Наблюдают - не бесплатно, да и валовозатратно

   Оплата работы членов наблюдательного совета АО в контексте
                        Закона о Прибыли

------------------------------------------------------------------

    Можно ли  включить  в  состав  валовых  затрат  вознаграждение
членам наблюдательного совета акционерного общества за  исполнение
их обязанностей?
    Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо разобраться, что  же
такое наблюдательный совет (далее - НС).
    Статус НС акционерного общества регламентируется ст. 46 Закона
"О  хозяйственных  обществах"  ( 1576-12 ) (далее  -  Закон)  {1}.
Напомним, что цель создания этого органа -  представлять  интересы
акционеров в период между общими собраниями, а также - в  пределах
компетенции, определенной уставом, - контролировать и регулировать
деятельность  правления  АО.  Предусматривается   и    возможность
передачи в компетенцию НС некоторых функций общего собрания.
    Поскольку Закон лишь в общих чертах определяет взаимоотношения
органов управления общества (а  к  ним относятся  общее  собрание,
наблюдательный совет, правление и ревизионная  комиссия),  большую
роль играют внутренние документы предприятия, прежде всего - устав
{2}.
    Пунктом 13 Положения о  наблюдательном  совете,  утвержденного
Постановлением  КМУ  от  19.07.93 г.  № 556 ( 556-93-п ) (далее  -
Положение), установлено,  что  заседания  НС  проводятся  не  реже
одного раза  в  квартал.  Допускается  и  проведение  внеочередных
заседаний.  То есть НС  -  это  орган  управления,  который должен
работать регулярно, а не просто время от времени.
    В соответствии со ст. 23 Закона (см. "Бухгалтер" № 17-18'2001,
с. 116-117) члены НС являются  должностными  лицами  общества. {3}
Они избираются из числа акционеров (ст. 46).  {4}  Кроме  того,  в
работе НС участвуют с правом совещательного  голоса  представители
профсоюза или другого уполномоченного трудовым коллективом органа,
подписавшего колдоговор от имени трудового коллектива.
    Могут ли члены НС состоять в трудовых  отношениях с обществом?
Статья 48  Закона  {5}  четко  определяет  возможность  заключения
трудовых  договоров только  с  председателем  и  членами правления
АО. Что  же  касается  НС,  то о нем  законодательство умалчивает.
Следовательно,  этот  вопрос  решается  сторонами  самостоятельно:
члены НС  могут  состоять,  а  могут  и  не  состоять  в  трудовых
отношениях с предприятием.
    Для "наблюдателей"-работников проблем с отнесением на  валовые
затраты  расходов  на  заработную  плату  не  будет,  так  как   в
соответствии с п/п. 5.6.1  Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ) в состав
валовых затрат включаются расходы на оплату труда  физических лиц,
состоящих в трудовых отношениях с плательщиком налога.
    ГНАУ  с  этим  согласна.  В   частности,    в    консультации,
подготовленной при содействии  замначальника  Главного  управления
налогообложения прибыли ГНАУ Т. Савченко, со ссылкой на п/п. 5.6.1
Закона  о  Прибыли  отмечается,   что  в  состав  валовых   затрат
включаются  расходы   на   оплату  труда  членов  НС  предприятия,
работающих по совместительству. {6}
    А  теперь  рассмотрим  вариант,  когда  члены  НС  работниками
предприятия не являются.
    Еще в 1999 году в газете "Праця i зарплата" была  опубликована
консультация   директора   департамента  ФГИУ   И.  Войцеховского,
который, ссылаясь на письмо ГНАУ от 25.06.98 г. № 6809/11/15-0416,
указывал, что расходы на оплату  труда  членов  НС  за  исполнение
членских обязанностей не входят в перечень расходов, установленных
в п. 5.2 Закона о Прибыли, поэтому относиться на  валовые  затраты
они не могут. {7}
    Похоже,   что  автор  консультации   при   подготовке   ответа
руководствовался п. 14 Положения, где говорится, что за исполнение
своих обязанностей  член  НС  получает  ежемесячно  4  минимальные
зарплаты (председатель  -  6 минзарплат),  а  также  дополнительно
годовое вознаграждение в размере 10%  вознаграждения,  получаемого
председателем правления общества в установленном порядке. При этом
за членами НС сохраняются место работы и среднемесячный заработок,
а расходы на содержание НС осуществляются за счет предприятия {8}.
По  нашему  мнению,   данное  Положение   не   может  регулировать
отнесение  на  валовые  затраты. {9}  При  решении данного вопроса
руководствоваться нужно исключительно  Законом о Прибыли как актом
налогового законодательства.
    Возражения   против  валовых  затрат   обычно   опираются   на
п/п. 5.6.1 Закона о Прибыли.  Действительно,  можно согласиться  с
тем, что такие расходы, когда члены НС не трудятся на предприятии,
в п/п. 5.6.1 Закона о Прибыли не вписываются.
    (Впрочем, это  вопрос  спорный.  Существует  мнение,  что  эти
выплаты  все-таки  могут  быть  отнесены  на  валовые затраты и по
п/п. 5.6.1 Закона в качестве "любых  других  выплат  в  денежной и
натуральной  форме,  установленных по договоренности сторон",  как
совершенно самостоятельный вид оплаты,  непривязанный  к  трудовым
отношениям, если стороны договорились об оплате труда членов НС за
выполнение ими управленческих функций.) Однако даже если исключить
действие п/п. 5.6.1 Закона,  на валовые затраты  эти  расходы  все
равно относятся.
    Проанализируем перечень полномочий, предусмотренных Положением
о наблюдательном совете.  Как правило, этот перечень дублируется в
уставах  или  внутренних положениях предприятий.  В соответствии с
п. 8  Положения  к  компетенции  НС  могут  относиться,  например,
следующие  вопросы:   согласование  операций    по    распоряжению
недвижимым имуществом  на  сумму, определенную  уставом  общества;
утверждение отчетов правления и ревизионной комиссии  за  отчетный
период  и  предварительное  их  рассмотрение;   анализ    действий
правления  по  управлению  обществом,  реализации  инвестиционной,
технической  и  ценовой политики,  соблюдению номенклатуры товаров
и  услуг   и   т. п.   На  НС  может  быть  возложена  организация
проведения   внеочередных   ревизий    и    аудиторских   проверок
финансово-хозяйственной деятельности общества.
    Консультанты Специальной контрольной комиссии  ВР  Украины  по
вопросам приватизации  Н. Галянтич и Г. Коваленко считают,  что  к
полномочиям НС относятся также утверждение  результатов  очередной
эмиссии и условий новых выпусков ЦБ, оценка имущества,  внесенного
учредителями и акционерами в уставный фонд в натуральной форме,  и
утверждение заключений экспертной комиссии и др. {10}
    Перечень прав НС не  является  исчерпывающим  и  обязательным,
поэтому функции членов НС могут быть самыми разнообразными (НС  не
имеет права вмешиваться лишь в оперативную деятельность  правления
общества - п. 10 Положения).
    Учитывая  вышеизложенное,  мы    считаем,    что    результаты
деятельности членов НС,  не  состоящих  в  трудовых  отношениях  с
обществом,   в  дальнейшем  используются   в   его   хозяйственной
деятельности {11}.  Кстати,  п/п. 5.4.8  Закона  о  Прибыли  прямо
разрешает членам руководящих органов общества (то  есть  и  членам
НС) ездить в командировки  {12}  с  отнесением  этих  расходов  на
валовые затраты.  Следовательно, имеются  основания  считать,  что
такие командировки связаны с хоздеятельностью  предприятия,  иначе
непонятно, как могли их разрешить включать в валовые затраты.
    Таким образом,  пункт 5.1  Закона о Прибыли  с  успехом  может
вобрать в себя указанные  выше  расходы  на  управление  обществом
{13}, в том числе и по содержанию НС.
    Никаких ограничений по отнесению подобных  расходов  в  состав
валовых затрат Закон о Прибыли не содержит - в отличие,  например,
от п/п. 5.3.6,  который  запрещает  относить  на  валовые  затраты
расходы на содержание органов управления объединений  плательщиков
налога,  включая  содержание  холдинговых  компаний,    являющихся
отдельными юридическими лицами.
    Ну  и  не  стоит  забывать,  что  пунктом  5.10  устанавливать
дополнительные ограничения  по  отнесению  на  валовые  затраты  -
запрещено.

{1} См. "Бухгалтер" № 17-18'2001, с. 121.
{2} Например,  общее  собрание  может  делегировать    НС    такие
    полномочия,  закрепленные  в  ст. 41  Закона  (см. "Бухгалтер"
    № 17-18'2001, с. 120),  как избрание и отзыв членов  правления
    и  ревизионной комиссии;  вынесение  решений  о  привлечении к
    имущественной  ответственности   должностных    лиц    органов
    управления общества.
{3} Эта же норма закреплена и в п. 14 Положения.
{4} За исключением госслужащих, военнослужащих и работников суда и
    прокуратуры (ст. 23 Закона).
{5} См. "Бухгалтер" № 17-18'2001, с. 121.
{6} См. "Вестник налоговой службы Украины" № 17/2001, с. 13-14.
{7} См. "Бухгалтерскую газету" № 36'99, с. 15.
{8} Это указание, кстати,  еще  не  означает,  что  такие  расходы
    осуществляются за счет прибыли.
{9} Во-первых,  Положение    не    является    актом    налогового
    законодательства.
    Во-вторых, оно распространяется только на НС,  действующий  до
    первого общего  собрания  акционеров,  на  котором  избирается
    новый НС.
    В-третьих,  речь  в  нем  идет  об   АО,    созданных    путем
    корпоратизации государственных предприятий  и  ЗАО,  более 75%
    уставного  фонда  которых    находится    в    государственной
    собственности.    А    для    остальных    Положение     имеет
    рекомендательный характер.
{10} См. "Закон & Бiзнес" № 3/2000, с. 11.
{11} В соответствии с п. 1.32 Закона о Прибыли

    "хозяйственная деятельность -  это  любая  деятельность  лица,
    направленная на получение дохода в денежной, материальной  или
    нематериальной формах, в случае если непосредственное  участие
    такого  лица  в  организации  такой   деятельности    является
    регулярным, постоянным и существенным".

{12} Подробнее - см. "Бухгалтер" № 8'2002, с. 30-31.
{13} Естественно, это будет не заработная плата, а  вознаграждение
     за выполненную работу (предоставленные услуги).


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№13/02, стр. 42
[01.04.2002]
Алла Погребняк

------------------------------------------------------------------