Memento PDV {1}

  Влияние "замораживания" амортизации выводимых из  эксплуатации
            ОФ на отраженный по ним налоговый кредит

------------------------------------------------------------------

    Статья  7   Закона  о   Госбюджете-2002  {2},   "заморозившая"
начисление в 2002 году амортизации на выведенные  из  эксплуатации
основные фонды 2-й  и  3-й  групп,  породила  огромное  количество
вопросов  в   отношении   ее  практической   реализации.   Анализу
сложившейся  ситуации   (с    учетом    налогового    разъяснения,
утвержденного приказом ГНАУ от 13.02.2002 г.  № 68 ( v0068225-02 ) 
{3})  уже  было  посвящено много  материалов  нашего  журнала (см. 
№ 8'2002, с. 12-13,  № 10-11'2002, с. 62, № 12'2002,  с. 34-35,  и 
№ 14'2002, с. 36-37).
    Практически    все    названные    публикации    рассматривали
"прибыльный"  аспект  проблемы,  но   существует  еще  и   НДСный,
связанный с судьбой налогового кредита выведенных из  эксплуатации
объектов ОФ.
    Напомним, что "налоговое разъяснение № 68", давая  определение
понятия   "вывод   из   эксплуатации",    упомянуло   "ликвидацию,
капитальный ремонт, реконструкцию,  модернизацию  и  консервацию".
Очевидно,  что  все  случаи  из   названных,   кроме   ликвидации,
предполагают последующий обратный ввод объекта ОФ в  эксплуатацию.
Следовательно, правило абз. 2 п/п. 7.4.1 ( 168/97-ВР )  Закона  об 
НДС, гласящее о  независимости возникновения  права  на  налоговый  
кредит  от сроков ввода в эксплуатацию ОФ, позволяет о сохранности  
отраженного в свое время налогового кредита не беспокоиться.
    Несколько сложнее с ликвидацией объекта ОФ.  До  вступления  в
силу ст. 7 Закона  о  Госбюджете-2002  мы  отстаивали  сохранность
налогового кредита, уверенно  обращаясь  к  п/п.  8.4.6  Закона  о
Прибыли ( 283/97-ВР ), позволявшему группам 2 и 3  ОФ  амортизиро-
вать  в  полном составе даже при выводе из эксплуатации  отдельных  
объектов.  Этот аргумент,  как  правило,  убеждал даже сторонников    
жесткой ("пропорциональной")  увязки  величины  налогового кредита    
с величиной валовых затрат или амортизирующей суммы.
    Теперь же  предприятию  придется  либо  смириться  с  позицией
налоговых органов, которые требуют оставить  в  налоговом  кредите
лишь часть НДС,  соответствующую  успевшей  самортизировать  части
первоначальной стоимости объекта ОФ, либо искать новые аргументы.
    Сначала - о позиции налоговиков.  Она, как правило, базируется
на абз. 1 п/п. 7.4.1  Закона  об  НДС,  увязывающем  возникновение
права на налоговый кредит с отнесением  в  состав  валовых  затрат
или амортизацией тех расходов, в связи с  понесением  которых  был
уплачен  (начислен)  НДС.  И   поскольку,  мол,   при   ликвидации
амортизация   прекращается,   то    и    НДС,   приходящийся    на
неамортизированную часть суммы, должен быть из налогового  кредита
изъят. {4} Попытка распространить все это не только на ОФ группы 1
{5} (по которым налоговый учет и раньше велся пообъектно), но и на
группы  2  или  3  предпринимались  и  раньше.  Теперь  же,  когда
пообъектность распространена на все группы ОФ,  изложенный  подход
применяется на местах полным ходом.
    Можно ли аргументирование поспорить с таким подходом? Пожалуй,
да,  но  только   при   наличии  у   спорящего   налогоплательщика
определенных качеств, среди которых не в последнюю очередь.
    В этом случае оборонять свой налоговый кредит  лучше  всего  с
чисто формальных  позиций,  например,  следующим  образом  (пункты
выстроены по мере убывания их значимости).
    Во-первых.  В свое время НДС был отнесен в налоговый кредит на
совершенно законных основаниях, так как соответствующий объект  ОФ
(в то время - возможно, в составе группы 2 или 3, если  речь  идет
об  объектах  этих  групп,  но  это  не  принципиально)   подлежал
амортизации  и  реально  эта  амортизация  до  момента  ликвидации
(точнее, до 1 числа  отчетного  периода,  следующего  за  периодом
ликвидации) начислялась.  Так  что  амортизируемость  расходов  не
только  предполагалась  в  принципе,   но  и    имела    место   в
действительности. Сакраментальный п/п. 7.4.1 Закона об НДС как раз
и  говорит  об  амортизируемости  как  таковой  (воспринимаемой  в
качестве признака), не  ставя  никаких  дополнительных  условий  -
вроде  обязательности  полной  и  окончательной   амортизации.   В
противном случае законодатель написал бы: "стоимость которых будет
самортизирована".
    Во-вторых. В тех случаях, когда законодатели пожелали изменить
судьбу   налогового   кредита   при   возникновении   определенных
обстоятельств, они прямо об этом  и  написали.  Речь  идет  о п/п.
7.4.2  и   7.4.3   Закона   об  НДС,   регулирующих   ситуации   с
осуществлением операций, освобожденных от налогообложения  или  не
являющихся объектом налогообложения согласно статьям 3 и  5  этого
Закона.  Процедура ликвидации объекта ОФ не относится к операциям,
регулируемым статьями 3 или 5 Закона об НДС, а сам Закон нигде  не
упоминает о  необходимости  корректировать  налоговый  кредит  при
ликвидации ОФ. {6}
    В-третьих.  Налогообложение ликвидации ОФ с точки  зрения  НДС
описано в п. 4.9 Закона об НДС (то есть в ст. 4, а не в 3 или 5  -
это так, вдогонку к предыдущему пункту).  Напомним,  что  в  общем
случае   такая   ликвидация    влечет    возникновение   налоговых
обязательств - как при продаже соответствующего объекта. Причем по
обычным ценам, а для ОФ группы 1 - еще и  не  ниже  их  балансовой
стоимости (видимо, такое разделение было связано с  тем,  что  при
написании Закона только для объектов ОФ 1-й группы  предполагалось
иметь собственную балансовую стоимость; можно предположить  теперь
со стороны особо рьяных налоговиков  распространение - незаконное!
- подобного правила и на объекты ОФ 2-й и 3-й групп).
    В  случае  же  представления  предприятием  налоговому  органу
документа  об  уничтожении,  разборке  или  другом  преобразовании
объекта ОФ,  исключающем  его  дальнейшее  использование,  правило
начисления налоговых обязательств применяться не должно {7} (такое
исключение среди прочего содержится в абз. 2 того же п. 4.9).
    Разумно  было  бы   признать,  что   возникновение   налоговых
обязательств при ликвидации  объекта  ОФ  и  есть  "наказание"  за
включение в налоговый кредит соответствующей суммы  НДС  нерадивым
плательщиком (нерадивым - в смысле  не  удосужившимся  представить
названный выше документ в налоговый орган).  За что же  наказывать
его дважды - и лишением  налогового  кредита  (который  он,  между
прочим, увеличивал на сумму НДС, уплаченную или подлежащую  уплате
поставщику,  а  не  получал   от   государства   в   подарок),   и
возникновением налоговых обязательств? Ну, это, конечно,  аргумент
для  желающих  его   услышать,   поэтому  он   может   применяться
преимущественно как "довесок" к двум предыдущим.
    В-четвертых.  Это уже не аргумент, а скорее  общее  замечание,
касающееся выработки единой позиции по ряду сходных с  обсуждаемым
вопросов.  Если вы избираете для себя отстаивание в полном  объеме
исходного налогового кредита по ликвидируемым ОФ,  то  аналогичным
образом должны поступать и при импорте товаров из офшорных зон (по
которым  налоговики  настаивают  на  включении  в  НК  только  85%
уплаченного НДС {8}, так как валовые затраты увеличиваются лишь на
85% от реально  понесенных  расходов),  и  при  проведении  уценки
товаров, приводящей к уменьшению первоначально  возникших  валовых
затрат (не говоря уже о простой "безуценочной" продаже  ниже  цены
приобретения).
    Главное,  что  объединяет  все  эти  случаи,-  это  вопрос   о
(не)уменьшении суммы налогового  кредита  по  НДС  при  уменьшении
суммы валовых затрат или суммы, подлежащей амортизации  (либо  при
наложении дополнительных ограничений, как с "импортными"  валовыми
затратами по офшорам).
    При этом вам придется столкнуться и с позицией  ГНАУ,  которая
для себя  этот  вопрос  уже  решила.  Решила,  конечно,  в  пользу
уменьшения налогового кредита во всех названных случаях.  И вам  в
этой ситуации - как бы тривиально это уже ни звучало - есть  смысл
не забывать о  "конфликте  интересов"  из  п/п.  4.4.1  Закона  "О
порядке погашения...".
    Весьма примечательно отношение к фискальной  позиции  ГНАУ  по
"офшорному" НДС со стороны С.  Терехина (сыгравшего, между прочим,
не последнюю роль в деле создания Закона об НДС):

    "Аргументация  налоговиков  экономически  неграмотна.    Пусть
внимательно читают Закон. И если есть ограничения по поводу затрат
относительно офшорных зон, то никакого  отношения  к  формированию
налогового кредита они не имеют.  В налоговый кредит относятся все
суммы налога, уплаченные при покупке товаров". {9}

    Отдельно рассмотрим вопрос, касающийся влияния продажи объекта
ОФ на отраженный при  его  приобретении  налоговый  кредит.  Корни
проблемы (в отношении ОФ 1-й группы, существовавшей и ранее) -  те
же.  При  продаже  конкретного  объекта  ОФ   сумма,  равная   его
остаточной  стоимости  (посчитанной,  например,  в  соответствии с
"налоговым разъяснением № 68", если речь идет об  объектах  2-й  и
3-й групп),  перестает  амортизировать.  Что  делать  с  налоговым
кредитом? Постараемся доказать, что ничего делать не надо.
    Итак, из смысла "налогового разъяснения №  68"  вытекает  (ну,
почти вытекает), что продажа объектов 2-й и 3-й  групп  ОФ  теперь
облагается по правилам, сформулированным для группы 1 в п/п. 8.4.3
Закона о Прибыли.  А это значит, что  выручка  от  продажи  должна
сравниваться с балансовой стоимостью объекта, причем:
    - если сумма выручки выше балансовой стоимости объекта ОФ,  то
превышение пополнит валовые доходы плательщика;
    - если сумма выручки меньше балансовой стоимости  объекта  ОФ,
то разница увеличит валовые затраты плательщика.
    Конечно, можно пытаться  обосновывать  сохранность  налогового
кредита указанием на то, что  выручка  сравнивается  с  балансовой
стоимостью объекта и  в  валовые  доходы  или  в  валовые  затраты
попадает лишь разница между ними: налоговый  итог  таков  же,  как
если бы в валовые затраты попала балансовая стоимость объекта, а в
валовые доходы - выручка (аналогично  непроизводственным  ОФ).  Но
факт остается  фактом  -  формально  амортизация  прекращается,  а
валовые затраты (во  всяком  случае  на  всю  величину  балансовой
стоимости) не возникают.  Поэтому идти  следует  другим  путем,  а
именно использовав два первых аргумента из приводившихся нами выше
для сохранения налогового кредита по ликвидируемым ОФ:
    а) в свое время налоговый кредит по НДС был отражен  верно,  а
реально попавшая в валовые затраты или полностью самортизировавшая
сумма  не  является  необходимым  условием  отражения   налогового
кредита - важны лишь принципиально имеющие место валовозатратность
или амортизируемость;
    б)  если  продажа  объекта  ОФ  не   подпадает  под   действие
льготирующих  ст.  3  и  5  Закона   об  НДС,  то  нет   оснований
пересматривать налоговый кредит.
    Совокупность   этих   двух   аргументов   представляется   нам
достаточно серьезным основанием  для  отстаивания  своей  правоты.
Кстати, здесь можно воспользоваться и несколькими  письмами  ГНАУ,
описывающими применение п/п. 3.2.8 Закона об НДС,  рассуждая,  так
сказать, от противного.  Вот типичный фрагмент, взятый  из  письма
ГНАУ от 27.04.2001 г. № 5543/7/16-1217-26 ( v5543225-01 ):

    "при исполнении всех без исключения требований,  изложенных  в
подпункте 3.2.8 статьи 3 Закона Украины "О налоге  на  добавленную
стоимость", при передаче активов вновь созданному  предприятию  не
будет возникать объект обложения налогом на добавленную стоимость.
    При этом в соответствии с подпунктом  7.4.2  статьи  7  Закона
Украины  "О  налоге  на  добавленную  стоимость",  в  случае  если
плательщик налога осуществляет операции по продаже товаров (работ,
услуг),  освобожденные  от  налогообложения   или  не   являющиеся
объектом налогообложения согласно статьям 3 и  5  данного  Закона,
суммы налога, уплаченные (начисленные)  в  связи  с  приобретением
товаров (работ,  услуг),  стоимость  которых  относится  в  состав
валовых  затрат  производства  (обращения)  и  основных  фондов  и
нематериальных   активов,    подлежащих   амортизации,   относятся
соответственно в состав валовых затрат производства (обращения)  и
на увеличение стоимости основных фондов и нематериальных активов и
в  налоговый  кредит  не  включаются.  Поэтому  на  дату  передачи
основных фондов необходимо  осуществить  корректировку  налогового
кредита путем его уменьшения  на  сумму  налога,  приходящуюся  на
несамортизированную часть таких фондов". {10}

    Как видим, в письме правильно и аргументирование делается упор
на использование ОФ в операции, не являющейся  объектом  обложения
согласно п/п. 3.2.8, как на основании для корректировки налогового
кредита на сумму, приходящуюся на неамортизированную  часть  таких
фондов.
    Это  значит,  что   при   полноценной   продаже   ОФ   никаких
корректировок делать не нужно - иначе аргументация  в  приведенном
письме,  как  и  во  множестве  других   писем  ГНАУ,   касающихся
применения п/п. 3.2.8, {11} была бы иная и не основывалась  бы  на
частном случае.
    Причем законных оснований  для  отнесения  кусочка  налогового
кредита в состав валовых затрат или на увеличение стоимости  ОФ  в
общем (нельготном) случае продажи нет.  Выходит, что эта часть НДС
была  бы  уплачена  за  счет  собственных   средств   предприятия,
оставшихся после налогообложения.
    С   какой   это   стати?   Подпункт  7.4.4   Закона   об   НДС
предусматривает подобную неприятность, лишь

    "если   плательщик   приобретает  товары   (работы,   услуги),
стоимость  которых  не   относится   в   состав   валовых   затрат
производства (обращения) и не подлежит амортизации".

    Напомним, что в нашем случае приобретался как  раз  подлежащий
амортизации объект ОФ.  Просто спустя некоторое время  (в  течение
которого этот объект  амортизировал)  возникла  необходимость  его
продать.
    Кстати,  полезным  в  этом  случае  будет  и  письмо  ГНАУ  от
10.10.2000 г. № 13531/7/16-1220-26 ( v3531225-00 ) (см. "Бухгал-
тер" № 15'2002,  с. 37).  Напомним, что  там  речь  идет о продаже 
ОФ,  которые  в  пору  их   использования  были  задействованы   в  
операциях,   освобожденных   от  обложения   или   не   являющихся   
объектом   обложения  НДС  (без   конкретизации   группы).   После  
упоминания  об  обложении такой  продажи  на  общих  основаниях  в  
письме делается вывод, что

    "на дату такой передачи  в  налоговый  кредит  относится  доля
суммы НДС, приходящаяся на  часть  несамортизированной  балансовой
стоимости основных фондов".

    Логика  понятна:  в   свое   время   ОФ   использовались   для
производства льготной продукции, а значит, НДС был  отнесен  не  в
налоговый кредит, а в стоимость ОФ.  Теперь же, при продаже  -  то
есть при полноценной, облагаемой на общих  основаниях  операции  -
разрешено  отнести  в  налоговый  кредит  НДС,   приходящийся   на
неамортизированную часть балансовой стоимости (имея  в  виду,  что
как   раз  в   этой   части   происходит   облагаемая   операция).
Следовательно,  если  бы   не   было  использования ОФ  в льготно-
необлагаемых операциях, то в налоговом  кредите должен  был  бы  с 
самого начала оставаться НДС в полном объеме.
    Ну а в заключение желаем предприятиям заниматься той  основной
деятельностью, ради которой они,  собственно,  создавались,  а  не
всякой ерундой вроде вывода из эксплуатации да продажи ОФ.  Так  и
передайте директору.




    {1} Помни об НДС (старинная латинская поговорка).
    {2} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с. 8.
    {3} См. "Бухгалтер" № 8'2002, с. 11-12.
    {4} Консультации налоговых органов и письма ГНАУ  с  подобными
выводами - см., например, в "Бухгалтере" № 31'2001 на с. 73-74.
    {5} Попутно заметим, что здесь речь идет о ликвидации  объекта
по желанию плательщика.  В случае разрушения, хищения,  сноса  или
отказа от использования ОФ  по  иным  причинам,  не  зависящим  от
плательщика, срабатывает п/п. 8.4.8 Закона о Прибыли  и  возникают
валовые затраты. В этом случае налоговый кредит - по крайней мере,
по нашему мнению - уж точно должен сохраниться. На эту  тему - см.
"Бухгалтер" № 6'2002, с. 26-27.
    {6} Определенную поддержку в  этом  вопросе  способно  оказать
письмо ГНАУ от 05.01.2000 г. № 28/6/16-1220-21 (см. "Бухгалтер"  №
15'2002, с. 37), хоть и посвященное иной  проблеме,  но  полностью
разделяющее формализм подобного толка.
    {7} См. на эту тему публикацию в "Бухгалтере" № 24'2001 на  с.
11-13. Не забывайте только,  что  указанный  материал  писался  до
вступления в силу Закона о Госбюджете-2002.
    {8} См., например, письмо ГНАУ от 23.01.2001 г. № 24/2/22-2212
в "Бухгалтере" № 32'2001 на с. 66.
    {9} Цит. по газ. "Бизнес" № 16/2002, с. 84.
    {10} См. "Бухгалтер" № 31'2001, с. 58.
    {11} См., например,  её  письма  от  28.10.99  г.  №  16211/7/ 16-1220-26 в "Бухгалтере" № 23'2000 на с. 60-61 и от 25.02.2000 г.
№ 2675/7/16-1201 в № 7'2000 на с. 16.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 16/02, стр. 40
[28.04.2002]
Александр Ключник

------------------------------------------------------------------