На семинаре в Киеве работники ГНИ  пугали  слушателей  пунктом
    10.6 Закона "О порядке погашения...".  Мол,  с  помощью  этого
    полномочия они заставят нас заплатить  налоги  за  всех  наших
    продавцов-недоимщиков. Реальна ли эта угроза?

    * * *

    Давайте посмотрим, что же это  за  новое  оружие  появилось  у
налоговиков. Вот те нормы, на которые они ссылаются:

    "10.6.1. Если сумма  налогового  долга  не  была  погашена  по
    окончании  процедуры  продажи  активов  плательщика   налогов,
    налоговый орган может определить  ответственным  за  погашение
    остаточного налогового долга такого плательщика налогов третье
    лицо,  которое  в  течение  одного  года  до  последнего   дня
    предельного срока  погашения  суммы  налогового  обязательства
    такого плательщика налогов приобрело у него  активы  по  ценам
    ниже обычных либо получило их в  собственность  на  бесплатной
    основе или в качестве безвозвратной финансовой  помощи  (кроме
    благотворительных  взносов  или  пожертвований    неприбыльным
    организациям либо другим получателям благотворительной  помощи
    в соответствии с законодательством).
    Размер  указанной  ответственности  за  погашение  остаточного
    долга плательщика налогов не  может  превышать  суммы,  равной
    обычной  цене  активов,  приобретенных   третьим    лицом    у
    плательщика  налогов,  уменьшенной    на   фактическую    цену
    приобретения таких активов третьим лицом.
    Решение    налогового    органа    относительно     возложения
    ответственности за  погашение  остаточного  долга  плательщика
    налогов на  третье  лицо  может  быть  обжаловано  в  порядке,
    предусмотренном  настоящим  Законом  для  обжалования  решений
    налогового органа о начислении суммы налогового  обязательства
    по косвенным методам".

    Таким образом, для того  чтобы  налоговики  возложили  на  вас
ответственность  за  чужие  налоговые  долги,  необходимо  наличие
следующих условий:
    1) вы должны либо приобрести у  конкретного  налогоплательщика
активы, либо получить их безвозмездно;
    2) приобретение  активов  должно  состояться  по  цене    ниже
обычной;
    3) у  данного  налогоплательщика  не  позднее  одного  года  с
момента приобретения вами активов должны  возникнуть  просроченные
согласованные налоговые обязательства (налоговый долг);
    4) ГНИ должна осуществить попытки как  взыскать  с  налогового
должника денежные  средства,  так  и  продать  все  его  активы  в
порядке, предусмотренном п. 10.2 Закона "О порядке погашения...";
    5) сумма  налогового  долга  после  выполнения  п.  4   должна
остаться непогашенной.
    То есть потребовать от вас  заплатить  разницу  между  обычной
ценой  и  фактической  ценой  активов,  приобретенных    вами    у
налогоплательщика - хронического налогового  должника,  ГНИ  может
только при одновременном соблюдении всех пяти условий.
    Поэтому вероятность попасть под этот пункт, по нашему  мнению,
невелика.
    Во-первых, покупка по цене ниже обычной у предприятия, которое
впоследствии не сможет  рассчитаться  по  налогам, -  операция  не
столь уж распространенная. {1}
    К тому же учтите, что  ГНИ  нужно  еще  хорошенько  поработать
головой, чтобы убедиться в том, что цены, по которым вы  приобрели
активы у будущего недоимщика, были ниже обычных,  и,  кроме  того,
немало попотеть, принимая меры  по  продаже  активов  плательщика.
Процедура  же  реализации  по  ст.  10  Закона  затягивается,  как
правило, на несколько месяцев.  А так  долго  ждать  и  так  много
думать в ГНИ не любят.
    Кстати,  совет  на  будущее:  если  вы  явно  чувствуете,  что
покупаете по цене ниже обычной, а налоговая надежность продавца не
вселяет оптимизма,  то  безопаснее  заключить  договор  исходя  из
обычной цены, а в качестве компенсации что-нибудь, в свою очередь,
продать вашему продавцу по завышенной цене.  В этом случае для вас
будут актуальными советы, позволяющие обойти минимальные  цены  на
сахар, которые приводились в "Бухгалтере" № 1-2'2002 на с. 64-65.
    Во-вторых, нужно отметить, что согласно  абз.  3  п/п.  10.6.1
решение ГНИ о принуждении вас уплатить остаточный долг  за  третье
лицо  может  быть  обжаловано  в  порядке,  предусмотренном    для
обжалования решения о доначислении налогов по косвенным методам.
    В принципе, данный порядок обжалования установлен в п/п. 4.3.5
и  4.3.6  Закона  "О  порядке  погашения...".   Подпункт    4.3.5,
посвященный юрлицам, отсылает нас к  общему  порядку  (то  есть  к
п. 5.2 Закона). Однако не стоит забывать, что согласно п/п. 19.3.6
Закона до начала  2005  года  в  случае  отказа  налогоплательщика
согласовать  налоговое  обязательство  по  косвенным  методам  ГНИ
должна  обращаться  в  суд  (арбитражный   суд)    с    иском    к
налогоплательщику о признании  этого  обязательства  и  доказывать
там, что данное начисление было правильным.  То есть общий порядок
(п. 5.2) в отношении налогового долга, определенного по  косвенным
методам, до 01.01.2005 г. не работает, уступая место временному  и
особому (п/п. 19.3.6).
    Надо полагать, что в случае с возложением  ответственности  за
остаточный долг на третье лицо в течение ближайших почти трех лет
- тоже должно действовать правило из п/п. 19.3.6 Закона "О порядке
погашения...".
    Нам  почему-то  кажется,  что  решительность  налоговиков   на
семинарах еще вовсе не означает их столь же высокой  активности  в
подаче соответствующих исковых заявлений в  хозяйственный  суд  на
конкретных налогоплательщиков.  Ведь  работники  ГНИ  отдают  себе
отчет в том, что иск подать - не на семинаре поговорить: его (иск)
ведь нужно будет обосновать (в  том  числе  доказать  суду  размер
обычной цены).  Да и не совсем ясно, как  отнесется  хозяйственный
суд к этой новой категории дел и сочтет ли он нормы Хозяйственного
процессуального кодекса приспособленными к таким слушаниям. {2}
    В третьих, согласно п. 10.7 Закона "О порядке погашения..."

    "порядок реализации настоящей статьи [в том числе и п. 10.в. -
    С. П.] определяется Кабинетом Министров Украины".

    Следовательно, если  верить  Закону,  КМУ  должен  разработать
порядок    реализации    полномочий    ГНИ      по     привлечению
налогоплательщиков к ответственности за остаточный налоговый  долг
третьих лиц. Ну а до утверждения Кабмином соответствующего порядка
привлечение к ответственности  ввиду  отсутствия  процедуры  будет
неправомерным.
    Кстати,  ГНАУ  в  письме  от  24.12.2001 г.  № 17655/7/24-1117
( v7655225-01 )  (см.  с. 8)  указала,  что  такое  же  отсутствие
кабминовского  порядка препятствует  реализации  п/п.  7.3.1   "г"
Закона "О порядке погашения..." и до утверждения данного документа
налоговики могут не обращать внимания на эту норму. Точно так же -
до выхода постановления КМУ - можно не  обращать  внимания  на  п.
10.6. И это правильно.

{1} Кстати, те, кто покупает у "фиктивных"  фирм,  должны  сделать
    четкий вывод: покупать ниже обычных цен - опасно.  Ибо  они  -
    потенциальные "третьи лица" в значении п. 10.6 Закона. Так что
    этим - лучше переплатить...
{2} О сомнениях ВХС в отношении админареста - см. с. 17 настоящего
    выпуска.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№8/02, стр. 38
[01.02.2002]
Станислав Погребняк
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------