Некоторые аспекты осуществления лицензирования страховой
                          деятельности

------------------------------------------------------------------

    В связи с  вступлением  в  силу  4  октября  2001  года  новой
редакции  Закона Украины  "О  страховании"  №  85/96  ( 85/96-ВР )
(далее - Закон о страховании) возникли и пока еще не урегулированы
законодательно  спорные  ситуации,  в   частности,    относительно
некоторых аспектов лицензирования страховой деятельности.
    В практической деятельности у некоторых страховщиков  вызывают
сомнения  относительно  законности  оснований,  в  соответствии  с
которыми Минфин взыскивает плату за выдачу лицензии.  Кроме  того,
до сих пор неурегулированной является ситуация, когда  страховщик,
созданный  во  время  действия  предыдущей   редакции   Закона   о
страховании,  уплатил  минимальный,  определенный  этим   Законом,
размер уставного фонда - 100000 ЭКЮ, но под влиянием инфляции  его
эквивалент в национальной валюте Украины по состоянию на 1  января
2002   года   является  меньше  100000  евро,  что   не   отвечает 
требованиям п.  2.1.6 Лицензионных условий осуществления страховой
деятельности,  утвержденных  приказом  Государственного   комитета
Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства  и
Министерства финансов Украины от 16 июля 2001 года № 98/343 (далее
- Лицензионные условия) ( z0663-01 ).
    Согласно п. 1.2 Лицензионных условий лицензирование  страховой
деятельности осуществляет Министерство финансов в соответствии  со
статьей 38 Закона Украины "О страховании", постановлением Кабинета
Министров Украины от 14 ноября 2000 года №  1698  "Об  утверждении
перечня органов лицензирования" и в порядке, установленном Законом
Украины  от  1  июня  2000  года  №  1775-III  "О   лицензировании
определенных видов хозяйственной деятельности" ( 1775-14 )  (далее
- Закон о лицензировании).
    При определении размера платы за выдачу  лицензии  Департамент
финансовых учреждений  и  рынков  Минфина  (далее  -  Департамент)
руководствуется Постановлением Кабинета Министров  Украины  от  29
ноября 2000 г. № 1755 ( 1755-2000-п )  (далее  -  Постановление  №
1755), которое издано во исполнение Закона о лицензировании.
    В частности в Постановлении № 1755 определено: "В соответствии
с частью четвертой статьи 14 и  частью  первой  статьи  15  Закона
Украины  "О  лицензировании   определенных   видов   хозяйственной
деятельности" Кабинет Министров Украины постановляет: "плата за ее
(лицензии) выдачу взимается в размере  20  не  облагаемых  налогом
минимумов доходов граждан, если  органом  лицензирования  является
центральный орган  исполнительной  власти  или  15  не  облагаемых
налогом минимумов доходов  граждан,  если  органом  лицензирования
является местный орган исполнительной власти".
    В соответствии с ч. 1 ст. 14  Закона  о  лицензировании  орган
лицензирования должен оформить лицензию не  позднее  трех  рабочих
дней с дня поступления документа, подтверждающего  внесение  платы
за выдачу лицензии.
    Учитывая это, Департамент может настаивать на уплате 340  грн.
(20 н. м. д.) за выдачу лицензии на страховую деятельность.
    Позволим себе  несколько  не  согласиться  с  такой  позицией,
поскольку   по   нашему   мнению   сейчас   нет   соответствующего
нормативно-правового документа, которым был бы установлен размер и
порядок  осуществления  страховщиками  (небанковскими  финансовыми
учреждениями)  платы  за  выдачу  лицензии.  объясним  свою  точку
зрения.
    В соответствии со ст. 1 Закона о лицензировании лицензирование
- это выдача,  переоформление  и  аннулирование  лицензий,  выдача
дубликатов  лицензий,  ведение  лицензионных  дел  и  лицензионных
реестров,  контроль  за  соблюдением   лицензиатами   лицензионных
условий, выдача распоряжений об устранении нарушений  лицензионных
условий,   а   также    распоряжений   об   устранении   нарушений
законодательства в сфере лицензирования.
    По  своей   экономической   природе   лицензирование   -   это
организация выдачи на определенных условиях разрешения  (лицензии)
на право осуществления  определенных  операций,  которое  включает
передачу прав одним лицом другому в обмен на  лицензионный  платеж
(плату за лицензию).
    Таким образом, понятие лицензирования включает  как  процедуру
выдачи лицензии, так и условия осуществления оплаты за ее выдачу.
    В  соответствии  с  ч.  2  ст.  2  Закона  о    лицензировании
лицензирование банковской деятельности, деятельности по предостав-
лению   финансовых   услуг,    внешнеэкономической   деятельности, 
лицензирование   каналов    вещания,   лицензирование    в   сфере 
электроэнергетики и использования ядерной энергии,  лицензирование
в сфере интеллектуальной собственности,  производства  и  торговли
спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными  напитками  и
табачными  изделиями  осуществляется  согласно  законам,   которые
регулируют отношения в этих сферах.
    С 4 октября 2001 года п. 54  ст.  9  Закона  о  лицензировании
исключен.  Ранее в этом пункте была указана страховая деятельность
как вид, который подлежит лицензированию согласно этому Закону.
    Согласно ч. 5 ст. 38 Закона о страховании уполномоченный орган
(Департамент  финансовых   учреждений  и  рынков  Минфина)  обязан
рассмотреть заявление страховщика о выдаче  ему  лицензии  в срок,
который не превышает 30 календарных дней с момента получения  всех
предусмотренных этой статьей документов.
    Для получения  лицензии  страховщик  подает  в  Уполномоченный
орган заявление, к которому прилагаются:
    - копии  учредительных  документов  и  копия  свидетельства  о
регистрации;
    - справки банков или заключения аудиторских фирм  (аудиторов),
которые подтверждают размер уплаченного уставного фонда;
    - справка  о  финансовом  состоянии  учредителей  страховщика,
подтвержденная аудитором  (аудиторской  фирмой),  если  страховщик
создан в форме полного или коммандитного общества или  общества  с
дополнительной ответственностью;
    - правила (условия) страхования;
    - экономическое обоснование запланированной  страховой  (пере-
страховочной) деятельности;
    -  информация   об    участниках   страховщика,   председателе
исполнительного  органа  и  его   заместителей,   копия    диплома
председателя исполнительного органа страховщика  или  его  первого
заместителя о высшем экономическом  или  юридическом  образовании,
копия   диплома   главного   бухгалтера   страховщика   о   высшем
экономическом образовании, информация  о  наличии  соответствующих
сертификатов в случаях, предусмотренных уполномоченным органом.
    Как  видно,  в  перечне  документов,  которые   страховщик   в
соответствии со ст.  38  Закона  о  страховании  должен  подать  в
Департамент  для  получения  лицензии,   не    указан    документ,
подтверждающий   осуществление   страховщиком  платы   за   выдачу
лицензии.  Следует отметить, что  Лицензионные  условия  также  не
содержат нормы, которая  предусматривает  осуществление  платы  за
выдачу лицензии на определенный вид страховой деятельности.
    В соответствии  с  п.  2  заключительных  положений  Закона  о
страховании до приведения законодательства в соответствие  с  этим
Законом законы и другие  нормативно-правовые  акты  применяются  в
части, которая не противоречит этому Закону.
    Учитывая изложенное, мы считаем, что начиная с 4 октября  2001
года   положения   Закона  о   лицензировании   и   соответственно
Постановления № 1755 на лицензирование страховой  деятельности  не
распространяются.
    Следует отметить, что в ч. 3 ст. 38 "Лицензирование  страховой
деятельности" Закона о  страховании  указано,  что  руководителями
страховщика  (председатель   исполнительного  органа   и   главный
бухгалтер страховщика) должны быть дееспособные  физические  лица.
Председатель исполнительного органа  страховщика  или  его  первый
заместитель должен  иметь  высшее  экономическое  или  юридическое
образование, а главный бухгалтер страховщика должен  иметь  высшее
экономическое образование.
    В соответствии  с  п.  7  заключительных  положений  Закона  о
страховании требования ст. 38  этого  Закона  в  части  наличия  у
председателя исполнительного органа страховщика  или  его  первого
заместителя высшего экономического или юридического образования  и
относительно наличия у  главного  бухгалтера  страховщика  высшего
экономического образования для страховщиков,  которые  созданы  до
вступления в силу этого Закона,  начинают  применяться  через  три
года с дня вступления в силу этого Закона.
    В соответствии  со  ст.  39  Закона  Украины  "О  страховании"
основанием для отказа  в  выдаче  юридическому  лицу  лицензии  на
осуществление страховой  деятельности  может  быть  несоответствие
документов,   которые   прилагаются   к   заявлению,   требованиям
действующего законодательства Украины.
    Об отказе в выдаче лицензии  уполномоченный  орган  уведомляет
юридическое лицо в письменной форме с указанием причины отказа.
    Таким образом, на данное время отсутствует нормативно-правовой
акт, которым определен размер и порядок уплаты за выдачу  лицензии
на  страховую  деятельность,  а  следовательно,  если   документы,
поданные в соответствии со ст. 38 Закона о  страховании,  отвечают
требованиям действующего  законодательства,  Минфин  (Департамент)
обязан в течение 30 дней с дня подачи страховщиком соответствующих
документов   выдать   страховщику   лицензию    на   осуществление
определенного вида страховой деятельности даже  без  осуществления
уплаты за ее выдачу.
    Конечно  же,  взимание  платы  за  выдачу  лицензий   является
экономически обоснованным, поскольку  необходимо  покрыть  расходы
органа лицензирования, связанные  с  выдачей  лицензий.  В  то  же
время, по нашему мнению, этот вопрос нуждается  в  законодательном
урегулировании.
    Рассмотрим другую ситуацию.
    Страховщик создан в 1998 году без участия иностранных лиц и не
занимается  страхованием   жизни.  В   соответствии  со   ст.   29
действующей на то время редакции Закона о страховании  минимальный
размер  уставного  фонда  страховщика   устанавливался  в   сумме,
эквивалентной 100 тыс.  ЭКЮ по валютному  обменному  курсу  валюты
Украины, а для страховщиков,  созданных  при  участии  иностранных
юридических лиц и иностранных граждан, соответственно -  500  тыс.
ЭКЮ.  Следует отметить,  что  указанная  норма  действовала  до  4
октября 2001 года.  Валютный обменный курс на дату государственной
регистрации страховщика составлял 2,1 грн. за 1 ЭКЮ.  Страховщик в
течение месяца с момента регистрации  полностью  уплатил  уставный
фонд в размере 210000 грн.  Все мы помним, что после  августовских
событий  1998  года   на   валютном  рынке   национальная   валюта
обесценилась  более  чем  в  два  раза.  На  данное  время  размер
уставного фонда страховщика составляет 380000  грн.,  что  меньше,
чем 100000 евро.
    Возникает вопрос, откажет ли Минфин такому  страховщику,  если
страховщик   обратится   к   нему  за   получением   лицензии   на
дополнительный вид страхования.  Для  этого  осуществим  небольшой
экскурс в историю.
    16  июля  2001  года  совместным   приказом   Государственного
комитета   Украины   по   вопросам   регуляторной    политики    и
предпринимательства   и   Министерства   финансов   Украины   были
утверждены Лицензионные условия.
    Согласно Лицензионным  условиям  одним  из основных требований  
к  осуществлению   страховой   деятельности  являются   соблюдение
страховщиками:
    - минимального размера уставного фонда в сумме,  эквивалентной
100  тыс.  евро  по  обменному  курсу   валюты  Украины,   а   для
страховщиков, созданных  при  участии  иностранных юридических лиц  
и  иностранных  граждан,  минимальный   размер   уставного   фонда
страховщика устанавливается в сумме, эквивалентной 500  тыс.  евро
(п. 2.1.6 Лицензионных условий);
    - условий  обеспечения  платежеспособности  в  соответствии  с
требованиями,   определенными   статьей  29  Закона   Украины   "О
страховании" (в  предыдущей  редакции  Закона),  в  части  наличия
уплаченного  уставного   фонда   и  наличия   гарантийного   фонда
страховщика; создание страховых резервов, достаточных для  будущих
выплат  страховых   сумм   и  страховых   возмещений;   превышение
фактического запаса платежеспособности страховщика  над  расчетным
нормативным   запасом   платежеспособности  (2.1.14   Лицензионных
условий).
    Статью 29 Закона о страховании (в предыдущей  редакции)  никто
на то время не отменял.
    Статьей 30  Закона  о  страховании  (в  действующей  редакции)
определено, что минимальный размер  уставного  фонда  страховщика,
который  занимается  видами  страхования  иными,  чем  страхование
жизни, устанавливается в  сумме,  эквивалентной  1  млн.  евро  по
валютному обменному курсу валюты Украины.
    При  этом,  пунктом  3  заключительных   положений  Закона   о
страховании (в действующей редакции) установлено, что  страховщики
обязаны  сформировать  свои  уставные  фонды   в  соответствии   с
требованиями статьи 30 этого Закона в следующем порядке:
    - страховщики, которые занимаются  видами  страхования  иными,
чем страхование жизни, в течение двух лет с дня вступления в  силу
этого Закона - 500 тыс. евро, в течение трех лет с дня  вступления
в силу этого Закона - 1 млн. евро;
    - страховщики, которые занимаются страхованием  жизни,  -  750
тыс. евро в течение двух лет с дня вступления в силу этого  Закона
и 1,5 млн. евро в течение трех лет с дня вступления в  силу  этого
Закона.
    Следует   отметить,   что   требования    этого   пункта    не
распространяются на страховщиков, которые будут создаваться  после
вступления в силу этого Закона.  Такие страховщики  обязаны  иметь
уплаченный уставный фонд в размере, определенном статьей 30  этого
Закона.  По  нашему   мнению,  п.  2.1.6    Лицензионных   условий
противоречил ст. 29 Закона о страховании (в предыдущей редакции) и
противоречит п. 3 заключительных положений  Закона  о  страховании 
(в  действующей   редакции),  поскольку   такой  страховщик  имеет
законодательно   предусмотренную    отсрочку   для    формирования
минимального уставного фонда в размере:
    - 500 тыс. евро до 04.10.2003 года;
    - 1 млн. евро до 04.10.2004 года.
    Таким образом, законодательные основания для  невыдачи  такому
страховщику лицензии отсутствуют, поскольку он выполнил требования
ст. 29 Закона о страховании (в предыдущей редакции)  и  п.  2.1.14
Лицензионных условий.
    Кроме того, хотелось бы узнать мнение  Минфина  (Департамента)
по следующему вопросу.
    Предположим, что национальная валюта  девальвирует  ежемесячно
по отношению к  евро  на  50  процентов  (конечно,  не  дай  Бог).
Страховщик  планирует   в   течение   июня   -  августа   получить
соответственно по одной дополнительной лицензии. Цитируем п. 2.1.6
Лицензионных   условий:  "соблюдение  страховщиками   минимального
размера уставного фонда в сумме, эквивалентной 100  тыс.  евро  по
обменному  курсу  валюты   Украины..."  Если  буквально   понимать
положения п. 2.1.6  Лицензионных  условий,  то  в  такой  ситуации
страховщик каждый месяц должен только  и  делать,  что  заниматься
перерегистрацией размера уставного фонда  и  приглашать  аудиторов
для  составления  аудиторских  заключений,  которые   подтверждают
размер уплаченного уставного фонда.
    Еще  одним  вопросом  относительно  лицензирования   страховой
деятельности   является   порядок   обмена    лицензий,   выданных
Госстрахнадзором, на бланки единого образца.
    В соответствии  с  п.  3  заключительных  положений  Закона  о
лицензировании  лицензии  на  осуществление   определенных   видов
хозяйственной деятельности, которые выданы в установленном порядке
до  вступления  в  силу  этого  Закона  и  лицензирование  которых
предусмотрено этим Законом, действуют до окончания установленных в
них сроков, а бланки  этих  лицензий  подлежат  замене  на  бланки
лицензий единого образца в течение одного года с дня вступления  в
силу этого Закона в  порядке,  установленном  Кабинетом  Министров
Украины.
    Порядок замены  бланков  ранее  выданных  лицензий  на  бланки
лицензий  единого  образца   утвержден   постановлением   Кабинета
Министров Украины от 26 сентября  2001 г. №  1246  ( 1246-2001-п )
(далее - Порядок № 1246).
    Пунктом 2 этого Постановления органам лицензирования  поручено
провести до 21 октября  2001  г.  замену  бланков  ранее  выданных
лицензий на бланки лицензий единого образца. Как видим, все  сроки
уже вышли.
    Что  касается  ответственности  за  нарушение  норм  Закона  о
лицензировании, то  в  соответствии  с ч. 2 ст.  25  этого  Закона  
к  субъектам   хозяйствования   за   осуществление   хозяйственной
деятельности без лицензии применяются финансовые  санкции  в  виде
штрафов в размерах, установленных законом.
    Следует отметить, что  большинство  выданных  Госстрахнадзором
лицензий до сих пор действуют и являются вполне законными.
    В соответствии с п. 6  Порядка  № 1246  замена  бланков  ранее
выданных лицензий на бланки  лицензий  единого  образца  и  выдача
копий осуществляются органом лицензирования бесплатно. Рекомендуем
тем страховщикам, которые по  определенным  причинам  не  обменяли
указанные лицензии на бланки единого  образца,  поскорее  провести
такой обмен, пока законодатель не изменил свою точку зрения.
    Для  замены  бланка   ранее   выданной   лицензии   страховщик
(лицензиат) обращается  в  орган  лицензирования  (Департамент)  с
заявлением о замене бланка лицензии.
    В  заявлении  о  замене   бланка   ранее   выданной,  лицензии
указываются следующей сведения:
    -  наименование,   местонахождение,   банковские    реквизиты,
идентификационный код;
    - вид хозяйственной деятельности;
    - места осуществления деятельности (филиалы, другие обособлен-
ные подразделения);
    - дата принятия и номер решения о выдаче лицензии;
    - срок действия лицензии.
    К заявлению прилагаются лицензия и заверенные в  установленном
порядке копии документов, которые подтверждают право собственности
или  аренды  помещения  по   месту   осуществления   деятельности,
указанной в лицензии.
    Органу лицензирования (Департаменту) запрещается требовать  от
лицензиата другие документы, не предусмотренные Порядком № 1246.
    Заявление о замене бланка ранее выданной лицензии и документы,
которые прилагаются к нему, принимаются по  описи,  копия  которой
выдается  лицензиату  с  отметкой  о  дате   приема  заявления   с
документами органом лицензирования и  за  подписью  ответственного
лица. Орган лицензирования (Департамент) фиксирует дату  поступле-
ния заявления с документами в журнале  учета  заявлений и выданных 
лицензий.
    В соответствии с п.  4  Порядка  №  1246  Департамент  сверяет
сведения, указанные в заявлении,  с  данными  лицензии.  В  случае
подтверждения этих сведений орган лицензирования  в  течение  пяти
рабочих дней с даты  поступления  заявления  и  документов  выдает
лицензиату лицензию единого образца  с  внесением  соответствующих
изменений в лицензионный реестр не позднее следующего рабочего дня
после проведения замены.
    В случае когда в  лицензии  указаны  адреса  филиалов,  других
обособленных подразделений, вместе  с  лицензией  единого  образца
выдаются лицензиату заверенные копии лицензий единого  образца  на
каждый  филиал,   другое   обособленное   подразделение   согласно
лицензии,  бланк  которой   подлежит   замене  в  соответствии   с
заявлением лицензиата.
    Лицензия  единого  образца  действует   до  окончания   срока,
установленного лицензией, бланк которой подлежал замене.
    Лицензия,  бланк   которой   подлежал   замене,   возвращается
лицензиату с отметкой на лицевой стороне о ее замене.
    В соответствии с п. 9 Порядка № 1246 основанием для  отказа  в
замене бланков ранее выданных лицензий на бланки лицензий  единого
образца является выявление несоответствия данных в  лицензии  и  в
заявлении, поданной лицензиатом.



------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71
№ 18/02, стр. 40
[08.05.2002]
Вячеслав Вареня
Аудитор
------------------------------------------------------------------