Использование первичных документов в общественном питании

-----------------------------------------------------------------

    В предыдущих публикациях были рассмотрены документы, связанные
непосредственно с производством продукции  общественного  питания.
Сегодня мы рассмотрим  те,  которые  используются  в  общественном
питании для учета  движения  готовой  продукции  при  ее  продаже,
питании работников предприятия, контроле за сохранностью.
    На  сегодняшний  день  учреждения  общественного  питания    с
самообслуживанием    встречаются    довольно    редко.       Самый
распространенный  способ  обслуживания  клиентов  -  прием  заказа
кассиром-оператором  или  официантом.  Заказ  записывается  ими  в
бланке листа заказа, который предприятие составляет самостоятельно
в произвольной форме и передает на кухню, где в соответствии с ним
готовится то или иное блюдо.
    Документирование выдачи блюд из кухни  в  таком  случае  может
осуществляться с использованием "Дневного заборного  листа".  Этот
документ применяется для оформления отпуска  изделий  из  кухни  в
буфеты  и  мелкорозничную  торговлю,  которые  подчинены   данному
предприятию, а также в  тех  случаях,  когда  раздача-выдача  блюд
отделена от кухни.
    Бланки листов нумеруются бухгалтерией предприятия  и  выдаются
под расписку каждому материально  ответственному  лицу,  подающему
блюда непосредственно  клиентам.  В  каждом  экземпляре  заборного
листа указывается сумма лимита дневного  отпуска  изделий  данному
материально ответственному лицу. Выписывается заборный лист в двух
экземплярах.  Завпроизводством или другое лицо, уполномоченное  на
выдачу изделий  кухни,  заполняет  соответствующие  графы  первого
экземпляра листа под  копирку.  Первый  экземпляр  листа  выдается
лицу, получавшему блюда  на  кухне,  второй  -  остается  у  лица,
выдавшего их.  Возврат непроданной продукции на кухню отражается в
отдельной графе.
    В конце дня (смены) подводятся итоги натуральных показателей и
стоимость  выданных  по  заборному  листу  блюд.   Данные    обоих
экземпляров  взаимопроверяются.  Листы  сдаются  в  бухгалтерию  в
отчетах материально ответственных лиц.

|---------------------------------|------------------------|----------|
|Дневной заборный лист            | Код по ГКУД № документа| 0903111  |
|№ 1 от "15" января ____ 200_2_ г.|------------------------|----------|
|на выдачу готовых изделии кухни  | № документа            | 1        |
|                                 |------------------------|----------|
|                                 | Дата документа         |15.01.2002|
|---------------------------------|------------------------|----------|
|Руководитель ______              | Код операции           | 13       |
|                                 |------------------------|----------|
|  подпись                        | Код поставщика         | 23       |
|                                 |------------------------|----------|
|Ст. бухгалтер   подпись          | Код получателя         | 25       |
|                                 |                        |          |
|                                 |                        |          |
|---------------------------------|------------------------|----------|

|--------|-----|------|------------------------------|-----------|
|Название| Ед. | Цена |        Выдано (время)        | Возвращено|
|изделий | изм.|      |-----|-----|-----|-----|------|           |
|        |     |      | Час | Час | Час | Час | Час  |           |
|        |     |      |09.00|12.00|15.00|18.00|27.00 |           |
|        |     |      |-----|-----|-----|-----|------|           |
|        |     |      |         Количество           |           |
|--------|-----|------|-----|-----|-----|-----|------|-----------|
|   1    |  2  |  3   |  4  |  5  |  6  |  7  |   8  |     9     |
|--------|-----|------|-----|-----|-----|-----|------|-----------|
|Солянка |Порц.| 2,50 |  2  |  2  |  -  |  5  |   -  |     -     |
|сборная |     |      |     |     |     |     |      |           |
|--------|-----|------|-----|-----|-----|-----|------|-----------|
|Всего   |     |      |  2  |  2  |  -  |  5  |   -  |           |
|--------|-----|------|-----|-----|-----|-----|------|-----------|

|---------|-------|--------|-----------------------|-------------|
|Название |  Код  |  Код   |  Всего выдано за день | Контрольное |
|изделий  |изделий|ед. изм.|------------|----------|    число    |
|         |       |        | количество |  сумма   |             |
|---------|-------|--------|------------|----------|-------------|
|    1    |  10   |   11   |     12     |    13    |      14     |
|---------|-------|--------|------------|----------|-------------|
| Солянка |   -   |   -    |     9      |  22,50   |      -      |
| сборная |       |        |            |          |             |
|---------|-------|--------|------------|----------|-------------|
| Всего   |       |        |     9      |  22,50   |             |
|---------|-------|--------|------------|----------|-------------|

    Расписка о получении  _________       Проверил  __________
                           подписи                    подпись

    Расписка о выдаче  _________
                        подпись

    Всего за день натуральных единиц ___ девять ___  на
    ___ двадцать две грн. 50 коп. ___
               Прописью

    Выдал  _________
            подпись
    Принял _________
            подпись

    Данные  дневного  заборного  листка  служат  основанием    для
составления отчета о движении продуктов  на  кухне,  а  также  для
текущего контроля за полнотой оприходования наличности при продаже
продукции.  Этот отчет можно использовать  в  тех  случаях,  когда
осуществляется  доставка  полуфабрикатов  или   готовых    изделий
клиентам непосредственно на дом, при  обслуживании  банкетов  и  в
других случаях, связанных с  движением  блюд  или  других  готовых
изделий кухни.
    Ни для кого не  является  секретом  тот  факт,  что  работники
учреждений  общественного  питания  питаются  на   кухне    своего
предприятия.  Для учета таких обедов используется "Меню на  отпуск
питания работникам предприятия".  В  документе  указывается  номер
карточки работника, дающей право на питание, и ассортимент блюд по
ценам производства и продажи. Например:

    Специализированная форма № 10-Опит

               Меню на отпуск питания работникам предприятия
                         на "15" января 200 _2_ г.
        
|---------|------------|------------|-----------------|------------------|
|  Номер  |  Название  | Количество | По ценам отпуска| По учетным ценам |
|карточки |    блюд    |            |                 |   производства   |
|         |            |            |--------|--------|--------|---------|
|         |            |            |  цена  |  сумма |  цена  |  сумма  |
|---------|------------|------------|--------|--------|--------|---------|
|   123   | Солянка    |      1     |  2,50  |  2,50  |  2,00  |   2,00  |
|---------|------------|------------|--------|--------|--------|---------|
|         | Картофель  |      1     |  2,00  |  2,00  |  7,00  |   7,00  |
|---------|------------|------------|--------|--------|--------|---------|
|         | Котлета    |      2     |  3,50  |  7,00  |  2,50  |   5,00  |
|---------|------------|------------|--------|--------|--------|---------|
|         | Чай        |      1     |  7,50  |  1,50  |  0,50  |   0,50  |
|---------|------------|------------|--------|--------|--------|---------|
|         |            |   Всего    |        | 13,00  |        |   8,50  |
|---------|------------|------------|--------|--------|--------|---------|

    Составил: ___  фамилия подпись ____

    Утвердил: ___  фамилия подпись ____

    Если стоимость блюд не определяется по ценам приобретения,  то
вместо учетных цен  производства  указывается  льготная  цена,  по
которой осуществляется отпуск продукции.  Месячные итоги  меню  по
каждому работнику являются основанием для  начисления  натуральной
оплаты труда и учета реализации блюд в счет оплаты труда.
    Стоимость обедов, выданных работникам в  качестве  натуральной
оплаты  труда,  согласно  ст.  2  Декрета  о  подоходном    налоге
( 13-92 )   включается   в   совокупный   налогооблагаемый   доход
работников. Суть его состоит в следующем.
    При  принятии  работника  на  работу  и  заключении  трудового
договора  оговариваются  условия  оплаты  труда,   в    частности,
должностной оклад в фиксированной сумме и одноразовое  питание  по
ценам производства (или продажи), которые в целом не выражаются  в
конкретной сумме. Доходы, полученные в натуральной форме, согласно
ст.  2  Декрета  о  подоходном  налоге  учитываются  в  совокупном
налогооблагаемом доходе по свободным  (рыночным)  ценам.  В  таком
случае доходом работника будет  начисленная  заработная  плата  за
отработанное  время  и  стоимость  обедов  по  ценам  производства
(продажи), что в целом будет составлять расходы на  оплату  труда,
относящиеся к расходам по сбыту:

|---|-------------------------|---------------|-------|------------|
| № |   Содержание операции   | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый  |
|п/п|                         |     учет      |  грн. |   учет     |
|   |                         |-------|-------|       |-----|------|
|   |                         |  Д-т  |  К-т  |       |  ВД |  ВР  |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 1 | Начислена зарплата      |  811  |  661  | 100,00|  -  |100,00|
|   | повару Петренко О. за   |   93  |  811  | 100,00|     |      |
|   | отработанное время по   |       |       |       |     |      |
|   | окладу                  |       |       |       |     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 2 | Начислена натуральная   |  816  |  661  |  60,00|  -  | 60,00|
|   | зарплата Петренко О. по |   93  |  816  |  60,00|     |      |
|   | продажным ценам         |       |       |       |     |      |
|   | потребленных обедов     |       |       |       |     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 3 | Удержан подоходный налог|  661  |641/пдн|  18,05|  -  |   -  |
|   | и взносы на соцстрах    |  661  |651-653|   4,80|     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 4 | Отражена выдача обедов  |  661  |  702  |  60,00|50,00|   -  |
|   | по продажным ценам      |  702  |641/ндс|  10,00|     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 5 | Выплачена зарплата      |  661  |  301  |  77,15|  -  |   -  |
|   | повару Петренко О.      |       |       |       |     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|

    При выдаче работникам обедов в  счет  оплаты  труда  по  ценам
реализации, т. е. в безналичной форме расчета, проводится  обычная
операция реализации.  В таком случае стоимость обедов не  является
доходом работника.  Если выдача (реализация) обедов происходит  по
ценам ниже цен продажи, такая разница является объектом  обложения
подоходным налогом  и  включается  в  совокупный  налогооблагаемый
доход работника в отчетном месяце в качестве полученной социальной
льготы согласно ст. 8 Декрета о подоходном налоге.  Разница  между
ценами продажи на сторону и ценами продажи в счет оплаты  труда  в
бухгалтерском учете относится к расходам на сбыт,  а  в  налоговом
учете не отражается в составе  валовых  расходов.  Например,  если
стоимость обедов по продажным ценам  -  60,00  грн.,  а  по  ценам
производства - 55,00 грн., то в бухгалтерском  и  налоговом  учете
такую операцию следует отразить следующим образом:

|---|-------------------------|---------------|-------|------------|
| № |   Содержание операции   | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый  |
|п/п|                         |     учет      |  грн. |   учет     |
|   |                         |-------|-------|       |-----|------|
|   |                         |  Д-т  |  К-т  |       |  ВД |  ВР  |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 1 | Начислена зарплата      |  811  |  661  | 145,00|  -  |145,00|
|   | повару Петренко О. за   |   93  |  811  | 145,00|     |      |
|   | отработанное время по   |       |       |       |     |      |
|   | окладу                  |       |       |       |     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 2 | Начислена Петренко О.   |  816  |  661  |   5,00|  -  |   -  |
|   | разница между стоимостью|   93  |  816  |       |     |      |
|   | потребленных обедов по  |       |       |       |     |      |
|   | ценам производства и    |       |       |       |     |      |
|   | ценам реализации        |       |       |       |     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 3 | Удержан подоходный налог|  661  |641/пдн|  16,55|  -  |   -  |
|   | и взносы на соцстрах    |  661  |651-653|   4,50|     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 4 | Отражена выдача обедов  |  661  |  702  |  60,00|50,00|   -  |
|   | по продажным ценам      |  702  |641/ндс|  10,00|     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 6 | Выплачена зарплата      |  661  |  301  |  68,95|     |      |
|   | повару Петренко О.      |       |       |       |     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|

    Как видим, разница в данных случаях состоит  в  том,  что  при
натуральной оплате труда  расходы  на  оплату  труда  не  являются
постоянной величиной, а меняются в  зависимости  от  цены  товара,
выдаваемого в счет оплаты труда, и не  может  быть  предварительно
зафиксирована в трудовом договоре.
    Меню на отпуск питания работникам предприятия  также  является
составляющей отчета о реализации изделий кухни.
    На тех предприятиях, в которых ведется отчетность о количестве
реализованных  блюд,  составляется  "Контрольный  расчет  расходов
специй и соли".  На  основе  показателей  инвентаризации  остатков
специй  и  соли,  данных  о   реализованном    количестве    блюд,
калькуляционных карточек исчисляется количество недоиспользованных
(излишне использованных) специй и соли по типовой форме:

    Специализированная форма № 5-ОПит

                        Контрольный расчет расходов специй и соли
                       за период с 01.01.2002 г. по 15.01.2002 г.

|---|--------|-------------------|------------------|-------------------|---------------|
| № |Название| Остаток на начало |   Поступило за   |  Остаток на конец |Использовано за|
|п/п|        |  инвентаризации   |инвентаризационный|инвентаризационного|отчетный период|
|   |        |                   |      период      |      периода      |               |
|   |        |-------------------|------------------|-------------------|---------------|
|   |        |      сумма        |       сумма      |       сумма       |     сумма     |
|---|--------|-------------------|------------------|-------------------|---------------|
| 1 | Соль   |      20,00        |       30,00      |       45,00       |      5,00     |
|---|--------|-------------------|------------------|-------------------|---------------|
| 2 | Перец  |      70,00        |       10,00      |       75,00       |      5,00     |
|---|--------|-------------------|------------------|-------------------|---------------|
| 3 | Горчица|       5,00        |       10,00      |        5,00       |     70,00     |
|---|--------|-------------------|------------------|-------------------|---------------|
|   | Всего: |      35,00        |       50,00      |       65,00       |     20,00     |
|---|--------|-------------------|------------------|-------------------|---------------|

                  Справка о стоимости специй и соли,
                    включенной в калькуляцию блюд

|-----------------------------------------|------------|---------|
|                                         | Количество |  Сумма  |
|                                         |    блюд    |         |
|-----------------------------------------|------------|---------|
| Проданы блюда, в которые включена       |      30    |    75,00|
| стоимость специй, по 50 коп. на блюдо   |            |         |
|-----------------------------------------|------------|---------|
| Проданы блюда, в которые включена       |     700    |     5,00|
| стоимость соли, по 5 коп. на блюдо      |            |         |
|-----------------------------------------|------------|---------|
| Всего:                                  |            |    20,00|
|-----------------------------------------|------------|---------|
| Использовано согласно контрольному      |            |    20,00|
| расчету                                 |            |         |
|-----------------------------------------|------------|---------|
| Сумма недоиспользования (перерасхода)   |            |    -    |
|-----------------------------------------|------------|---------|

    Расчет и справку составил ___ фамилия подпись ___

    Бухгалтер ___ фамилия подпись ___

    Согласно  данным  о  количестве  проданных  блюд   и    данным
калькуляционных карточек определяется  стоимость  специй  и  соли,
включенных в калькуляцию блюд, о чем составляется  соответствующая
справка к расчету.  Данные контрольного расчета расходов специй  и
соли сравниваются с данными справки  о  фактическом  использовании
специй и соли за отчетный период.
    Расчеты за  питание  осуществляются  в  основном  наличными  с
использованием регистратора расчетных операций, порядок применения
которого установлен Законом Украины  "О  применении  регистраторов
расчетных операций  в  сфере  торговли,  общественного  питания  и
услуг" от 06.07.95 г. № 265/95-ВР, в редакции  Закона  Украины  от
01.06.2001 г. № 1776-III ( 1776-14 ). Поскольку маловероятно,  что
перечень блюд кухни больше программных  возможностей  регистратора
расчетных операций, в дневном  отчете  кассира  будет  отражена  в
количественном и денежном выражении вся продажа блюд кухни.
    На  основе  данных  дневного  отчета  регистратора   расчетных
операций, контрольной ленты, талонов на принятые  заказы,  дневных
заборных листков,  требований-накладных  и  других  документов  на
реализацию изделий кухни составляется "Акт  о  продаже  и  отпуске
изделий кухни" в денежном выражении.  В  нем  отражается  движение
продуктов и блюд по кухне.  Акт может составляться как  ежедневно,
так и за определенные отчетные периоды (декаду, полмесяца, месяц).

    Специализированная форма № 9-ОПит

              Акт о продаже и отпуске изделий кухни
                 за 01.01.2002 г. - 15.01.2002 г.

|---|------------------------------|-----------------------------|
| № |  Кому отпущено (реализовано) |            Сумма            |
|п/п|                              |--------------|--------------|
|   |                              | По продажным |  По учетным  |
|   |                              |    ценам     |    ценам     |
|---|------------------------------|--------------|--------------|
| 1 | Продано за наличные:         |    10 320    |      -       |
|   |                   общих блюд |              |              |
|---|------------------------------|--------------|--------------|
| 2 |              порционных блюд |      -       |      -       |
|---|------------------------------|--------------|--------------|
| 3 |                обедов на дом |     2 100    |      -       |
|---|------------------------------|--------------|--------------|
| 4 |                      Банкети |     2 560    |      -       |
|---|------------------------------|--------------|--------------|
|   |                              |      -       |      -       |
|   |                              |--------------|--------------|
|   |                              |      -       |      -       |
|---|------------------------------|--------------|--------------|
|   |                Всего продано |    14 980    |              |
|---|------------------------------|--------------|--------------|
| Отпущено дополнительно           |     1 000    |     1 050    |
|----------------------------------|--------------|--------------|
| работникам предприятия по        |      -       |     1 050    |
| стоимости сырьевого набора       |              |              |
| Акт от "15" января  2002 г.      |              |              |
|----------------------------------|--------------|--------------|
| в филиалы и буфеты с иной        |     1 000    |       -      |
| категорией наценки по            |              |              |
| накладным № №                    |              |              |
|----------------------------------|--------------|--------------|
| в филиалы и буфеты с той же      |      -       |       -      |
| категорией наценки по            |              |              |
| накладным № №                    |              |              |
|----------------------------------|--------------|--------------|
| Всего:                           |    15 980    |     1 050    |
|----------------------------------|--------------|--------------|

    Справка:  Использовано на приготовление блюд

    специй _ 0,1% _  к товарообороту 17 030.00 грн.
    соли _ 0,001% _ к товарообороту  17 030,00 грн.
    Всего на сумму ____ двадцать грн. 00 коп. ____

|----------------------------|-----------------------------------|
| Завпроизводством (бригадир)| _____ фамилия подпись ______      |
|----------------------------|-----------------------------------|
| Члены бригады              | _____ фамилия подпись ______      |
|----------------------------|-----------------------------------|
| Бухгалтер                  | _____ фамилия подпись ______      |
|----------------------------|-----------------------------------|
| Выручка кассы              | 14 980 грн. 00 коп.               |
|----------------------------|-----------------------------------|
| Кассир                     | _____ фамилия подпись ______      |
|----------------------------|-----------------------------------|

    Показатели  справки   определяются    как    отношения    сумм
использованных специй и соли  по  "Контрольному  расчету  расходов
специй и соли" к общей сумме товарооборота по акту.
    Этот акт служит основанием для составления "Отчета о  движении
продуктов и тары на кухне".
    В  ходе  осуществления  хозяйственной    деятельности    могут
проводиться внезапные ревизии  и  инвентаризации  на  кухне. Кроме
того, если работа осуществляется в несколько смен,  осуществляется
сдача смены.  Для контроля за остатками  продукции  и  товаров  на
кухне используется "Акт снятия остатков продуктов,  полуфабрикатов
и готовых изделий".  В  акте  указываются  остатки  необработанных
продуктов, готовых блюд и  остаток  продуктов  в  готовых  блюдах,
исчисленный по данным калькуляционных карточек:

   Специализированная форма № 14-Опит

                              Акт № 2
    снятия остатков продуктов, полуфабрикатов и готовых изделий
               кухни на "15" января 200 _2_ г.

    Комиссия в составе ______ фамилии членов комиссии _______
    провела снятие остатков на кухне и установила:

|--------------|------------|-----------------|--|-----|-------|------|
|  Продукты в  |  Название  |Картофель жареный|  |     |       |      |
|полуфабрикатах|------------|-----------------|--|-----|-------|------|
|  и готовых   | Количество,|        10       |  |     |       |      |
|  изделиях    |   порций   |                 |  |     |       |      |
|---|----------|------------|-----------------|--|-----|-------|------|
| № | Название |  Остаток   |      Норма      |  |     |       |      |
|п/п| продуктов|необработан-|--------|--------|  |     |       |      |
|   |          |ных продук- | на 1   |на общее|  |     |       |      |
|   |          | тов, кг    |порцию, |коли-   |  |     |       |      |
|   |          |            |  кг    |чество, |  |     |       |      |
|   |          |            |        |  кг    |  |     |       |      |
|---|----------|------------|--------|--------|--|-----|-------|------|
| 1 | Картофель|     2,0    |  0,167 |  1,67  |  |     |       |      |
|---|----------|------------|--------|--------|--|-----|-------|------|
|  Продукты в  |  Название  |  Салат "Днестр" |  |  Всего продуктов   |
|полуфабрикатах|------------|-----------------|--|                    |
|  и готовых   | Количество,|        5        |  |                    |
|  изделиях    |   порций   |                 |  |                    |
|---|----------|------------|-----------------|--|-----|-------|------|
| № | Название |  Остаток   |      Норма      |  |Цена,|Коли-  |Сумма,|
|п/п| продуктов|необработан-|--------|--------|  |грн. |чество,| грн. |
|   |          |ных продук- | на 1   |на общее|  |     |  кг   |      |
|   |          | тов, кг    |порцию, |коли-   |  |     |       |      |
|   |          |            |  кг    |чество, |  |     |       |      |
|   |          |            |        |  кг    |  |     |       |      |
|---|----------|------------|--------|--------|--|-----|-------|------|
| 1 | Капуста  |     1,0    |   0,1  |   0,5  |  | 1,5 |   1,5 |  2,25|
|   |          |            |        |        |  | 2,0 |  3,67 |  7,34|
| 2 | Картофель|            |        |        |  |     |       |      |
|---|----------|------------|--------|--------|--|-----|-------|------|

    Сумма прописью __ девять __ грн. __ 59 __ коп.

    Подписи членов комиссии ____ подписи ____

    Остатки  продуктов  в  готовой  продукции  и   полуфабрикатах,
остатки  неиспользованных  продуктов  для   приготовления    пищи,
исчисленные согласно данному акту, в  суммарном  выражении  должны
соответствовать данным бухгалтерского учета по остатку на счете 23
"Производство" и на кухне, и в кондитерском цехе.
    Данные  отчета  можно  использовать  в  налоговом  учете   при
составлении  сведений  об  остатках  товарных  запасов  на   конец
отчетного периода согласно п. 5.9 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ).
    Для самоконтроля правильности составления этого расчета  можно
воспользоваться следующим способом, который  приводит  к  тому  же
результату, но является менее трудоемким.
    Согласно  Закону  о  Прибыли  валовые  расходы  предприятия  в
налоговом  учете  отражаются  в  момент  их    возникновения.    В
общественном питании это приобретенный товар  (как  и  в  целом  в
торговле).  Одной из особенностей общественного  питания  является
использование  в  нем  для  учета  приготовления  блюд  счета   23
"Производство".  По  дебету  счета  отражается  только   стоимость
товара, переданного на кухню для приготовления  блюд.  Сумма  всех
других  понесенных  расходов  в  связи  с   приготовлением    блюд
отражается на счетах 92 "Административные расходы", 93 "Расходы на
сбыт".  По кредиту счета 23  отражается  стоимость  готовых  блюд,
переданных кухней  для  реализации.  Для  этой  цели  используются
данные дневного  отчета  регистратора  расчетных  операций,  актов
продажи и отпуска изделий кухни.
    Однако на конец отчетного периода производится корректирование
валовых расходов на сумму товарных остатков на складах, в  готовой
продукции, в незавершенном производстве согласно п. 5.9  Закона  о
Прибыли. Если проанализировать эту норму, то в конечном результате
мы сделаем вывод, что  к  валовым  расходам  включается  стоимость
практически реализованных товаров по ценам приобретения без налога
на добавленную стоимость.
    В торговле  стоимость  реализованных  товаров  без  налога  на
добавленную  стоимость  исчисляется  при  вычете   из    стоимости
реализованного товара (товарооборота) суммы реализованной торговой
наценки.
    Кредитовый оборот по субсчету 902 при  его  списании  в  дебет
субсчета 791  и  является  той  суммой,  которая  при  составлении
декларации по налогу на прибыль относится к валовым расходам.
    Воспользовавшись такой неписаной нормой,  в  любое  время  для
целей  управленческого  учета  можно  определить  реальную   сумму
валовых расходов без дополнительных подсчетов.
    Инвентаризацию и контроль  за  сохранением  товарных  запасов,
изделий  кухни,  кондитерских  цехов  в  местах   продажи    нужно
производить каждый раз при  смене  материально  ответственных  лиц
(буфетчика, бармена, продавца-кассира). При этом составляется "Акт
передачи товаров и тары при смене материально ответственных  лиц",
где указываются все товары, которые имеются в наличии  и  подлежат
передаче  другому  материально  ответственному  лицу.   Показатели
акта   являются   основанием   для   составления   заключительного
товарно-денежного  отчета  предыдущим  материально   ответственным
лицом и вступительного отчета  нового  материально  ответственного
лица, например:

    Специализированная форма 15-ОПит

                             Акт № 1
  о передаче товаров и тары при смене материально ответственного
             лица в буфете № 2 на "15" января 200 _2_ г.

    Сдает       Коваленко О.
    Принимает   Ковальчук М.

|---|-------------------|------------|------------|------|-------|
| № |  Название товара  |  Ед. изм.  | Количество | Цена | Сумма |
|п/п|                   |            |            |      |       |
|---|-------------------|------------|------------|------|-------|
| 1 | Водка "Слава"     |   бут.     |     10     |  8,00| 80,00 |
|   |                   |            |            |      |       |
| 2 | Коньяк "Десна"    |   бут.     |      5     | 15,00| 75,00 |
|   |                   |            |            |      |       |
| 3 | Конфеты           |   коробка  |      2     | 10,00| 20,00 |
|   |                   |   порции   |            |      |       |
|   |                   |            |            |      | 25,00 |
| 4 | Гарниры: картофель|            |     10     |  2,50|  7,50 |
|   |          гречка   |    _"_     |      5     |  1,50|       |
|   |                   |            |            |      |       |
|---|-------------------|------------|------------|------|-------|
|   | Итого             |            |            |      |207,50 |
|---|-------------------|------------|------------|------|-------|

    Сдал ___ подпись ___

    Принял ___ подпись ___

    Представитель администрации ___ подпись ___

    По окончании смены, при смене материально ответственных лиц на
кухне,  а  также    в    сроки,    определенные    администрацией,
завпроизводством  (шеф-повар,  бригадир)  составляет   "Отчет    о
движении продуктов  и  тары  на  кухне".  При  составлении  отчета
используются показатели документов, рассмотренных выше.

    Специализированная форма № 8-ОПит

            Отчет о движении продуктов и тары на кухне
                        "15" января 2002 г.

    Материально ответственное лицо (бригадир) ___ Петренко О. ___

|------------|-------------|------------------------|--------------|
|            |   Документ  |       Стоимость        |Особые отметки|
|------------|------|------|---------|-------|------|--------------|
|            | дата | номер|продуктов|специй | тары |              |
|            |      |      |   по    |и соли |      |              |
|            |      |      | учетным |  по   |      |              |
|            |      |      |  ценам  |рознич-|      |              |
|            |      |      |         |ным    |      |              |
|            |      |      |         |ценам  |      |              |
|------------|------|------|---------|-------|------|--------------|
| Остаток на |      |      |15 650,00| 35,00 | 25,0 |              |
|   начало   |      |      |         |       |      |              |
|    дня     |      |      |         |       |      |              |
|01.01.2002г.|      |      |         |       |      |              |
|------------|------|------|---------|-------|------|--------------|
| Прибыль    | 10.01|  52  | 1 000,00|   -   |   -  | Кладовая     |
|            |      |      |         |       |      |              |
|            | 11.01|  89  |     -   | 50,00 |   -  | Закуплено    |
|            |      |      |         |       |      |              |
| Всего      |      |      | 1 000,00| 50,00 |   -  |              |
| прибыли    |      |      |         |       |      |              |
|            |      |      |         |       |      |              |
| Итого с    |      |      |16 650,00| 85,00 | 25,00|              |
| остатком   |      |      |         |       |      |              |
|------------|------|------|---------|-------|------|--------------|
| Расход     |01.01-|  акт |  1 050  |       |      | Своим        |
|            |15.01 |      |         |       |      | работникам   |
|------------|------|------|---------|-------|------|--------------|
|            | 09.01|  акт |  2 560  |       |      | Банкет       |
|            |      |      |         |       |      |              |
|            |01.01-|  акт |  2 100  |       |      | Реализовано  |
|            |15.01 |      |         |       |      | на дом       |
|            |      |      |         |       |      |              |
|            |01.01-|  акт |  10 320 |       |      | Передано в   |
|            |15.01 |      |         |       |      | бар для      |
|            |      |      |         |       |      | реализации   |
|            |      |      |         |       |      |              |
|            |01.01-|  акт |         | 20,00 |      | Использовано |
|            |15.01 |      |         |       |      | для          |
|            |      |      |         |       |      | приготовления|
|            |      |      |         |       |      |              |
| Всего      |      |      |  16 030 | 20,00 |   -  |              |
| расхода    |      |      |         |       |      |              |
|------------|------|------|---------|-------|------|--------------|
| Остаток по |      |      |   620   | 65,00 | 25,00|              |
| учетным    |      |      |         |       |      |              |
| ценам      |      |      |         |       |      |              |
|------------|------|------|---------|-------|------|--------------|
| Фактический|      |      |   620   | 65,00 | 24,00|              |
| остаток    |      |      |         |       |      |              |
|------------|------|------|---------|-------|------|--------------|
| Излишки    |      |      |    -    |   -   |   -  |              |
|------------|------|------|---------|-------|------|--------------|
| Недостача  |      |      |    -    |   -   | 1,00 |              |
|------------|------|------|---------|-------|------|--------------|

    Приложение ___ количество прописью ____  документов.

    Завпроизводством (бригадир) ____ подпись ____

    Члены бригады ____ подписи _____

    Отчет проверил бухгалтер _____ подпись _____

    Решение директора
        ____ удержать недостачу по таре с Петренко О. подпись ____

    К отчету прилагаются соответствующие подтверждающие документы.
Отчет составляется в двух экземплярах, один из которых  передается
в    бухгалтерию    и    служит    основанием    для      списания
товарно-материальных    ценностей    с    подотчета    материально
ответственного лица, второй - остается у него. В отчете отражаются
все данные о движении товара и блюд в денежном выражении.

    Пример

    Остаток товара в местах хранения - 2500 грн.
    Остаток торговой наценки, относящейся к остатку товара, -  800
    грн.
    Учет товара ведется по ценам продажи.
    Бухгалтерский учет торговли покупными товарами,  приготовление
блюд и их реализация отражаются следующим образом:

|---|-------------------------|---------------|-------|------------|
| № |   Содержание операции   | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый  |
|п/п|                         |     учет      |  грн. |   учет     |
|   |                         |-------|-------|       |-----|------|
|   |                         |  Д-т  |  К-т  |       |  ВД |  ВР  |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 1 | Оприходован закупленный |  281  |  631  |    500| 500 |   -  |
|   | товар на склад и в      |641/ндс|  631  |    100|     |      |
|   | кладовую                |       |       |       |     |      |
|   |                         |       |       |       |     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 2 | Отражена сумма наценки  |  281  |  285  |    400|  -  |   -  |
|   | на оприходованный товар |       |       |       |     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 3 | Выдан на кухню из       |  808  |  281  |  1 000|  -  |   -  |
|   | кладовой товар для      | 23/кух|  808  |  1 000|     |      |
|   | приготовления блюд      |       |       |       |     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 4 | Выдан из кладовой товар |  808  |  281  |    400|  -  |   -  |
|   | для выпечки тортов в    | 23/кух|  808  |    400|     |      |
|   | кондитерский цех        |       |       |       |     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 5 | Выдан из склада         |282/бар|  281  |    500|  -  |   -  |
|   | закупленный товар для   |       |       |       |     |      |
|   | реализации в баре       |       |       |       |     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 6 | Переданы из кондитерской|282/бар|23/конд|    300|  -  |   -  |
|   | торты для реализации    |       |       |       |     |      |
|   | через бар {1}           |       |       |       |     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 7 | Отражен доход (выручка  |301/бар|  702  |    600|     |  500 |
|   | бара) за реализованный  |  702  |641/ндс|    100|     |      |
|   | товар согласно отчету   |       |       |       |     |      |
|   | РРО                     |       |       |       |     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 8 | Отражен доход (выручка  |301/кух|  702  |    300|     |  250 |
|   | кухни) за реализованные |  702  |641/пдв|     50|     |      |
|   | блюда согласно отчету   |       |       |       |     |      |
|   | РРО                     |       |       |       |     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 9 | Оприходована выручка    | 301/  |301/бар|    595|  -  |   -  |
|   | бара в кассу предприятия| касса |       |       |     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 10| Начислена зарплата      | 81,82 |65,661 |    100|  -  |  100 |
|   | производственному       |   93  | 81,82 |    100|     |      |
|   | персоналу, включая      |       |       |       |     |      |
|   | начисления на соцстрах  |       |       |       |     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 11| Отражена сумма торговой |  285  |282/бар|    210|  -  |   -  |
|   | наценки, которая        |       |       |       |     |      |
|   | относится к             |       |       |       |     |      |
|   | реализованному товару   |  285  | 23/кух|    105|     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 12| Отражена себестоимость  |  902  |282/бар|    390|  -  |   -  |
|   | реализованного товара   |       |       |       |     |      |
|   | бара                    |       |       |       |     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 13| Отражена себестоимость  |  902  |283/кух|    195|  -  |   -  |
|   | реализованных блюд на   |       |       |       |     |      |
|   | кухне                   |       |       |       |     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 16| Отражен финансовый      |  702  |  791  |    750|  -  |  585 |
|   | результат основной      |  791  |  902  |    585|     |  {2} |
|   | деятельности            |  791  |   93  |    100|     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|

    На конец периода остатки будут следующими:

    товар в местах хранения  1500 грн. торговая наценка на остаток
                                       товаров            885 грн.
    товар в местах продажи    200 грн.  деньги в РРО бара   5 грн.
    товар на кухне            700 грн.  деньги в РРО кухни
                                                          300 грн.
    товар в кондитерском цехе 100 грн.  деньги в кассе предприятия
                                                          595 грн.

    Для отражения в бухучете остатка разменной монеты и выручки  в
кассе регистратора  расчетных  операций  на  начало  (конец)  дня,
которые  иногда  могут  существенно  влиять  на  размер  месячного
товарооборота, можно вести отдельный субсчет кассы по каждому РРО,
например, 301/бар.  По дебету будет отражаться товарооборот, а  по
кредиту - сдача денег в  кассу  предприятия.  Сальдо  по  субсчету
будет указывать на остаток денег в кассе аппарата.
    Мы  рассмотрели  использование  наиболее    характерных    для
общественного питания бухгалтерских бланков по учету  производства
и  движения  продукции  кухни  и   вспомогательных    цехов.    Их
использование в ходе производственного процесса по приготовлению и
реализации блюд поможет лучше  наладить  контроль  бухгалтерии  за
производственным  процессом  по  приготовлению  блюд,    хранением
товарно-материальных  ценностей,  реализацией  готовых   блюд    и
купленных товаров.

    Перечень  сокращенных  обозначений  нормативных    документов,
    использованных в данной статье

1. Закон о Прибыли -  Закон  Украины  "О  налогообложении  прибыли
   предприятий" от 28.12.94 г.  №  334/94-ВР,  в  редакции  Закона
   Украины  от  22.05.97  г.  №  283/97-ВР,  с   изменениями    и
   дополнениями.
2. Декрет о подоходном налоге - Декрет Кабинета Министров  Украины
   "О  подоходном  налоге  с  граждан" от 26.12.92 г.  № 13-92,  с
    изменениями и дополнениями.
3. ПБУ 9 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета  9  "Запасы",
   утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 20.10.99
   № 246, с изменениями и дополнениями.

{1} Здесь  и  далее  формы бланков согласно приказу Минторга  СССР
    от 20.08.86 г. № 201 приведены  с  некоторыми сокращениями, не
    влияющими на суть хозяйственной операции.  Примеры  заполнения
    форм  представлены  без  заполнения  реквизитов  для  машинной
    обработки.
{2} Инструкцией  о  применении  плана  счетов    такая    проводка
    непосредственно не предусмотрена, но, по  нашему  мнению,  она
    полностью  раскрывает  суть  хозяйственной  операции.  Готовые
    изделия  кухни  или  других  цехов  по  отношению  к    местам
    реализации купленного товара  и  продукции  кухни  или  других
    цехов (если  такая  реализация  отделена  от  кухни)  являются
    товаром.  Это всего лишь  движение  товара  между  материально
    ответственными лицами.
{3} Такой будет сумма валовых расходов предприятия  после  расчета
    остатка товаров на конец периода.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№6/02, стр. 41
[11.02.2002]
Дмитрий Кучерак
Бухгалтер-консультант АФ "ГлавБух-Аудит"
-----------------------------------------------------------------