ДОГОВОРЫ БАРТЕРА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ ИЗ ОТВЕТОВ НА ЗАПРОСЫ КЛИЕНТОВ ПРОФКОНСАЛТИНГА ВОПРОС: Можно ли относить к бартерным операциям расчеты векселями? ОТВЕТ: Позиция ГНАУ по этому вопросу выражена в письме от 19.08.98 г. №9791/10/16-1217 ( v9791225-98 ), а так же в письме 07.09.98г. №10371/10/16-1220-4 ( va371225-98 ). В случае, если операция оформлена простым векселем, передаваемым путем индоссамента (наличие передаточной надписи на векселе), или оформлена переводным векселем, то в этом случае денежные средства на банковский счет продавца от непосредственного покупателя не поступают, а обязательства по уплате за отгруженные товары (работы, услуги) возникают у третьего лица. Следовательно, такая операция купли-продажи становится бартерной. Далее уточняется, что это происходит при оплате векселедателем своего векселя не в денежной, а в товарной форме. Несколько иной позиции придерживается Минюст в своем письме от 15.10.98 г. № 13-35-1308 ( v1308323-98 ). Здесь указывается, что вексель в любом случае является ценной бумагой, подтверждающей наличие определенного денежного обязательства (ст.21 Закона Украины от 18.06.91 г. № 1201-Х11 "О ценных бумагах и фондовой бирже" ( 1201-12 ), с последующими изменениями и дополнениями). Это исключает проведение товарного обмена. Таким образом операции с векселями не имеют признаков бартерных операций. Любопытно, что ранее и сама ГНАУ придерживалась такой же позиции в своем письме от 22.12.97 г. № 15-0116/11-10501 ( vA501225-97 ). ВОПРОС: Являются ли взаимозачеты бартером и как их проводить ? ОТВЕТ: Самое общее определение бартера можно найти в п.1.19 ст.1 Закона Украины от 28.12.94 г. № 33494-ВР "О налогообложении прибыли предприятий"( 334/94-ВР ). Здесь бартер (с целью налогообложения) определен так - хозяйственная операция, которая предусматривает проведение расчетов за товары (работы, услуги ) в любой форме кроме денежной, включая все виды зачета и погашения взаимной задолженности, в результате которых не предусмотрено зачисление денежных средств на счета продавца для компенсации стоимости таких товаров (работ, услуг ). Как можно заметить бартер дает возможность исключить из схемы расчетов использование расчетного счета и позволяет обойтись без привлечения оборотных средств. В налоговом законодательстве взаимозачеты рассматриваются как разновидность бартера. Согласно же ст.217 Гражданского кодекса Украины ( 1540-06 ) (далее - ГК) зачет встречного однородного требования является способом прекращения взаимных обязательств (договоров). Причем для этого нет необходимости составлять отдельный договор или получать согласие другой стороны, т.к. для зачета достаточно заявления одной стороны (письменное уведомление контрагента - односторонняя сделка). Впрочем, на практике это чаще всего оформляется двусторонним актом сверки. Однако, подобные зачеты на основании ст.217 ГК ( 1540-06 ) возможны только для однородных взаимных требований (встречные денежные обязательства, обязательства произвести встречные поставки товаров, оказание услуг одного рода). Если же речь идет о обязательствах по встречным поставкам товаров и оказании услуг разного рода либо о взаимопогашении денежного и товарного обязательства, то здесь правила ст.217 ГК ( 1540-06 ) применяться не могут. В этом случае следует применять ст. 220 ГК ( 1540-06 ) - прекращение обязательства (договора) соглашением сторон (на основании отдельного договора, протокола, акта и т.п.). Подобное именуется сложением долга. Закон не требует в данном случае обязательной письменной формы, однако при возникновении судебного спора отсутствие письменных доказательств может стать основанием для отказа в иске. В результате взаимозачетов неравных сумм задолженности часть большего долга остается непогашенной. Из вышеприведенного (для целей налогообложения) определения бартера видно, что его предметом является обмен не только товарами, а и различные комбинации обмена товаров, работ и услуг (их результатов) и даже обязательствами третьих лиц (векселя) . Это опровергает распространенное мнение, что бартер по своей сути - аналог мены. В соответствии со ст.241 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК ) ( 1540-06 ) по договору мены возможен обмен только одного имущества на другое. Таким образом, понятие бартера шире понятия мены (ст.242 ГК) ( 1540-06 ), а значит и соответствующие нормы ГК могут применяться к бартеру только, если его предметом является имущество (товары, продукция ). Для внешнеэкономической деятельности определение бартера дается в ст.1 Закона Украины от 23.12.98 г. №351-ХIV "О регулировании товарообменных (бартерных ) операций в сфере внешнеэкономической деятельности" ( 351-14 ). В принципе оно совпадает с определением бартера приведенным выше, т.е. здесь тоже речь идет об обмене не только товарами, а и работами, услугами. На практике иногда возникают проблемы с определением отдельных хозяйственных операций, как бартерных. ВОПРОС: Как устанавливать цены при бартере ? ОТВЕТ: Согласно п.4.2. ст.4 Закона Украины от 3.04.97 г. № 16897- ВР "О налоге на добавленую стоимость" ( 16897- ВР ) (далее - Закон об НДС) - база налогообложения определяется исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен. Так же и в п.7.1.1. ст.7 Закона Украины от 28.12. 94 г. № 334/94-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" ( 334/94-ВР ) (с последующими изменениями и дополнениями, далее - Закон о прибыли) предусмотрено, что доходы и затраты по бартеру при налогообложении определяются по договорным ценам, но не ниже обычных. Вышеизложенное не следует понимать, как ограничение договорных цен при бартере. Стороны вправе самостоятельно устанавливать эти цены в своем договоре. Однако, НДС и налог на прибыль придется исчислять исходя из т.н. "обычных цен". Само общее определение обычных цен дается в п.1.20 ст.1 Закона о прибыли. Однако, для практического применения более подходит определение обычной цены в Указе Президента Украины от 23.07.98 г. № 81798 " О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности " ( 817/98 ). Здесь указано, что эти цены устанавливаются на основании статистической оценки уровня цен реализации таких товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке Украины, которая осуществляется уполномоченным органом в установленном им порядке. На практике эту функцию может выполнить либо управление торговли местного органа власти, либо местные органы Госстата. Для внешнеэкономического бартера при оценке товаров следует применять п.1 ст.1 Закона " О регулировании товарообменных (бартерных) операций в сфере внешнеэкономической деятельности " ( 351-14 ). Здесь каких-либо специальных ограничений нет (есть только ссылка на применение индикативных цен в установленных случаях ). Имеется общее указание учитывать "спрос и предложение". Дискуссионным является и такой вопрос. Надо ли вообще определять денежную оценку обмениваемых товаров (работ, услуг) ? О том, как это выглядит с точки зрения налогового законодательства - см. выше (обязательное применение обычных цен). Если же исходить из положений ст.242 ГК ( 1540-06 ), то цена (сумма сделки) является существенным условием для договора бартера, т.к. она обязательна для купли-продажи правила которой в свою очередь обязательны для применения и в данном случае. Многие авторы обосновывают эту точку зрения тем, что встречные поставки (обмен) при бартере носят эквивалентный характер. Однако, при этом отмечается, что сама эта эквивалентность (равенство передаваемой стоимости) может выражаться как в совпадении денежной оценки, так и количества передаваемого товара. В целом этот вопрос пока не имеет однозначного разрешения в нормах гражданского и хозяйственного права, в отличие от норм налогового права. 28.02.2002 р. Сергей Казимиров Генеральный директор Правовового центра "Профконсалтинг" г. Киев, ул. Артема, 1/5, офис 400 Тел./факс: (044) 212-05-97,212-08-55