Куда засунуть на ночь пятачки с копеечками

                       Документы, молчать!

------------------------------------------------------------------

    Практическое применение Закона об РРО и  подзаконных  актов  к
нему, утвержденных приказом  ГНАУ  ( z0105-01 )  от  01.12.2000 г.
№ 614, порождает всё новые и новые вопросы.  Один из них связан  с
необходимостью  наличия у предприятий разменной монеты  различного
номинала для выдачи сдачи гражданам, как того требует Положение  о
ведении кассовых операций в  национальной  валюте в  Украине {1} в
п. 2.11.
    Подобное требование существовало и раньше.  Более того, в свое
время речь шла  не  просто  о  некоторой  сумме  мелких  монет,  а
о  величине в  5 (и даже 10!)  процентов  от лимита кассы, что  не
всегда было оправдано для больших величин лимита.  Но сейчас -  не
об этом.
    Положением  о  порядке  регистрации  и  применения электронных
контрольно-кассовых  аппаратов  при  расчетах  наличными  в  сфере
торговли, общественного  питания  и  услуг {2},  действовавшим  до
вступления  в  силу  Порядка  регистрации  и  ведения  книг  учета
расчетных  операций и расчетных книжек {3}, была  утверждена форма
журнала использования электронного  контрольно-кассового  аппарата
(приложение  5  к  названному  Положению).  Журнал  этот  содержал
наряду с графами для указания  номеров  ежедневных  отчетов,  сумм
служебного  внесения,  служебной  выдачи  и т. д.  графу  "Остаток
наличности",  где  и   отражалась  мелочишка,  хранимая  на  месте
проведения расчетов.
    В настоящее время на каждый РРО регистрируется и ведется книга
учета  расчетных операций (КУРО),  форма  которой  представлена  в
приложении 2 к Порядку регистрации и ведения книг учета  расчетных
операций и расчетных книжек. По своему назначению эта КУРО как раз
и является своеобразным аналогом применявшегося ранее  журнала:  в
нее  подшиваются  фискальные  отчетные  чеки,  в  ней   отражается
движение наличности, учитываются  расчетные  квитанции,  если  они
использовались во время отключения электроэнергии или  выхода  РРО
из  строя, и т. д.  Однако раздел 2 "Учет  движения  наличности  и
сумм расчетов" применяемой ныне  "РРОшной  КУРО",  предназначенный
для отражения номеров Z-отчетов, сумм наличности, использованной в
операциях служебного внесения  и  служебной  выдачи,  общей  суммы
расчетов  и т. д., графы для указания остатка наличности почему-то
не содержит.
    Бухгалтера же привыкли  к  необходимости  где-нибудь  докумен-
тально  фиксировать остаток наличности, находящийся  по  окончании
рабочего  дня  (после  инкассации  выручки)  в  ящике РРО. В новой
ситуации они не то чтобы  запаниковали,  но беспокойство проявили.
Многие налоговые инспекции на местах  уже  завалены  их  вопросами
относительно  возможности  и  теперь  -  как  прежде  -  оставлять
необходимую разменную монету прямо на  месте  проведения  расчетов
(то  есть в РРО). Ответы даются различные: от успокоительного "да"
до категорического "нет".
    По нашему мнению, форма КУРО - какой бы она ни была - не может
"разрешить" или "запретить" хранение некоторой суммы наличности, а
может лишь дать возможность более-менее  наглядно  отразить  такую
сумму на бумаге,  если, конечно, само  существование  такой  суммы
законно.
    В свое время {4} мы уже затрагивали вопрос, связанный  с  тем,
что  нацбанковские документы (раньше -  Порядок  ведения  кассовых
операций  в  национальной  валюте в  Украине, теперь - Положение),
регулирующие кассовые операции в национальной  валюте,  говорят  о
наличии разменной монеты в кассе предприятия, в то время как сдачу
давать необходимо в торговых точках.
    Логичнее  все-таки  считать,  что  наличие   денежной   мелочи
предполагается именно на месте проведения расчетов, тем более  что
согласно  п. 2.11 Положения о ведении кассовых операций  считается
нарушением и штрафуется {5} не  само  по себе отсутствие мелочи, а
невыдача  сдачи  из-за  отсутствия   или   недостаточного  наличия
разменной монеты.
    В то же время  известно,  что  хранение  в  кассе  предприятия
какой-либо  суммы  наличности  возможно   лишь   в   пределах  так
называемого лимита кассы.  Ныне действующие документы по регулиро-
ванию операций  с  наличностью  (уже  упоминавшееся  Положение,  а
также Инструкция об  организации  работы  по  наличному  обращению
учреждениями банков Украины {6}) оперируют  понятием "общий  лимит
кассы".  И хотя терминологическое определение в названных докумен-
тах  дается лишь в отношении "лимита остатка наличности  в  кассе"
(см. "Общие положения" каждого из документов), из контекста п. 4.4
Инструкции понятно, что этот самый общий лимит кассы  определяется
"с учетом потребности его обособленных подразделений", то есть как
бы  представляет  собой  суммарный   лимит  кассы   предприятия  и
подразделений (причем определение термина "обособленные  подразде-
ления",  содержащееся  в  Положении  и  в  Инструкции,   позволяет
толковать это понятие довольно широко).
    На  практике  при  заключении  договора  на  расчетно-кассовое
обслуживание предприятие при желании расписывает в  заявке-расчете
общую сумму лимита между кассой предприятия и подразделениями,  из
чего, собственно, понятно, что у каждого подразделения,  попавшего
в такую заявку, имеется свой "лимитик".  И если он есть, то в  его
пределах как раз и можно хранить разменную  монету.  Не  забывайте
только, что если в таком  подразделении  есть и своя касса {7}, то
в лимит,  установленный  для  подразделения,  должны  вписаться  и
наличность в кассе, и наличность в ящиках всех РРО, находящихся  в
подразделении.
    А чтобы уж совсем не сомневаться в том, что документы  по  РРО
не  препятствуют хранению мелочи в  ящике  РРО  (как  альтернативе
бессмысленных  ежедневных  сдачи  и  "подвоза"),  вспомним Порядок
регистрации, опломбирования  и  применения регистраторов расчетных
операций  за  товары,  услуги  {8},  где  в  п. 4.5  сказано,  что
операция "служебное внесение" используется  для  проведения  через
РРО
    "суммы наличности, хранящейся на месте проведения расчетов  на
    момент регистрации  первой  расчетной  операции,  производимой
    после выполнения Z-отчета".

    Именно "хранящейся", а не, скажем,  "доставляемой  ежедневно".
Вот так.


    {1} См. "Бухгалтер" № 25'2001, с. 14-31.
    {2} См. "Бухгалтер" № 5-6'99, с. 52-60.
    {3} См. "Бухгалтер" № 24'2001, с. 45-58.
    {4} См. "Бухгалтер" № 11'98, с. 21.
    {5} Штраф (налагаемый, кстати, только органами  КРУ)  возможен
по ст. 1642 КоАП за нарушение правил ведения кассовых операций. Он
составляет от 8 до 15 (за повторное нарушение в течение  года - от
10 до 20) необлагаемых минимумов.
    {6} См. "Бухгалтер" № 25'2001, с. 31-41.
    {7}  О  возможности  для  обособленного  подразделения   иметь
собственную  кассу - см.  п.  4.2  Положения  о  ведении  кассовых
операций в национальной валюте в Украине.
    {8} См. "Бухгалтер" № 24'2001, с. 61.
                          

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 33/01, стр. 36
[21.11.2001]
Александр Ключник

------------------------------------------------------------------