Появились фискальные требования ----------------------------------------------------------------- Не поймите неправильно название статьи. Наши читатели точно знают, что практически каждый документ, издаваемый центральными органами исполнительной власти (например, ГНА Украины), фактически представляет собой сплошные фискальные требования, выдвигаемые по отношению к плательщикам налогов. Однако редко, когда именно так документы и называются. Исключение составляют нормативные акты, затрагивающие вопросы использования регистраторов расчетных операций (РРО) - самых фискальных из действующих на сегодняшний день технических устройств. В соответствии с частью первой статьи 13 Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 6 июля 1995 года № 265/95-ВР, с изменениями и дополнениями (далее - Закон об РРО), требования относительно реализации фискальных функций РРО для различных сфер применения устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Постановление Кабинета Министров Украины от 18 февраля 2002 года № 199, утвердившее Требования относительно реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для различных сфер применения, принято во исполнение указанной нормы Закона об РРО. Далее указанные Требования для упрощения мы будем называть фискальными требованиями, так как именно такое сокращение использовал Кабмин в тексте документа. К счастью, практически ничего революционного фискальные требования не привнесли в жизнь РРО-пользователей. Однако и без новшеств не обошлось. Прежде всего остановимся на вопросах, касающихся сферы их применения. Для кого, чего и с когда? Сразу отметим, что фискальные требования коснутся прежде всего производителей РРО, так как они во многом регламентируют технические параметры, которым должны соответствовать РРО. Согласно п. 1 фискальных требований их действие распространяется на РРО, которые применяются для регистрации расчетных операций при продаже товаров (предоставлении услуг) и/или регистрации количества проданных товаров (предоставленных услуг), кроме тех регистраторов, которые применяются для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты. Исключение РРО, применяемых для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты, прямо следует из части второй статьи 13 Закона об РРО, согласно которой требования относительно реализации фискальных функций РРО, применяемых для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты, устанавливаются Государственной налоговой администрацией Украины и Национальным банком Украины. Однако указанное "кроме" - не единственное исключение. Важно обратить внимание на п. 2 постановления от 18 февраля 2002 года № 199, которым установлено, что "требования относительно реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для различных сфер применения не распространяются на регистраторы расчетных операций, разрешенные для применения решением Государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением до вступления в силу этих требований". Кроме этого, следует учитывать и положения п. 3 данного постановления, согласно которому "Постановление вступает в силу с 1 июля 2002 года", а значит, и сами фискальные требования вступают в силу именно с этой даты. Исходя из этого делаем вывод, что независимо от соблюдения или несоблюдения положений фискальных требований все РРО, внесенные в Государственный реестр регистраторов расчетных операций, утвержденный Государственной комиссией по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением до момента вступления в силу фискальных требований (1 июля 2002 года), должны считаться разрешенными для применения в сфере, определенной Законом об РРО. Напомним, что последний Государственный реестр РРО был принят Государственной комиссией по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением 27 июля 2001 года (см. дополнение 1 к протокольному решению Государственной комиссии от 27 июля 2001 г. № 12 ( v0012229-01 ); опубликовано в газете "Собственное Дело", 2001, № 13). Это второе исключение. Требования относительно реализации фискальных функций автоматами по продаже товаров (услуг), другими регистраторами, которые не предусматривают печатания расчетных и отчетных документов, а также дополнительные требования относительно реализации фискальных функций специализированными регистраторами для конкретных сфер применения (в случае необходимости) устанавливаются Государственной комиссией по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением. Это третье исключение. О наличии указанных исключений следует помнить всем лицам, применяющим РРО, и в случае если используемый РРО "подпадает" под какое-либо исключение, то при проведении проверки необходимо будет обосновать возможное его несоответствие фискальным требованиям. Кстати, о проверках. Согласно части третьей статьи 13 Закона об РРО порядок проверки РРО, в том числе РРО, которые применяются для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты, на соответствие требованиям относительно реализации фискальных функций устанавливается Государственной налоговой администрацией Украины. Фискализация Согласно п. 2 статьи 17 Закона об РРО в случае применения при осуществлении расчетных операций непереведенного в фискальный режим работы РРО к субъектам предпринимательской деятельности, которые осуществляют расчетные операции за товары (услуги), по решению соответствующих органов государственной налоговой службы Украины применяются финансовые санкции в размере двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (на сегодняшний день 340 грн). О чем идет речь? Фискализация представляет собой переход от нефискального к фискальному режиму работы РРО. Нефискальным является такой режим работы, в котором РРО не обеспечивает безусловное исполнение им фискальных функций, под которыми, в свою очередь, понимается способность РРО обеспечивать одноразовое занесение, долгосрочное хранение в фискальной памяти, многократное считывание и невозможность изменения итоговой информации об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.), или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты. В нефискальном режиме работы все функции РРО могут поддерживаться, за исключением одной функции - занесения данных в фискальную память, т. е. в такое устройство в составе РРО (а точнее, в составе фискального блока), которое предназначено для одноразового занесения, хранения и многократного считывания итоговой информации об объеме расчетных операций, которую невозможно изменить или уничтожить без повреждения самого устройства. Проще говоря, РРО в нефискальном режиме работы не позволяет фискальным органам контролировать денежные потоки, так как РРО в данном состоянии, по большому счету, не является регистратором расчетных операций. Собственно поэтому п. 3 фискальных требований установлено, что фискализация проводится один раз за весь период эксплуатации РРО. При этом РРО должен обеспечить невозможность дальнейшего выхода из фискального режима работы. Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя и дважды войти в фискальный режим работы (из нефискального). Перечень данных, заносимых в фискальную память РРО во время фискализации, приведен в п. 5 фискальных требований. При этом, как указано в этом же пункте, программное обеспечение РРО должно обеспечивать невозможность первичного занесения соответствующих данных (фискального номера РРО, индивидуального номера плательщика и дат их занесения в фискальную память) без проведения фискализации. В раздел "Фискализация и блокирование работы регистратора" фискальных требований попало действительно новое требование, согласно которому "все документы, которые печатаются регистратором в фискальном режиме работы, должны иметь логотип производителя, указанный в эксплуатационной документации на конкретную модель (модификацию) регистратора, который выводится на печать только после окончания печатания фискальных данных. Логотип производителя печатается в виде графического изображения. Не разрешается печатание логотипа символами, которые применяются для печатания документа". Вот это да. Почему бы еще не заставить вкладывать в РРО голограммы и вынудить производителя установить на аппарат устройство, которое бы эти голограммы наклеивало на расчетные или отчетные документы, печатаемые РРО? Или может в нанесении логотипа были заинтересованы сами производители? Логотип (почти реклама) - бесплатно каждому покупателю, и без налога на рекламу. Удобно. Опять-таки напоминаем, что "голова болеть" в связи с исполнением фискальных требований будет прежде всего у производителей РРО, а на всех нас (как просто покупателей товаров, так и пользователей РРО), эта их головная боль будет перекладываться путем увеличения цены на РРО, который скоро, глядишь, можно будет использовать как мини-типографию. Что касается требований к блокировке, то их знание пользователям РРО никак не помешает. Так, перечень случаев, в которых должны блокироваться все режимы работы РРО (разумеется, кроме тех, которые устраняют причины блокирования), приведен в п. 7 фискальных требований. Внешне блокировка работы РРО чем-то будет похожа на действие тамагочи, так как блокировка должна сопровождаться световой (отображение сообщения на индикаторе) и звуковой сигнализацией и не должна приводить к потере печатаемой информации. Вероятно, до того момента, пока блокировка не снята (кроме причин, связанных с превышением длительности смены), следует руководствоваться положениями статьи 5 Закона об РРО, согласно которой на период выхода из строя РРО и осуществления его ремонта или в случае временного, но не более 72 часов (7 рабочих дней), отключения электроэнергии, проведение расчетных операций осуществляется с использованием книги учета расчетных операций и расчетной книжки или с применением надлежащим образом зарегистрированного резервного РРО. Блокировка выполнения функций РРО снимается после устранения причины ее возникновения, кроме причин, связанных с превышением длительности смены и исчерпанием емкости фискальной памяти. Регистратор должен обеспечивать возможность повторения или завершения начатой до блокировки незаконченной операции. При этом блокировка выполнения функций РРО, которая произошла вследствие превышения максимальной длительности смены, не должна распространяться на исполнение Z-отчета. После формирования Z-отчета и распечатывания фискального отчетного чека блокировка, связанная с превышением длительности смены, должна сниматься. Отчеты РРО Отдельный раздел фискальных требований посвящен описанию требований, предъявляемых к отчетам РРО, а именно к: - Х-отчету, т. е. дневному отчету, проводимому без обнуления информации в оперативной памяти; - Z-отчету, т. е. дневному отчету с обнулением информации в оперативной памяти и занесением ее в фискальную память регистратора. При этом формирование этого отчета должно производиться в следующей последовательности: печатается фискальный отчетный чек и заносится информация в фискальную память, затем обнуляются регистры дневных итогов оперативной памяти и только потом печатается информация, подтверждающая обнуление регистров дневных итогов оперативной памяти и действительность фискального отчетного чека; - отчету о реализованных товарах (предоставленных услугах), который представляет собой отчет по самостоятельно выбранным пользователем кодам товаров (услуг); - периодическому (полному, сокращенному) отчету, который содержит итог данных фискальной информации за любой период, полученный из фискальной памяти этого РРО. В п. 14 фискальных требований установлены общие реквизиты, которые должны содержать чеки всех названных отчетов. К ним относятся: - название и адрес хозяйственной единицы; - индивидуальный номер плательщика, перед которым печатаются большие буквы "ПН". В случае когда субъект предпринимательской деятельности не зарегистрирован в качестве плательщика НДС, вместо индивидуального номера плательщика должен быть напечатан идентификационный код в соответствии с ЕГРПОУ (для юридических лиц) или идентификационный номер в соответствии с ГРФЛ (для физических лиц), а вместо букв "ПН" - буквы "IД"; - фискальный номер регистратора, перед которым печатаются большие буквы "ФН"; - заводской номер регистратора (кстати, именно этот номер должен быть первой записью в фискальной памяти); - логотип производителя. В пп. 15, 16, 17, 18, 19 фискальных требований установлен перечень дополнительных (!) данных, которые должны содержать соответственно чек X-отчета, чек отчета о реализованных товарах (предоставленных услугах), чек Z-отчета, чек периодического полного отчета за определенный период, чек периодического сокращенного отчета за определенный период. Эти требования в рамках данной публикации приводить не будем, так как они достаточно подробно освещены в самих фискальных требованиях. Мы также не рассматриваем положения раздела "Требования к фискальному блоку, фискальной памяти и сохранению информации" фискальных требований, так как в них в основном речь идет о конструктивных особенностях РРО, которые должны учитываться прежде всего производителями РРО. Отметим только, что согласно п. 27 этого раздела операция по возврату средств не должна уменьшать итога расчетных операций. В связи с этим, накопление отрицательных сумм расчетов в РРО не уменьшает общей суммы выручки, которая заносится в фискальную память, а предоставляет возможность просмотреть за период отдельно положительные и отрицательные суммы расчетов. Поэтому в графу 5 второго раздела Книги учета расчетных операций (КУРО) попадает общая сумма денег, полученных за день. Причем сумма средств, выданных при возврате товара, общую сумму не изменяет, а отражается в графе 8 КУРО. И в заключение пожелаем всем читателям удачного РРО-производства, РРО-пользования, РРО-обслуживания и просто удачного РРО. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №18/02, стр. 34 [04.03.2002] Д. Винокуров Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" -----------------------------------------------------------------