Ходят слухи, что в 2002 году не платится сбор на  обязательное
    государственное пенсионное страхование с минимальной зарплаты.
    В нашем отделении Пенсионного  фонда,  узнав  об  этом,  очень
    удивились. Что вы посоветуете: платить или не платить?

    * * *

    Действительно, в некоторых СМИ появилась подобная  информация.
Что же за ней стоит?
    Для  того  чтобы  разобраться  в  этом,  необходимо  несколько
углубиться  в  историю  сбора  на  обязательное    государственное
пенсионное страхование.
    Итак,  "в начале был Закон" -  от  26.06.97 г. № 400/97-ВР  "О
сборе  на  обязательное  государственное  пенсионное  страхование"
(далее  -  базовый  Закон).   Он  требовал  уплаты  сбора   только
с  фактических   расходов    на   оплату   труда   и   совокупного
налогооблагаемого дохода (прибыли).
    Затем Законом от 22.10.98 г. № 208-ХIV ( 208-14 ) были введены
дополнительные  сборы:  при  купле-продаже  валюты,  при  торговле
ювелирными изделиями и при покупке легкового автомобиля. {1}
    Закон  от  15.07.99 г. № 967-XIV  ( 967-14 )  установил  новые
дополнительные сборы: при производстве и импорте табачных изделий,
при приобретении недвижимости и при пользовании сотовой связью.
    Тем  же  Законом  № 967-XIV  п. 1 ст. 2  базового  Закона  был
дополнен абзацем следующего содержания:

    "Для плательщиков сбора,  определенных пунктами 1  и  2 статьи
    1  настоящего  Закона,  имеющих   наемных  работников,  но  не
    осуществляющих расходов на оплату их труда,  -  сумма денежных
    средств, определяемая расчетно как произведение  определенного
    законом  минимального  размера  заработной  платы   на   число
    работников такого плательщика сбора, на которых осуществляется
    начисление заработной платы".

    Обратите   внимание:  в  Законе  от  22.10.98  г.   №  208-XIV
сообщалось, что он действует до принятия Верховной Радой решения о
полном погашении задолженности по выплате пенсий за  счет  средств
ПФУ. В отношении же Закона от 15.07.99 г. № 967-XIV планировалось,
что он утратит силу с 1 января 2001 года.
    Планы эти не осуществились,  ибо  Законом  "О  Государственном
бюджете  Украины  на  2001  год"  (ст. 32)  {2}  действие  Законов
от 22.10.98 г. № 208-XIV и от 15.07.99 г. № 967-ХIV  было продлено
до 01.01.2002 г.  Так что в 2001 году все дополнительные  сборы (в
том числе и с минимальной зарплаты) являлись обязательными.
    Принимая Закон "О Государственном бюджете Украины на 2002 год" ( 2763-14 ), депутаты  пошли другим путем:  вместо того чтобы
просто продлить,  как в прошлом году, действие двух дополнительных
Законов, они в ст. 49 использовали следующую конструкцию:

    "Продлить до 1 января 2003 года действие пунктов  5-10  статьи
    1,  пунктов  4-9  статьи  2,  пунктов  6-11  статьи  4  Закона
    Украины  "О сборе  на  обязательное государственное пенсионное
    страхование" ( 400/97-ВР )".

    Напомним, что в п. 5 - 10 ст. 1 базового  Закона  установлено,
что  плательщиками  допсборов  являются  лица,  покупающие  валюту
(п. 5); торгующие ювелирными изделиями (п. 6); покупающие легковые
автомобили (п. 7); производящие и импортирующие  табачные  изделия
(п. 8);  покупающие  недвижимость  (п. 9);  пользующиеся  услугами
сотовой связи (п. 10).
    Пункты  4-9   ст.  2   и   пункты  6-11  ст.  4  устанавливают
соответственно  объекты   обложения   и  ставки   для   допсборов,
перечисленных в п. 5-10 ст. 1.
    В  результате  получается,  что  депутаты,  принимая  Закон  о
Госбюджете-2002,  действие  абз. 2  п. 1  ст. 2  базового  Закона,
посвященного  сбору  с  минзарплаты,  на  2002  год  не  продлили.
Следовательно, в данном случае мы должны руководствоваться сроками
действия этого абзаца,  установленными  в  Законе  от  15.07.99 г.
№ 967-XIV, которые, как мы выяснили, истекли 31 декабря 2001 года.
    Если  говорить  о  причинах,  побудивших  депутатов  на   этот
поступок,  то,  скорее   всего,   дело    здесь   в   традиционном
головотяпстве.  Изменив в 2002 году  способ,  с  помощью  которого
продлевалась обязанность уплачивать дополнительные  сборы  в  ПФУ,
депутаты  попросту  не  заметили,   что   в   результате   данного
нововведения из "обоймы" выпал сбор,  уплачиваемый  предприятиями,
не начисляющими {3} заработную плату. (В  сознательность  поступка
депутатов мы верим значительно меньше.) Судя по всему, не заметили
разницы и "пенсионщики".  Этим, видимо, и объясняется их искреннее
удивление вашему сообщению.
    Итак, подведем итоги: в настоящий момент  у  вас  имеются  все
юридические основания не уплачивать сбор с минзарплаты. Что бы там
ни написал в своих разъяснениях ПФУ.
    Истинные  причины  исчезновения  минзарплатного  сбора  станут
известны  довольно  скоро.  Если  все  действительно  упирается  в
головотяпство,  то  "незабаром"  можно  ожидать  принятия  Закона,
который восстановит статус кво.  Причем не исключено,  что  задним
числом  -  с  1  января  2002  года.  Если  же  Верховная  Рада от
принятия уточняющего Закона воздержится - значит,  диверсия против
минзарплатного сбора была запланирована сознательно.
    Впрочем,  даже  в  этом  случае  особенно  радоваться  нечему.
Не  нужно  забывать,  что  согласно  ст. 175 УК  ( 2001-05 ) {4}
безосновательная   невыплата   зарплаты   более  чем   за   месяц,
совершенная  умышленно  руководителем предприятия,  преследуется в
уголовном порядке. {5} Так  что  зарплату  лучше  платить  -  хоть
маленькую, но вовремя. Тогда  у  вас  не  будет болеть голова и по
поводу сбора в ПФУ с минзарплаты...

    P. S.  Интересная ситуация складывается  и  со ставкой 1% и 2%
с  совокупного  налогооблагаемого дохода  физлица.  Напомним,  что
дифференциация ставок в зависимости от того, превышает ли зарплата
150 грн., была введена Законом от 22.10.98 г. № 208-XIV.
    Уже отмечалось, что на 2002 год  действие  данного  Закона  не
продлено.  Возникает вопрос: нужно  ли  в  2002  году  по-прежнему
применять дифференцированные ставки?
    На  наш  взгляд,  нужно.  Как уже  подчеркивалось выше,  Закон
от 22.10.98 г. № 208-XIV  (в отличие  от  Закона № 967-XIV)  будет
действовать до принятия Верховной  Радой  специального  решения  о
полном погашении задолженности  по  пенсиям.  ВР  же  пока  такого
специального решения не принимала.  Следовательно, все нормы этого
Закона, по нашему  мнению,  продолжают  работать  на  благо  наших
пенсионеров.  Ну а  в  2001  году  эти  нормы  работали  сразу  на
основании  двух  Законов  -  о  Госбюджете-2001  и  самого  Закона
№ 2O8-XIV.

{1} Были еще промежуточные Указы Президента, но их мы опустим.
{2} См. "Бухгалтер" № 1-2'2001, с. 7.
{3} Именно не начисляющими, а не просто не выплачивающими (об этом
    мы писали в "Бухгалтере" № 18'99 на с. 26 - 27 - со ссылкой на
    письмо ПФУ от 26.08.99 г. № 04/4484).
{4} См. "Бухгалтер" № 15'2001, с. 17 - 18.
{5} За это преступление установлена ответственность в виде  штрафа
    от 100  до  300  необлагаемых  минимумов,  или  лишения  права
    занимать определенные должности до 5 лет,  или  исправительных
    работ до 2 лет, или лишения свободы до 2 лет.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№6/02, стр. 32
[01.02.2002]
Станислав Погребняк
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------