Налог с рекламы и рекламные услуги ------------------------------------------------------------------ Многочисленные неточности и противоречия действующего законодательства относительно расчета и уплаты налога с рекламы и налогообложения рекламных услуг вызывают немало вопросов у читателей. Хотя вопросы относительно рекламы довольно часто обсуждаются на страницах бухгалтерских изданий, они все же остаются актуальными. Поэтому предлагаем вашему вниманию ответы на некоторые из них. Плательщики налога с рекламы В соответствии со ст. 15 Закона Украины "О системе налогообложения" от 25.06.91 г. № 1251-XII ( 1251-12 ), в редакции Закона от 18.02.97 г. № 77/97-ВР, налог с рекламы относится к местным налогам. Поэтому основным нормативным документом, регулирующим уплату налога с рекламы, является Декрет о местных налогах, а все другие документы не должны ему противоречить. Согласно ст. 11 указанного Декрета: |--------------------|--------------|--------------|-------------| | Плательщики | Объект | Ставка | Срок уплаты | | | | налога {1} | | |--------------------|--------------|--------------|-------------| | Юридические и | Стоимость | До 0,1% - за | При оплате | | физические лица, | услуг по | размещение | услуг по | | пользующиеся | установлению | одноразовой | установлению| | услугами по | и размещению | рекламы | и размещению| | установлению и | рекламы | | рекламы | | размещению рекламы | | До 0,5% - за | | | (рекламодатели) | | размещение | | | | | рекламы на | | | | | длительное | | | | | время | | |--------------------|--------------|--------------|-------------| Налог с рекламы уплачивается со всех видов объявлений и сообщений, передающих информацию с коммерческой целью с помощью средств массовой информации (СМИ), прессы, телевидения, афиш, плакатов, рекламных щитов, других технических средств, имущества и одежды; на улицах, магистралях, площадях, домах, транспорте и в других местах. В г. Киеве в соответствии с р. IV Положения о налоге с рекламы, утвержденного решением Киевского городского совета от 17.05.94 г. № 9б установлены следующие ставки налога: - 0,1% - за размещение одноразовой рекламы; За размещение рекламы на длительное время: - 0,3% - для рекламы на имуществе, товарах народного потребления и одежде; - 0,5% - для рекламы, которая передается при помощи СМИ (прессы, телевидения, афиш, плакатов, рекламных щитов, других технических средств на улицах, магистралях, площадях, домах, транспорте). Кстати, нигде законодательно не обусловлено, что подразумевается под термином "одноразовая" реклама и реклама "на продолжительное время". Какие именно сроки продолжительности должны быть критерием такой оценки? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Налог с рекламы уплачивают рекламодатели, причем в платежном поручении сумма налога выделяется отдельной строкой. Рекламодатель - это лицо, которое является заказчиком рекламы для ее производства и/или распространения, то есть лицо, рекламирующее свою продукцию. Рекламодатели на основании счета уплачивают сумму налога с рекламы рекламному агентству, которое выполняет их заказы - предоставляет услуги относительно размещения или установления изготовленной рекламы. А рекламные агентства аккумулируют на своих счетах налог с рекламы и должны его перечислять в полном объеме в местный бюджет в сроки, установленные органом местного самоуправления. Кстати, в г. Киеве в соответствии с решением Киевского городского совета от 05.07.2001 г. № 370/1346 установлено, что: - перечисление средств налога с рекламы осуществляется в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока для представления расчета уплаты налога (т. е. в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца); - представление Расчета уплаты налога с рекламы в Государственную налоговую инспекцию по месту регистрации плательщика - в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца. |--------------|-------| |-------------|-------| | Рекламное | | |--------------| |Рекламодатель|Налог с| | агентство |Налог с| |Местный бюджет| |(плательщик) |рекламы|-> |(ответственный|рекламы|-> | (получатель) | |-------------|-------| | за уплату | | |--------------| | налога) | | |--------------|-------| То есть фактически плательщиком налога с рекламы является рекламодатель, а рекламное агентство выступает посредником между налогоплательщиком и его получателем (местным бюджетом). Если реклама была изготовлена рекламным агентством и был выставлен счет за выполненные работы рекламодателю, а последний по какой-то причине заказ не оплатил, то, по мнению автора, в этой ситуации рекламное агентство не должно уплачивать налог с рекламы. Аргументировать это можно опять-таки тем, что налогоплательщиком является рекламодатель, а рекламное агентство перечисляет только те средства, которые поступили ему от налогоплательщика. Поэтому если средства не поступили, то и уплачивать нечего. Плательщики единого налога уплачивают налог с рекламы на общих основаниях. Это следует из того, что в п. 6 Указа Президента "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.98 г. № 727/98 в перечне налогов, которые не уплачивает плательщик единого налога, нет налога с рекламы. Налог с рекламы и НДС Много вопросов возникает именно по поводу определения объекта налогообложения. Прежде всего - это вопрос начисления НДС на налог с рекламы. В соответствии с п. 4.1 Закона о НДС ( 168/97-ВР ) базой налогообложения НДС является договорная стоимость с учетом акцизного сбора, ввозной таможенной пошлины, других общегосударственных налогов и сборов, которые включаются в цену товаров (работ, услуг). В связи с тем, что налог с рекламы является местным налогом и к тому же он не входит в состав договорной цены рекламных услуг, не входит он и в базу обложения налогом на добавленную стоимость. Таким образом, налог с рекламы и НДС начисляются на одну и ту же сумму рекламных услуг. Например: Объект налогообложения - сумма выручки за работы и услуги по изготовлению и размещению рекламы - 15000 грн. НДС - 15000 x 20 : 100 = 3000 грн. Налог с рекламы - 15000 x 0,1 (0,5) : 100 = 15 (75) грн. Льготы по налогу с рекламы Действующим законодательством льготы по уплате налога с рекламы, например для СПД, которые основаны всеукраинскими общественными организациями инвалидов, или для предприятий с иностранными инвестициями, или для других лиц не предусмотрены. Вместе с тем ст. 18 Декрета о местных налогах органам местного самоуправления предоставлено право вводить льготные налоговые ставки, полностью отменять отдельные местные налоги и сборы, предоставлять отсрочки в уплате или освобождать от их уплаты определенные категории плательщиков. Поэтому бухгалтеру предприятия в своей работе необходимо пользоваться решениями местных органов власти. Кроме того, в соответствии со ст. 21 этого Декрета иностранные юридические лица и граждане уплачивают местные налоги и сборы на равных условиях с юридическими лицами и гражданами Украины, если иное не предусмотрено международными договорами и законодательством Украины. Язык рекламы Статьей 6 Закона о рекламе ( 270/96-ВР ) определен ряд законов относительно языка рекламы. Причем зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки, логотипы могут воспроизводиться на языке оригинала. Поскольку действующим законодательством не предусмотрено применение других ставок налога за использование негосударственного языка в рекламе, то рекламная информация, предоставленная на другом языке, облагается налогом с рекламы так же, как и рекламная информация на украинском языке, если иное не предусмотрено решением органа местного самоуправления в пределах граничных размеров ставок. Таким образом, рекламодатель сам может выбирать, на каком языке предоставлять рекламу, только бы необходимая информация дошла до потребителя. Налог с рекламы при безвозмездном предоставлении услуг Обложению налогом с рекламы подлежит стоимость услуг за установление и размещение рекламы. Но в случае безвозмездного предоставления рекламных услуг их стоимость равна нулю, поэтому и объект для начисления налога с рекламы также равен нулю. Все было бы на самом деле так, но Декретом о местных налогах указано, что льготы относительно уплаты налога с рекламы предоставляются исключительно органами местного самоуправления. Поэтому если местные органы власти таких льгот не установили, то независимо от того, за плату или бесплатно предоставляются услуги по размещению рекламы, рекламное агентство должно начислять налог с рекламы, исходя из расценок (тарифов) на рекламу. Учет налога с рекламы Сумма налога с рекламы относится налогоплательщиком - рекламодателем к валовым расходам. Это обусловлено нормами пп. 5.2.5 ст. 5 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ), в котором, в частности, определено, что суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей), установленных Законом Украины "О системе налогообложения", включаются налогоплательщиком в состав валовых расходов. Более подробно этот вопрос разъясняет ГНАУ в письме от 23.02.98 г. № 1873/10/16-1101 ( vB101225-98 ), в котором указывается, что местные налоги и сборы, которые уплачиваются юридическими лицами, в соответствии с действующим законодательством, относятся к валовым расходам производства и обращения. Физические лица уплачивают указанные платежи за счет собственных доходов. Рекламные агентства не включают налог с рекламы в состав валовых расходов, поскольку выступают ответственными за перечисление полученного налога в бюджет, а не налогоплательщиками. Они имеют право включить указанный налог в валовые раходы только в случае рекламирования собственных услуг, т. е. на проведения предпродажных и рекламных мероприятий относительно товаров (работ, услуг), которые ими продаются (предоставляются) в соответствии с пп. 5.4.4 Закона о Прибыли. В бухгалтерском учете все расходы на рекламу, в т. ч. и налог с рекламы, отражаются в составе расходов на сбыт в соответствии с п. 19 ПБУ 16 "Расходы", утвержденного приказом Минфина Украины от 31.12.99 г. № 318 ( z0027-00 ). Бухгалтерский и налоговый учет рекламных услуг Отношения между субъектами рекламы оформляются договором о предоставлении рекламных услуг. К договору прилагаются: - задания на проведение рекламной компании; - график выхода рекламы; - оригинал-макет или рекламный текст. После предоставления рекламных услуг рекламное агентство и заказчик подписывают акт выполненных работ. В налоговом учете стоимость услуг на изготовление и размещение рекламы у рекламодателя включается в состав валовых расходов на основании пп. 5.4.4 Закона о Прибыли, согласно которому в состав валовых расходов включаются расходы налогоплательщика на проведение предпродажных и рекламных мероприятий относительно товаров (работ, услуг), которые продаются (предоставляются) такими налогоплательщиками. В соответствии с этим пунктом включаются в валовые расходы, например, стоимость услуг на оформление разрешения на размещение внешней рекламы, разработка технических условий на установление рекламоносителей и т. п. НДС в стоимости расходов на рекламу включается в состав налогового кредита в случае включения самих расходов в состав валовых расходов и при наличии налоговой накладной. Право на налоговый кредит возникает в общем порядке, т. е. по дате первого события - осуществления оплаты или подписания акта о выполнении рекламных услуг. В бухгалтерском учете все расходы на рекламу отражаются в составе расходов на сбыт в соответствии с п. 19 ПБУ 16 "Расходы". В соответствии с п. 11 этого ПБУ перечень и состав статей производственной себестоимости услуг по рекламе рекламное агентство устанавливает самостоятельно, учитывая установленные отраслевые нормы. К каждому договору о предоставлении рекламных услуг составляется калькуляция. Если рекламное агентство занимается размещением рекламы в печатных СМИ, то стоимость таких услуг определяется по калькуляции, рассчитанной на единицу рекламной площади. Если предоставляется видеореклама - по калькуляции на единицу времени. Пример 1 Предприятие "Стиль" заказало рекламному агентству "Визаж" изготовить плакат и разместить его на фасаде дома. Кстати, чтобы разместить такой вид рекламы (внешняя реклама), необходимо получить разрешение на ее размещение в местном органе власти. Разрешение согласуется с: - собственником места, где планируется расположить специальную конструкцию, и в случае его требования - с другими лицами (организациями); - Госавтоинспекцией в соответствии с требованиями постановления Кабинета Министров Украины от 14.04.97 г. № 341. Документы и порядок получения такого разрешения определяются Типовыми правилами размещения внешней рекламы, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 23.09.98 г. № 1511 ( 1511-98-п ), в редакции постановления КМУ от 28.12.98 г. № 2089 ( 2089-98-п ). Причем п. 4 этих Правил определено, что плата за выдачу разрешений на размещение внешней рекламы не взимается. Размещение такой рекламы, по мнению автора, считается длительным, поэтому необходимо применять ставку налога 0,5%. Стоимость услуг - 3000 грн., кроме того, НДС - 600 грн. Налог с рекламы - 15 грн. Отразить в налоговом и бухгалтерском учете налог с рекламы можно следующим образом: |---|-------------------------|---------------|-------|----------| | № | Содержание операции | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый| |п/п| | учет | грн. | учет | | | |-------|-------| |----|-----| | | | Д-т | К-т | | ВД | ВР | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | | У рекламодателя | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | 1 |Перечислены денежные | 371 | 311 | 3 615| | 3015| | |средства за услуги по | | | | | | | |изготовлению и размещению| | | | | | | |плаката | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | 2 |Отражена сумма налогового|641/ндс| 644 | 600| | | | |кредита по НДС | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | 3 |Списана на расходы | 93 | 631 | 3 015| | | | |стоимость услуг на | 644 | 631 | 600| | | | |основании акта о | | | | | | | |предоставлении услуг, | | | | | | | |в т. ч. налог с рекламы -| | | | | | | |15 грн. | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | 4 |Отражен взаимозачет | 631 | 371 | 3 615| | | | |задолженностей | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | | У рекламного агентства | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | 1 |Получены денежные | 311 | 361 | 3 615|3000| | | |средства на изготовление | | | | | | | |рекламы | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | 2 |Отражены налоговые | 643 |641/ндс| 600| | | | |обязательства по НДС | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | 3 |Перечислен налог с |641/рек| 311 | 15| | | | |рекламы в бюджет | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | 4 |Подписан акт о | 361 | 703 | 3 615| | | | |предоставлении услуг | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | 5 |Отражены налоговые | 703 | 643 | 600| | | | |обстоятельства по НДС | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | 6 |Начислен налог с рекламы | 703 |641/рек| 15| | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | 7 |Списана себестоимость | 903 | 23 | 1 800| |1 800| | |услуг (сумма условная) | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | 8 |Списана себестоимость на | 791 | 903 | 1 800| | | | |финансовый результат | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | 9 |Определен финансовый | 703 | 791 | 3 000| | | | |результат | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| В Декларации о прибыли рекламодатель отражает налог с рекламы в стр. 19.14 приложения Ж-1. Рекламное агентство "Визаж" составляет и представляет в указанный выше срок Расчет суммы налога с рекламы: Расчет суммы налога с рекламы за март 2002 г. по ООО РА "Визаж" |---|----------------------------------------------|-------------| | № | Наименование показателя | Сумма | |п/п| | | |---|----------------------------------------------|-------------| | 1 | Сумма выручки за работы и услуги | 3 000 | | | по изготовлению и распространению | | | | рекламы, грн. | | |---|----------------------------------------------|-------------| | 2 | Ставка налога с рекламы, % | 0,5 | |---|----------------------------------------------|-------------| | 3 | Сумма налога с рекламы, грн. | 15 | |---|----------------------------------------------|-------------| | 4 | Срок уплаты |02.04.2002 г.| |---|----------------------------------------------|-------------| Рекламные щиты, стенды, другие рекламные конструкции при запланированном сроке эксплуатации свыше 365 дней учитываются в составе гр. 3 основных средств (ОС) и подлежат амортизации в составе соответствующей группы. В бухгалтерском учете наиболее целесообразно применять прямолинейный метод амортизации в соответствии с ПБУ 7 ( z0288-00 ) "Основные средства" в зависимости от срока, на который они установлены (размещены). Пример 2 Предприятие "Стиль" заказало рекламному агентству "Визаж" изготовить и разместить рекламную вывеску. Стоимость услуг - 12000 грн., кроме того, НДС - 2400 грн. Ставка налога с рекламы - 0,5%. Налог с рекламы - 60 грн. Общая сумма договора - 14460 грн. Щит может быть установлен сроком на 1,5 года. Рекламодатель перечислил предоплату за услуги в сумме 6000 грн. После подписания акта выполненных работ предприятие "Стиль" перечислило оставшуюся часть средств - 8460 грн. Бухгалтерский и налоговый учет таких операций у рекламодателя отразится следующим образом: |---|-------------------------|---------------|-------|----------| | № | Содержание операции | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый| |п/п| | учет | грн. | учет | | | |-------|-------| |----|-----| | | | Д-т | К-т | | ВД | ВР | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | 1 | Перечислена предоплата | 371 | 311 | 6 000| | | | | за изготовление вывески | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | 2 | Начислена сумма |641/ндс| 644 | 1 000| | | | | налогового кредита по | | | | | | | | НДС | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | 3 | Подписан акт об | 152 | 631 | 12 060| | п. | | | изготовлении вывески и | 109 | 152 | 12 060| | 5.9 | | | введении ее в | | | | | | | | эксплуатацию, в т. ч. | | | | | | | | налог с рекламы - | | | | | | | | 60 грн. | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | 4 | Отражена сумма |641/ндс| 631 | 1 400| | | | | налогового кредита | 644 | 631 | 1 000| | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | 5 | Отражен взаимозачет | 631 | 371 | 6 000| | | | | задолженностей | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | 6 | Произведен конечный | 631 | 311 | 8 460| | | | | расчет | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| | 7 | Начислена амортизация | 93 | 131 | 2 010| |пп. | | | рекламного щита за | | | | |8.1.2| | | квартал | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-----| Самореклама Хотя ст. 15 Декрета о местных налогах ( 56-93 ) определено, что объектом обложения налогом с рекламы является стоимость услуг за установление и размещение рекламы, а в случае саморекламы предприятие именно себе услуги не предоставляет, но налоговая инспекция и местные органы власти настаивают на необходимости уплаты налога с рекламы, изготовленной и размещенной собственными силами. Так, в своем письме от 23.02.2001 г. № 91/4/18-1114 ( v0091225-01 ) ГНАУ отмечает, что в случае размещения предприятием собственной рекламы оно должно начислять налог с рекламы из расчета тарифов на платные услуги за размещение рекламы, утвержденных для расчетов со сторонними организациями. Если предприятие размещает только собственную рекламу и тарифов на размещение рекламы не существует, оно должно исчислить налог из расчета себестоимости изготовления такой рекламы. Того же мнения придерживается и Киевский городской совет, который в своем Положении четко определил, что если рекламодатель выполняет рекламные работы самостоятельно (изготавливает собственными силами иллюстрированно-изобразительные и прочие средства распространения рекламы и т. п.), то стоимость таких работ с целью налогообложения определяется исходя из фактических производственных расходов, использованных при изготовлении средств распространения рекламы. Пример 3 Предприятие, выпускающее периодическое издание, изготовило и разместило рекламу своего издания на открытках - 10000 шт. Доставку части открыток (8800 шт.) подписчикам осуществляет курьерская служба, с которой предприятие заключило договор на доставку рекламной продукции. Другую часть открыток (200 шт.) предприятие самостоятельно рассылает подписчикам по почте. Такая реклама считается одноразовой, поэтому ставка налога с рекламы - 0,1%. Расходы, связанные с изготовлением и размещением такой рекламы составили: - бумага и прочие материалы - 300 грн.; - услуги полиграфического предприятия - 750 грн., кроме того, НДС - 150 грн.; - заработная плата с начислениями в соцфонды - 150 грн.; - стоимость конвертов (200 шт.) - 90 грн. Стоимость услуг доставки рекламных открыток в соответствии с договором - 650 грн., кроме того, НДС - 130 грн., налог с рекламы - 0,65 грн. Бухгалтерский и налоговый учет указанных операций отразится следующим образом: |---|-------------------------|---------------|-------|----------| | № | Содержание операции | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый| |п/п| | учет | грн. | учет | | | |-------|-------| |-----|----| | | | Д-т | К-т | | ВД | ВР | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 1 | Оплачены услуги | 371 | 311 | 900| | 750| | | полиграфического |641/ндс| 644 | 150| | | | | предприятия. Отражена | | | | | | | | сумма налогового кредита| | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 2 | Списаны расходы на | | | | | | | | изготовление и частичное| | | | | | | | размещение рекламных | | | | | | | | листовок: | | | | | | | | - материалы; | 93 | 201 | 300| | п. | | | | | | | | 5.9| | |-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | | - зарплата с | 93 | 661, | 150| | 150| | | начислениями; | | 651- | | | | | | | | 653, | | | | | | | | 656 | | | | | |-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | | - услуги полиграфии; | 93 | 371 | 750| | | | | | 644 | 371 | 150| | | | |-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | | - стоимость конвертов | 93 | 209 | 90| | | | | | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 3 | Начислен налог с рекламы|84/рек |641/рек| 1,29| | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 4 | Уплачены услуги за | 685 | 311 | 780,65| | 650| | | доставку рекламных |641/ндс| 685 | 130| | | | | листовок, в т. ч. налог | | | | | | | | с рекламы - 0,65 грн. | | | | | | | | Отражена сумма | | | | | | | | налогового кредита | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 5 | Списаны расходы за | 93 | 685 | 650,65| | | | | доставку, в т. ч. налог | | | | | | | | с рекламы - 0,65 грн. | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 6 | Уплачен налог с рекламы |641/рек| 311 | 1,29| | | | | в бюджет | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| Предоставление социальной рекламы Социальная рекламная информация - это информация государственных органов по вопросам здорового образа жизни, здравоохранения, охраны природы, сохранности энергоресурсов, профилактики правонарушений, социальной защиты и безопасности населения, которая не имеет коммерческого характера. В такой рекламе не должны упоминаться конкретная продукция и ее производители (ст. 11 Закона о рекламе). Лица, осуществляющие на безвозмездной основе деятельность относительно производства и распространения социальной рекламы, а также по передаче своего имущества, средств другим лицам для производства и распространения социальной рекламной информации, пользуются льготами, предусмотренными законодательством о благотворительной деятельности. В состав валовых расходов налогоплательщика, в соответствии с пп. 5.2.2 п. 5.2 ст. 5 Закона о Прибыли, включаются суммы денежных средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные (переданные) в Государственный бюджет Украины или бюджеты территориальных общин, в неприбыльные организации, но не более 4% налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного периода. Базой налогообложения НДС при безвозмездной передаче имущества, предоставлении услуг являются обычные цены в соответствии с п. 4.2 Закона о НДС. Рассмотрим предоставление услуг по размещению социальной рекламы на примере. Пример 4 Местный орган власти заключил договор на изготовление рекламного щита с рекламным агентством "Визаж". Облгосадминистрация является неприбыльной организацией в соответствии с абз. "а" пп. 7.11.1 Закона о Прибыли и имеет код признака неприбыльной организации - 0003. Рекламный щит передается облгосадминистрации безвозмездно. Обычная цена услуги - 1800 грн. Расходы материалов на изготовление щита - 700 грн. Зарплата работникам с начислениями в соцфонды - 400 грн. Прибыль предыдущего отчетного квартала РА "Визаж" - 35000 грн. (4% - 1400 грн.) В бухгалтерском и налоговом учете указанные операции в РА "Визаж" отразятся следующим образом: |---|-------------------------|---------------|-------|----------| | № | Содержание операции | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый| |п/п| | учет | грн. | учет | | | |-------|-------| |-----|----| | | | Д-т | К-т | | ВД | ВР | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 1 | Списаны изготовленные | 801 | 201 | 700| | п. | | | материалы | 23 | 801 | 700| | 5.9| | | | | | | | {2}| |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 2 | Начислена зароботная | 811, | 661, | 400| | 400| | | плата и взносы в | 821- | 651- | 400| | | | | соцфонды | 823, | 653, | | | | | | | 826 | 656 | | | | | | | 23 | 811, | | | | | | | | 821- | | | | | | | | 823, | | | | | | | | 826 | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 3 | Оприходован рекламный | 26 | 23 | 1 100| | | | | щит | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 4 | Начислен НДС на обычную | 84 |641/ндс| 360| | | | | цену услуги | 93 | 84 | 360| | | | | | 791 | 93 | 360| | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 5 | Передан щит заказчику | 791 | 26 | 1 100| | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| Ответственность Контроль за полнотой, правильностью начисления и уплаты налога с рекламы согласно ст. 22 Декрета о местных налогах осуществляется Государственными налоговыми инспекциями. Штрафные санкции и пеня за неуплату, несвоевременную уплату и уплату в неполном объеме применяются к рекламодателям и рекламоразместителям в соответствии со ст. 16 и ст. 17 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами..." от 21.12.2001 № 2181- III ( 2181-14 ). Государственный комитет по делам защиты прав потребителей и его органы на местах имеют право налагать штрафы на субъектов предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 27 Закона о рекламе): |---|-----------------------------|------------------------------| | № | Нарушения | Размер штрафа | |п/п| | | |---|-----------------------------|------------------------------| | 1 | Распространение рекламы | 5-кратная стоимость | | | относительно продукции, | распространения такой рекламы| | | производство или реализация | | | | которой запрещены | | | | законодательством Украины | | |---|-----------------------------|------------------------------| | 2 | Распространение рекламы, | 4-кратная стоимость | | | запрещенной действующим | распространения такой рекламы| | | законодательством | | |---|-----------------------------|------------------------------| | 3 | Нарушение порядка | 4-кратная стоимость | | | изготовления | распространения такой рекламы| | | и распространения рекламы | | |---|-----------------------------|------------------------------| | 4 | Несоблюдение требований | 5-кратная стоимость | | | законодательства | распространения такой рекламы| | | относительно содержания и | | | | достоверности рекламы | | | | | | |---|-----------------------------|------------------------------| Взыскание штрафов за нарушение законодательства о рекламе осуществляется в судебном порядке. Перечень сокращенных обозначений нормативных документов, использованных в данной консультации: 1. Закон о Прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями. 2. Закон о НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР с изменениями и дополнениями. 3. Закон о рекламе - Закон Украины "О рекламе" от 03.07.96 г. № 270/96-ВР с изменениями и дополнениями. 4. Декрет о местных налогах - Декрет Кабинета Министров Украины "О местных налогах и сборах" от 20.05.93 г. № 56-93 с изменениями и дополнениями. {1} Органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают и определяют порядок уплаты налога с рекламы, но в пределах установленных граничных размеров ставок (ст. 18 Декрета о местных налогах). {2} Стоимость материалов была включена в валовые расходы во время их оприходования в соответствии с п. 5.9 Закона о Прибыли. ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" №14/02, стр. 43 [08.04.2002] Наталия Радченко Бухгалтер-консультант АФ "ГлавБух-Аудит" ------------------------------------------------------------------