Ремонт и улучшение основных средств

------------------------------------------------------------------

    Необходимо напомнить, что  в  соответствии  с  нормами  ПБУ  7
( z0288-00 ) одним из  главных  критериев  для  признания  объекта
основных  средств  активом  является   вероятность    того,    что
предприятие  в  будущем  получит   экономические  выгоды   от  его
использования.  Экономические  выгоды  от  использования  объектов
основных  средств  могут  быть  определены  исходя  из  срока   их
эксплуатации и суммы  ожидаемого возмещения их стоимости в течение
этого периода.
    Срок полезного использования (эксплуатации)  -  это  ожидаемый
период  времени,  в  течение  которого  необоротные  активы  будут
использоваться   предприятием  или  с  их   использованием   будет
изготовлен  (выполнен)  ожидаемый  предприятием  объем   продукции
(работ, услуг).  Сумма  ожидаемого  возмещения  -  сумма,  которую
предприятие ожидает к возмещению стоимости необоротного актива  во
время  его  будущего  использования,  включая  его  ликвидационную
стоимость.
    В процессе эксплуатации оборудование изнашивается, уменьшается
эффективность  от  его  использования,  и  предприятие   вынуждено
постоянно  вкладывать  денежные  средства  на  восстановление  его
работоспособности или на его улучшение с целью увеличения  будущих
экономических выгод.
    Необходимо отметить,  что в бухгалтерском учете согласно п. 14
ПБУ 7 под улучшением основных  средств  подразумеваются  следующие
виды работ:
    - модернизация;
    - модификация;
    - достройка;
    - дооборудование;
    - реконструкция и т. п.
    Предполагается,   что  после  осуществления   указанных  работ
увеличатся экономические выгоды от использования объекта  основных
средств.  Расходы, связанные с улучшением  объекта,  относятся  на
увеличение его первоначальной стоимости.
    Расходы, осуществляемые  для  поддержания  объекта  в  рабочем
состоянии и получения  первоначально  определенной  суммы  будущих
экономических выгод  от  его использования,  включаются  в  состав
расходов согласно п. 15 ПБУ 7.  В  практической  деятельности  под
такими расходами  подразумеваются  расходы  на  текущий  ремонт  и
техническое обслуживание объекта.
    В налоговом учете, в отличие от бухгалтерского,  разграничения
между текущим ремонтом и улучшением основных средств не проведены.
Согласно  п. 8.7  ст. 8 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР )  и  текущий
ремонт,  и  капитальный,  а  также  реконструкция,   модернизация,
техническое перевооружение и  пр.  подразумеваются  как  улучшение
основных фондов.
    В соответствии с пп.  5.3.2  п.  5.3  ст.  5  Закона о Прибыли
расходы    на    приобретение,    строительство,    реконструкцию,
модернизацию,  ремонт  и  прочие  улучшения    основных    фондов,
подлежащих амортизации, не включаются в состав  валовых  расходов.
Вместе с тем налогоплательщики имеют  право  в  течение  отчетного
года  отнести  к  валовым  расходам  любые  расходы,  связанные  с
улучшением основных фондов,  в сумме, не превышающей 5% совокупной
балансовой  стоимости  основных  фондов  на  начало отчетного года
(пп. 8.7.1 п. 8.7 ст. 8 Закона о Прибыли).
    Расходы, превышающие указанную сумму,  относятся на увеличение
балансовой  стоимости отдельного  объекта  группы  1  или  групп 2
и  3  и  подлежат  амортизации   по   нормам,  предусмотренным для
соответствующих основных фондов.
    Необходимо   обратить    внимание,    что    при    выполнении
строительно-монтажных работ для определения расходов,  относящихся
к капитальным, можно рекомендовать воспользоваться  Инструкцией  о
порядке  составления  статистической  отчетности  по  капитальному
строительству,  утвержденной  приказом  Министерства    статистики
Украины  от  28.03.96 г. № 93  ( z0231-96 ).  В частности согласно
п.  4.1  указанной  Инструкции   капитальные   вложения  по  своей
технологической структуре состоят  из  стоимости  следующих  видов
работ и расходов:
    - всех видов строительных работ;
    - работ по монтажу оборудования, а именно:
    - оборудования, предусмотренного в смете на строительство;
    - инструмента  и  инвентаря,  которые  входят  в   смету    на
строительство;
    - машин  и  оборудования,  которые  не  входят  в  смету    на
строительство;
    - других капитальных работ и расходов.
    Кроме того, в связи с многочисленными запросами организаций об
определении понятий текущего и  капитального  ремонтов  и  перечня
основных  ремонтно-строительных  работ,  относящихся  к  указанным
видам ремонта, Государственный комитет строительства,  архитектуры
и  жилищной  политики  Украины  в  письме  от 13.01.98 г. № 7/11
( v7_11241-98 )  разъяснил,   что  текущий  ремонт  здания  -  это
комплекс  ремонтно-строительных  работ  с  целью  обновления   его
конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержание
эксплуатационных  качеств, не  связанных  с  изменением   основных
технико-экономических показателей.
    Капитальный ремонт здания - это комплекс ремонтно-строительных
работ, связанных с  обновлением  или  улучшением  эксплуатационных
показателей, с заменой или  обновлением  несущих  или  ограждающих
конструкций и инженерного оборудования без изменения  строительных
габаритов объекта и его технико-экономических показателей.
    Что  касается  отнесения  работ  к  текущему   ремонту    либо
капитальному,  то  многие  предприятия  руководствуются  перечнями
таких  работ,  разработанными   инженерно-техническими    службами
вышестоящих организаций, или министерств и ведомств, утвержденными
в  установленном  порядке.  Если  предприятие  не   имеет    таких
документов, то оно должно относить расходы на текущий ремонт  либо
капитальный  с  учетом  получения  будущих   экономических  выгод,
т. е.  их  увеличения  или  восстановления до уровня первоначально
ожидаемых.

    Пример 1

    В  кафе  "Огонек"  на  01.01.2002  г.  совокупная   балансовая
стоимость основных фондов составляет 155000 грн.
    5% совокупной балансовой стоимости равно:

    155000 х 5 : 100 = 7750 грн.

    В феврале 2002  г.  были  осуществлены  следующие  расходы  на
ремонт холодильного оборудования:

|-------------------------------------------|--------------------|
|          Наименование операции            |    Сумма, грн.     |
|                                           |----------|---------|
|                                           |  без НДС |   НДС   |
|-------------------------------------------|----------|---------|
| Приобретен холодильный агрегат            |    650   |   130   |
|-------------------------------------------|----------|---------|
| Приобретена дверь к холодильнику          |    850   |   170   |
|-------------------------------------------|----------|---------|
| Оплачены услуги фирмы по ремонту          |    250   |    50   |
| холодильников                             |          |         |
|-------------------------------------------|----------|---------|
| Отнесена стоимость ремонта к валовым      |  1 750   |    -    |
| расходам (в пределах 5% балансовой        |          |         |
| стоимости)                                |          |         |
|-------------------------------------------|----------|---------|

    Расходы,  представленные  в  таблице,  относятся  к   текущему
ремонту холодильника, т. к. замена износившихся узлов и  агрегатов
не  приводит  к  увеличению  экономического   эффекта    от    его
использования,  а  только  восстанавливает   его    первоначальную
работоспособность.
    Операции  осуществления  текущего  ремонта   холодильника    в
бухгалтерском и налоговом учете отразятся следующим образом:

|---|-------------------------|---------------|-------|----------|
| № |   Содержание операции   | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый|
|п/п|                         |     учет      |  грн. |   учет   |
|   |                         |-------|-------|       |-----|----|
|   |                         |  Д-т  |  К-т  |       |  ВД | ВР |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----|
| 1 | Перечислены денежные    |  631  |  311  |    780|  -  | 650|
|   | средства поставщикам за |641/ндс|  644  |    130|     | {1}|
|   | холодильный агрегат     |       |       |       |     |    |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----|
| 2 | Перечислены денежные    |  631  |  311  |   1020|  -  | 850|
|   | средства поставщикам за |641/ндс|  644  |    170|     | {1}|
|   | дверь к холодильнику    |       |       |       |     |    |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----|
| 3 | Получены холодильный    |  207  |  631  |  1 500|  -  |  - |
|   | агрегат и дверь к       |  644  |  631  |    300|     |    |
|   | холодильнику            |       |       |       |     |    |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----|
| 4 | Списаны холодильный     |  806  |  207  |  1 500|  -  |  - |
|   | агрегат и дверь к       |   93  |  806  |  1 500|     |    |
|   | холодильнику            |       |       |       |     |    |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----|
| 5 | Перечислены денежные    |  631  |  311  |    300|  -  | 250|
|   | средства фирме за ремонт|641/ндс|  644  |     50|     | {1}|
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----|

    Пример 2

    Кафе "Огонек" в марте-апреле 2002 г.  реконструировало  здание
(пристроило к основному зданию открытую летнюю веранду)  подрядным
способом.  Совокупная балансовая стоимость основных фондов кафе на
01.01.2002 г.  составляла  77900  грн.  5%  совокупной  балансовой
стоимости равно 3895 грн.
    В период реконструкции были осуществлены следующие расходы:

|-------------------------------------------|--------------------|
|          Наименование операции            |    Сумма, грн.     |
|                                           |----------|---------|
|                                           |  без НДС |   НДС   |
|-------------------------------------------|----------|---------|
| Реконструировано здание кафе (пристроена  |   5 700  |  1 140  |
| веранда)                                  |          |         |
|-------------------------------------------|----------|---------|
| Приобретено дополнительно оборудование    |          |         |
| для веранды (охлаждающие автоматы,        |  18 250  |  3 650  |
| автоматы для мороженного и пр.)           |          |         |
|-------------------------------------------|----------|---------|
| Отнесена стоимость реконструкции и        |          |         |
| дополнительного оборудования в налоговом  |          |         |
| учете:                                    |          |         |
| - на валовые расходы;                     |  2 3895  |    -    |
| - на балансовую стоимость здания кафе     |   1 805  |    -    |
|   (объекта группы 1);                     |          |         |
| - на балансовую стоимость группы          |  18 250  |    -    |
|-------------------------------------------|----------|---------|

    Представленные  в  таблице расходы,  связанные  с  пристройкой
веранды к зданию,  относятся к реконструкции,  т. к.  пристроенная
веранда обеспечит собственнику кафе дополнительную прибыль,  т. е.
увеличит будущие экономические выгоды.
    Операции реконструкции  здания  кафе  (пристройки  веранды)  и
приобретения  дополнительного  оборудования  в  бухгалтерском    и
налоговом учете отразятся следующим образом:

|---|-------------------------|---------------|-------|----------|
| № |   Содержание операции   | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый|
|п/п|                         |     учет      |  грн. |   учет   |
|   |                         |-------|-------|       |-----|----|
|   |                         |  Д-т  |  К-т  |       |  ВД | ВР |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----|
| 1 | Перечислен аванс        |  371  |  311  |   3600|  -  |3000|
|   | генподрядчику           |641/ндс|  644  |    600|     | {2}|
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----|
| 2 | Реконструированное      |  151  |  631  |  5 700|  -  | 895|
|   | здание передано в       |  641  |  631  |    540|     | {2}|
|   | эксплуатацию согласно   |  644  |  631  |    600|     |    |
|   | акту приемки-сдачи      |       |       |       |     |    |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----|
| 3 | Произведены             |  631  |  371  |  3 600|  -  |  - |
|   | взаиморасчеты с         |  631  |  311  |  3 240|     |    |
|   | генподрядчиком          |       |       |       |     |    |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----|
| 4 | Увеличена первоначальная|  103  |  151  |  5 700|  -  |  - |
|   | стоимость здания кафе   |       |       |       |     |    |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----|
| 5 | Перечислены денежные    |631/прч|  311  | 21 900|  -  |  - |
|   | средства за             |641/ндс|  644  |  3 650|     |    |
|   | дополнительное          |       |       |       |     |    |
|   | оборудование            |       |       |       |     |    |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----|
| 6 | Получено и оприходовано |  151  |631/прч| 18 250|  -  |  - |
|   | оборудование            |  644  |631/прч|  3 650|     |    |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----|
| 7 | Зачислено на баланс     |  104  |  151  | 18 250|  -  |  - |
|   | оборудование            |       |       |       |     |    |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----|

    Зачисление  на  баланс  отремонтированных,  реконструированных
и модернизованных  объектов  основных  средств  оформляется  актом
приемки-сдачи по форме № 03-2, утвержденной приказом  Министерства
статистики Украины от 29.12.95 г. № 352 ( va325500-95 ).
    Акт подписывается  работником  цеха  (отдела),  уполномоченным
принимать  основные  средства,   и   представителем   предприятия,
выполнившего ремонт,  реконструкцию или модернизацию.  Акт сдается
в бухгалтерию  предприятия,  подписывается  главным  бухгалтером и
утверждается руководителем предприятия или уполномоченными  лицом.
В  техническую  документацию  соответствующего  объекта   основных
средств должны быть внесены все  изменения  объекта,  связанные  с
капитальным ремонтом, реконструкцией или модернизацией.
    Если  ремонт,  реконструкцию   или   модернизацию    выполняет
стороннее  предприятие,   акт  составляют   в   двух  экземплярах.
Второй  экземпляр   передают  предприятию,   выполнившему  ремонт,
реконструкцию или модернизацию (образец акта ф. 03-2 прилагается к
консультации).

    Пример 3

    Кафе  "Огонек",  кроме  реконструкции  здания  кафе,  в апреле
2002  г.   отремонтировало   кабинет   директора   и   бухгалтерии
собственными силами.
    При этом были осуществлены следующие расходы:

|-------------------------------------------|--------------------|
|          Наименование операции            |    Сумма, грн.     |
|                                           |----------|---------|
|                                           |  без НДС |   НДС   |
|-------------------------------------------|----------|---------|
| Приобретены стройматериалы (обои,         |   2 800  |   560   |
| линолеум, краска и пр.)                   |          |         |
|-------------------------------------------|----------|---------|
| Выплачена зарплата рабочим                |    700   |    -    |
|-------------------------------------------|----------|---------|
| Начислены соцначисления на зарплату       |    266   |    -    |
|-------------------------------------------|----------|---------|
| Увеличена балансовая стоимость группы 1   |   3 766  |    -    |
| {3}                                       |          |         |
|-------------------------------------------|----------|---------|

    Операции ремонта кабинетов собственными силами в бухгалтерском
и налоговом учете отразятся следующим образом:

|---|-------------------------|---------------|-------|----------|
| № |   Содержание операции   | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый|
|п/п|                         |     учет      |  грн. |   учет   |
|   |                         |-------|-------|       |-----|----|
|   |                         |  Д-т  |  К-т  |       |  ВД | ВР |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----|
| 1 | Перечислены денежные    |  631  |  311  |  3 360|  -  |  - |
|   | средства за             |641/ндс|  644  |    560|     | {4}|
|   | стройматериалы          |       |       |       |     |    |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----|
| 2 | Получены и оприходованы |  205  |  631  |  2 800|  -  |  - |
|   | стройматериалы          |  644  |  631  |    560|     |    |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----|
| 3 | Списаны стройматериалы, |  805  |  205  |  2 800|  -  |  - |
|   | использованные для      |   92  |  805  |  2 800|     |    |
|   | ремонта админпомещений  |       |       |       |     |    |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----|
| 5 | Начислена заработная    |   81  |  661  |    700|  -  |  - |
|   | плата работникам        |   92  |   81  |    700|     | {4}|
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----|
| 6 | Начислены сборы в       |   81  |   65  |    266|  -  |  - |
|   | социальные фонды        |   92  |   82  |    266|     | {4}|
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----|
| 7 | Списаны расходы на      |  791  |   92  |  3 766|  -  |  - |
|   | финансовый результат    |       |       |       |     |    |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----|

    Перечень  сокращенных  обозначений  нормативных    документов,
    использованных в данной консультации:

1. Закон  о  Прибыли  -  Закон Украины  "О налогообложении прибыли
   предприятий" от 28.12.94 г.  №  334/94-ВР,  в  редакции  Закона
   Украины  от  22.05.97  г.  №  283/97-ВР,  с    изменениями    и
   дополнениями.
2. ПБУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета  7  "Основные
   средства", утвержденное приказом Министерства финансов  Украины
   от 27.04.2000 г. № 92, с изменениями и дополнениями.

{1} Включаются в состав валовых  расходов в пределах 5% совокупной
    балансовой стоимости.
{2} Включаются в состав валовых  расходов в пределах 5% совокупной
    балансовой стоимости.
{3} Исходя из условий примера 2,  предположим,  что  5%-ный  лимит
    использован  при  проведении  достройки  летнего  помещения  к
    зданию кафе.
{4} В  налоговом  учете  включается  в  амортизируемую  балансовую
    стоимость объекта группы 1.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№9/02, стр. 56
[04.03.2002]
Людмила Ильяш
Бухгалтер-консультант АФ "ГлавБух-Аудит"
------------------------------------------------------------------