Скажи мне, кто твой субъект... ...и я скажу, действительно ли при отношениях с таким партнером будут обычные цены ------------------------------------------------------------------ Несмотря на все возрастающее количество публикаций, посвященных применению обычных цен, число вопросов, диктуемых практикой, не уменьшается. Вот один из них: отношений с какими субъектами касается п/п. 7.4.3 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР )? Напомним, что в соответствии с его нормами положения подпунктов 7.4.1 и 7.4.2, регламентирующих применение обычных цен, распространяются на операции с юрлицами, которые не являются плательщиками налога на прибыль {1} или являются таковыми по определению, но уплачивают налог на прибыль по иным, нежели "стандартные" плательщики, ставкам. {2} А теперь рассмотрим, какие же конкретно категории хозяйствующих субъектов имеются здесь в виду. Ну, однозначно не являются плательщиками налога на прибыль юрлица, уплачивающие единый налог или фиксированный сельхозналог, а также приобретшие специальный торговый патент. Для операций с такими субъектами цены - обычные. Теперь об "иных" ставках. Помимо общей ставки - 30% от налогооблагаемой прибыли (п. 10.1) - Законом о Прибыли установлены еще три ставки налога: - 15% от суммы доходов нерезидентов, полученных от осуществления ими на территории Украины хозяйственной деятельности, в виде налога на репатриацию (п. 13.2), от суммы доходов нерезидентов, полученных в виде страховых взносов, платежей или премий от перестрахования рисков (п. 13.6), от суммы доходов нерезидентов, полученных в виде дивидендов (п. 13.7); - 6% от суммы доходов нерезидентов, полученных в виде оплаты стоимости фрахта транспортных средств (п. 13.5); - 3% от суммы доходов страховщиков-резидентов, полученных от страховой деятельности (п/п. 7.2.1). Предприятия, проводящие операции с перечисленными юрлицами, под действие обычных цен подпадают. Следующая категория - это те, для кого Законом о Прибыли предусмотрены льготы: освобождение от налогообложения прибыли предприятий и организаций общественных организаций {3} инвалидов или прибыли предприятий, полученной от продажи на таможенной территории Украины специальных продуктов детского питания собственного производства; освобождение от налогообложения отдельных видов доходов неприбыльных организаций, доходов, полученных от продажи издательской продукции заказчику или непосредственному потребителю, и т. п. Для получения этих льгот, как известно, требуется выполнить ряд условий. Например, у инвалидов работа на льготируемых предприятиях должна быть основной, а их численность должна составлять не менее 50% общей численности работающих, при условии что фонд оплаты труда таких инвалидов в течение отчетного периода составляет не менее 25% суммы общих расходов на оплату труда. Но, допустим, все эти условия выполнены. Возникает вопрос: должны ли плательщики, сотрудничающие с этими предприятиями-льготниками, применять обычные цены для целей налогообложения прибыли согласно п/п. 7.4.3 Закона о Прибыли? По нашему мнению, действие п/п. 7.4.3 Закона о Прибыли на операции с подобными льготниками не распространяется. Да, прибыль, например, предприятий общественных организаций инвалидов действительно освобождена от налогообложения подпунктом 7.12.1, а доход, полученный от продажи издательской продукции, - пунктом 7.19. Однако исходя из положений ст. 2 Закона о Прибыли эти предприятия всё же являются плательщиками налога на прибыль. И нельзя сказать, что они платят налог по иным ставкам. Они либо вообще налог не уплачивают, либо уплачивают его по ставке 30%. К примеру, предприятия общественных организаций инвалидов не освобождаются от налогообложения прибыли, полученной от продажи подакцизных товаров и от игорного бизнеса. У издателя, в свою очередь, облагается доход при продаже издательской продукции оптовику или доход, полученный от предоставления рекламных услуг. {4} Причем с указанной прибыли налог будет взиматься именно по ставке 30%. Как видим, не быть плательщиком налога на прибыль и освобождаться от его уплаты - совсем не одно и то же (как, кстати, и в ситуации с НДС - где это различие тоже принципиально в связи с дискриминацией бартера). Интересный вопрос возникает в отношении неприбыльных организаций. Могут ли предприятия, общающиеся с неприбыльными, игнорировать обычные цены? Не мешает ли им п/п. 7.4.3 Закона о Прибыли? На первый взгляд, неприбыльные организации не являются плательщиками налога на прибыль, поскольку согласно п/п. 2.1.1 Закона последними считаются лишь "субъекты хозяйственной деятельности, бюджетные, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, осуществляющие деятельность, направленную на получение прибыли как на территории Украины, так и за ее пределами". А может ли быть у неприбыльных организаций деятельность, направленная на получение прибыли? Далеко не каждый решится ответить на данный вопрос утвердительно. Тем не менее мы считаем, что неприбыльные организации все-таки являются плательщиками налога. Этот вывод четко вытекает из положений п/п. 7.11.9 Закона. Не кажется ли вам странной мысль, что не является плательщиком налога на прибыль организация, которая при наличии соответствующих условий уплачивать этот налог обязана? Нам - кажется. Ведь если данная организация действительно не является плательщиком налога, то у нее никак не может быть обязанности его уплачивать. Такой вывод однозначно следует из Закона "О системе налогообложения" ( 1251-12 ) {5}. Так что на основании системного толкования Закона о Прибыли можно прийти к выводу, что неприбыльные организации все-таки являются плательщиками налога на прибыль и при возникновении объекта обложения, предусмотренного Законом о Прибыли, уплачивают налог по ставке 30%. В заключение - несколько слов о предприятиях, расположенных в пределах специальных экономических зон и на территориях приоритетного развития. В отношении этих субъектов используются разные способы льготирования: 1) уменьшение суммы налога на прибыль на определенное количество процентов (например, "Сиваш"); 2) освобождение прибыли от налогообложения ("Яворов", "Славутич" и т. п.); 3) обложение прибыли по ставке 50% от действующей ставки (например, "Славутич" и зоны Донецкой области на 4-6-й год осуществления проекта). Очевидно, что п/п. 7.4.3 распространяется лишь на предприятия, получившие третий вид льгот, поскольку они уплачивают налог по иной ставке. Первые же два вида льгот в формулировку п/п. 7.4.3 вовсе не вписываются (например, в случае "1)" уменьшается только сумма налога, а общая 30%-ная ставка - сохраняется). Следовательно, работа с предприятиями, расположенными в спецзонах и пользующимися привилегиями 1-го и 2-го вида, обычными ценами не угрожает. Таким образом, предприятия, имеющие партнерские взаимоотношения с вышерассмотренными льготниками по налогу на прибыль (кроме некоторых "спецзональных") и с неприбыльными организациями, должны доказать, что действие п/п. 7.4.3 Закона о Прибыли на них не распространяется. {1} В отношении как бы подпадающих сюда нерезидентов - см. "Бухгалтер" № 8'2002, с. 34-36. {2} Это означает, что доход, полученный от продажи таким юрлицам товаров (работ, услуг), определяется исходя из договорных цен, но не ниже обычных, а расходы, понесенные в связи с приобретением у этих юрлиц товаров (работ, услуг), - тоже исходя из договорных, но не выше обычных, действовавших на дату такой продажи (приобретения). {3} Так - в Законе о Прибыли. {4} См. "Бухгалтер" № 10-11'2002, с. 24-25. {5} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с. 6т. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №15/02, стр. 46 [01.04.2002] Алла Погребняк ------------------------------------------------------------------