Организация охраны труда на предприятии

------------------------------------------------------------------

    В жизнедеятельности предприятий  немаловажное  значение  имеет
охрана  труда  работников.  Но,  к  сожалению,  далеко   не    все
собственники уделяют этому вопросу должное внимание.  Недостаточно
серьезное отношение к мерам по охране труда  особенно  ощутимо  на
предприятиях, связанных с работами с вредными или  особо  опасными
условиями труда.
    Кроме  того,  существует  целый  ряд  законодательных   актов,
регулирующих  правовые  аспекты,  обеспечивающие  планирование   и
выполнение комплексов мероприятий по  охране  труда,  основные  из
которых  -  КЗоТ ( 322-08 )  и  Закон об охране труда ( 2694-12 ).
Обеспечение мер, гарантирующих работникам безопасные для их  жизни
и здоровья  условия  труда,  являются  обязательными  для  каждого
предприятия.  Все мероприятия, связанные с охраной труда, подлежат
жесткому контролю со стороны соответствующих компетентных органов,
поэтому  на  предприятии  их  осуществление,  прежде всего, должно
быть   документально  оформлено   в   соответствии  с  действующим
законодательством во избежание штрафов  со  стороны  инспекции  по
охране труда и налоговых служб.

    Организационно-правовые аспекты

    Организует  и  осуществляет    государственный    надзор    за
соблюдением  в  процессе    трудовой    деятельности    требований
законодательства,    межотраслевых,    отраслевых    и      других
нормативно-правовых  актов  об  охране    труда    Государственный
департамент по надзору  за  охраной  труда  (Госнадзорохрантруда),
являющийся правительственным органом государственного управления и
действующий  в  составе  Минтруда.  Госнадзорохрантруда,  в   свою
очередь,   подразделяется   на   территориальные    управления   и
государственные  инспекции  охраны труда.  Согласно п. 3 Положения
№ 925 ( 925-2000-п ) основными задачами, входящими  в  компетенцию
Госнадзорохрантруда, являются:
    - комплексное  управление  охраной  труда  на  государственном
уровне;
    - реализация государственной политики в сфере охраны  труда  и
производственной безопасности;
    - государственный    надзор    за    соблюдением    требований
законодательных   и   других    нормативно-правовых    актов    по
безопасности, гигиене труда и производственной среды, а  также  за
проведением работ, связанных с геологическим  изучением  недр,  их
охраной, использованием и переработкой минерального сырья;
    - координация    работ    по    профилактике       травматизма
непроизводственного характера;
    - проведение  экспертизы  проектной  документации   и   выдача
разрешений  на  ввод  в  эксплуатацию   новых  и  реконструируемых
предприятий, объектов и средств производства.
    Органы Госнадзорохрантруда при участии других  государственных
органов и профессиональных союзов разрабатывают и принимают  новые
государственные межотраслевые  и  отраслевые нормативные  акты  об
охране труда,  а  также  пересматривают  и  отменяют  действующие.
Государственные  межотраслевые  и  отраслевые   нормативные   акты
об  охране  труда представляют собой  правила,  стандарты,  нормы,
положения, инструкции и другие документы, имеющие статус  правовых
норм, обязательных для выполнения (ст. 157 КЗоТ ).

    Обеспечение охраны труда на предприятии

    Согласно  ст.  23  Закона об охране труда  на   предприятии
собственником создается служба охраны труда.  Типовое положение об
этой  службе  утверждается  Госнадзорохрантруда.  На   предприятии
производственной сферы, в котором количество работающих составляет
менее 50 человек, функции службы охраны труда могут возлагаться  в
порядке совместительства на специалистов, имеющих  соответствующую
подготовку  (инженер  ОТ).  Служба  охраны  труда   находится    в
непосредственном    подчинении    руководителя    предприятия    и
приравнивается к основным производственно-техническим службам.
    Необходимо обратить внимание, что  специалисты  службы  охраны
труда или инженер ОТ имеют право:
    - выдавать руководителям структурных подразделений предприятия
обязательные для исполнения предписания  по  устранению  имеющихся
недостатков;
    - получать  от  них  необходимые  сведения,  документацию    и
объяснения по вопросам охраны труда;
    - требовать  отстранения  от  работы   лиц,    не    прошедших
медицинский осмотр, обучение, инструктаж,  проверку  знаний  и  не
имеющих допуска  к  соответствующим  работам  или  не  выполняющих
нормативов по охране труда;
    - останавливать  работу    производств,    участков,    машин,
механизмов, оборудования и других средств  производства  в  случае
нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работников;
    - направлять   руководителю    предприятия    предписания    о
привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по
охране труда.
    Предписания специалиста по охране труда может отменить  только
руководитель предприятия.
    В  соответствии  с  Порядком  № 132  ( z0020-94 )  нормативные
акты  об  охране  труда  разрабатываются  на  всех предприятиях, в
учреждениях и организациях  независимо  от  форм  собственности  и
видов их деятельности и утверждаются  собственником  или  трудовым
коллективом.
    В нормативных актах об охране  труда  должны  быть  определены
направления функционирования службы охраны труда, обеспечивающие в
каждом структурном подразделении и на рабочем месте  безопасные  и
безвредные условия труда, а также установлены  правила  выполнения
работ и поведения  работников  на  предприятии.  Нормативные  акты
разрабатываются согласно действующему  законодательству  и  должны
соответствовать  государственным,  межотраслевым   и    отраслевым
нормативным актам об охране труда.
    Нормативные акты, которые  утверждаются  трудовым  коллективом
(например,  Положение  о  комиссии  по  вопросам   охраны    труда
предприятия, Положение об уполномоченных трудовых  коллективов  по
вопросам охраны  труда  и  т. п.),  разрабатываются  собственником
совместно с соответствующими общественными организациями.
    Взаимные обязательства по  обеспечению  и  выполнению  мер  по
охране  труда  между  собственником   и    трудовым    коллективом
устанавливаются в коллективном договоре (ст. 7 Закона  Украины  "О
коллективных договорах  и  соглашениях" от 01.07.93 г.  № 3356-ХII
( 3356-12 )).
    К коллективному договору целесообразно приложить  перечни  мер
по охране труда, в частности:
    - комплексных  мер  по  достижению  установленных   нормативов
безопасности, гигиены труда  и  производственной среды,  повышения
существующего  уровня  охраны  труда,    предотвращения    случаев
производственного  травматизма,  профессиональных  заболеваний   и
аварий;
    - профессий, должностей, имеющих право на бесплатное получение
спецодежды, спецобуви и прочих средств индивидуальной защиты (СИЗ)
в соответствии с установленными нормами;
    - профессий, имеющих право на получение средств гигиены;
    - профессий, подлежащих обязательному медосмотру и пр.
    Перечень  мер  по  охране  труда,  осуществляемых   за    счет
предприятия, устанавливается  с  учетом  специфики  условий  труда
данного предприятия,  межотраслевой или отраслевой  принадлежности
и  в  соответствии  с  Перечнем № 102  ( z0445-99 ),  утвержденным
Госнадзорохрантруда и Минтруда. Приведем указанный Перечень мер по
охране труда, осуществляемых за счет предприятий.
    1. Аттестация рабочих мест на соответствие нормативным актам.
    2. Обеспечение работающих спецодеждой,  спецобувью  и  другими
средствами индивидуальной защиты.
    3. Реализация мер по предотвращению непосредственного контакта
работников  с  вредными  веществами   и    материалами,    другими
неблагоприятными и опасными факторами производства.
    4. Внедрение систем автоматического  контроля  и  сигнализации
наличия вредных  и  опасных производственных  факторов,  устройств
аварийного    отключения    производственного    оборудования    и
коммуникаций в случае возникновения опасности для работников.
    5. Внедрение оборудования и устройств,  обеспечивающих  защиту
работающих  от    поражения    электрическим    током,    действия
статистического электричества и разрядов молний.
    6. Оборудование специальных механизмов, устройств и  площадок,
обеспечивающих удобное и безопасное выполнение работ на высоте.
    7. Приведение    уровней    шума,    вибрации,    ультразвука,
ионизирующих и  других  вредных  излучений  на  рабочих  местах  в
соответствие с требованиями действующих нормативных актов.
    8. Разработка,  изготовление  и  монтаж  новых,  реконструкция
действующих:
    - общих  и   местных    вентиляционных    систем,    устройств
кондиционирования  воздуха, аспирационных, пыле-, газоулавливающих
устройств;
    - систем естественного и искусственного освещения рабочих мест
действующего производства, эвакуационных выходов и мест  массового
перехода работающих;
    - систем  отопления,  тепловых,  водных,  воздушных  завес   и
воздушных душей,  утепления  дверей,  окон,  полов  в  действующем
производстве.
    9. Механизация  уборки  производственных  помещений,  в  т. ч.
стружки и других отходов  производства,  очистка  воздухопроводов,
осветительной арматуры, окон, световых фонарей и т. п.
    10. Проведение  экспертизы  технического  состояния  зданий  и
сооружений,  экспертизы  и  диагностики    потенциально    опасных
объектов, оборудования, устройств и т. п.
    11. Создание кабинетов,  уголков,  выставок по вопросам охраны
труда;  приобретение  нужных  нормативных   документов,    учебных
пособий,  плакатов;  периодической  литературы,    полиграфической
продукции, оборудования и т. п.
    12. Обучение работников,  проведение совещаний,  семинаров  по
вопросам охраны труда.
    13. Оснащение  производственных  помещений сигнальными цветами
и  знаками безопасности в соответствии с правилами  и  стандартами
по  безопасности   труда,   предупреждение    дорожно-транспортных
происшествий на территории предприятия.
    14. Реконструкция    и    оснащение     на        производстве
санитарно-бытовых  помещений  (гардеробных,  душевых,  комнат  для
приема пищи и т. п.), мест организованного  отдыха;  оснащение  их
современным инвентарем и оборудованием  с  целью доведения  уровня
обеспеченности работающих до установленных норм.
    15. Оборудование    физкультурно-оздоровительных       комнат;
приобретение с этой  целью  спортивного  инвентаря,  оборудования,
лечебных  и  оздоровительных   препаратов   и   медикаментов   для
профилактики профзаболеваний и реабилитации здоровья  пострадавших
от несчастных случаев на производстве.
    16. Поощрение  трудовых  коллективов    и    отдельных    лиц,
плодотворно  работающих  над  улучшением  состояния  безопасности,
гигиены труда и производственной среды.
    17. Проведение    профилактических    медицинских     осмотров
работающих, оплата медицинских услуг специалистов  по  диагностике
и   лечению    работников,   потерпевших   вследствие    получения
профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.
    18. Возмещение   предприятиям,    учреждениям,    организациям
расходов на командировку работников, являющихся  членами  комиссии
по специальному расследованию несчастных случаев  на  производстве
или привлеченных к ее работе.
    19. Оказание помощи государственному, отраслевым, региональным
фондам охраны труда и фондам охраны труда других предприятий.
    Перечень    комплексных    мер    предприятия    подписывается
руководителем,  ответственным   лицом   службы   охраны   труда  и
председателем профкома при его наличии  и  в  обязательном порядке
утверждается Государственной инспекцией по охране труда отрасли, к
которой относится предприятие. Данный документ является основанием
для включения расходов на охрану труда в состав валовых расходов.
    В качестве примера приведем фрагмент перечня комплексных  мер,
выполняемых в 2002  году  на  одном  из  коммунальных  предприятий
тепловых сетей в Киевской области. Необходимо отметить, что работы
на предприятиях тепловых сетей входят в Перечень работ  повышенной
опасности, утвержденный приказом Государственного комитета Украины
по надзору  за  охраной  труда от 30.11.93 г. № 123  ( z0196-93 ).
Перечень мер по охране труда подписывается директором предприятия,
инженером охраны  труда,  председателем  профкома  и  утверждается
Начальником  Киевской  Государственной  инспекции  охраны    труда
Агропромышленного комплекса.

                   К О М П Л Е К С Н Ы Е  М Е Р Ы

    на 2002 год по достижению установленных нормативов гигиены
      труда и безопасности производственной среды, повышению
    существующего уровня охраны труда, предотвращению случаев
        травматизма, профессиональных заболеваний и аварий

|---|---------------|-----------|---------------|------------|-------------|
| № |  Наименование | Стоимость | Эффективность |    Срок    |Ответственное|
|п/п|  мероприятий  |   работ,  |  мероприятий, | исполнения |     лицо    |
|   |               | тыс. грн. |      чел.     |            |             |
|---|---------------|-----------|---------------|------------|-------------|
| 1 | Провести      |        2,5|      120      | I - IV кв. |  Директор,  |
|   | аттестацию    |           |               |            |  инженер ОТ |
|   | рабочих мест  |           |               |            |             |
|   | в котельных   |           |               |            |             |
|   | предприятия   |           |               |            |             |
|---|---------------|-----------|---------------|------------|-------------|
| 2 | Выполнить     |        1,0|       -       | I - IV кв. |  инженер ОТ |
|   | работы по     |           |               |            |             |
|   | оборудованию  |           |               |            |             |
|   | прачечной для |           |               |            |             |
|   | стирки        |           |               |            |             |
|   | спецодежды    |           |               |            |             |
|---|---------------|-----------|---------------|------------|-------------|
| 3 | Провести      |        1,0|       35      | I - IV кв. |  инженер ОТ |
|   | медосмотр     |           |               |            |             |
|   | работающих    |           |               |            |             |
|---|---------------|-----------|---------------|------------|-------------|
| 4 | Приобрести    |        3,0|      120      | I - IV кв. |  инженер ОТ |
|   | спецодежду,   |           |               |            |             |
|   | спецобувь,    |           |               |            |             |
|   | прочие СИЗ    |           |               |            |             |
|---|---------------|-----------|---------------|------------|-------------|

    Финансирование охраны труда

    В  соответствии со ст. 21  Закона об охране труда  расходы,
связанные  с  организацией  и  выполнением мер  по  охране  труда,
осуществляются собственником предприятия.
    Следует обратить внимание, что создание фондов охраны труда на
предприятиях,  в  отраслях  и  на  государственном  уровне    было
обязательным и все предприятия в  обязательном  порядке  отчисляли
денежные средства в соответствующие фонды.  В связи со вступлением
в силу  Закона  № 1105 ( 1105-14 ) государственный,  отраслевые  и
межотраслевые  фонды  ликвидированы,  однако  в  ст. 21 Закона об охране труда изменения не внесены.
    В настоящее  время  фонды  охраны  труда  на  предприятиях,  в
отраслях могут быть созданы по усмотрению  собственника  и  службы
охраны труда. В этом случае аккумулированные средства фонда должны
использоваться только  на  мероприятия, обеспечивающие  условия  и
безопасность труда,  соответствующие  нормативным  требованиям,  а
также на повышение уровня охраны труда на производстве.
    В бухгалтерском учете Планом счетов не предусмотрен  счет  для
отражения отчислений в фонд охраны труда, но такие средства  можно
учитывать  как  зарезервированные  по  решению  руководителя   для
обеспечения будущих платежей по охране  труда  и  включения  их  в
расходы текущего  периода.  Для  этого  можно  применить  счет  47
"Обеспечение будущих расходов и платежей".
    Расходы на охрану труда,  технику безопасности в бухгалтерском
учете включаются в состав общепроизводственных  расходов  согласно
п. 15.8  ПБУ 16  "Расходы",  утвержденного  приказом  Министерства
финансов Украины от 31.12.99 г. № 318 ( z0027-00 ).
    В налоговом  учете  в  соответствии  с  пп. 5.2.1 п. 5.2 ст. 5
Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ) суммы  любых  расходов,  оплаченных
(начисленных) в течение отчетного периода в связи с охраной труда,
включаются в состав валовых расходов текущего отчетного периода.

    Пример 1

    В бухгалтерском  и  налоговом  учете  расходы  мероприятия  по
охране труда за счет созданного фонда отразятся следующим образом:

|---|-----------------------|---------------|--------|-----------|
| № |  Содержание операции  | Бухгалтерский | Сумма, | Налоговый |
|п/п|                       |     учет      |  грн.  |    учет   |
|   |                       |-------|-------|        |-----|-----|
|   |                       |  Д-т  |  К-т  |        |  ВД |  ВР |
|---|-----------------------|-------|-------|--------|-----|-----|
| 1 | Зарезервированы       |   91  |   47  |   1 200|  -  |  -  |
|   | денежные средства в   |       |       |        |     |     |
|   | фонд охраны труда     |       |       |        |     |     |
|---|-----------------------|-------|-------|--------|-----|-----|
| 2 | Перечислены денежные  |  631  |  311  |     240|  -  | 200 |
|   | средства на проведение|641/ндс|  644  |      40|     |     |
|   | мероприятий по охране |   47  |  631  |     200|     |     |
|   | труда                 |  644  |  631  |      40|     |     |
|---|-----------------------|-------|-------|--------|-----|-----|

    Обеспечение работников  спецодеждой  и  спецобувью  и  другими
    защитными средствами

    Особого  внимания  при  выполнении  мер  по    охране    труда
заслуживает  обеспечение  работников  средствами    индивидуальной
защиты.  Согласно ст. 163 КЗоТ и ст. 10 Закона об охране труда  на
работах с вредными и опасными условиями труда,  а  также  работах,
связанных с  загрязнением  или  осуществляемых  в  неблагоприятных
температурных  условиях,  работникам   выдаются    бесплатно    по
установленным   нормам   специальная   одежда,  специальная  обувь
и  другие  СИЗ,  а  также  моющие  и  обеззараживающие   средства.
Обязательный минимум бесплатной выдачи средств  защиты  работающих
на  предпрятии  определяется    в    соответствии    с    нормами,
установленными в ГОСТ 12.4.011-89 "Система стандартов безопасности
труда.  Средства  защиты   работающих.    Общие    требования    и
классификация".
    Порядок  обеспечения   работников    предприятий    средствами
индивидуальной защиты, а также порядок их  содержания  и  хранения
установлен Положением № 170 ( z0667-96 ).
    Перечень профессий и должностей работников  в  соответствующих
производствах, цехах, участках и видах  работ,  имеющих  право  на
бесплатное  получение  спецодежды,  спецобуви  и    других    СИЗ,
утверждается руководителем предприятия в соответствии  с  Типовыми
отраслевыми  нормами  или  соответствующими  отраслевыми  нормами,
действующими  на  основании  типовых.  Средства  защиты   выдаются
работникам по установленным нормам и на установленный срок.
    В соответствии с п 1.6 Положения № 170  СИЗ  могут  выдаваться
работникам  свыше  предусмотренных  норм,  если   этого    требует
специфика производства,  требования  технологических  процессов  и
нормативных актов по охране труда.  Спецодежда сверх норм выдается
по согласованию с представителями профсоюзных органов и по решению
трудового  коллектива  предприятия.  Необходимо  напомнить,    что
стоимость одежды, выданной  работнику  сверх  установленных  норм,
включается  в  его  совокупный  налогооблагаемый  доход   согласно
п. 5.4.1 Инструкции о подоходном налоге ( z0064-93 ).
    Согласно п 2.4 Положения № 170 собственник  должен  обеспечить
приемку и проверку поступающих СИЗ на их соответствие  требованиям
ГОСТов,  ОСТов,  ГСТУ,  ДСТУ  и  техническим   условиям.   С  этой
целью  на  предприятии  создается  комиссия,   в   состав  которой
включаются  представители администрации,  профсоюзной организации,
представитель трудового коллектива предприятия.
    Спецодежда  и  другие  СИЗ,  выданные  работникам,    являются
собственностью предприятия, учитываются как инвентарь  и  подлежат
обязательному возврату в случае:
    - увольнения;
    - перевода на том же предприятии на другую работу, для которой
выданные средства индивидуальной защиты не предусмотрены нормами;
    - истечения срока носки взамен получаемых новых.
    Замена или ремонт  специальной  одежды  и  специальной  обуви,
ставших  непригодными  до  истечения  установленного  срока  носки
по  независимым  от  работника   причинам,    осуществляется    за
счет предприятия.
    В случае если работник вынужден приобрести спецодежду в  связи
с нарушением  установленных  сроков  выдачи,  предприятие  обязано
компенсировать  ему  израсходованные  собственные  средства.   При
отсутствии  документов,  подтверждающих  цену,  сумма  компенсации
расходов  определяется  по  розничным    ценам    предприятия    -
производителя.  Стоимость СИЗ уточняется бухгалтерией предприятия.
Если расходы превышают розничные цены, компенсация  разницы  может
быть выплачена, если это оговорено в коллективном договоре.
    Срок  носки  СИЗ,  бывших  в  употреблении,    устанавливается
предприятием  с  учетом  степени  износа   по    согласованию    с
уполномоченным трудового коллектива по  вопросам  охраны  труда  и
профсоюзами (при их наличии).
    Дежурные  спецодежда,  спецобувь  и  другие  средства   защиты
коллективного пользования должны храниться  в  кладовой  цеха  или
участка и выдаваться работникам только  на  время  выполнения  тех
работ, для которых они предназначены. СИЗ могут быть закреплены за
определенными  рабочими  местами  (например,  кожухи   на  внешних
постах, рукавицы диэлектрические при электроустановках и т. п.)  и
передаваться  по  смене.  В  таких  случаях  ответственность    за
сохранность  спецодежды  возлагается  на  мастеров   или    других
должностных лиц.
    Сроки  носки  дежурных  СИЗ  в  каждом  конкретном  случае   в
зависимости  от  характера  работы  и  условий  труда   работников
устанавливаются руководителем  по  согласованию  с  уполномоченным
трудового коллектива  по  вопросам  охраны  труда  и  профсоюзами.
Установленные сроки носки  дежурных  СИЗ  не  должны  быть  меньше
сроков носки, установленных Типовыми отраслевыми нормами.
    Руководитель предприятия обязан организовать надлежащий учет и
контроль за выдачей в установленные сроки  работникам  специальной
одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
    Выдача  работникам  и  возврат   ими    специальной    одежды,
специальной обуви и других средств  индивидуальной  защиты  должны
учитываться  в  личной карточке по форме,  утвержденной Положением
№ 170.

    КПТМ "Тепломережа"                      № 57
    пiдприємство, органiзацiї

    О С О Б И С Т А  К А Р Т К А


   Обліку спецодягу, спецвзуття та інших засобів індівідуального
                             захісту

Прiзвище Кривенко                               Стать         чол.
Iм'я Микола по батьковi Андрiйович              Зрiст       175 см
Табельний № 81                                  Розмiр:
                                                Одягу           52
Цех, дiльниця   майстерня                       Взуття          41
Професiя слюсар по ремонту котельних            Головного убору 58
         та теплових пунктiв
Дата прийняття на роботу 09.10.2000 р.

Передбачено за затвердженими нормами

|---------------------|------------|---------|---------|---------|
| Найменування        |  Параграф  | Одиниця |Кiлькiсть|  Строк  |
| спецодягу,          |    норм    | вимiру  |         | носiння,|
| спецвзуття та       |            |         |         |   мiс.  |
| iнших засобiв       |            |         |         |         |
| iндивiдуального     |            |         |         |         |
| захисту             |            |         |         |         |
|---------------------|------------|---------|---------|---------|
| Костюм бавовняний   | 43/11 - 2  |    шт   |    1    |    12   |
|---------------------|------------|---------|---------|---------|
| Чоботи кирзовi      | 43/11 - 2  |    шт   |    1    |    12   |
|---------------------|------------|---------|---------|---------|
| Куртка бавовняна    | 43/11 - 2  |    шт   |    1    |    36   |
| утеплена            |            |         |         |         |
|---------------------|------------|---------|---------|---------|
| Валянки             | 43/11 - 2  |    шт   |    1    |    48   |
|---------------------|------------|---------|---------|---------|

    Начальник цеху (дiльницi ) В. П. Iваненко
    Спецiалiст з охорони працi P. О. ОлексiЄнко

    Ст. бухгалтер (бухгалтер) В. М. Зименко

     Видача i повернення спецодягу, спецвзуття та iнших засобiв
                        iндивiдуального заiсту

|---------------------|----------|---------------------------------|-------------------------------------------|
|     Найменування    |   Код    |              Видано             |                 Повернуто                 |
|      спецодягу,     |(номенкла-|-------------|-----|-----|-------|-------------|-----|-----|-------|---------|
| спецвзуття та iнших |турний №) |     Дата    |Кiль-|  %  |Розпис-|     Дата    |Кiль-| %   |Розпис-|Розпис-  |
|         ЗIЗ         |          |             |кiсть|при- |ка в   |             |кiсть|при- |ка в   |ка комiр-|
|                     |          |             |     |дат- |одер-  |             |     |дат- |повер- |ника в   |
|                     |          |             |     |ностi|жаннi  |             |     |ностi|нення  |одержаннi|
|---------------------|----------|-------------|-----|-----|-------|-------------|-----|-----|-------|---------|
| Куртка бавовняна    |  100015  |12.11.2001 р.|  1  | 100 | Пiдпис|13.03.2002 р.|  1  |  89 | Пiдпис|  Пiдпис |
| утеплена            |          |             |     |     |       |             |     |     |       |         |
|---------------------|----------|-------------|-----|-----|-------|-------------|-----|-----|-------|---------|
| Валянки             |  100036  |12.11.2001 р.|  1  | 100 | Пiдпис|13.03.2002 р.|  1  |  89 | Пiдпис|  Пiдпис |
|---------------------|----------|-------------|-----|-----|-------|-------------|-----|-----|-------|---------|
| Костюм бавовняний   |  100019  |13.03.2002 р.|  1  | 100 | Пiдпис|             |     |     |       |         |
|---------------------|----------|-------------|-----|-----|-------|-------------|-----|-----|-------|---------|
| Чоботи кирзовi      |  100089  |13.03.2002 р.|  1  | 100 | Пiдпис|             |     |     |       |         |
|---------------------|----------|-------------|-----|-----|-------|-------------|-----|-----|-------|---------|

    Согласно п. 5.4 Положения № 170 собственник предприятия обязан
обеспечить химчистку,  стирку,  ремонт,  дегазацию,  дезактивацию,
обеззараживание  специальной  одежды.    Такие    работы    должны
проводиться в то время, когда работники не  заняты  на  работе  (в
выходные  дни)  или  во  время  межсезонных  перерывов.  В  случае
нарушения этих условий работнику должно быть выдано два  комплекта
спецодежды.  При  этом  срок  носки,   предусмотренный    нормами,
удваивается.  Сроки носки специальной одежды, специальной обуви  и
других средств индивидуальной  защиты  установлены  календарные  и
исчисляются от даты их фактической выдачи работникам.
    Специальная  одежда  и   специальная    обувь,    возвращенные
работниками до  истечения  сроков  носки,  но  еще  пригодные  для
использования, подлежат ремонту и  в  дальнейшем  используются  по
назначению,  а  непригодные  для  носки  -  списываются.   Порядок
списания и использования СИЗ устанавливает собственник.
    Бухгалтерский учет спецодежды ведется на счете 22  "Малоценные
и быстроизнашивающиеся предметы".
    В  налоговом  учете  согласно п. 5.4.1 п. 5.4 ст. 5  Закона  о
Прибыли  расходы  налогоплательщика  на    обеспечение     наемных
работников   специальной    одеждой,   обувью,    обмундированием,
необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей, а также
продуктами  специального  питания  в  соответствии   с   перечнем,
установленным Кабинетом Министров  Украины,  включаются  в  состав
валовых расходов.

    Пример 2

    На  предприятии  "Теплосеть"  в  апреле   были    осуществлены
следующие операции:

|---|-----------------------|--------|------------------|---------------|
| № | Наименование операции | Кол-во,|    Цена за ед.   |  Всего сумма, |
|п/п|                       |   шт.  |        грн.      |      грн.     |
|   |                       |        |--------|---------|-------|-------|
|   |                       |        |Без НДС |НДС, грн.|Без НДС| С НДС |
|---|-----------------------|--------|--------|---------|-------|-------|
| 1 | Приобретены костюмы   |   50   |  20,00 |     4,00|1000,00|1200,00|
|   | х/б                   |        |        |         |       |       |
|---|-----------------------|--------|--------|---------|-------|-------|
| 2 | Приобретены сапоги    |   10   |  22,50 |     4,50| 225,00| 270,00|
|   | рабочие               |        |        |         |       |       |
|---|-----------------------|--------|--------|---------|-------|-------|
| 3 | Выдана спецодежда в   |        |        |         |       |       |
|   | соответствии с нормами|   59   |    -   |    -    |1205,00|   -   |
|---|-----------------------|--------|--------|---------|-------|-------|
| 4 | Выдан костюм х/б      |    1   |  20,00 |    -    |  20,00|   -   |
|   | сверх нормы           |        |        |         |       |       |
|---|-----------------------|--------|--------|---------|-------|-------|
| 5 | Приобретен халат      |    1   |  15,00 |     3,00|  15,00|  18,00|
|   | рабочий оператором    |        |        |         |       |       |
|---|-----------------------|--------|--------|---------|-------|-------|
| 6 | Удержана стоимость    |    1   |  32,00 |     6,40|  32,00|  38,40|
|   | ватной куртки с учетом|        |        |         |       |       |
|   | износа 20% при        |        |        |         |       |       |
|   | увольнении сезонного  |        |        |         |       |       |
|   | рабочего: 40,00 -     |        |        |         |       |       |
|   | - (40,00 x 20 : 100)  |        |        |         |       |       |
|---|-----------------------|--------|--------|---------|-------|-------|

    В  бухгалтерском  и  налоговом  учете  операции    обеспечения
работников  спецодеждой  и  другими  средствами   СИЗ    отразятся
следующим образом:

|---|-----------------------|---------------|--------|--------------|
| № |  Содержание операции  | Бухгалтерский | Сумма, |  Налоговый   |
|п/п|                       |     учет      |  грн.  |     учет     |
|   |                       |-------|-------|        |-----|--------|
|   |                       |  Д-т  |  К-т  |        | ВД  |   ВР   |
|---|-----------------------|-------|-------|--------|-----|--------|
| 1 | Перечислены денежные  |  631  |  311  |1 470,00|  -  |1 225,00|
|   | средства за костюмы   |641/ндс|  644  |  245,00|     |        |
|   | х/б и сапоги кирзовые |       |       |        |     |        |
|---|-----------------------|-------|-------|--------|-----|--------|
| 2 | Оприходованы костюмы  |   22  |  631  |1 225,00|  -  |   -    |
|   | х/б и сапоги кирзовые |  644  |  631  |  245,00|     |        |
|---|-----------------------|-------|-------|--------|-----|--------|
| 3 | Выданы костюмы и      |   84  |   22  |1 205,00|  -  |   -    |
|   | сапоги подотчетным    |   91  |   84  |1 205,00|     |        |
|   | лицам                 |       |       |        |     |        |
|---|-----------------------|-------|-------|--------|-----|--------|
| 4 | Выдан костюм сверх    |   84  |   22  |   20,00|  -  |   -    |
|   | нормы, стоимость      |   91  |   84  |   20,00|     |        |
|   | костюма включена в    |   91  |  661  |   24,00|     |        |
|   | совокупный доход {1}  |       |       |        |     |        |
|---|-----------------------|-------|-------|--------|-----|--------|
| 5 | Отражен доход         |  661  |  712  |   24,00|20,00|   -    |
|   |                       |  712  |641/ндс|    4,00|     |        |
|---|-----------------------|-------|-------|--------|-----|--------|
| 6 | Оприходован халат,    |   22  |  372  |   15,00|  -  |  15,00 |
|   | приобретенный         |641/ндс|  372  |    3,00|     |        |
|   | оператором            |       |       |        |     |        |
|---|-----------------------|-------|-------|--------|-----|--------|
| 7 | Выдан халат оператору |   84  |   22  |   15,00|  -  | п. 5.9 |
|   |                       |   91  |   84  |   15,00|     |        |
|---|-----------------------|-------|-------|--------|-----|--------|
| 8 | Произведены расчеты с |  372  |  301  |   18,00|  -  |    -   |
|   | оператором            |       |       |        |     |        |
|---|-----------------------|-------|-------|--------|-----|--------|
| 9 | Удержана стоимость    |  377  |  712  |   38,40|32,00|    -   |
|   | куртки из зарплаты    |  712  |641/ндс|    6,40|     |        |
|   | рабочего              |  661  |  377  |   21,60|     |        |
|---|-----------------------|-------|-------|--------|-----|--------|

    Выдача питания и молока

    В соответствии со ст. 9  Закона об охране труда  работники,
занятые  на  работах  с  тяжелыми  и  вредными  условиями   труда,
бесплатно  обеспечиваются    лечебно-профилактическим    питанием,
молоком  или  равноценными  пищевыми  продуктами  и   газированной
соленой водой.  Такие  выплаты  включаются  в  состав  расходов  в
бухгалтерском учете и в состав валовых расходов  в  налоговом того
отчетного периода, в котором они были осуществлены.
    В соответствии с пп. "г" п. 1 ст. 5 Декрета Кабинета Министров
Украины "О подоходном налоге  с  граждан" от 26.12.92 г.  №  13-92
( 13-92 )   в   совокупный  налогооблагаемый  доход,    полученный
гражданами   за    налогооблагаемый    период,    не    включаются
компенсационные выплаты в денежной и натуральной форме в  пределах
норм, установленных действующим законодательством.
    Необходимо обратить внимание, что в письме ГНАУ от  12.09.2001
№  5929/6/17-0516   ( v5929225-01 )   разъяснено,   что   денежная
компенсация  на  приобретение  лечебно-профилактического  питания,
молока  или  равноценных  ему  пищевых  продуктов   на   условиях,
предусмотренных коллективным  договором,  выплачивается  работнику
только при разъездном характере работы.

    Перечень  сокращенных  обозначений  нормативных    документов,
    использованных в данной консультации:

1. Закон о Прибыли -  Закон  Украины  "О  налогообложении  прибыли
   предприятий" от 28.12.94 г.  № 334/94-ВР,   в  редакции  Закона
   Украины   от   22.05.97  г.  №  283/97-ВР,   с   изменениями  и
   дополнениями.
2. Закон  № 1105   -   Закон    Украины    "Об    общеобязательном
   государственном социальном страховании от несчастного случая на
   производстве и профессионального заболевания, повлекших  утрату
   трудоспособности" от 23.09.99 г.  № 1105-XIV  с  изменениями  и
   дополнениями.
3. Закон  об  охране труда  -  Закон  Украины  "Об  охране  труда"
   от 14.10.92 г. № 2694-ХII с изменениями и дополнениями.
4. Инструкция о подоходном налоге - Инструкции о подоходном налоге
   с  граждан,   утвержденная  приказом  Главной   государственной
   налоговой инспекции Украины от 21.04.93 г. № 12, с  изменениями
   и дополнениями.
5. Порядок № 132 - Порядок проработки и утверждения  собственником
   нормативных актов об охране труда, действующих на  предприятии,
   утвержденный  приказом  Государственного  комитета  Украины  по
   надзору за охраной труда от 21.12.93 г. № 132.
6. Положение № 170 - Положение о  порядке  обеспечения  работников
   специальной одеждой, специальной обувью  и  другими  средствами
   индивидуальной защиты, утвержденное  приказом  Государственного
   Комитета Украины  по  надзору  за  охраной труда от 29.10.96 г.
   № 170.
7. Перечень № 102  -  Перечень  мер,   выполнение  которых  может
   осуществляться   за    счет    государственного,    отраслевых,
   региональных  фондов  охраны  труда  и  фондов  охраны    труда
   предприятий,  утвержденный  приказом  Комитета  по  надзору  за
   охраной труда Украины, Министерства труда и социальной политики
   от 02.06.99 г. № 102.
8. Положение № 925 - Положение о Государственном  департаменте  по
   надзору за охраной труда  и  включению председателя  указанного
   департамента в состав  Бюро Национального  совета  по  вопросам
   безопасной    жизнедеятельности    населения,     утвержденного
   постановлением  Кабинета  Министров  Украины  от  06.06.2000 г.
   № 925, с изменениями и дополнениями.

{1} Сумма  включается  в  совокупный  облагаемый  доход   рабочего
    согласно п. 5.4.1 Инструкции о подоходном налоге.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№18/02, стр. 49
[07.05.2002]
Людмила Ильяш
Бухгалтер-консультант АФ "ГлавБух-Аудит"
------------------------------------------------------------------