Особенности проведения валютно-обменных операций ------------------------------------------------------------------ Недавно Правлением Национального банка Украины было утверждено Временное положение об осуществлении обмена национальных валют стран - членов Европейского валютного союза на евро (постановление от 12.12.2001 г. № 509 ( z1044-01 )). Положение было принято, в частности, в связи с введением с 01.01.2002 г. в наличное обраще- ние евро и вступило в силу с 27.12.2001 г. В соответствии с этим Положением операции по конвертации национальных валют стран ЕВС на евро могут осуществляться только через кассы и собственные пункты обмена иностранных валют уполномоченных банков с использованием сертифицированных компьютерных программ. Однако вопросы относительно осуществления деятельности пунктами обмена иностранной валюты в настоящее время не каждому понятны и требуют дополнительного разъяснения. Если благодаря средствам массовой информации в основном мы уже знаем свои права как потребители продуктовых и промышленных товаров, то как отстоять свои права, общаясь с кассиром валютного киоска, многие из нас и до настоящего времени не имеют представления. Прежде всего, термин "иностранная валюта" определен в Декрете Кабинета Министров Украины от 13.02.93 г. № 15-93 "О системе валютного регулирования и валютного контроля" ( 15-93 ). А именно: иностранная валюта - иностранные денежные знаки в виде банкнотов, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства, а также изъятые из обращения или изымаемые из него, однако подлежащие обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении, денежные средства в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных (клиринговых) единицах, находящиеся на счетах или вносимые в банковские и другие кредитно-финансовые учреждения за пределами Украины. Что касается пунктов обмена иностранной валюты, то в настоящее время существуют: обменные пункты уполномоченных банков (в самих банках и вне их операционных залов); обменные пункты других кредитно-финансовых учреждений, полу- чивших лицензию Национального банка Украины на осуществление операций по торговле иностранной валютой; обменные пункты субъектов предпринимательской деятельности, действующие на основании агентских соглашений с уполномоченными банками. Курсы купли и продажи валют устанавливаются ежедневно до начала рабочего дня. В пунктах обмена, в доступном для осмотра клиентами месте, может быть размещена копия приказа (распоряжения) по уполномоченному банку (учреждению) об установлении курсов купли и продажи иностранных валют. Отметим, что в кассе уполномоченного банка (учреждения) и в пунктах обмена иностранной валюты, расположенных по разным адресам, в том числе агентов уполномоченных банков, могут быть установлены различные курсы купли (продажи) иностранной валюты. В пункте обмена валюты, в котором работают одновременно несколько кассовых работников, не может устанавливаться несколько значений курсов купли (продажи) иностранной валюты. Единым нормативным документом, регулирующим вопрос наличного обращения для всех банков и учреждений, производящих операции, в частности с наличностью национальной и иностранной валюты, является Инструкция № 1 по организации эмиссионно-кассовой работы в учреждениях банков Украины, утвержденная постановлением Правле- ния Нацбанка Украины от 07.07.94 г. № 129 ( v0001500-94 ) (далее - Инструкция). Порядок проведения операций по купле-продаже иностранной валюты установлен в Законе Украины от 01.06.2000 г. № 1776-III "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" ( 1776-14 ) (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон). В соответствии с нормами этого Закона РРО применяются уполномоченными банками и субъектами предпринимательской деятельности, выполняющими операции по купле-продаже иностранной валюты. Вместе с тем согласно ст. 9 Закона РРО и расчетные книжки не применяются при выполнении операций по купле-продаже иностранной валюты в случае, если эти операции выполняются в кассах уполномо- ченных банков с оформлением расчетных документов в соответствии с нормативными актами Национального банка Украины. То есть если такие операции производятся не в кассах уполномо- ченных банков, а в пунктах обмена валюты, указанное освобождение на них не распространяется и операции по купле-продаже иностранной валюты должны производиться через зарегистрированные, опломбиро- ванные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО. Таким образом, в соответствии с нормами законодательства каждое лицо, покупающее или продающее иностранную валюту, имеет право требовать у кассира первый экземпляр расчетного документа на полную сумму произведенной операции. С 01.07.2002 г. таким документом может быть чек РРО (в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 07.02.2001 г. № 121 "О сроках перевода субъектов предпринимательской деятельности на учет расчетных операций в наличной и безналичной форме с применением регистраторов расчетных операций" ( 121-2001-п )). Иногда бывают случаи отказа клиента, то есть последний требует сторнирования произведенной операции купли или продажи иностранной валюты. В таком случае клиенту будет не лишним знать свои права. Если клиент требует аннулирования еще в процессе осуществления операции купли (продажи) иностранной валюты или непосредственно после осуществления такой операции (то есть аннулировать последнюю произведенную операцию), ему обязательно возвращаются денежные средства, а зарегистрированная операция и оформленные документы (в другом случае) аннулируются в соответствии с правилами бухгал- терского учета и требованиями Инструкции. И главное: согласно Инструкции не забывайте проверять денежные средства не отходя от кассы! Ведь только в этом случае может быть выявлена ошибка кассира. В заключение остановимся на вопросе проверки пунктов обмена валют. В соответствии с Законом контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности порядка выполнения операций по купле-продаже иностранной валюты осуществляют Нацбанк Украины, органы государственной налоговой службы Украины путем проведения оперативных проверок. Согласно Правилам проведения проверок пунктов обмена иностран- ной валюты на территории Украины, утвержденным постановлением Правления Нацбанка Украины от 04.07.2001 г. № 259 ( z0622-01 ) и зарегистрированным Минюстом Украины 23.08.2001 г. под № 622/5813, проверки пунктов обмена валют могут производиться комплексно или по отдельным вопросам (соблюдение установленных порядков учета операций по купле-продаже иностранной валюты, применение РРО, обменные курсы, требования по организации охраны и технического состояния помещений пунктов обмена валют). Такие проверки могут осуществляться уполномоченными работника- ми центрального аппарата и территориальных управлений Нацбанка Украины совместно с налоговыми и/или правоохранительными органами, по их согласию. При выявлении нарушений правил осуществления операций купли и продажи иностранной валюты собственными обменными пунктами и пунктами - агентами банка уполномоченный банк лишается такой лицензии на право осуществления операций по купле и продаже иностранной валюты (в частности, на основании акта проверки обменного пункта, осуществленной уполномоченным органом). Согласно Закону порядок проверки РРО, применяемых для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты на соответствие требованиям по реализации фискальных функций, уста- навливается Государственной налоговой администрацией Украины. При проверках пунктов обмена уполномоченные работники имеют право требовать у кассира, в частности: наличие торгового патента на осуществление операции по торгов- ле наличными валютными ценностями (в случае если субъект предпринимательской деятельности имеет структурные (обособленные) подразделы, торговый патент приобретается отдельно для каждого структурного (обособленного) подразделения (обменного пункта) - согласно ст. 4 Закона Украины от 23.03.96 г. № 98/96-ВР "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" (с изменениями и дополнениями) ( 98/96-ВР )); копию справки о регистрации пункта обмена территориальным управлением Национального банка Украины; приказы и другие документы уполномоченного банка или агента; первичные и другие бухгалтерские, учетно-отчетные и расчетные документы, данные об операциях текущего дня; документы о регистрации РРО и т. п. Проверяющие также имеют право требовать от кассира пункта обмена собственноручно пересчитать наличность в их присутствии с целью выявления соответствия или несоответствия наличности и иностранной валюты на месте проведения операций по купле-продаже иностранной валюты данным фискального отчета и выполнения норм по осуществлению операций только за счет денежных средств банка. Проверяется также выполнение кассиром требования по обязательному сохранению в течение рабочей смены второго экземпляра расчетного документа, подтверждающего осуществление операции купли (продажи) иностранной валюты (первый экземпляр выдается лицу, покупающему или продающему иностранную валюту). Согласно ст. 8 Закона № 98/96-ВР за нарушение сроков уплаты стоимости торгового патента на осуществление операций по торговле наличными валютными ценностями или неполное внесение очередных платежей налоговыми органами начисляется пеня на сумму налогового долга (включая суммы штрафных санкций) из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины на день возник- новения такого налогового долга или на день его (части) погашения, в зависимости оттого, какая из величин таких ставок больше, за каждый календарный день просрочки в его уплате. За осуществление операций по торговле наличными валютными ценностями без получения соответствующих торговых патентов применяются штрафные санкции в двойном размере стоимости торгового патента за полный срок деятельности с указанным нарушением. Как свидетельствует опыт прошлых проверок, проведенных налоговыми органами, нарушения установленного порядка обмена иностранной валюты в пунктах обмена являются неединичными. Наиболее характерным нарушением является аннулирование информации в компьютерной системе о произведенных операциях по купле-продаже иностранной валюты, что становится возможным при несанкционирован- ном изменении программного обеспечения такой системы. При этом, как правило, уничтожаются вторые экземпляры расчетных документов, подтверждавших выполнение операции по обмену валют. Распространен- ным нарушением является проведение кассиром пункта обмена валют операций за счет собственных денежных средств. В соответствии с Законом № 1776-III уполномоченные банки, осуществляющие операции по купле-продаже иностранной валюты, а также субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие эти операции на основании агентских соглашений с уполномоченными банками, несут финансовую ответственность за нарушение установлен- ного порядка выполнения таких операций. Так, финансовые санкции в размере 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан применяются при выявлении непроведения расчетных операций через РРО; нераспечатывании соответствующего расчетного документа; проведении операции на неполную сумму; несоответствии данных расчетных документов в первом экземпляре данным их вторых экземпляров и/или данным фискального отчета. Кроме того, финансовые санкции применяются при выявлении расхождения (превышения) суммы наличных денежных средств или иностранной валюты на месте проведения операций с суммой денежных средств, указанной в фискальном отчете, - в пятикратном размере суммы расхождения. Наиболее суровая ответственность - 500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан - предусмотрена в случае применения при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты РРО, в который внесены изменения в программно-технические средства, реализующие фискальные функции, и 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан - при применении незарегистрированного, неопломбированного или опломбированного с нарушением установленно- го порядка РРО. Следует заметить, что в ближайшее время предполагается подготовка и внедрение нормативно-правовых актов, которые в достаточной степени отрегулируют правоотношения между лицами, продающими или покупающими иностранную валюту, и соответствующими учреждениями, уполномоченными на проведение валютно-обменных операций, а также права контролирующих органов относительно проведения проверок таких учреждений. ------------------------------------------------------------------ "Вестник налоговой службы Украины" № 04/02, стр. 41 [01.01.2002] Мария Гурина экономист-аналитик "Вестника" ------------------------------------------------------------------