Банкротство по инициативе налоговых органов

------------------------------------------------------------------

    Основным   законодательным   актом,   регулирующим   процедуру
банкротства субъектов предпринимательской  деятельности,  является
Закон Украины "О восстановлении  платежеспособности  должника  или
признании  его   банкротом"  от  14  мая  1992   года  №  2343-ХII
( 2343-12 ), в редакции Закона Украины от  30  июня  1999  года  №
784-XIV ( 784-14 ) (далее - Закон).
    Сразу отметим, что Закон Украины "О внесении изменений в Закон
Украины  "О   восстановлении   платежеспособности   должника   или
признании  его  банкротом"   от  7  марта  2002  года  №  3088-III  
( 3088-14 ) (далее - Закон № 3088,  см.  с.  3 этого  номера) внес
достаточно существенные изменения в Закон.
    Однако  эти  изменения  вступают  в  силу  через  три   месяца
после его официального опубликования, т.  е.  14  июля  2002  года
(опубликован в газете "Урядовий кур'ґр" от 13.04.2002 г.). Поэтому
в публикации, там где это необходимо, мы будем  ссылаться  как  на
действующие в настоящее время положения Закона, так и на те нормы,
которыми придется руководствоваться после вступления в силу Закона
№ 3088.

    Банкротство: общие положения

    Статья  1  Закона   под   банкротством   понимает   признанную
хозяйственным  судом  неспособность   должника  возобновить   свою
платежеспособность и  удовлетворить  признанные  судом  требования
кредиторов не иначе как через применение ликвидационной процедуры.
    Неплатежеспособность   состоит   в   неспособности    субъекта
предпринимательской   деятельности  исполнить  после   наступления
установленного  срока  их  уплаты  денежные  обязательства   перед
кредиторами, в том числе по заработной плате,  а  также  исполнить
обязательства по уплате налогов и сборов  (обязательных  платежей)
только через восстановление платежеспособности.
    Кредитором согласно Закону является юридическое или физическое
лицо,  которое  имеет   подтвержденные  в  установленном   порядке
документами требования по денежным обязательствам к  должнику,  по
выплате задолженности по заработной плате работникам  должника,  а
также   органы   государственной   налоговой   службы   и   другие
государственные   органы,  которые   осуществляют   контроль    за
правильностью  и  своевременностью  взыскания  налогов  и   сборов
(обязательных платежей).
    Должником является субъект  предпринимательской  деятельности,
не имеющий возможности исполнить свои денежные обязательства перед
кредиторами, в том числе обязательства относительно уплаты налогов
и сборов (обязательных платежей), в  течение  трех  месяцев  после
наступления установленного срока их уплаты.
    С учетом этого можно сделать вывод, что требования  по  уплате
налогов и сборов (обязательных платежей) могут быть  удовлетворены
по правилам, установленным Законом.

    Взыскание налогов по общей процедуре

    После вступления в силу всех статей Закона Украины "О  порядке
погашения обязательств  плательщиков  налогов  перед  бюджетами  и
государственными целевыми фондами"  от  21  декабря  2000  года  №
2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон № 2181)  у  налоговых  органов
появился обширный инструментарий,  позволяющий взыскать  налоговый
долг с плательщика налогов и без применения процедуры банкротства.
    Взыскание  средств  осуществляется  путем  направления  банку,
обслуживающему плательщика налога, платежного требования на  сумму
налогового долга или его части.
    Согласно п.п. 10.1.1 ст. 10  Закона  №  2181  в  случае  когда
другие, предусмотренные Законом № 2181  мероприятия  по  погашению
налогового долга  не  дали  положительного  результата,  налоговый
орган осуществляет за плательщика налога и  в  пользу  государства
меры  по   привлечению   дополнительных    источников    погашения
согласованной суммы  налогового  долга  путем  взыскания  средств,
которые находятся в его собственности, а при их недостаточности  -
путем продажи других активов такого плательщика налогов.
    Взыскание средств и продажа других активов плательщика налогов
осуществляются не ранее  тридцатого  календарного  дня  с  момента
направления  ему  второго   налогового  требования.   Как   видим,
налоговые органы имеют достаточно полномочий  для  принудительного
взыскания  налогового  долга  вплоть  до  полной  продажи  активов
предприятия. Вместе с этим отдельные права, в связи со вступлением
в  силу  Закона  №  2181,  налоговые  органы  утратили  (возможно,
временно).
    Напомним, что во время  действия  Декрета  Кабинета  Министров
Украины "О взыскании не внесенных в  срок  налогов  и  неналоговых
платежей" от 21.01.93 г. № 8-93 ( 8-93 ) (далее - Декрет  №  8-93)
органам государственной налоговой службы было предоставлено  право
осуществлять обращение взыскания на  суммы,  подлежащие  получению
недоимщиком  от  его  дебиторов  в  счет    погашения    налоговой
задолженности. Однако этот Декрет утратил силу, а статьей 7 Закона
№ 2181 к источникам погашения налогового долга по  решению  органа
взыскания прямо не отнесены средства, которые  подлежат  получению
должником от  его  дебиторов.  Поэтому  у  налоговых  органов  нет
оснований  для  списания  средств  со  счетов  дебиторов  в   счет
погашения налоговой задолженности плательщика налогов.
    Вместе с этим, как указано в п.п. 7.4.1. ст. 7 Закона №  2181,
в случае если мероприятия по продаже активов  плательщика  налогов
по решению органа взыскания не привели к полному  погашению  суммы
налогового долга, дополнительным источником его погашения  органом
взыскания  может  быть  определена  продажа  активов   плательщика
налога, предварительно переданных им во временное пользование  или
распоряжение   другим    лицам   в    соответствии    с    нормами
гражданско-правовых  договоров,  в  том  числе  прав    требования
долга(!), включая средства, размещенные  плательщиком  во  вкладах
(депозитах).
    Следует отметить, что порядок применения п. 7.4. ст. 7  Закона
№ 2181 должен определяться ГНАУ. Пока такого порядка нет.
    Далее   рассмотрим   отдельные    аспекты    администрирования
налогового  долга  органами  ГНС  в  процедуре  банкротства    без
подробного  описания   самой    процедуры,   проведение    которой
практически не зависит от статуса  заявителя  (кредитора).  Однако
прежде посмотрим, какие основания необходимы налоговым органам для
подачи заявления о возбуждении дела о банкротстве.

    Возбуждение налоговиками дела о банкротстве: что им для  этого
    нужно?

    Сразу оговоримся, что мы  не  будем  рассматривать  упрощенную
процедуру банкротства должника, которая применяется независимо  от
размера требований кредиторов  и  срока  исполнения  обязательств,
если гражданин-предприниматель - должник или руководитель должника
-  юридического  лица,  которые   фактически    прекратили    свою
деятельность,  отсутствуют  и  определить    их    местонахождение
невозможно (статья 52 Закона).
    Дело о банкротстве возбуждается  хозяйственным  судом,  в  том
числе  по  заявлению  органов  государственной  налоговой  службы,
только при наличии оснований, предусмотренных статьей 6 Закона.  С
учетом положений статьи 6 Закона дело о  банкротстве  возбуждается
хозяйственным  судом,  если  бесспорные    требования    кредитора
(кредиторов) к должнику  совокупно  составляют  не  менее  трехсот
минимальных  размеров   заработной   платы  (что   составляет   на
сегодняшний день 42000 грн., а с 1 июля 2002 года -  49500  грн.),
которые не были удовлетворены должником  в  течение  трех  месяцев
после установленного для их погашения срока.
    Бесспорными  требованиями  кредиторов  считаются   требования,
признанные   должником,    другие    требования,    подтвержденные
исполнительными документами или расчетными документами, по которым
в соответствии с законодательством осуществляется списание средств
со счетов должника.
    Следует отметить, что в состав денежных обязательств (согласно
Закону без учета положений Закона № 3088) не  включаются  штрафные
санкции и  пеня,  начисленные  в  связи  с  нарушением  налогового
законодательства.  Этот  вывод  подтверждается  также  и  судебной
практикой.
    В  соответствии  с  пунктом  5  статьи  11  Закона  судья    в
подготовительном  заседании   выносит    постановление,    которым
обязывает заявителя опубликовать в официальных печатных органах  в
десятидневный срок за его счет объявление  о  возбуждении  дела  о
банкротстве. Здесь следует остановиться на следующих моментах.
    Во-первых, после 14.07.2002 г. (даты вступления в силу  Закона
№ 3088) официальными печатными органами,  в  которых  можно  будет
размещать такие  объявления,  будут  газеты  "Голос  Украєни"  или
"Урядовий кур'ґр".  В настоящее время к  таковым  относятся  также
печатные   издания   соответствующего    областного   совета    по
местонахождению должника.
    Во-вторых,  как  иногда  указывают  сами  работники  налоговых
органов, налоговая инспекция не всегда имеет возможность  в  такой
срок изыскать средства на опубликование объявления.
    В-третьих, с учетом п.  13  ст.  11  Закона  суд  имеет  право
оставить   заявление  о   возбуждении  дела  о   банкротстве   без
рассмотрения, если заявитель не исполняет требования постановления
суда относительно публикации объявления о возбуждении производства
по делу о банкротстве в установленный срок.
    Во время определения размера бесспорных  требований  налоговых
органов следует учитывать  время  возникновения недоимки. Об этом, 
в   частности,  говорится   в   разъяснении   Президиума   Высшего
хозяйственного суда Украины от 21.08.2001 г. № 02-5/926  (далее  -
Разъяснение) ( v_926600-01 ).
    1.  Если  недоимка  по  обязательным  платежам  возникла    до
вступления в силу Закона № 2181, то бесспорные требования  органов
взыскания определяются по правилам частей первой и второй статьи 6
Декрета № 8-93, согласно которым  суммы  недоимки  взыскиваются  в
бесспорном порядке по распоряжениям органов взыскания.
    Доказательствами наличия бесспорных  требований  этих  органов
являются  выписанные  ими  расчетные  документы   на    бесспорное
взыскание  недоимки,   непогашенной   вследствие   недостаточности
средств на счетах плательщика налогов, и возвращенные банками  без
исполнения (с указанием причины возврата) согласно п.п. 19.3.4 ст.
19 Закона № 2181.
    Такие расчетные документы являются  подтверждением  неплатеже-
способности  плательщика  налога  в   соответствии  с требованиями 
частей первой и восьмой статьи 7 Закона. Поэтому,  как  указано  в 
Разъяснении, при наличии такого расчетного документа о непогашении 
недоимки налогоплательщиком на сумму не менее  трехсот минимальных 
размеров заработной платы в течение трех месяцев со дня  окончания  
установленных  сроков уплаты соответствующих обязательных платежей 
у хозяйственного суда нет правовых оснований для возврата  заявле-
ния   налогового   органа  о  возбуждении   дела   о   банкротстве 
плательщика налога.
    2.  Недоимка  по  обязательным  платежами    возникла    после
вступления в силу Закона № 2181. ВХСУ в Разъяснении  указывает  на
то, что Законом № 2181  изменен  правовой  механизм  взыскания  не
оплаченных в срок обязательных платежей,  поэтому  изменилось  как
определение понятия бесспорного требования органов взыскания таких
платежей, так и порядок подтверждения этого требования.
    На основании предписаний Закона № 2181 ВХСУ делает вывод,  что
бесспорными  требованиями  органов   взыскания   следует   считать
согласованную  сумму   налогового  обязательства,  не   оплаченную
плательщиком налога в сроки, определенные статьей 5 Закона № 2181.
Это утверждение соответствует смыслу Закона.
    Особое внимание следует уделить положениям п. 10 ст. 7 Закона,
согласно которому к заявлению кредитора -  органа  государственной
налоговой  службы  или  других  государственных  органов,  которые
осуществляют контроль за правильностью и своевременностью взимания
налогов  и  сборов  (обязательных  платежей),  прилагаются доказа-
тельства  использования  мероприятий  для получения  задолженности  
по  обязательным  платежам   в   установленном   законодательством 
порядке.
    На практике неединичными  были  случаи  возврата  заявлений  о
возбуждении дела о банкротстве и приложенных к  ним  документов  в
связи  с  неприложением  к   заявлению  таких   доказательств.   В
частности, несмотря на то что требования, признанные должником,  с
учетом  положений  Закона  относятся  к  бесспорным    требованиям
кредиторов,   хозяйственные  суды  признают   недостаточным    для
возбуждения дела представления только  двустороннего  акта  сверки
задолженностей по платежам в бюджет и указывают  на  необходимость
представления именно исполнительных или расчетных документов.
    Как говорится в Разъяснении ВХСУ, в  заявлении  о  возбуждении
производства по делу о  банкротстве  плательщика  налога,  который
имеет налоговый долг, возникший после вступления в силу  Закона  №
2181,  должны  быть   изложены    обстоятельства,   подтверждающие
неплатежеспособность   плательщика  налога,  в  частности:   сумма
налогового долга, а также срок его уплаты, размер пени и  штрафных
санкций,  реквизиты  налоговых  деклараций  налогоплательщика  или
налогового уведомления, решения (высшего)  контролирующего  органа
на жалобу налогоплательщика, а в случае обжалования  акта  высшего
(центрального)  органа   в  судебном   порядке  -  соответствующее
судебное решение.
    В  случае   представления   органом  взыскания   заявления   о
возбуждении дела о банкротстве  государственных  или  коммунальных
предприятий в этом заявлении  дополнительно  должны  быть  указаны
сведения  о  сумме  средств,  вырученных  от    продажи    активов
плательщика налога, которые не  входят  в  состав  его  целостного
имущественного комплекса, реквизиты и содержание обращения  органа
взыскания  к  органу  исполнительной  власти  с  предложениями   о
способах  решения  проблемы  налогового  долга  и  ответа   органа
исполнительной власти (при его наличии).
    К  заявлению  органа  взыскания   должны   прилагаться   копии
налоговой декларации или налогового уведомления, доказательства их
вручения  (пересылки)  плательщику  налога,  документы  о  продаже
активов плательщика  налогов,  которые  не  входят  в  состав  его
целостного   имущественного   комплекса    (расчетные   документы,
документы  об   организации  и  проведении    торгов,   соглашения
купли-продажи и тому подобное), обращение (предоставление)  органа
взыскания  и  ответа  органа  исполнительной  власти  о   способах
урегулирования налогового долга.
    ВХСУ отмечает, что при отсутствии в  заявлении  о  возбуждении
дела о банкротстве указанных сведений  относительно  неплатежеспо-
собности плательщика налога хозяйственный  суд  должен  возвратить 
это заявление на основании статьи 9 Закона.

    Налоговый залог - не помеха

    Статья 8 Закона указывает на то, что судья хозяйственного суда
отказывает в принятии заявления о возбуждении дела о  банкротстве,
если требования кредиторов полностью обеспечены залогом.
    Учитывая, что активы плательщика  налога,  имеющего  налоговый
долг, передаются в налоговый залог,  возникает  вопрос:  имеет  ли
право суд отказать в  принятии  заявления  о  возбуждении  дела  о
банкротстве на  основании  полной  обеспеченности  требований  ГНИ
залогом? Разумеется, что  ответ  "да"  не  является  обоснованным:
налоговый залог и  залог  в  общегражданском  смысле  -  это  "две
большие  разницы".  Хотя  действующее  законодательство  прямо  не
отвечает на  вопрос,  является  налоговый  залог  частным  случаем
залога,   урегулированного  гражданским  законодательством  (и   в
частности Законом Украины "О залоге" от  2  октября  1992  года  №
2654-ХII ( 2654-12 ); далее -  Закон  о  залоге),  или  существует
отдельно от него - аргументов считать налоговый залог особым видом
правоотношений явно больше. Например, в отличие от залога, который
основан на договоре, налоговый залог возникает в  силу  закона  (а
именно Закона № 2181).
    О различиях этих понятий  Свидетельствует  п.  15  Разъяснения
Высшего арбитражного суда Украины ( v_602800-99 ) от 24.12.99 г. №  
02-5/602  (в  редакции Разъяснения президиума Высшего арбитражного 
суда Украины  от  18.04.2001 г.  №  02-5/467  ( v_467800-01 )),  в 
котором указано,  что налоговый залог следует  отличать от залога, 
который  в соответствии со статьей 181 Гражданского кодекса УССР и  
статьей 1  Закона о залоге является одним из способов  обеспечения      
исполнения  гражданско-правовых  обязательств.  Каждый   из   этих 
законов (имеется  в виду Закон № 2181  и  Закон  о  залоге)  имеет  
свой собственный предмет регулирования.
    Более того, в п. 5 Разъяснения ВХСУ обращает внимание  на  то,
что хозяйственный суд не вправе отказать в  принятии  заявления  о
возбуждении дела о банкротстве плательщика  налогов  на  основании
части  второй  статьи  8  Закона  по  мотиву  полного  обеспечения
требования кредитора налоговым залогом, поскольку предписание этой
нормы   распространяется   исключительно    на    залог,   который
обеспечивает исполнение денежных обязательств, а не  на  налоговый
залог.

    После возбуждения дела о банкротстве

    Как указано в п. 7.8. ст. 7 Закона № 2181, с момента  принятия
постановления  судом (хозяйственным судом)  о  возбуждении  произ-
водства по делу о  банкротстве  плательщика налогов порядок уплаты 
налогового обязательства  или  погашения  налогового  долга такого  
плательщика  налогов,  указанных в заявлении, которое направляется 
в  суд  (хозяйственный суд),  определяется  согласно нормам Закона 
без применения норм Закона № 2181.
    Кроме этого, согласно абзацу третьему преамбулы Закона №  2181
"этот  Закон  не  регулирует  также  вопросы  погашения  налоговых
обязательств или взыскания налогового  долга  с  лиц,  на  которых
распространяются   процедуры,  определенные  Законом  Украины   "О
восстановлении  платежеспособности  должника  или  признании   его
банкротом".
    В соответствии со статьями 3 и 4 Закона к должнику применяются
внесудебные  и  судебные  процедуры.  Судя  по  всему  (с   учетом
положений п. 7.8. ст. 7 Закона № 2181), в преамбуле Закона №  2181
речь идет о судебных процедурах, к которым относятся  распоряжение
имуществом должника, мировое соглашение,  санация  (восстановление
платежеспособности) должника, ликвидация банкрота.
    Как указывает Государственный комитет по вопросам регуляторной
политики и предпринимательства в письме от 25.05.2001 г. №  1-221/ 3362 ( v3362563-01 ),  в  связи с  этим  подача  иска  о признании   
предприятия неплатежеспособным  не относится к процедурам, опреде-
ленным Законом.
    Вместе с этим, порядок "администрирования" налоговых  платежей
плательщика  налогов,  в  отношении  которых  было  принято  судом
постановление о возбуждении производства по  делу  о  банкротстве,
полностью будет регулироваться положениями Закона.
    Данный вывод  основывается  на  том,  что  в  постановлении  о
возбуждении производства по делу о банкротстве прямо указывается о
введении процедуры распоряжения имуществом должника, т. е.  именно
после этого начинается первая судебная процедура,  предусмотренная
Законом.  В этом  же  постановлении  указывается  дата  проведения
подготовительного заседания суда, которое должно  состояться,  как
правило,  не  позднее  чем  на  тридцатый  день  со  дня  принятия
заявления о возбуждении дела о банкротстве, введении моратория  на
удовлетворение требований кредиторов.  Именно на последнем следует
остановиться подробнее.

    Мораторий

    Мораторий на удовлетворение  требований  кредиторов  (далее  -
мораторий)  представляет  собой  остановку  исполнения   должником
денежных обязательств и обязательств по уплате  налогов  и  сборов
(обязательных платежей), срок исполнения которых наступил  до  дня
введения  моратория,  и  остановку  мероприятий,  направленных  на
обеспечение   исполнения   этих    обязательств   и   обязательств
относительно уплаты  налогов  и  сборов  (обязательных  платежей),
примененных до принятия решения о введении моратория.
    Мораторий распространяется на обязательства, сроки  исполнения
которых  наступили  до  подачи  заявления  о  возбуждении  дела  о
банкротстве.  Мораторий вводится на удовлетворение всех требований
кредиторов,  кроме  случаев,  предусмотренных  Законом.  К   таким
случаям  относятся,  в   частности,  выплата   заработной   платы,
алиментов,  возмещения  ущерба,  причиненного  здоровью  и   жизни
граждан,  авторского   вознаграждения,  а   также   удовлетворение
требований кредиторов, которые возникли в связи с  обязательствами
должника в процедурах распоряжения имуществом должника и санации.
    В течение действия моратория:
    - запрещается взыскание на основании исполнительных документов
и  других  документов,  по  которым  осуществляется  взыскание   в
соответствии с законодательством;
    - не начисляются неустойка (штраф,  пеня),  другие  финансовые
(экономические)   санкции   за   неисполнение   или   ненадлежащее
исполнение денежных обязательств и обязательств по уплате  налогов
и сборов (обязательных платежей).
    По окончании действия  моратория  в  связи  с  окончанием  или
досрочным  прекращением   процедуры  санации  или   ликвидационной
процедуры,  либо   утверждения   хозяйственным    судом   мирового
соглашения неустойка  (штраф,  пеня),  а  также  суммы  нанесенных
убытков,  которые  должник  обязан  был  уплатить  кредиторам   по
денежным  обязательствам  и  обязательствам  относительно   уплаты
налогов и сборов (обязательных платежей), могут  быть  заявлены  к
уплате  в  размерах,  которые   существовали  на   дату   введения
моратория.  Как видим,  введение  моратория  в  значительной  мере
облегчает (конечно, если так вообще можно сказать применительно  к
предприятию, в отношении которого возбуждено дело  о  банкротстве)
налоговую нагрузку в связи с  неначислением  штрафных  санкций  на
налоговый долг.  При  этом  любое  исполнительное  производство  в
отношении   предприятия   автоматически   приостанавливается    на
основании  п.  8  ст.  34  Закона  Украины   "Об    исполнительном
производстве" от 21 апреля 1999 года № 606-XIV ( 606-14 ).
    Отметим также, что с учетом положений Закона № 3088  (который,
напоминаем, вступит  в  силу  14.07.2002  г.)  под  мораторием  на
удовлетворение требований кредиторов  будет  пониматься  остановка
исполнения должником всех требований кредиторов по обязательствам,
которые  возникли  до  дня  возбуждения  производства  по  делу  о
банкротстве,  включая   требования  по   обязательствам,   которые
возникли после возбуждения дела, но  согласно  Закону  отнесены  к
требованиям  конкурсных  кредиторов,  а  также  остановка    любых
мероприятий,   направленных    на   обеспечение    принудительного
исполнения таких требований.
    Как видим, отличие этого определения состоит  во  включении  в
разряд неисполняемых  обязательств,  возникших  после  возбуждения
дела  о  банкротстве,  но  отнесенных  к  требованиям   конкурсных
кредиторов, под которыми Закон № 3088 будет понимать кредиторов по
требованиям к должнику, возникшим до возбуждения  производства  по
делу о банкротстве или признанных как конкурсные согласно Закону и
обязательства которых не обеспечены  залогом  имущества  должника.
Под текущими кредиторами будут пониматься кредиторы по требованиям
к должнику, возникшим после возбуждения  производства  по  делу  о
банкротстве.

    Мировое соглашение

    Кроме моратория, одним из несомненных  положительных  моментов
процедуры банкротства является возможность заключения в ее  рамках
мирового соглашения, под  которым  Закон  понимает  договоренность
между должником и кредитором (группой кредиторов)  об  отсрочке  и
(или)  рассрочке  платежей   или  прекращении   обязательства   по
соглашению сторон (прощение долгов).
    Преимущества мирового соглашения  мы  рассматривали  в  статье
"Если  речь  зашла  о  банкротстве...",  опубликованной  в  газете
"Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 21.
    Напомним, что  подготовка  и  заключение  мирового  соглашения
отнесены к компетенции  комитета  кредиторов.  Мировое  соглашение
может быть заключено  на  любой  стадии  производства  по  делу  о
банкротстве.
    Решение о заключении мирового соглашения от  имени  кредиторов
принимается комитетом кредиторов большинством голосов кредиторов -
членов  комитета  и  считается  принятым  при  условии,  что   все
кредиторы,  требования  которых  обеспечены   залогом    имущества
должника, высказали письменное  согласие  на  заключение  мирового
соглашения (п. 3 ст. 35 Закона).  В данном пункте Закона речь идет
именно о залоге, а не о налоговом залоге.
    Поэтому для заключения мирового соглашения на  приемлемых  для
должника  условиях  необходимо  заручиться  голосами   большинства
кредиторов - членов комитета кредиторов.
    Согласно п. 2 ст. 36 Закона, в случае  если  условия  мирового
соглашения  предусматривают   рассрочку,  отсрочку  или   прощение
(списание) долгов или их части, орган взыскания обязан согласиться
на   удовлетворение   части    требований   по   налогам,   сборам
(обязательным платежам) на условиях такого мирового  соглашения  с
целью обеспечения восстановления  платежеспособности  предприятия.
При этом налоговый долг, который  возник  в  срок,  предшествующий
трем  полным  календарным   годам  до  дня  подачи   заявления   о
возбуждении дела о банкротстве  в  хозяйственный  суд,  признается
безнадежным и списывается, а налоговые обязательства или налоговый
долг, которые возникли в срок в течение трех последних перед  днем
подачи заявления о возбуждении дела о банкротстве в  хозяйственный
суд календарных лет, рассрочивается (отсрочивается) или списывает-
ся на условиях мирового соглашения.
    Таким образом, списание налоговых обязательств или  налогового
долга на условиях мирового соглашения ограничивается сроком в  три
года  с  момента  их  возникновения  до  дня  подачи  заявления  о
возбуждении   дела  о  банкротстве  субъекта   предпринимательской
деятельности.
    Налоговые   органы   при    заключении   мирового   соглашения
руководствуются   Порядком  проведения  органами   государственной
налоговой  службы  прощения  (списания)  и  рассрочки   (отсрочки)
налогового долга плательщиков налогов  на  основании  заключенного
мирового соглашения по делу о банкротстве,  утвержденным  приказом
Государственной налоговой администрации Украины от 21 ноября  2000
года № 600 (см. "Налоги и бухгалтерский  учет",  2000,  №  90),  с
учетом изменений,  внесенных  приказом  Государственной  налоговой
администрации Украины от  28 декабря 2001 года  № 524 ( z0052-02 ) 
(см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 10), а также Налоговым  
разъяснением положений Порядка проведения  органами  государствен-
ной  налоговой  службы прощения (списания) и  рассрочки (отсрочки) 
налогового долга  плательщиков налогов на  основании  заключенного 
мирового соглашения по делу о банкротстве,  утвержденным  приказом  
Государственной  налоговой  администрации  Украины ( v0111225-02 ) 
от 15 марта 2002  года № 111 (см. "Налоги  и  бухгалтерский учет", 
2002, № 27).

    Очередность

    В случае если мировое соглашение заключено не было, то следует
обратить  внимание  на,  пожалуй,  последнюю  положительную  черту
процедуры банкротства,  а  именно  на  очередность  удовлетворения
требований кредиторов.
    Средства,   полученные   от   продажи   имущества    банкрота,
направляются на удовлетворение требований кредиторов  в  следующем
порядке (статья 31 Закона).
    В первую очередь удовлетворяются, в частности:
    - требования, обеспеченные залогом;
    - выплата выходного пособия уволенным работникам  банкрота,  в
том числе возмещения кредита, полученного на эти цели;
    - расходы, связанные с производством по делу о  банкротстве  в
хозяйственном суде и работой ликвидационной комиссии.
    Во вторую очередь удовлетворяются требования, которые возникли
по обязательствам банкрота перед работниками  предприятия-банкрота
(за исключением возврата взносов  членов  трудового  коллектива  в
уставный  фонд   предприятия),  обязательств,   которые   возникли
вследствие причинения  ущерба  жизни  и  здоровью  граждан,  путем
капитализации соответствующих платежей  в  порядке,  установленном
Кабинетом Министров Украины.
    В  третью  очередь  удовлетворяются  требования   относительно
уплаты налогов и сборов (обязательных платежей).
    Как видим, требования по уплате  налогов  (в  крайнем  случае)
будут удовлетворяться только в третью очередь.  Причем под  такими
требованиями, вероятно, следует понимать и  требования  по  уплате
налогов, возникшие в ходе процедуры банкротства (например, по НДС,
связанному с реализацией имущества должника).  Дело в том, что  на
эти платежи на основании абзаца третьего преамбулы Закона  №  2181
не должны распространяться положения Закона № 2181 (в том числе  и
относительно сроков уплаты налоговых обязательств). Однако следует
отметить, что из п. 7.8 ст. 7 Закона этот вывод  вытекает  не  так
однозначно.
    Исходя из всего сказанного в статье, можно сделать вывод,  что
для налоговых органов взыскание налогового долга  через  процедуру
банкротства не является панацеей в борьбе  с  недоимщиками.  Более
того, при грамотной  подготовке  к  началу  процедуры  банкротства
плательщик налогов вообще может оставить бюджет "с носом" в  связи
с явно  выраженным  "продолжниковым"  характером  Закона,  который
направлен все-таки прежде всего не  на  банкротство  (несмотря  на
название заявлений, подаваемых в суд, и т.д.), а на восстановление
платежеспособности


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 32/02, стр. 19
[22.04.2002]
Д. Винокуров
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------