывает
сумму  налога  по  каждому  земельному  участку, есть только  одна
денежная оценка земли - та, которая в гр. 9  приложения  4 названа
"... на общих основаниях".  Исходя  из этой  денежной  оценки,  на
основании ст. 6 или первого абзаца ст. 7 Закона "О плате за землю"
(в зависимости от категории земель) определяется ставка налога  на
землю.  А вот ставка действительно может быть увеличена, например,
если в аренду сдается объект жилого фонда, или его часть.
    Но поскольку в форме приложения 4 для ставок налога  графы  не
предусмотрено, то, по всей видимости, "для  соблюдения  арифметики
формы"  налогоплательщикам  действительно  придется  увеличивать в
соответствующее количество раз размер денежной оценки.
    Но это, так сказать, мелочи. А вот сама идея расшифровывать по
каждому земельному участку показатели  Сводного  расчета  является
очень даже разумной и своевременной. Почему?
    Да потому, что в связи с  проведением  денежной  оценки  земли
налогоплательщики, являющиеся владельцами или  землепользователями
нескольких (или даже многих) участков, просто не имели возможности
корректно  заполнить  действовавшую  до  сих  пор  форму   Расчета
земельного  налога.  Ведь  у  каждого  земельного  участка  - своя
денежная оценка, а значит - своя ставка налога.  То есть  уже  при
наличии нескольких участков получается несколько ставок налога.  А
в  старой форме Расчета предусмотрена только  одна  ставка  налога
для земель одного вида.
    О необходимости расшифровки мы уже писали на страницах  нашего
издания (см. статью "Земельный налог: актуальные проблемы  крупных
налогоплательщиков", "Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 68).

    Уточнение уточнения

    Вслед за порядком  подачи  уточненного  расчета  по  налогу  с
владельцев транспортных средств, данным Порядком  ГНАУ  определила
порядок подачи уточненного Расчета земельного налога.
    Название Приказа № 434 дает основания предположить, что  Свод-
ный расчет - это один  документ,  а  уточненный Расчет -  какой-то
другой. Вовсе  нет: на  титульном  листе  формы  Сводного  расчета
предусмотрена  специальная  графа,  в  которой  ставится  пометка,
указывающая, является ли подаваемый расчет общим или уточненным.
    Пунктами 4, 5 и 12 Порядка установлены следующие основания для
подачи уточненного расчета в течение отчетного года:

|-----------------------|----------------------|-----------------|
|      Основание        | Подаваемый документ  |  Сроки подачи   |
|-----------------------|----------------------|-----------------|
|1. Получение права     |                      |В течение месяца |
|собственности или      |Расчет или уточненный |со дня возникно- |
|пользования на вновь   |Расчет земельного     |вения права      |
|отведенные земельные   |налога                |собственности или|
|участки и/или изменение|                      |пользования и/или|
|в течение года объекта |                      |изменения базы   |
|налогообложения        |                      |налогообложения. |
|-----------------------|----------------------|-----------------|
|2. Изменение в течение |Расчет земельного     |Порядком не      |
|отчетного года         |налога                |установлен,      |
|денежной оценки        |                      |следовательно, в |
|земли                  |                      |граничные сроки, |
|                       |                      |установленные    |
|                       |                      |п. п. "в" п.     |
|                       |                      |4.1.4 ст. 4      |
|                       |                      |Закона № 2181.   |
|-----------------------|----------------------|-----------------|
|3. Самостоятельное     | Уточненный Расчет    |Порядком не      |
|выявление ошибки в     | земельного налога;   |установлен,      |
|ранее поданном Расчете | Справка к  сроки,    |следовательно, в |
|земельного налога      | уточненному Расчету  |граничные сроки, |
|                       |                      |устaновленные    |
|                       |                      |п. п. "в" п.     |
|                       |                      |4.1.4 ст. 4      |
|                       |                      |Закона № 2181.   |
|-----------------------|----------------------|-----------------|

    В  случае  если   уточненный  Расчет   подается   в   связи  с
самостоятельным  выявлением  ошибки  в  ранее  поданном Расчете, в
соответствии с п. 14 Порядка к нему прилагается Справка  о  суммах
земельного  налога, которые уменьшают  или  увеличивают  налоговые
обязательства в результате исправления  самостоятельно  выявленной
ошибки, допущенной в предыдущих отчетных периодах. Причем к каждо-
му уточненному Расчету подается отдельная Справка.
    Обращаем внимание: форма справки содержит графу 6,  в  которой
отражается сумма  самостоятельно  начисленного  10%-го  штрафа,  в
случае,  если  выявленная  ошибка  привела  к  занижению налоговых
обязательств.

    Немного о чувстве юмора

    Спрашивается, при чем здесь чувство юмора, когда речь  идет  о
приказах ГНАУ? Да притом, что единственный в Порядке № 434 "штраф-
ной" пункт идет как раз под номером 13! Это ли не чувство юмора?
    Процитируем этот пункт: "Если в связи  с  исправлением  ошибки
определено  занижение  налогового  обязательства,   то  плательщик
самостоятельно начисляет и уплачивает штраф в размере 10 процентов
от суммы такой недоплаты".
    Ничего не замечаете?
    А  как  же  быть  с  отчетным  периодом,  в  котором  выявлена
ошибка, приводящая к занижению налогового  обязательства?  Неужели
исправление ошибки в пределах текущего отчетного  года  влечет  за
собой штраф?
    По нашему мнению, это не так.  Отчетным периодом по земельному
налогу является год.  Это установлено  статьями  14  и  16  Закона
Украины от 03.07.92 г. № 2535-ХII "О плате за землю".
    Хотя расчет земельного налога за отчетный год  подается  до  1
февраля  такого отчетного года, тем. не менее,  в  соответствии  с
п.п. "в"  п. 4.1.4  ст. 4  Закона  № 2181  граничный  срок  подачи
налоговой декларации за год - 60 дней с начала года, следующего за
отчетным.
    Таким образом, Сводный расчет земельного налога, подаваемый  в
органы  ГНС  до  1  февраля  отчетного  года,  по  нашему  мнению,
правильнее было бы считать расчетом авансовых платежей  по  налогу
на землю. А  окончательной  налоговой  декларацией  по  налогу  на
землю будет являться; уже последний уточненный Расчет  за отчетный
год, поданный с соблюдением граничных сроков.
    А значит, даже если уточненным Расчетом земельного  налога  за
текущий отчетный год определено занижение платежей  по  налогу  на
землю в текущем отчетном году - никакого штрафа быть не должно!
    Косвенно наше мнение подтверждается содержанием п. 14 Порядка,
которым  установлено,  что  "к  уточненному   Расчету,   поданному
плательщиком в результате самостоятельно выявленной ошибки в ранее
поданном расчете, прилагается Справка о суммах земельного  налога,
которые  уменьшают  или  увеличивают  налоговые   обязательства  в
результате исправления самостоятельно выявленной ошибки,  допущен-
ной в предыдущих отчетных периодах".
    Хотя рядовые инспекторы ГНИ на местах (к слову, большие масте-
ра толкования) могут  истолковать это положение  и  так:  "Это  Вы
справку должны подать, если ошибка выявлена за предыдущий отчетный
период.  А  штраф  заплатите  в любом  случае!".  Что это: простой
недосмотр или преднамеренная недосказанность? На этот  вопрос,  по
всей видимости, должна дать ответ сама ГНАУ.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 97/01, стр. 39
[03.12.2001]
Ю. Цыганок
экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------