Ходят слухи, что в 2002 году не платится сбор на обязательное государственное пенсионное страхование с минимальной зарплаты. В нашем отделении Пенсионного фонда, узнав об этом, очень удивились. Что вы посоветуете: платить или не платить? * * * Действительно, в некоторых СМИ появилась подобная информация. Что же за ней стоит? Для того чтобы разобраться в этом, необходимо несколько углубиться в историю сбора на обязательное государственное пенсионное страхование. Итак, "в начале был Закон" - от 26.06.97 г. № 400/97-ВР "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" (далее - базовый Закон). Он требовал уплаты сбора только с фактических расходов на оплату труда и совокупного налогооблагаемого дохода (прибыли). Затем Законом от 22.10.98 г. № 208-ХIV ( 208-14 ) были введены дополнительные сборы: при купле-продаже валюты, при торговле ювелирными изделиями и при покупке легкового автомобиля. {1} Закон от 15.07.99 г. № 967-XIV ( 967-14 ) установил новые дополнительные сборы: при производстве и импорте табачных изделий, при приобретении недвижимости и при пользовании сотовой связью. Тем же Законом № 967-XIV п. 1 ст. 2 базового Закона был дополнен абзацем следующего содержания: "Для плательщиков сбора, определенных пунктами 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона, имеющих наемных работников, но не осуществляющих расходов на оплату их труда, - сумма денежных средств, определяемая расчетно как произведение определенного законом минимального размера заработной платы на число работников такого плательщика сбора, на которых осуществляется начисление заработной платы". Обратите внимание: в Законе от 22.10.98 г. № 208-XIV сообщалось, что он действует до принятия Верховной Радой решения о полном погашении задолженности по выплате пенсий за счет средств ПФУ. В отношении же Закона от 15.07.99 г. № 967-XIV планировалось, что он утратит силу с 1 января 2001 года. Планы эти не осуществились, ибо Законом "О Государственном бюджете Украины на 2001 год" (ст. 32) {2} действие Законов от 22.10.98 г. № 208-XIV и от 15.07.99 г. № 967-ХIV было продлено до 01.01.2002 г. Так что в 2001 году все дополнительные сборы (в том числе и с минимальной зарплаты) являлись обязательными. Принимая Закон "О Государственном бюджете Украины на 2002 год" ( 2763-14 ), депутаты пошли другим путем: вместо того чтобы просто продлить, как в прошлом году, действие двух дополнительных Законов, они в ст. 49 использовали следующую конструкцию: "Продлить до 1 января 2003 года действие пунктов 5-10 статьи 1, пунктов 4-9 статьи 2, пунктов 6-11 статьи 4 Закона Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" ( 400/97-ВР )". Напомним, что в п. 5 - 10 ст. 1 базового Закона установлено, что плательщиками допсборов являются лица, покупающие валюту (п. 5); торгующие ювелирными изделиями (п. 6); покупающие легковые автомобили (п. 7); производящие и импортирующие табачные изделия (п. 8); покупающие недвижимость (п. 9); пользующиеся услугами сотовой связи (п. 10). Пункты 4-9 ст. 2 и пункты 6-11 ст. 4 устанавливают соответственно объекты обложения и ставки для допсборов, перечисленных в п. 5-10 ст. 1. В результате получается, что депутаты, принимая Закон о Госбюджете-2002, действие абз. 2 п. 1 ст. 2 базового Закона, посвященного сбору с минзарплаты, на 2002 год не продлили. Следовательно, в данном случае мы должны руководствоваться сроками действия этого абзаца, установленными в Законе от 15.07.99 г. № 967-XIV, которые, как мы выяснили, истекли 31 декабря 2001 года. Если говорить о причинах, побудивших депутатов на этот поступок, то, скорее всего, дело здесь в традиционном головотяпстве. Изменив в 2002 году способ, с помощью которого продлевалась обязанность уплачивать дополнительные сборы в ПФУ, депутаты попросту не заметили, что в результате данного нововведения из "обоймы" выпал сбор, уплачиваемый предприятиями, не начисляющими {3} заработную плату. (В сознательность поступка депутатов мы верим значительно меньше.) Судя по всему, не заметили разницы и "пенсионщики". Этим, видимо, и объясняется их искреннее удивление вашему сообщению. Итак, подведем итоги: в настоящий момент у вас имеются все юридические основания не уплачивать сбор с минзарплаты. Что бы там ни написал в своих разъяснениях ПФУ. Истинные причины исчезновения минзарплатного сбора станут известны довольно скоро. Если все действительно упирается в головотяпство, то "незабаром" можно ожидать принятия Закона, который восстановит статус кво. Причем не исключено, что задним числом - с 1 января 2002 года. Если же Верховная Рада от принятия уточняющего Закона воздержится - значит, диверсия против минзарплатного сбора была запланирована сознательно. Впрочем, даже в этом случае особенно радоваться нечему. Не нужно забывать, что согласно ст. 175 УК ( 2001-05 ) {4} безосновательная невыплата зарплаты более чем за месяц, совершенная умышленно руководителем предприятия, преследуется в уголовном порядке. {5} Так что зарплату лучше платить - хоть маленькую, но вовремя. Тогда у вас не будет болеть голова и по поводу сбора в ПФУ с минзарплаты... P. S. Интересная ситуация складывается и со ставкой 1% и 2% с совокупного налогооблагаемого дохода физлица. Напомним, что дифференциация ставок в зависимости от того, превышает ли зарплата 150 грн., была введена Законом от 22.10.98 г. № 208-XIV. Уже отмечалось, что на 2002 год действие данного Закона не продлено. Возникает вопрос: нужно ли в 2002 году по-прежнему применять дифференцированные ставки? На наш взгляд, нужно. Как уже подчеркивалось выше, Закон от 22.10.98 г. № 208-XIV (в отличие от Закона № 967-XIV) будет действовать до принятия Верховной Радой специального решения о полном погашении задолженности по пенсиям. ВР же пока такого специального решения не принимала. Следовательно, все нормы этого Закона, по нашему мнению, продолжают работать на благо наших пенсионеров. Ну а в 2001 году эти нормы работали сразу на основании двух Законов - о Госбюджете-2001 и самого Закона № 2O8-XIV. {1} Были еще промежуточные Указы Президента, но их мы опустим. {2} См. "Бухгалтер" № 1-2'2001, с. 7. {3} Именно не начисляющими, а не просто не выплачивающими (об этом мы писали в "Бухгалтере" № 18'99 на с. 26 - 27 - со ссылкой на письмо ПФУ от 26.08.99 г. № 04/4484). {4} См. "Бухгалтер" № 15'2001, с. 17 - 18. {5} За это преступление установлена ответственность в виде штрафа от 100 до 300 необлагаемых минимумов, или лишения права занимать определенные должности до 5 лет, или исправительных работ до 2 лет, или лишения свободы до 2 лет. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №6/02, стр. 32 [01.02.2002] Станислав Погребняк Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------