На семинаре в Киеве работники ГНИ пугали слушателей пунктом 10.6 Закона "О порядке погашения...". Мол, с помощью этого полномочия они заставят нас заплатить налоги за всех наших продавцов-недоимщиков. Реальна ли эта угроза? * * * Давайте посмотрим, что же это за новое оружие появилось у налоговиков. Вот те нормы, на которые они ссылаются: "10.6.1. Если сумма налогового долга не была погашена по окончании процедуры продажи активов плательщика налогов, налоговый орган может определить ответственным за погашение остаточного налогового долга такого плательщика налогов третье лицо, которое в течение одного года до последнего дня предельного срока погашения суммы налогового обязательства такого плательщика налогов приобрело у него активы по ценам ниже обычных либо получило их в собственность на бесплатной основе или в качестве безвозвратной финансовой помощи (кроме благотворительных взносов или пожертвований неприбыльным организациям либо другим получателям благотворительной помощи в соответствии с законодательством). Размер указанной ответственности за погашение остаточного долга плательщика налогов не может превышать суммы, равной обычной цене активов, приобретенных третьим лицом у плательщика налогов, уменьшенной на фактическую цену приобретения таких активов третьим лицом. Решение налогового органа относительно возложения ответственности за погашение остаточного долга плательщика налогов на третье лицо может быть обжаловано в порядке, предусмотренном настоящим Законом для обжалования решений налогового органа о начислении суммы налогового обязательства по косвенным методам". Таким образом, для того чтобы налоговики возложили на вас ответственность за чужие налоговые долги, необходимо наличие следующих условий: 1) вы должны либо приобрести у конкретного налогоплательщика активы, либо получить их безвозмездно; 2) приобретение активов должно состояться по цене ниже обычной; 3) у данного налогоплательщика не позднее одного года с момента приобретения вами активов должны возникнуть просроченные согласованные налоговые обязательства (налоговый долг); 4) ГНИ должна осуществить попытки как взыскать с налогового должника денежные средства, так и продать все его активы в порядке, предусмотренном п. 10.2 Закона "О порядке погашения..."; 5) сумма налогового долга после выполнения п. 4 должна остаться непогашенной. То есть потребовать от вас заплатить разницу между обычной ценой и фактической ценой активов, приобретенных вами у налогоплательщика - хронического налогового должника, ГНИ может только при одновременном соблюдении всех пяти условий. Поэтому вероятность попасть под этот пункт, по нашему мнению, невелика. Во-первых, покупка по цене ниже обычной у предприятия, которое впоследствии не сможет рассчитаться по налогам, - операция не столь уж распространенная. {1} К тому же учтите, что ГНИ нужно еще хорошенько поработать головой, чтобы убедиться в том, что цены, по которым вы приобрели активы у будущего недоимщика, были ниже обычных, и, кроме того, немало попотеть, принимая меры по продаже активов плательщика. Процедура же реализации по ст. 10 Закона затягивается, как правило, на несколько месяцев. А так долго ждать и так много думать в ГНИ не любят. Кстати, совет на будущее: если вы явно чувствуете, что покупаете по цене ниже обычной, а налоговая надежность продавца не вселяет оптимизма, то безопаснее заключить договор исходя из обычной цены, а в качестве компенсации что-нибудь, в свою очередь, продать вашему продавцу по завышенной цене. В этом случае для вас будут актуальными советы, позволяющие обойти минимальные цены на сахар, которые приводились в "Бухгалтере" № 1-2'2002 на с. 64-65. Во-вторых, нужно отметить, что согласно абз. 3 п/п. 10.6.1 решение ГНИ о принуждении вас уплатить остаточный долг за третье лицо может быть обжаловано в порядке, предусмотренном для обжалования решения о доначислении налогов по косвенным методам. В принципе, данный порядок обжалования установлен в п/п. 4.3.5 и 4.3.6 Закона "О порядке погашения...". Подпункт 4.3.5, посвященный юрлицам, отсылает нас к общему порядку (то есть к п. 5.2 Закона). Однако не стоит забывать, что согласно п/п. 19.3.6 Закона до начала 2005 года в случае отказа налогоплательщика согласовать налоговое обязательство по косвенным методам ГНИ должна обращаться в суд (арбитражный суд) с иском к налогоплательщику о признании этого обязательства и доказывать там, что данное начисление было правильным. То есть общий порядок (п. 5.2) в отношении налогового долга, определенного по косвенным методам, до 01.01.2005 г. не работает, уступая место временному и особому (п/п. 19.3.6). Надо полагать, что в случае с возложением ответственности за остаточный долг на третье лицо в течение ближайших почти трех лет - тоже должно действовать правило из п/п. 19.3.6 Закона "О порядке погашения...". Нам почему-то кажется, что решительность налоговиков на семинарах еще вовсе не означает их столь же высокой активности в подаче соответствующих исковых заявлений в хозяйственный суд на конкретных налогоплательщиков. Ведь работники ГНИ отдают себе отчет в том, что иск подать - не на семинаре поговорить: его (иск) ведь нужно будет обосновать (в том числе доказать суду размер обычной цены). Да и не совсем ясно, как отнесется хозяйственный суд к этой новой категории дел и сочтет ли он нормы Хозяйственного процессуального кодекса приспособленными к таким слушаниям. {2} В третьих, согласно п. 10.7 Закона "О порядке погашения..." "порядок реализации настоящей статьи [в том числе и п. 10.в. - С. П.] определяется Кабинетом Министров Украины". Следовательно, если верить Закону, КМУ должен разработать порядок реализации полномочий ГНИ по привлечению налогоплательщиков к ответственности за остаточный налоговый долг третьих лиц. Ну а до утверждения Кабмином соответствующего порядка привлечение к ответственности ввиду отсутствия процедуры будет неправомерным. Кстати, ГНАУ в письме от 24.12.2001 г. № 17655/7/24-1117 ( v7655225-01 ) (см. с. 8) указала, что такое же отсутствие кабминовского порядка препятствует реализации п/п. 7.3.1 "г" Закона "О порядке погашения..." и до утверждения данного документа налоговики могут не обращать внимания на эту норму. Точно так же - до выхода постановления КМУ - можно не обращать внимания на п. 10.6. И это правильно. {1} Кстати, те, кто покупает у "фиктивных" фирм, должны сделать четкий вывод: покупать ниже обычных цен - опасно. Ибо они - потенциальные "третьи лица" в значении п. 10.6 Закона. Так что этим - лучше переплатить... {2} О сомнениях ВХС в отношении админареста - см. с. 17 настоящего выпуска. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №8/02, стр. 38 [01.02.2002] Станислав Погребняк Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------