Memento PDV {1} Влияние "замораживания" амортизации выводимых из эксплуатации ОФ на отраженный по ним налоговый кредит ------------------------------------------------------------------ Статья 7 Закона о Госбюджете-2002 {2}, "заморозившая" начисление в 2002 году амортизации на выведенные из эксплуатации основные фонды 2-й и 3-й групп, породила огромное количество вопросов в отношении ее практической реализации. Анализу сложившейся ситуации (с учетом налогового разъяснения, утвержденного приказом ГНАУ от 13.02.2002 г. № 68 ( v0068225-02 ) {3}) уже было посвящено много материалов нашего журнала (см. № 8'2002, с. 12-13, № 10-11'2002, с. 62, № 12'2002, с. 34-35, и № 14'2002, с. 36-37). Практически все названные публикации рассматривали "прибыльный" аспект проблемы, но существует еще и НДСный, связанный с судьбой налогового кредита выведенных из эксплуатации объектов ОФ. Напомним, что "налоговое разъяснение № 68", давая определение понятия "вывод из эксплуатации", упомянуло "ликвидацию, капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию и консервацию". Очевидно, что все случаи из названных, кроме ликвидации, предполагают последующий обратный ввод объекта ОФ в эксплуатацию. Следовательно, правило абз. 2 п/п. 7.4.1 ( 168/97-ВР ) Закона об НДС, гласящее о независимости возникновения права на налоговый кредит от сроков ввода в эксплуатацию ОФ, позволяет о сохранности отраженного в свое время налогового кредита не беспокоиться. Несколько сложнее с ликвидацией объекта ОФ. До вступления в силу ст. 7 Закона о Госбюджете-2002 мы отстаивали сохранность налогового кредита, уверенно обращаясь к п/п. 8.4.6 Закона о Прибыли ( 283/97-ВР ), позволявшему группам 2 и 3 ОФ амортизиро- вать в полном составе даже при выводе из эксплуатации отдельных объектов. Этот аргумент, как правило, убеждал даже сторонников жесткой ("пропорциональной") увязки величины налогового кредита с величиной валовых затрат или амортизирующей суммы. Теперь же предприятию придется либо смириться с позицией налоговых органов, которые требуют оставить в налоговом кредите лишь часть НДС, соответствующую успевшей самортизировать части первоначальной стоимости объекта ОФ, либо искать новые аргументы. Сначала - о позиции налоговиков. Она, как правило, базируется на абз. 1 п/п. 7.4.1 Закона об НДС, увязывающем возникновение права на налоговый кредит с отнесением в состав валовых затрат или амортизацией тех расходов, в связи с понесением которых был уплачен (начислен) НДС. И поскольку, мол, при ликвидации амортизация прекращается, то и НДС, приходящийся на неамортизированную часть суммы, должен быть из налогового кредита изъят. {4} Попытка распространить все это не только на ОФ группы 1 {5} (по которым налоговый учет и раньше велся пообъектно), но и на группы 2 или 3 предпринимались и раньше. Теперь же, когда пообъектность распространена на все группы ОФ, изложенный подход применяется на местах полным ходом. Можно ли аргументирование поспорить с таким подходом? Пожалуй, да, но только при наличии у спорящего налогоплательщика определенных качеств, среди которых не в последнюю очередь. В этом случае оборонять свой налоговый кредит лучше всего с чисто формальных позиций, например, следующим образом (пункты выстроены по мере убывания их значимости). Во-первых. В свое время НДС был отнесен в налоговый кредит на совершенно законных основаниях, так как соответствующий объект ОФ (в то время - возможно, в составе группы 2 или 3, если речь идет об объектах этих групп, но это не принципиально) подлежал амортизации и реально эта амортизация до момента ликвидации (точнее, до 1 числа отчетного периода, следующего за периодом ликвидации) начислялась. Так что амортизируемость расходов не только предполагалась в принципе, но и имела место в действительности. Сакраментальный п/п. 7.4.1 Закона об НДС как раз и говорит об амортизируемости как таковой (воспринимаемой в качестве признака), не ставя никаких дополнительных условий - вроде обязательности полной и окончательной амортизации. В противном случае законодатель написал бы: "стоимость которых будет самортизирована". Во-вторых. В тех случаях, когда законодатели пожелали изменить судьбу налогового кредита при возникновении определенных обстоятельств, они прямо об этом и написали. Речь идет о п/п. 7.4.2 и 7.4.3 Закона об НДС, регулирующих ситуации с осуществлением операций, освобожденных от налогообложения или не являющихся объектом налогообложения согласно статьям 3 и 5 этого Закона. Процедура ликвидации объекта ОФ не относится к операциям, регулируемым статьями 3 или 5 Закона об НДС, а сам Закон нигде не упоминает о необходимости корректировать налоговый кредит при ликвидации ОФ. {6} В-третьих. Налогообложение ликвидации ОФ с точки зрения НДС описано в п. 4.9 Закона об НДС (то есть в ст. 4, а не в 3 или 5 - это так, вдогонку к предыдущему пункту). Напомним, что в общем случае такая ликвидация влечет возникновение налоговых обязательств - как при продаже соответствующего объекта. Причем по обычным ценам, а для ОФ группы 1 - еще и не ниже их балансовой стоимости (видимо, такое разделение было связано с тем, что при написании Закона только для объектов ОФ 1-й группы предполагалось иметь собственную балансовую стоимость; можно предположить теперь со стороны особо рьяных налоговиков распространение - незаконное! - подобного правила и на объекты ОФ 2-й и 3-й групп). В случае же представления предприятием налоговому органу документа об уничтожении, разборке или другом преобразовании объекта ОФ, исключающем его дальнейшее использование, правило начисления налоговых обязательств применяться не должно {7} (такое исключение среди прочего содержится в абз. 2 того же п. 4.9). Разумно было бы признать, что возникновение налоговых обязательств при ликвидации объекта ОФ и есть "наказание" за включение в налоговый кредит соответствующей суммы НДС нерадивым плательщиком (нерадивым - в смысле не удосужившимся представить названный выше документ в налоговый орган). За что же наказывать его дважды - и лишением налогового кредита (который он, между прочим, увеличивал на сумму НДС, уплаченную или подлежащую уплате поставщику, а не получал от государства в подарок), и возникновением налоговых обязательств? Ну, это, конечно, аргумент для желающих его услышать, поэтому он может применяться преимущественно как "довесок" к двум предыдущим. В-четвертых. Это уже не аргумент, а скорее общее замечание, касающееся выработки единой позиции по ряду сходных с обсуждаемым вопросов. Если вы избираете для себя отстаивание в полном объеме исходного налогового кредита по ликвидируемым ОФ, то аналогичным образом должны поступать и при импорте товаров из офшорных зон (по которым налоговики настаивают на включении в НК только 85% уплаченного НДС {8}, так как валовые затраты увеличиваются лишь на 85% от реально понесенных расходов), и при проведении уценки товаров, приводящей к уменьшению первоначально возникших валовых затрат (не говоря уже о простой "безуценочной" продаже ниже цены приобретения). Главное, что объединяет все эти случаи,- это вопрос о (не)уменьшении суммы налогового кредита по НДС при уменьшении суммы валовых затрат или суммы, подлежащей амортизации (либо при наложении дополнительных ограничений, как с "импортными" валовыми затратами по офшорам). При этом вам придется столкнуться и с позицией ГНАУ, которая для себя этот вопрос уже решила. Решила, конечно, в пользу уменьшения налогового кредита во всех названных случаях. И вам в этой ситуации - как бы тривиально это уже ни звучало - есть смысл не забывать о "конфликте интересов" из п/п. 4.4.1 Закона "О порядке погашения...". Весьма примечательно отношение к фискальной позиции ГНАУ по "офшорному" НДС со стороны С. Терехина (сыгравшего, между прочим, не последнюю роль в деле создания Закона об НДС): "Аргументация налоговиков экономически неграмотна. Пусть внимательно читают Закон. И если есть ограничения по поводу затрат относительно офшорных зон, то никакого отношения к формированию налогового кредита они не имеют. В налоговый кредит относятся все суммы налога, уплаченные при покупке товаров". {9} Отдельно рассмотрим вопрос, касающийся влияния продажи объекта ОФ на отраженный при его приобретении налоговый кредит. Корни проблемы (в отношении ОФ 1-й группы, существовавшей и ранее) - те же. При продаже конкретного объекта ОФ сумма, равная его остаточной стоимости (посчитанной, например, в соответствии с "налоговым разъяснением № 68", если речь идет об объектах 2-й и 3-й групп), перестает амортизировать. Что делать с налоговым кредитом? Постараемся доказать, что ничего делать не надо. Итак, из смысла "налогового разъяснения № 68" вытекает (ну, почти вытекает), что продажа объектов 2-й и 3-й групп ОФ теперь облагается по правилам, сформулированным для группы 1 в п/п. 8.4.3 Закона о Прибыли. А это значит, что выручка от продажи должна сравниваться с балансовой стоимостью объекта, причем: - если сумма выручки выше балансовой стоимости объекта ОФ, то превышение пополнит валовые доходы плательщика; - если сумма выручки меньше балансовой стоимости объекта ОФ, то разница увеличит валовые затраты плательщика. Конечно, можно пытаться обосновывать сохранность налогового кредита указанием на то, что выручка сравнивается с балансовой стоимостью объекта и в валовые доходы или в валовые затраты попадает лишь разница между ними: налоговый итог таков же, как если бы в валовые затраты попала балансовая стоимость объекта, а в валовые доходы - выручка (аналогично непроизводственным ОФ). Но факт остается фактом - формально амортизация прекращается, а валовые затраты (во всяком случае на всю величину балансовой стоимости) не возникают. Поэтому идти следует другим путем, а именно использовав два первых аргумента из приводившихся нами выше для сохранения налогового кредита по ликвидируемым ОФ: а) в свое время налоговый кредит по НДС был отражен верно, а реально попавшая в валовые затраты или полностью самортизировавшая сумма не является необходимым условием отражения налогового кредита - важны лишь принципиально имеющие место валовозатратность или амортизируемость; б) если продажа объекта ОФ не подпадает под действие льготирующих ст. 3 и 5 Закона об НДС, то нет оснований пересматривать налоговый кредит. Совокупность этих двух аргументов представляется нам достаточно серьезным основанием для отстаивания своей правоты. Кстати, здесь можно воспользоваться и несколькими письмами ГНАУ, описывающими применение п/п. 3.2.8 Закона об НДС, рассуждая, так сказать, от противного. Вот типичный фрагмент, взятый из письма ГНАУ от 27.04.2001 г. № 5543/7/16-1217-26 ( v5543225-01 ): "при исполнении всех без исключения требований, изложенных в подпункте 3.2.8 статьи 3 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость", при передаче активов вновь созданному предприятию не будет возникать объект обложения налогом на добавленную стоимость. При этом в соответствии с подпунктом 7.4.2 статьи 7 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость", в случае если плательщик налога осуществляет операции по продаже товаров (работ, услуг), освобожденные от налогообложения или не являющиеся объектом налогообложения согласно статьям 3 и 5 данного Закона, суммы налога, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится в состав валовых затрат производства (обращения) и основных фондов и нематериальных активов, подлежащих амортизации, относятся соответственно в состав валовых затрат производства (обращения) и на увеличение стоимости основных фондов и нематериальных активов и в налоговый кредит не включаются. Поэтому на дату передачи основных фондов необходимо осуществить корректировку налогового кредита путем его уменьшения на сумму налога, приходящуюся на несамортизированную часть таких фондов". {10} Как видим, в письме правильно и аргументирование делается упор на использование ОФ в операции, не являющейся объектом обложения согласно п/п. 3.2.8, как на основании для корректировки налогового кредита на сумму, приходящуюся на неамортизированную часть таких фондов. Это значит, что при полноценной продаже ОФ никаких корректировок делать не нужно - иначе аргументация в приведенном письме, как и во множестве других писем ГНАУ, касающихся применения п/п. 3.2.8, {11} была бы иная и не основывалась бы на частном случае. Причем законных оснований для отнесения кусочка налогового кредита в состав валовых затрат или на увеличение стоимости ОФ в общем (нельготном) случае продажи нет. Выходит, что эта часть НДС была бы уплачена за счет собственных средств предприятия, оставшихся после налогообложения. С какой это стати? Подпункт 7.4.4 Закона об НДС предусматривает подобную неприятность, лишь "если плательщик приобретает товары (работы, услуги), стоимость которых не относится в состав валовых затрат производства (обращения) и не подлежит амортизации". Напомним, что в нашем случае приобретался как раз подлежащий амортизации объект ОФ. Просто спустя некоторое время (в течение которого этот объект амортизировал) возникла необходимость его продать. Кстати, полезным в этом случае будет и письмо ГНАУ от 10.10.2000 г. № 13531/7/16-1220-26 ( v3531225-00 ) (см. "Бухгал- тер" № 15'2002, с. 37). Напомним, что там речь идет о продаже ОФ, которые в пору их использования были задействованы в операциях, освобожденных от обложения или не являющихся объектом обложения НДС (без конкретизации группы). После упоминания об обложении такой продажи на общих основаниях в письме делается вывод, что "на дату такой передачи в налоговый кредит относится доля суммы НДС, приходящаяся на часть несамортизированной балансовой стоимости основных фондов". Логика понятна: в свое время ОФ использовались для производства льготной продукции, а значит, НДС был отнесен не в налоговый кредит, а в стоимость ОФ. Теперь же, при продаже - то есть при полноценной, облагаемой на общих основаниях операции - разрешено отнести в налоговый кредит НДС, приходящийся на неамортизированную часть балансовой стоимости (имея в виду, что как раз в этой части происходит облагаемая операция). Следовательно, если бы не было использования ОФ в льготно- необлагаемых операциях, то в налоговом кредите должен был бы с самого начала оставаться НДС в полном объеме. Ну а в заключение желаем предприятиям заниматься той основной деятельностью, ради которой они, собственно, создавались, а не всякой ерундой вроде вывода из эксплуатации да продажи ОФ. Так и передайте директору. {1} Помни об НДС (старинная латинская поговорка). {2} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с. 8. {3} См. "Бухгалтер" № 8'2002, с. 11-12. {4} Консультации налоговых органов и письма ГНАУ с подобными выводами - см., например, в "Бухгалтере" № 31'2001 на с. 73-74. {5} Попутно заметим, что здесь речь идет о ликвидации объекта по желанию плательщика. В случае разрушения, хищения, сноса или отказа от использования ОФ по иным причинам, не зависящим от плательщика, срабатывает п/п. 8.4.8 Закона о Прибыли и возникают валовые затраты. В этом случае налоговый кредит - по крайней мере, по нашему мнению - уж точно должен сохраниться. На эту тему - см. "Бухгалтер" № 6'2002, с. 26-27. {6} Определенную поддержку в этом вопросе способно оказать письмо ГНАУ от 05.01.2000 г. № 28/6/16-1220-21 (см. "Бухгалтер" № 15'2002, с. 37), хоть и посвященное иной проблеме, но полностью разделяющее формализм подобного толка. {7} См. на эту тему публикацию в "Бухгалтере" № 24'2001 на с. 11-13. Не забывайте только, что указанный материал писался до вступления в силу Закона о Госбюджете-2002. {8} См., например, письмо ГНАУ от 23.01.2001 г. № 24/2/22-2212 в "Бухгалтере" № 32'2001 на с. 66. {9} Цит. по газ. "Бизнес" № 16/2002, с. 84. {10} См. "Бухгалтер" № 31'2001, с. 58. {11} См., например, её письма от 28.10.99 г. № 16211/7/ 16-1220-26 в "Бухгалтере" № 23'2000 на с. 60-61 и от 25.02.2000 г. № 2675/7/16-1201 в № 7'2000 на с. 16. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 16/02, стр. 40 [28.04.2002] Александр Ключник ------------------------------------------------------------------