Защита прав потребителей: новые нормы ------------------------------------------------------------------ Анализ изменений, внесённых в Закон Украины "О защите прав потребителей", построим на рассмотрении каждого из этих изменении в той последовательности, в которой они предложены в Законе Украины от 10.01.2002 г. № 2949-III ( 2949-14 ) (далее - Закон № 2949). Термины Исходя из изменений, внесенных в термин "договор", можно сделать вывод, что под договором для целей Закона Украины "О защите прав потребителей" наряду с квитанцией, товарным или кассовым чеком могут выступать также билет, путёвка и талон. Этим изменением подчеркивается обязательность применения норм Закона Украины "О защите прав потребителей" в таких сферах, как пассажирские и багажные перевозки, туристическое обслуживание и т. д. Изменения внесены также в термин "существенный недостаток". Если ранее таковым признавался недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением или не может быть устранён относительно этого потребителя, то после внесённых изменений, чтобы признать недостаток существенным, необходимо соблюдение двух условий одновременно: невозможность или недопустимость использования товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением и невозможность устранения недостатка. Этот факт имеет важное значение для тех случаев, когда потребитель имеет право предъявить изготовителю требование о бесплатном устранении недостатков товара после окончания гарантийного срока. В соответствии с п. 8 ст. 14 Закона Украины "О защите прав потребителей" такое требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы, а если таковой не установлен - в течение 10 лет, если в товаре были обнаружены существенные недостатки, допущенные по вине изготовителя. Кроме того, перечень терминов пополнился новыми позициями - "безопасность товара (работы, услуги)", "субъекты хозяйственной деятельности" и "срок годности". При этом в соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 19 Закона Украины "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на проверку безопасности товаров (работ, услуг), которые им приобретаются (заказываются). Что касается срока годности, то согласно внесенным изменениям в п. 6 ст. 15 Закона Украины "О защите прав потребителей" запрещена реализация потребителям товаров, на которых срок годности не указан или указан с нарушением требований нормативных документов, а также товаров, срок годности которых истёк. При этом в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона Украины "О защите прав потребителей" информация о товаре в обязательном порядке должна содержать срок годности (службы) товаров (работ, услуг), сведения о необходимых действиях потребителя после его окончания, а также о возможных последствиях в случае невыполнения этих действий. За реализацию товаров с истёкшим сроком годности на продавца налагается штраф в размере 200 процентов стоимости остатка полученной для реализации партии товара, но не меньше пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (85 грн.) (новая редакция статьи 23 Закона Украины "О защите прав потребителей"). За отсутствие информации о сроке годности товара может быть применён штраф в размере 30 процентов стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не меньше пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (85 грн.), а в случае если законодательством субъект хозяйственной деятельности освобожден от ведения обязательного учёта доходов и расходов (плательщики фиксированного подоходного налога) - в размере пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Права потребителей и их защита В соответствии с изменениями, внесёнными в перечень прав потребителей, установленный статьей 3 Закона Украины "О защите прав потребителей", к таковым отнесены также право покупателя на получение информации о производителе (исполнителе, продавце) и право на возмещение как материального, так и морального ущерба. Среди полномочий органов Государственного комитета Украины по делам защиты прав потребителей в части бесплатного получения необходимых нормативных документов и других сведений от субъектов хозяйственной деятельности теперь присутствует требование о том, что такие документы должны представляться в виде копий, а не оригиналов. Закон Украины "О защите прав потребителей" дополнен новой статьей 10-1, которой регламентируются полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей. Среди них присутствует и рассмотрение обращений потребителей, а также консультационная помощь по вопросам защиты прав потребителей. Кроме того, в отношении прав потребителей определённые изменения внесены в статью 14 Закона Украины "О защите прав потребителей", а именно: в том случае, когда в результате выявленных недостатков или фальсификации товара происходит расторжение договора, деньги, уплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности возвратить деньги в этот день - в другой срок по договоренности сторон, но не позднее чем в течение 7 дней. В том случае, если продавец бесплатно исправляет недостатки в течение 14 дней, покупателю на время ремонта может быть представлен аналогичный товар. Для этого покупателю теперь необходимо представить продавцу письменное требование. Для реализации своих прав потребителю следует теперь внимательнее относиться к составлению расчётных документов и гарантийных обязательств, так как все требования потребителя будут подлежать рассмотрению лишь в том случае, если в таких документах указана дата продажи. Новой редакцией п. 3 ст. 15 Закона Украины "О защите прав потребителей" установлено, что в случае выявления недостатков в выполненной работе (предоставленной услуге) потребитель имеет право по своему выбору требовать: - бесплатного устранения недостатков в выполненной работе; - соответствующего уменьшения цены выполненной работы; - бесплатного повторного выполнения работ; - возмещения убытков. По сравнению с предыдущей редакцией этого пункта новой является возможность требования о бесплатном повторном выполнении работ. Также данным пунктом установлены и сроки, в течение которых такие требования подлежат удовлетворению: - во время приёма выполненной работы; - в течение гарантийного срока (если недостатки невозможно было выявить во время приёма работы); - в течение шести месяцев (в случае отсутствия гарантийного срока). Кроме того, установлен предельный срок, в течение которого потребитель имеет право выдвигать требования к исполнителю при выявлении существенных недостатков. Он составляет 10 лет (в случае отсутствия других сроков в соответствующих нормативных актах или договоре). Новой редакцией п. 5 ст. 15 Закона Украины "О защите прав потребителей" установлен конкретный размер пени (неустойки) за просрочку (невыполнение) работ. Размер такой пени (неустойки) составляет 3% стоимости таких работ (общей стоимости заказа). В статью 17 Закона Украины "О защите прав потребителей" введены условия, освобождающие производителя (продавца, исполнителя) от ответственности. Среди них, в частности, нарушение правил использования, хранения или транспортировки товара потребителем, а также действие обстоятельств непреодолимой силы. Информация о товаре В соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 18 Закона Украины "О защите прав потребителей" информация о товаре, кроме ранее предусмотренных реквизитов, должна содержать, в частности, сведения о содержании вредных для здоровья веществ и данные о применении генной инженерии во время изготовления товара. Важное изменение коснулось деятельности частных предпринимателей. После вступления в силу изменений в Закон Украины "О защите прав потребителей" на этикетке товара (работы, услуги) им уже не нужно указывать информацию о номере документа, который удостоверяет право на занятие предпринимательской деятельностью, наименование органа, его выдавшего, сведения о его сертификации. Также в соответствии с новой редакцией п. 5 ст. 18 Закона Украины "О защите прав потребителей" установлено, что продавец не освобождается от ответственности за непредоставление информации о товаре в случае неполучения им от производителя (импортера) соответствующей информации. В соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 19 Закона Украины "О защите прав потребителей" потребитель имеет право потребовать от продавца документы, подтверждающие качество и безопасность товара. К таким документам, вероятно, могут быть отнесены различные документы производителя, подтверждающие соответствие товара определенным нормативным актам (стандартам). Ответственность Статья 23 Закона Украины "О защите прав потребителей" полностью изложена в новой редакции. Важно заметить, что в отношении всех штрафов за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей, установлен минимальный предел, ниже которого размер штрафной санкции быть не может. Кроме того, отдельные фиксированные размеры штрафных санкций предусмотрены для лиц, освобожденных от обязательного ведения учёта доходов и расходов их деятельности, к которым на сегодняшний день относятся фактически лишь плательщики фиксированного подоходного налога. В отношении непосредственно нарушений, за которые предусматривается ответственность по этой статье, отметим следующее. Предусмотрена штрафная санкция за отказ исполнителя от выполнения требований заказчика в случае выявления недостатков в выполненной работе, размер которой составляет десятикратный размер стоимости такой работы, но не менее двух необлагаемых минимумов (34 грн.). Непосредственный порядок взимания таких штрафов должен быть установлен Кабинетом Министров Украины. {1} Кодифицированный текст Закона Украины "О защите прав потребителей" (с учётом изменений, внесённых Законом Украины от 10.01.2002 г. № 2949-III, будет приведён в одном из ближайших спецвыпусков (примеч. ред.) ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учёт" №13/02 стр. 16 [14.01.2002] С. Ильяшенко Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------