Взимание государственной пошлины в судах ------------------------------------------------------------------ В отношениях между гражданами современного общества, а также отношениях их с государственными и негосударственными предприятиями, учреждениями и организациями каждый день возникает огромное количество споров. Решение многих из них не обходится без обращения в суды. Об этом свидетельствуют, в частности, дела, возникающие из административно-правовых отношений; дела по вопросам, связанным с военной службой, жилищными, земельными, семейными спорами, спорами о возмещении морального ущерба, материального ущерба, убытка, причиненного повреждением здоровья, спорами о защите прав потребителей, защите чести и достоинства граждан, спорами по вопросам приватизации имущества, защите права собственности, в том числе интеллектуальной, по вопросам строительства и архитектуры; дела, связанные с арендой, применением Гражданского процессуального кодекса ( 1798-12 ), получением наследства, решением трудовых споров и т. п. Понятно, что рассмотрение судебными органами любого из вышеперечисленных дел влечет за собой определенные финансовые расходы. Источником финансирования таких расходов является государственная пошлина. Государственная пошлина, учитывая ее роль в финансовой системе государства, - это, можно сказать, сбор, который взимают государственные органы (суд, хозяйственный суд, нотариат, исполнительные органы местных советов, органы загса) с предприятий, учреждений, организаций и граждан за услуги, предоставляемые в их интересах, по выдаче документов и их копий, удостоверению договоров и т. п. с целью возмещения государству части расходов, необходимых для осуществления правосудия, стимулирования добровольного выполнения гражданско-правовых обязательств должником-ответчиком и предотвращения возбуждения необоснованных исков. Государственная пошлина в соответствии с установленной в Украине системой налогообложения относится к общегосударственным налогам и сборам (обязательным платежам) и взимается на основании Декрета Кабинета Министров Украины от 21.01.93 г. № 7-93 ( 7-93 ) "О государственной пошлине" (с изменениями и дополнениями). Плательщиками государственной пошлины на территории Украины являются физические и юридические лица за совершение в их интересах действий и выдачу документов, имеющих юридическое значение, уполномоченными на то органами. В судах государственная пошлина взимается с исковых заявлений, заявлений по преддоговорным спорам, заявлений (жалоб) частного производства и жалоб на решения, принятые относительно религиозных организаций, с апелляционных жалоб на решения судов и жалоб на решения, вступившие в законную силу, а также за выдачу судами копий документов. Впрочем, чтобы правильно понимать и применять налоговое законодательство по взиманию государственной пошлины в судах общей юрисдикции, необходимо четко разобраться в нормах и терминологии гражданского процессуального права. Поэтому остановимся на некоторых из них. Судебное производство по гражданским делам называется еще гражданским судопроизводством или гражданским процессом. Порядок производства по гражданским делам в судах Украины определяется Гражданским процессуальным кодексом Украины (далее - Кодекс). Этим Кодексом предусматриваются три вида производства по гражданским делам в судах первой инстанции: - исковое; - производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений; - частное производство. Исковое производство является по сути общим порядком рассмотрения всех гражданских дел, в которых принимают участие две стороны - истец и ответчик. В таком порядке рассматриваются дела по спорам, возникающим из имущественных и связанных с ними неимущественных или личных отношений, дела по спорам, возникающим из семейных правоотношений, рассмотрение которых отнесено к компетенции судебных органов. К последним относятся, например, дела об установлении отцовства, оспаривании записи в книгах актов гражданского состояния относительно происхождения ребенка от указанных в записи родителей, о лишении родительских прав, взыскании алиментов, признании брака недействительным, расторжении брака, разделе между супругами имущества, приобретенного ими за время брака. В порядке искового производства суды рассматривают гражданские трудовые дела по спорам, возникающим на предприятиях, в учреждениях и организациях между рабочими и служащими, с одной стороны, и администрацией, с другой, по поводу условий работы в случаях, предусмотренных нормами Кодекса законов о труде. Кроме гражданских дел искового производства суды рассматривают дела, возникающие из административно-правовых отношений, а также дела частного производства. По административно-правовым отношениям суд рассматривает дела: по жалобам на неправильности в списках избирателей и в списках граждан, имеющих право принимать участие в референдуме; по жалобам на действия органов и служебных лиц в связи с наложением административных взысканий; по жалобам граждан на решения, действия или бездеятельность государственных органов, юридических или служебных лиц в сфере управленческой деятельности; о взыскании с граждан недоимки по налогам, самообложению сельского населения и государственному обязательному страхованию, другие дела, возникающие из административно-правовых отношений, отнесенные законом к компетенции судов. Суд в порядке частного производства рассматривает дела: о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об усыновлении детей, проживающих на территории Украины; об установлении неправильности записи в актах гражданского состояния; об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о восстановлении прав на утраченные ценные бумаги на предъявителя; об обжаловании нотариальных действий или отказа в их учинений. Основанием для возбуждения дела в суде по делам искового производства является исковое заявление по делам, возникающим из административно-правовых отношений, и по делам частного производства - жалобы и заявления. Рассмотрение гражданских дел в судах первой инстанции осуществляется в составе трех судий или судьей единолично. Рассмотрение дел в апелляционной инстанции осуществляется судом в составе трех судий, председательствующий из которых определяется в установленном законом порядке. Рассмотрение дел в кассационной инстанции осуществляется не менее чем тремя судьями судебной палаты Верховного Суда Украины или коллегией судий судебной палаты Верховного Суда Украины в случаях, определенных Кодексом. В соответствии с Кодексом лицами, принимающими участие в рассмотрении дела, признаются: стороны, третьи лица, представители сторон и третьих лиц, прокурор, органы государственной власти и местного самоуправления в предусмотренных Кодексом случаях, лица, которые по закону действуют в защиту прав и свобод других лиц, а также заявители и другие заинтересованные лица по делам частного производства и делам, возникающим из административно-правовых отношений. В исковом производстве принимают участие: а) стороны (граждане и юридические лица), защищающие собственные права и законные интересы; б) лица, возбуждающие дело для защиты прав и охраняемых законом интересов других граждан в случаях, отдельно предусмотренных законом; в) третьи лица, которые заявляют или не заявляют самостоятельных исковых требований; г) органы государственного управления, дающие заключение по делу, осуществляющие возложенные на них обязанности по защите прав граждан и интересов государства; д) органы прокуратуры, вступающие в дело или заявляющие иск для защиты государственных или общественных интересов и законных интересов граждан; е) представители сторон и третьих лиц, осуществляющие процессуальные права и обязанности лиц; интересы которых они представляют в пределах предоставленных им полномочий. Сторонами в гражданском процессе является истец и ответчик. Сторонами могут быть граждане, а также государственные предприятия, учреждения, организации, другие кооперативные организации, их объединения, другие общественные организации, пользующиеся правами юридического лица. Сторонами - истцом или ответчиком - являются лица, между которыми возник материально-правовой спор, который должен решать суд. Истец - это лицо, обратившееся в суд за защитой своих прав, считая их нарушенными или оспариваемыми. Ответчиком является лицо, призванное отвечать по иску вследствие заявления истца о том, что оно нарушило ли оспаривает его права. Итак, для возникновения процесса (искового производства) необходимо наличие двух сторон с противоположными интересами: истца и ответчика. Каждая из них имеет материально-правовую заинтересованность в решении спора и принимает участие в процессе от своего имени. На стороны распространяется материально-правовое действие решения. Они возмещают судебные издержки по производству дела. Иск может быть предъявлен совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам. Участие в одном деле на стороне истца или ответчика нескольких лиц, вступающих в спор со второй стороной, является процессуальным соучастием. Оно бывает активным, пассивным и смешанным. Активным - когда несколько истцов заявляют иск против одного ответчика, пассивным - когда один истец обращается с иском против нескольких ответчиков, смешанным - в случае заявления иска несколькими истцами против нескольких ответчиков. Каждый из истцов или ответчиков по отношению ко второй стороне выступает в процессе самостоятельно и пользуется всеми правами стороны. Забегая вперед, заметим, что возбуждение иска вместе несколькими истцами против одного или нескольких ответчиков оплачивается государственной пошлиной исходя из общей суммы иска и уплачивается истцами пропорционально доле предъявленных каждым требований. При полном или частичном удовлетворении иска, возбужденного против нескольких ответчиков одним или несколькими истцами, освобожденными от уплаты государственной пошлины, взыскание ее производится по решению суда отдельно с каждого ответчика исходя из присужденной ему суммы иска. Если такой иск возбужден несколькими истцами против одного ответчика, государственная пошлина взимается с ответчика исходя из общей суммы иска. В суде стороны пользуются равными процессуальными правами. Истец вправе на протяжении всего времени рассмотрения дела по сути изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований или отказаться от иска. Ответчик имеет право признать иск полностью или частично. Стороны могут закончить дело мировым соглашением в любой стадии процесса, требовать выполнения решения, определения, постановления суда. В соответствии со ст. 105 Кодекса суд имеет право на замену ненадлежащей стороны, установив во время рассмотрения дела, что иск предъявлен не тем лицом, которому принадлежит право требования, или не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, может с согласия истца, не прекращая дела, допустить замену первоначального истца или ответчика надлежащим истцом или ответчиком. Если истец не согласен на замену его другим лицом, то это лицо может вступить в дело как третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, о чем суд уведомляет третье лицо. Если истец не согласен на замену ответчика другим лицом, суд может привлечь это лицо в качестве второго ответчика. При отказе в иске против такого ответчика понесенные им расходы не присуждаются с истца, а относятся за счет государства. После замены стороны рассмотрение дела начинается заново. Стороны могут вести спор о праве, которое другое лицо (гражданин или юридическое лицо) считает своим, то есть не принадлежащим ни истцу, ни ответчику. Законом предусматривается возможность защиты субъективного права этого лица в процессе, который уже ведется между истцом и ответчиком. Такого гражданина или юридическое лицо называют третьим лицом с самостоятельными исковыми требованиями. Третьи лица вправе вступить в дело только во время его проведения в суде первой инстанции, начиная со стадии подготовки дела к рассмотрению и до момента вынесения решения. В соответствии со ст. 107 Кодекса третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, могут вступить в дело до вынесения судебного решения, возбудив иск против одной или двух сторон. Они пользуются всеми правами и несут все обязанности истца. Вследствие вступления в дело третьего лица с самостоятельным исковым требованием возникают два отдельных дела, объединенных в одно производство. По одному делу есть две стороны, вступившие в процесс первыми, по другому - истцом является третье лицо, а ответчиками - истец, по заявлению которого возбуждено дело, либо ответчик или оба вместе. Это все, что касается основ гражданского процессуального права. Далее будет идти речь о судебных издержках и о том, какую роль среди них занимает государственная пошлина, кто в гражданском судопроизводстве является плательщиком государственной пошлины. Должны ли уплачивать государственную пошлину третьи лица или правопреемники (в случае замены первого истца), вступающие в спор? Какую сумму государственной пошлины нужно уплатить гражданину или юридическому лицу, чтобы защитить свое право в суде? Какие льготы предусматриваются законодательством для граждан или юридических лиц, принимающих участие в гражданско-правовом процессе? Вправе ли суд или судья по своему решению освободить от уплаты государственной пошлины юридическое или физическое лицо? Если да, то какие для этого нужны документы? Приведем пример. Судебными называются издержки по производству дела в суде, оплату которых закон возлагает на заинтересованных в его рассмотрении лиц. В соответствии со ст. 63 главы 5 Кодекса судебные издержки состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: 1) суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам; 2) издержки, связанные с проведением осмотра на месте; 3) издержки на розыск ответчика. Размер государственной пошлины и освобождение от ее уплаты устанавливаются законодательством Украины о государственной пошлине, то есть Декретом Кабинета Министров Украины "О государственной пошлине". К тому же, в соответствии с требованиями Кодекса суд или судья, исходя из имущественного состояния гражданина, вправе освободить его от уплаты судебных издержек в доход государства, то есть и от государственной пошлины. Впрочем, если истец обратился в суд с необоснованным иском, судебные издержки, в том числе и государственная пошлина, ему не возвращаются. А если должник своевременно не выполнил своего обязательства, вследствие чего кредитор вынужден был обратиться за судебной защитой, то он должен не только выполнить обязательство, но и уплатить истцу его судебные издержки, включая и государственную пошлину. В главе 5 Кодекса ничего не сказано об обязанности уплаты судебных издержек третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования на предмет спора. В ст. 107 Кодекса речь идет о том, что такие лица пользуются всеми правами истца и имеют все его обязанности. Из этого следует, что на третьих лиц возлагается обязанность уплаты судебных издержек за выполняемые процессуальные действия, включая и государственную пошлину. Каждое исковое заявление, первоначальное или встречное, а также заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора в уже начатом процессе, оплачивается государственной пошлиной, как уже указывалось, в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины "О государственной пошлине". Размеры ставок государственной пошлины |----------------------------------------|-----------------------| | Наименования документов и действий, | Размеры ставок | | за которые взимается | | | государственная пошлина | | |----------------------------------------|-----------------------| | С заявлений и жалоб, подаваемых в суд, | за выдачу судом копий | | документов: | | |----------------------------------------|-----------------------| | а) с исковых заявлений | 1 процент цены иска, | | | но не менее 3 | | | не облагаемых | | | минимумов доходов | | | граждан и не более 100| | | не облагаемых налогом | | | минимумов доходов | | | граждан | |----------------------------------------|-----------------------| | Заметим: некоторые заявления и жалобы, подаваемые в суд, не| |могут относиться к исковым заявлениям и кассационным жалобам, в| |связи с чем не подлежат оплате государственной пошлиной. К ним,| |в частности, относятся заявления об отмене постановления суда об| |окончании дела или оставлении его без рассмотрения, об отсрочке| |или рассрочке выполнения решения, изменении способа и порядка| |выполнения решения, об обеспечении иска или о замене одного вида| |обеспечения другим; заявления о пересмотре решения, определения| |или постановления суда по нововыявленным обстоятельствам;| |заявления об отмене или уменьшении штрафа, наложенного судом;| |об изменении выполнения решения суда; о восстановлении| |пропущенного срока; заявления на действия судебного исполнителя;| |частные заявления на постановления суда об отказе в отмене| |штрафа и другие частные заявления на постановления суда | |----------------------------------------|-----------------------| | б) с жалоб за неправомерные действия | 0,2 не облагаемого | | органов государственного управления и | налогом минимума | | служебных лиц, которые ущемляют права | доходов граждан | | граждан | | |----------------------------------------|-----------------------| | в) с исковых заявлений о расторжении | 0,5 не облагаемого | | брака | налогом минимума | | | доходов граждан | |----------------------------------------|-----------------------| | с исковых заявлений о расторжении | 1 не облагаемый | | повторного брака | налогом минимум | | | доходов граждан | |----------------------------------------|-----------------------| | в случае раздела имущества при | государственная | | расторжении брака | пошлина | | | определяется в | | | соответствии | | | с ценой иска | | | согластно пп. "а" | | | этого пункта | |----------------------------------------|-----------------------| | г) с исковых заявлений о расторжении | 0,2 не облагаемого | | брака с лицами, признанными в | налогом минимума | | установленном порядке безвестно | доходов граждан | | отсутствующими или недееспособными | | | вследствие душевной болезни или | | | слабоумия, или с лицами, осужденными | | | к лишению свободы на срок не менее | | | трех лет | | |----------------------------------------|-----------------------| | д) с исковых заявлений об изменении | 0,5 необлагаемого | | или расторжении договора найма жилых | налогом минимума | | помещений, о продлении срока принятия | доходов граждан | | наследства, об отмене ареста на | | | имущество и с других исковых заявлений | | | неимущественного характера (или не | | | подлежащих оценке) | | |----------------------------------------|-----------------------| | е) с заявлений (жалоб) по делам | 0,5 не облагаемого | | частного производства | налогом минимума | | | доходов граждан | |----------------------------------------|-----------------------| | є) с исковых заявлений по | 0,5 не облагаемого | | преддоговорным спорам | налогом минимума | | | доходов граждан | |----------------------------------------|-----------------------| | ж) с исковых заявлений о | 1 не облагаемый | | рассмотрении вопросов защиты чести | налогом минимум | | и достоинства | доходов граждан | |----------------------------------------|-----------------------| | з) с кассационных жалоб на решения | 50 процентов ставки, | | судов и жалоб на решения, вступившие | подлежащей уплате | | в законную силу | при подаче искового | | | заявления, другого | | | заявления и жалобы, | | | а по имущественным | | | спорам - ставки, | | | исчисленной исходя | | | из оспариваемой | | | суммы | |----------------------------------------|-----------------------| | и) за повторную выдачу копии | 0,03 не облагаемого | | судебного решения, приговора, | налогом минимума | | определения и другого | доходов граждан за | | постановления суда | каждый лист копии | |----------------------------------------|-----------------------| | і) с исковых заявлений по защите | 0,1 процента цены | | прав граждан на земельную долю | иска | | (пай) и имущественный пай | | |----------------------------------------|-----------------------| В случае замены судом на основании ст. 105 Кодекса первого истца с его согласия другим лицом (правопреемником) на последнее возлагается обязанность уплатить государственную пошлину на общих основаниях, если ее не уплатил первый истец, выбывший из дела. Заявления, с которыми юридические или физические лица обращаются в суд, разделяются на имущественные и неимущественные. Имущественными являются те, цену которых можно определить в денежном измерении. Например, дела о разделе имущества, возврате долга. Неимущественные - которые не определяются - ценой иска: дела об установлении отцовства, оспаривании записи в книгах актов гражданского состояния, о расторжении брака и т. п. Под ценой иска следует понимать сумму денег или стоимость имущества, отыскиваемые истцом. Точное определение цены иска имеет очень важное значение для оплаты искового заявления государственной пошлиной. В соответствии со ст. 65 Кодекса цена иска определяется: 1) в исках о взыскании денег - взыскиваемой суммой; 2) в исках об истребовании имущества - стоимостью отыскиваемого имущества; 3) в исках о взыскании алиментов - совокупностью всех выплат, но не более чем за один год; 4) в исках о срочных платежах и выдачах - совокупностью всех платежей или выдач, но не более чем за три года; 5) в исках о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах - совокупностью платежей или выдач за три года; 6) в исках об уменьшении или увеличении платежей или выдач - суммой, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи или выдачи, но не более чем за один год; 7) в исках о прекращении платежей или выдач - совокупностью оставшихся платежей или выдач, но не более чем за один год; 8) в исках о досрочном расторжении договора имущественного найма - совокупностью платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года; 9) в исках о праве собственности на дома, принадлежащие гражданам на праве частной собственности, - действительной стоимостью дома, а для домов, принадлежащих государственным, кооперативным и другим общественным организациям, - не ниже их балансовой стоимости; 10) в исках, состоящих из нескольких самостоятельных требований, - общей суммой всех требований, за исключением требований о возмещении морального (неимущественного) ущерба. По делам об алиментах на содержание детей цена иска исчисляется из суммы заработка ответчика за год за вычетом налога. Цену иска о взыскании алиментов, согласно которому определяется размер государственной пошлины, следует исчислять из суммы платежей за один год, а иска об освобождении от уплаты задолженности по алиментам, уменьшении или увеличении размера алиментов - из суммы, на которую они уменьшаются или увеличиваются, однако не больше суммы платежей за один год. В соответствии со статьями 66 - 67 Кодекса устанавливается следующий порядок определения цены иска. Цену иска указывает истец. Когда указанная цена явно не соответствует действительной стоимости взыскиваемого, то цену иска устанавливает судья, вынося об этом определение. Если в момент предъявления иска установить точную его цену невозможно, размер государственной пошлины предварительно определяет судья с последующим взысканием недоуплаченной или с возвратом переуплаченной государственной пошлины в соответствии с ценой иска, установленной судом при решении дела. В случае уменьшения исковых требований, отказа от иска, закрытия дела по мировому соглашению или оставления заявления без рассмотрения на основаниях: 1) если заявление от имени заинтересованного лица представлено лицом, не имеющим полномочий на ведение дела; 2) в случае неявки в судебное заседание истца по вызову суда без уважительных причин или повторной неявки истца по вызову суда независимо от причин; 3) если спор между теми же сторонами о том же предмете и на тех же основаниях находится на рассмотрении в другом суде - уплаченная государственная пошлина не возвращается. В случае увеличения иска недоуплаченную сумму государственной пошлины надлежит внести одновременно с заявлением об увеличении требований. В этом случае суд может отсрочить уплату таможенной пошлины. В соответствии со ст. 68 Кодекса суд или судья, учитывая имущественное состояние граждан, может своим постановлением отсрочить или рассрочить уплату судебных издержек (включая государственную пошлину) на срок не более чем до окончания рассмотрения дела в суде первой инстанции, однако во всяком случае не более чем на три месяца со дня предъявления иска. Когда в установленный срок судебные издержки (учитывая государственную пошлину) не будут оплачены, взыскание их производится по исполнительному письму. Суд или судья может также уменьшить размер судебных издержек, взимаемых в доход государства. По содержанию этой статьи право на отсрочку или рассрочку уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера имеют исключительно лишь граждане. Юридические лица таким правом не пользуются. Основанием для предоставления гражданину льгот по уплате государственной пошлины может быть отсутствие или недостаточность денежных средств для ее уплаты вообще либо во время заявления иска. Эти обстоятельства должны подтверждаться надлежащими доказательствами. При этом обязательно выносится определение суда или постановление судьи. Определение суда или постановление судьи об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины может быть вынесено как во время принятия искового заявления, так и во время принятия решения. В соответствии со ст. 69 Кодекса уплаченная государственная пошлина возвращается по определению суда или судьи в случаях: 1) внесения государственной пошлины в большем размере, чем нужно по действующему законодательству; 2) отказа в принятии заявления; 3) возврата истцу искового заявления, если судья установил, что исковое заявление подано без соблюдения соответствующих требований (суть, форма, содержание); 4) закрытия производства по делу на основаниях: если дело не подлежит рассмотрению в судах; если заинтересованным лицом, обратившимся в суд, не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного внесудебного решения спора и возможность применения этого порядка утрачена; 5) оставления заявления без рассмотрения на основаниях: если заинтересованным лицом, обратившимся в суд, не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного внесудебного решения дела и возможность применения этого порядка не утрачена; если заявление представлено недееспособным лицом. В случае, предусмотренном п. 1, государственная пошлина возвращается в размере излишне внесенной суммы; в случаях, предусмотренных другими пунктами, - полностью. Государственная пошлина уплачивается до подачи искового заявления в суд в размере, в зависимости от цены иска, указанной заявителем. В случае если истец освобождается от уплаты государственной пошлины, при удовлетворении иска она взимается с ответчика (если ответчик также не освобожден от уплаты таможенной пошлины) в соответствии с удовлетворенными требованиями. Если иск оставлен без удовлетворения, государственная пошлина не уплачивается. В соответствии со ст. 4 Декрета Кабинета Министров Украины "О государственной пошлине" от уплаты государственной пошлины в судах освобождаются: 1) истцы - рабочие и служащие - по искам о взыскании заработной платы и по другим требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений; члены коллективных сельскохозяйственных предприятий, работники крестьянских (фермерских) хозяйств - по искам против коллективных сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств об оплате работы и по другим требованиям, связанным с трудовой деятельностью; 2) истцы - по искам, вытекающим из авторского права, а также из права на открытие, изобретение, рационализаторское предложение и промышленные образцы; 3) граждане - с кассационных жалоб и жалоб на решения, вступившие в законную силу, по делам о расторжении брака; 4) истцы - по искам о возмещении убытков, причиненных увечьем или другим повреждением здоровья, а также смертью кормильца; 5) истцы - по искам о взыскании алиментов; 6) стороны - по спорам, связанным с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением такой меры, как взятие под стражу, или незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также связанным с выплатой денежной компенсации, возвратом имущества или возмещением его стоимости гражданам, реабилитированным в соответствии с Законом Украины "О реабилитации жертв политических репрессий на Украине"; 7) органы социального страхования и органы социального обеспечения - по регрессным искам о взыскании с лица, причинившего ущерб, сумм помощи и пенсий, выплаченных пострадавшему или членам его семьи, а органы социального обеспечения - также по искам о взыскании неправильно выплаченных помощи и пенсий; 8) истцы - по искам о возмещении материальных ущербов, причиненных преступлением; 9) граждане - за выдачу или засвидетельствование верности копий документов, необходимых для назначения и получения государственных помощи и пенсий, а также по делам опеки и усыновления (удочерения); 10) государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации и граждане, обратившиеся в случаях, предусмотренных действующим законодательством, с заявлениями по суду относительно защиты прав и интересов других лиц, а также потребители - по искам/связанным с нарушением их прав; 11) органы местного и регионального самоуправления - по искам в суд или арбитражный суд о признании недействительными актов других органов местного и регионального самоуправления, местных государственных администраций, предприятий, объединений, организаций и учреждений, ущемляющих их полномочия; 12) органы местного и регионального самоуправления - по искам в суд или арбитражный суд о взыскании с предприятия, объединения, организации, учреждения и граждан убытков, причиненных интересам населения, местному хозяйству, окружающей среде их решениями, действиями или бездействием, а также в результате невыполнения решений органов местного и регионального самоуправления; 13) органы местного и регионального самоуправления - по искам в суд или арбитражный суд о прекращении права собственности на земельный участок; 14) финансовые органы и государственные налоговые инспекции - истцы и ответчики - по искам в суд и арбитражный суд; 15) органы государственного контроля по ценам - истцы и ответчики - по искам в суд и арбитражный суд; 16) граждане, отнесенные к первой и второй категориям пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы; 17) граждане, отнесенные к третьей категории пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, - постоянно проживающие до отселения или самостоятельного переселения либо постоянно работающие на территории зон отчуждения, безусловного (обязательного) и гарантированного добровольного отселения, при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 г. прожили или отработали в зоне безусловного (обязательного) отселения не менее двух лет, а в зоне гарантированного добровольного отселения - не менее трех лет; 18) граждане, отнесенные к четвертой категории потерпевших вследствие Чернобыльской катастрофы, постоянно работающие и проживающие или постоянно проживающие на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля, при условии, что по состоянию на 1 января 1993 г. они прожили или отработали в этой зоне не менее четырех лет; 19) инвалиды Великой Отечественной войны и семьи воинов (партизан), погибших или пропавших без вести, и приравненные к ним в установленном порядке лица; 20) инвалиды I и II групп; 21) истцы - Министерство охраны окружающей природной среды Украины, Министерство лесного хозяйства Украины и их органы на местах, предприятия Укрзализницы, осуществляющие защиту лесонасаждений, органы рыбоохраны - по делам взыскания денежных средств на покрытие ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды, нарушением лесного законодательства и нерациональным использованием природных ресурсов и рыбных запасов; 22) всеукраинские и международные объединения граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, имеющие местные ячейки в большинстве областей Украины, Украинский Союз ветеранов Афганистана (воинов-интернационалистов), общественные организации инвалидов, их предприятия и учреждения, республиканское добровольное общественное объединение "Организация солдатских матерей Украины" - по искам, с которыми они обращаются в суд и арбитражный суд, а также за учинение всех нотариальных дел; 23) Национальный банк Украины и его учреждения, за исключением хозрасчетных; 24) Генеральная прокуратура Украины и ее органы - по искам, с которыми они обращаются в суд или арбитражный суд в интересах граждан и государственных юридических лиц; 25) Центральная избирательная комиссия и избирательные комиссии по выборам народных депутатов - с заявлений о даче заключения по вопросам наличия оснований для отмены решения о регистрации кандидата в депутаты; 26) Фонд изобретений Украины - за действия, указанные в пп. "у" п. 6 ст. 3 этого Декрета, а также по искам, с которыми он обращается в суд или арбитражный суд; 27) Украинская государственная страховая коммерческая организация и ее учреждения - по искам, с которыми они обращаются в суд и арбитражный суд, по всем делам, связанным с операциями обязательного страхования; 28) Пенсионный фонд Украины, его предприятия, учреждения и организации; Фонд Украины социальной защиты инвалидов и его отделения; 29) государственные органы приватизации - по искам, с которыми они обращаются в суд и арбитражный суд, по всем делам, связанным с защитой имущественных интересов государства, а также за проведение аукционов, за операции с ценными бумагами; 30) Антимонопольный комитет Украины и его территориальные отделения - истцы и ответчики - по искам в суд и арбитражный суд; 31) граждане - по искам о возмещении убытков, причиненных невозвратом в сроки, предусмотренные договорами или учредительными документами, денежных и имущественных взносов, которые были привлечены в акционерные общества, банки, кредитные учреждения, доверительные общества и другие юридические лица, привлекающие денежные средства и имущество граждан; 41) граждане - по искам, с которыми они обращаются в суд по делам, связанным с защитой прав и законных интересов при предоставлении психиатрической помощи; 42) отделы государственной исполнительной службы - по искам, с которыми они обращаются в суд и арбитражный суд, по всем делам, связанным с защитой имущественных интересов физических и юридических лиц, государства, а также по проведению аукционов. Государственная пошлина, взимаемая в судах, уплачивается по месту рассмотрения и оформления документов и зачисляется в бюджет местного самоуправления. В отличие от времени до 1 апреля 2001 г., на сегодняшний день в связи с внесением в соответствии с Законом Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" изменений в Декрет Кабинета Министров Украины "О государственной пошлине" ответственность за полноту и своевременность уплаты государственной пошлины несут плательщики государственной пошлины, то есть физические или юридические лица, являющиеся истцами или ответчиками. Кстати, до 1 апреля прошедшего года за нарушения законодательства по взиманию государственной пошлины ответственность несли руководители учреждений, взимающих государственную пошлину, то есть в нашем случае председатели судов. Пример Гражданин "К" обратился с исковым заявлением в суд против гражданина "Н" о признании прав на имущество в сумме 7 тыс. грн. В свою очередь с исковым заявлением к гражданину "К" обращается отделение Пенсионного фонда Украины, причем в момент предъявления иска установить точную его цену невозможно. В ходе рассмотрения с требованиями к гражданину "Н" в дело вступает третье лицо - гражданин "М", который заявляет цену иска в сумме 6 тыс. грн., которую в процессе рассмотрения уменьшает до 4 тыс. грн. Судья исчислил цену иска исходя из минимальной стоимости имущества в сумме 21 тыс. грн. Однако во время рассмотрения дела оказалось, что взыскиваемое истцом имущество превышает его минимальную стоимость на 10 тыс. грн. К тому же суд, установив, что иск предъявило не то лицо, которому принадлежит право требования, с согласия истца, не прекращая дела, заменяет первоначального истца - гражданина "К" надлежащим истцом - гражданином "Б", который увеличивает иск на 2 тыс. грн. Ответчик "Н" относится ко второй категории пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы. Суд принял решение об удовлетворении всех исков. 1) Исчисляется сумма государственной пошлины с искового заявления гражданина "К": 7000 х 1% = 70 грн. и уплачивается гражданином "К" до подачи искового заявления. 2) Исчисляется сумма государственной пошлины с искового заявления Пенсионного фонда Украины: 21000 х 1% = 210 грн. Отделения Пенсионного фонда Украины в соответствии со ст. 4 Декрета Кабинета Министров Украины "О государственной пошлине" имеют льготу, поэтому государственную пошлину они не уплачивают. 3) Исчисляется сумма государственной пошлины с искового заявления гражданина "М": 6000 х 1% = 60 грн. и уплачивается до подачи искового заявления. 4) В процессе слушания дела цену иска гражданин "М" уменьшил до 4 тыс. грн., госпошлина с которой составляет 4000 х 1% = 40 грн. Однако в соответствии со ст. 3 Декрета Кабинета Министров Украины "О государственной пошлине" она должна быть не менее 51 грн. (три не облагаемых налогом минимумов доходов граждан). Поскольку суд удовлетворил иск полностью, то уплаченную государственную пошлину в сумме 60 грн. в соответствии с решением суда должен возместить ответчик "Н" истцу "М". Поскольку ответчик относится ко второй категории пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, то он освобождается от уплаты государственной пошлины. 5) Поскольку стоимость иска Пенсионного фонда Украины в процессе рассмотрения дела была увеличена на 10 тыс. грн., то государственная пошлина, которая должна быть доплачена, составляет 10000 х 1% = 100 грн. Общая сумма составляет 210 + 100 = 310 грн. Поскольку Пенсионный фонд Украины имеет льготу 100%, то указанная сумма согласно решению суда взимается с гражданина "Б", являющегося правопреемником "К". 6) Суд заменил истца "К" гражданином "Б", который увеличил иск на 2 тыс. грн. Сумма государственной пошлины к уплате правопреемником "Б" будет составлять 2000 х 1% = 20 грн. Учитывая уплаченные "К" 70 грн. общая сумма государственной пошлины по иску составляет 90 грн., которую должен возместить "Н". Поскольку ответчик "Н" принадлежит ко второй категории пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, то он освобождается от уплаты государственной пошлины. ------------------------------------------------------------------ "Вестник налоговой службы Украины" №8/02, стр. 41 [01.02.2002] Александр Безуглов ------------------------------------------------------------------