Торговля на рынках: новые правила ------------------------------------------------------------------ Необходимость утверждения новой редакции правил торговли на рынке назрела уже давно, так как многие нормы Правил торговли на рынках, утвержденных приказом МВЭСторга от 25.03.96г. № 157 (далее - Правила № 157), противоречили целому ряду нормативно-правовых актов. В этой статье приведены результаты анализа изменений, происшедших в связи со вступлением в силу с 1 апреля 2001 года Правил торговли на рынках, утвержденных приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 26.03.2002 г. № 57/188/84/105 (далее - Правила № 57). Условно все эти изменения можно разделить на две группы: - изменения, касающиеся рынков как субъектов хозяйствования; - изменения, касающиеся деятельности продавцов на рынке. Характеризуя новую редакцию Правил торговли на рынках в общем, следует отметить, что они, с одной стороны, выдвигают более жесткие требования к продавцам, осуществляющим на них деятельность, а с другой стороны, в большей степени учитывают интересы покупателей. Кроме того, привлекает внимание тот факт, что Правила № 57 структурированы лучше, чем их предшественник, что заметно упрощает работу с ними. Обратим внимание также на одно изменение, которое касается как деятельности самих рынков, так и продавцов, работающих на них. Новыми Правилам № 57 определены органы, контролирующие их соблюдение: такой контроль осуществляется должностными лицами органов исполнительной власти и местного самоуправления в пределах их компетенции. Функционирование рынка как субъекта хозяйствования Первое изменение указанной группы - это новое определение термина "рынок". В Правилах № 157 под рынком понималось предприятие сферы торговли, функциональными обязанностями которого являлись предоставление услуг по обеспечению надлежащих условий для осуществления продажи продовольственных и непродовольственных товаров по ценам, которые складывались в зависимости от спроса и предложений, создание необходимых удобств для их покупки. Согласно же Правилам № 57 рынок - это субъект хозяйствования, созданный на отведенном по решению местного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления земельном участке и зарегистрированный в установленном порядке, функциональными обязанностями которого являются предоставление услуг и создание для продавцов и покупателей надлежащих условий в процессе купли-продажи товаров по ценам, складывающимся в зависимости от спроса и предложения. Смысл этого изменения состоит в том, что после вступления в силу Правил № 57 полностью устранены разногласия между нормативными документами относительно организационно-правовой формы рынков. Как следует из приведенных выше определений, согласно Правилам № 157, рынком могли быть только юридические лица. Однако другие нормативно-правовые акты (см., например, Положение о порядке проведения конкурсов на право создания рынков и предоставления их в аренду, утвержденное приказом МВЭСторга от 21.05.96 г. № 290 ( z0271-96 )) давали право регистрироваться в качестве рынков и частным предпринимателям. Теперь это противоречие полностью устранено: в Правилах № 57 указано, что рынок - это субъект хозяйствования, т. е. не только предприятие (юридическое лицо), но и частный предприниматель. Как раньше, так и теперь рынок обязан согласовывать вопросы режима работы (постоянно действующие или сезонные, утренние или вечерние и т. п.). И если ранее такое согласование проводилось с местными органами исполнительной власти, то теперь рынки должны согласовывать режим работы с органами местного самоуправления. Несколько изменились требования и относительно согласования проектной документации по функциональному планированию территории рынков, размещению помещений, торговых мест и объектов, их количества и размера, обеспечению их торгово-технологическим оборудованием. Теперь эти вопросы, помимо согласования с территориальными учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, требуют согласования также и со службами ветеринарной медицины, пожарного надзора, архитектурно-строительной комиссией, госавтоинспекцией. "Реквизиты" рынка Согласно п. 8 Правил № 57 на входе в рынок размещается вывеска, где должны быть указаны: полное наименование рынка; полное наименование собственника рынка; специализация и режим работы рынка; графическое изображение плана территории всех стационарных объектов рынка (обязательным требованием при этом является наличие лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы), пешеходных и транспортных маршрутов, аварийных выходов. Кроме того, на стенде, размещаемом на видном, доступном для осмотра месте, должна содержаться иная информация (например, копия свидетельства о регистрации рынка как субъекта предпринимательской деятельности, информация о местонахождении Книги отзывов и предложений и т. п.), требования к наличию которой сохранились с введением Правил № 57. Следует обратить внимание на нововведения, которые ранее не выдвигались к наличию такой информации. К ним относятся выдержки из Закона Украины "О защите прав потребителей" от 12.05.91 г. № 1023-ХII ( 1023-12 ) (далее - Закон о защите прав потребителей), нормативно-правовых актов относительно применения РРО и ответственности за неуплату рыночного сбора, а также информация об адресе и номерах телефонов органов, обеспечивающих государственную защиту прав потребителей. Эти изменения преследуют цель обеспечения защиты прав потребителей. "Обязанности и права" рынков Устройство и содержание территории рынка должно отвечать требованиям Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН № 4690-88) и Ветеринарно-санитарных правил № 23. При этом реализация товаров (сельхозпродуктов, продовольственных, непродовольственных товаров, живого скота, птицы и т. п.) осуществляется на специализированных рынках или на специально выделенных рядах (секциях) (заметим, что никаких изменений по части структуры рынка, режима его работы с введением новых Правил № 57 не произошло). Места для продажи продукции (товаров) с транспортных средств выделяются на специально оборудованных и размеченных площадках, что способствует безопасности для покупателей (пешеходов). Продажа продовольственных и непродовольственных товаров осуществляется в отдельных зонах этих площадок в соответствии с утвержденной администрацией рынка схемой дислокации торговых мест на рынке. Кроме того, в соответствии с Правилами № 57 в отведенных местах торговли передвижение транспортных средств разрешается только до начала торговли и после ее завершения (заметим, что ранее Правилами № 157 запрещалось такое передвижение только при наличии пешеходов). Использование же транспортных стоянок для продажи товаров не допускается. Специализированные зоны, ряды прилавков (столов) и площадки оборудуются наглядными обозначениями об их назначении. Все торговые места обозначаются номерами и используются продавцами исключительно по назначению. Согласно п. 17 Правил № 57 рынку не вменяется в обязанность в обязательном порядке размещать на складах или размещать для продажи на другом рынке поступившую продукцию в количестве, превышающем технические возможности рынка по ее размещению. Теперь это - лишь право, а не обязанность рынка. Согласно п. 32 Правил № 57 рынок должен размещать на видном месте при входе на рынок и в администрацию рынка информацию о санитарных днях с уборкой территории, помещений и инвентаря. Ранее требования об обязательном информировании продавцов и покупателей о таких днях не было. Правилами № 57 пополнен перечень услуг, которые рынок за отдельную плату может предоставлять продавцам. В частности, этот список теперь включает также услуги по бронированию торговых мест и услуги по содержанию торгового места в надлежащем состоянии (в общем случае такая обязанность возлагается на самих продавцов). Более того, этот перечень теперь открыт, т. е. услугами, указанными в Правилах № 57, не ограничивается. Помимо этого, п. 21 Правил № 57 возложена обязанность на администрацию рынка по обеспечению централизованной стирки санитарной и специальной одежды, мытью и дезинфекции торгового инвентаря, оборудования, средств измерительной техники, которые предоставляются продавцам. Кроме вышеуказанных требований, на администрацию рынка, исходя из Правил № 57, возложены и другие обязательства, однако на них мы останавливаться не будем - они соответствуют старым Правилам № 157. Ответственность за нарушение правил торговли Обращаем внимание, что до 1 апреля 2002 года администрация рынка имела право за нарушение использования торгового места не по назначению лишить продавца, который реализует товары (продукцию) на территории рынка, торгового места без возврата платы за его пользование. После указанной даты Правилами № 57 предусмотрено право администрации рынка на составление соответствующего документа за каждое нарушение продавцом правил торговли на рынке. Заметим, что таким документом является акт, который составляется администрацией рынка при наличии факта нарушения поведения продавца на рынке согласно Правилам № 57, после чего акт передается в соответствующие органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. То есть если раньше, при "нецелевом" использовании торгового места продавцу грозила "конфискация" права на место торговли, то с принятием нового порядка относительно торговли на рынке действие продавца, которое является нарушением такого "целевого" использования, чревато либо уплатой штрафных санкций, либо привлечением последнего к административной ответственности и другим мерам, предусмотренным действующим законодательством. Иными словами, факт нарушения, заключающийся в использовании торгового места не по назначению, еще не является причиной лишения продавца торгового места. Напомним, что в соответствии со ст. 159 Кодекса Украины об административных правонарушениях ( 80731-10 ) нарушение правил торговли на рынках влечет за собой предупреждение или наложение штрафа на граждан от 1 до 3 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц - от 3 до 7 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. В случае совершения административного правонарушения составляется протокол уполномоченным на то должностным лицом (органом внутренних дел или исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских советов) или представителем общественной организации. Торговое место и рыночный сбор Особое внимание при рассмотрении изменений относительно правил торговли на рынке необходимо обратить на определение понятия "торговое место". Старые Правила № 157 содержали четкое его определение, разграничивая, что относится к месту торговли и что не включается в такой перечень. В этой связи приведем сравнительную характеристику таких изменений. Пунктом 5 Правил 157 предусматривалось, что торговлю на рынках имеют право осуществлять граждане, граждане-предприниматели, сельскохозяйственные и другие предприятия, их объединения независимо от форм собственности, торгово-закупочные предприятия. При этом норма, указанная в пункте 21 этих же Правил № 57, содержит следующее: "Продавцам на рынке предоставляется торговое место (в павильонах, на крытых и открытых столах, площадках для торговли с автомашин, прицепов, мотоциклов, ручных тележек). К торговым местам на рынках не относятся: стационарные пункты торговли (включая сезонные) - предприятия торговли, общественного питания; палатки, киоски, торгово-закупочные предприятия, а также пункты проката и бытового обслуживания, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, которые совершают торговлю и предоставляют услуги покупателям и продавцам". В Правилах № 57, в частности в п. 4, указано, что торговлю на рынках могут осуществлять физические лица - граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства, субъекты предпринимательской деятельности, а также юридические лица независимо от форм собственности. Что же касается размера торгового места, то в "рамках" действия старых он определялся следующим образом: "как правило", одно торговое место равняется одному погонному метру прилавка" (п. 14 Правил № 57). В свою очередь новые Правила № 57 относительно данного вопроса содержат следующую информацию: "Одно торговое место на прилавках (столах) равно одному погонному метру, при продаже продукции (товаров) с транспортного средства, прицепа, тележки, в том числе ручного, в контейнерах, киосках, палатках и тому подобное - двум полным или неполным квадратным метрам занимаемой площади" (п. 13 Правил № 57). Как видно, в Правилах № 57 более жестко прописаны требования, касающиеся размера торгового места: если раньше указывалось, что оно, "как правило", равняется одному погонному метру прилавка, то теперь этот размер закреплен четко. Относительно размера торгового места при торговле с транспортного средства, контейнера, киоска и т. п. в Правилах № 57 определен его размер, который равен двум полным или неполным квадратным метрам занимаемой площади. Обращаем внимание, что в соответствии со ст. 1 Указа Президента Украины "Об упорядочении механизма уплаты рыночного сбора" от 28.06.99 г. № 761/99 ( 761/99 ), с изменениями и дополнениям (далее - Указ № 761), рыночный сбор - это плата за право занятия места для торговли на рынках всех форм собственности, в том числе в павильонах, на крытых и открытых столах, площадках (включая арендованные), с автомобилей, тележек, мотоциклов, ручных тележек и т. п. Плательщиками рыночного сбора являются юридические лица всех форм собственности, их филиалы, отделения, представительства и другие обособленные подразделения, а также физические лица. При этом статьей 4 Указа № 761 предусмотрено, что рыночный сбор не взимается с предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, расположенных в стационарных помещениях (магазинах, киосках, палатках) на территории рынка, и с собственных торгово-закупочных подразделений рынка независимо от занимаемого места. Заметим, что данная норма применяется только для юридических лиц. Учитывая, что согласно Указу № 761 объектом обложения рыночным сбором является торговое место, после введение в действие Правил № 57 может сложиться ситуация, когда один продавец, торгующий с транспортного средства (прицепа, тележки, в том числе ручной, в контейнерах, киосках, палатках и тому подобное), площадь которого превышает два квадратных метра, будет уплачивать рыночный сбор в двойном и более размере. С введением новых правил торговли на рынке отменены какие-либо ограничения в части определения торгового места, однако, как было указано выше, существует исключение в разрезе плательщиков рыночного сбора согласно Указу № 761. Следовательно, на сегодняшний день торговым местом на рынке является любое место, предоставляемое администрацией рынка для размещения товаров и необходимого для торговли инвентаря, что не противоречит действующему законодательству. К таковым относятся: прилавки (столы), транспортные средства, прицепы, тележки, в том числе ручные, контейнеры, киоски, палатки и тому подобное. При этом следует отметить, что для предприятий (юридических лиц), осуществляющих торговую деятельность на территории рынка, место, которое они занимают, является торговым, с позиции Правил № 57. Однако, несмотря на то что рыночный сбор взимается за право занятия места для торговли на рынке, рыночный сбор с данных предприятий не взимается в соответствии с Указом № 761. К таким предприятиям относятся: предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, расположенные в стационарных помещениях (магазинах, киосках, палатках) на территории рынка, а также собственные торгово-закупочные подразделения рынка. Что же касается торговли на рынке субъектами предпринимательской деятельности, отличными от указанных выше, т. е. предприятиями, не являющимися юридическими лицами, то при осуществлении торговой деятельности на территории рынка, независимо от места расположения торгового места, такие предприятия обязаны уплачивать рыночный сбор. Напомним, что в соответствии со ст. 3 Указа № 761 ставка рыночного сбора устанавливается в размере от 0,05 до 0,15 не облагаемого налогом минимума доходов граждан для физических лиц (от 0,85 до 2,55 грн.) и от 0,2 до 2 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан для юридических лиц (от 3,40 до 34 грн.) за каждое место торговли. И еще один момент, на который необходимо обратить внимание, это порядок уплаты рыночного сбора. В соответствии с п. 23 Правил № 57 уплата рыночного сбора продавцами должна осуществляться до начала торговли. Началом торговли при этом считается время, которое наступает через два часа от начала работы рынка. Таким образом, до начала торговли продавец для реализации своей продукции на рынке обязан: 1) пройти ветеринарно-санитарную экспертизу продукции животного и растительного происхождения; 2) уплатить рыночный сбор и другие платежи за пользование услугами, предоставляемыми администрацией рынка. Торговля без документов, которые подтверждают уплату рыночного сбора, оплату стоимости услуг за содержание торгового места в надлежащем состоянии и других услуг рынка, запрещается. Взимание рыночного сбора, платы за содержание торгового места в надлежащем состоянии и другие услуги рынка осуществляют кассиры и контролеры рынка с применением регистраторов расчетных операций в соответствии с требованиями Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 01.06.2000 г. № 1776-III ( 1776-14 ), с изменениями и дополнениями (далее - Закон об РРО), с выдачей кассовых чеков. Обращаем внимание, что ст. 9 и ст. 10 Закона об РРО определен перечень исключений, согласно которому осуществление определенных форм и условий видов деятельности производится без применения регистратора расчетных операций (РРО). Следовательно, рынок как субъект хозяйствования, деятельность которого соответствует одному из видов субъектов предпринимательства, указанных в перечне таких "льгот", взимание рыночного сбора, плату за содержание торгового места в надлежащем состоянии и другие услуги рынка осуществляет без применения РРО. Примером в данном случае может служить следующее: рынок как субъект хозяйствования является собственностью частного лица - плательщика единого налога, при осуществлении деятельности которого РРО не применяется, если такая деятельность не противоречит перечню исключений, указанных в ст. 9 Закона об РРО. Ответственность за уплату рыночного сбора несут продавцы на рынке и администрация рынка в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, рыночный сбор может уплачиваться через учреждения банков, в том числе в виде предоплаты на основании письменного соглашения, заключенного между продавцами с администрацией рынка. В случае выявления на рынке при проведении контрольной проверки работниками органов государственной налоговой службы продавцов без кассовых чеков, удостоверяющих уплату рыночного сбора, к ним применяются штрафные санкции в сумме, эквивалентной пяти размерам рыночного сбора, а к администрации рынка - в размере 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. В случае выявления у продавцов ненадлежащим образом оформленных по вине администрации рынка кассовых чеков администрация рынка за каждый случай уплачивает штраф в сумме, эквивалентной 20 не облагаемым налогом минимумам доходов граждан (п. 5 Указа № 761). Деятельность продавцов на рынке Первыми в этой группе рассмотрим изменения организационного характера, т. е. те из них, которые касаются общих вопросов осуществления деятельности продавцов на рынке, их прав и обязанностей. Среди таких изменений хотелось бы выделить требования относительно информации, которую продавцы должны предоставлять покупателям. Так, п. 16 Правил № 57 установлено, что продавцы - субъекты предпринимательской деятельности обязаны выставлять на торговом месте табличку с определенной информацией, причем ее содержание для юридических и для физических лиц различно. Продавцы - юридические лица на табличке должны указывать: - наименование, местонахождение и номера телефона субъекта предпринимательской деятельности, который организовал торговлю; - фамилию, имя и отчество продавца. Кроме того, в случае осуществления хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, необходимо поместить на торговом месте копию лицензии. На торговом месте продавца - физического лица (субъекта предпринимательской деятельности) устанавливается табличка с указанием: - фамилии, имени и отчества субъекта предпринимательской деятельности; - номера свидетельства о государственной регистрации и названия органа, осуществившего эту регистрацию; - фамилии, имени, отчества продавца, а также помещаются: - копия патента (плательщиками фиксированного налога) или копия свидетельства об уплате единого налога; - копия лицензии в случае осуществления хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию. Если же продавец занимает торговое место на условиях аренды, то на его рабочем месте должна быть копия заключенного с администрацией рынка соглашения об аренде, а на условиях субаренды - копия такого соглашения с субъектом предпринимательской деятельности (арендодателем). Безусловно, положительное изменение произошло в правилах использования санитарной и специальной одежды, торгового инвентаря и измерительной техники. Ранее Правилами № 157 был установлен запрет на использование всеми без исключения продавцами собственной одежды, инвентаря и измерительной техники. В настоящее время этот запрет действует только в отношении физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности. Иными словами продавцы - субъекты предпринимательской деятельности, в том числе и частные предприниматели, могут в процессе продажи использовать собственные санитарную и специальную одежду, торговый инвентарь и измерительную технику. Ряд изменений, внесенных в Правила № 57, коснулись усовершенствования механизма защиты прав потребителей. Положения, касающиеся защиты прав потребителей, определены в пп. 26 - 28, которые фактически дублируют нормы Закона о защите прав потребителей. Так, в п. 26 Правил № 57 перечислен ряд документов, которыми должны руководствоваться в своей деятельности продавцы, а именно: Правила № 57; Ветеринарно-санитарные правила для рынков; Правила продажи продовольственных товаров, утвержденные приказом МВЭСторга Украины от 28.12.94 г. № 237 ( z0009-95 ), и другие. Справедливости ради отметим, что этими документами продавцы руководствовались и ранее. Достоинством же Правил № 57 является то, что перечень таких документов собран в одном нормативно-правовом акте, что, вероятно, несколько упростит работу продавцов на рынке. Отдельного внимания заслуживают изменения, касающиеся особенностей продажи тех или иных товаров, а также перечень товаров, продажа которых на рынке запрещена. Основная идея внесенных изменений опять-таки связана с усовершенствованием механизмов защиты прав потребителей и здесь она реализована путем установления требований о наличии различных разрешительных документов при торговле теми или иными товарами (копии сертификатов соответствия, документы, подтверждающие надлежащее качество товаров, лицензий и т. п.). Кроме того, изменился, причем "в пользу" продавцов, перечень товаров, торговля на рынке которыми запрещена. Что касается непродовольственных товаров, то из перечня "запрещенных" товаров исключены: - товары детского ассортимента (для детей в возрасте до 3 лет) - теперь торговля ими разрешена, но с соблюдением определенных условий; - драгоценные металлы и драгоценные камни, а также изделия из них; - лекарства, лекарственные растения - теперь для осуществления торговли этими товарами выдвигается требование о наличии лицензии; - игрушечное оружие с пластиковыми шариками. Некоторые позиции старого "запретного" перечня получили новую формулировку. Так, ранее запрещалось осуществлять на рынке торговлю огнестрельным, газовым и холодным оружием. Теперь же эта позиция пополнилась также пневматическим оружием, боеприпасами и специальными средствами самозащиты. Кроме того, Правила № 157 запрещали торговлю горючими материалами, теперь же в Правилах № 57 эта позиция перечня сформулирована как "горючее для транспортных средств, керосин, мазут". Перечень запрещенных товаров из числа продовольственных изменился не так существенно. Так, в п. 41 Правил № 57 указано, что на рынках запрещается продажа хлеба и хлебобулочных изделий, алкогольных напитков и табачных изделий - физическими лицами, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности. Ранее данная норма также была предусмотрена и в Правилах № 157, однако такой запрет касался частных лиц. Кроме того, перечень "запретных" товаров, указанных в п. 41 новых Правил № 57, пополнился следующей группой: - готовые продукты животного происхождения промышленного производства - масло сливочное, сыры, колбасы, копчености и т. п. без наличия документов, которые удостоверяют их качество и безопасность (копии сертификата соответствия или свидетельства о признании, если продукция подлежит обязательной сертификации, и копии документов производителя, подтверждающих надлежащее качество товара, а также соответствующих ветеринарно-санитарных документов). (На наш взгляд, эту группу товаров необходимо было указать не в п. 41 Правил № 57, где указаны "запрещенные" товары, а в п. 40 этих Правил, где речь идет об особенностях торговли отдельными товарами продовольственного назначения); - тропические фрукты и овощи без документов, которые подтверждают источник их приобретения и прохождение фитосанитарного контроля. (Практически аналогичная этой норма содержалась и в Правилах № 157, но указана она была в п. 36 этих Правил, где был приведен перечень товаров, которыми торговать на рынке можно. Причем требования к наличию определенных документов, дающих право на торговлю, содержались и там). На сегодняшний день, наряду с существующими изменениями в различных сферах деятельности государства, такие изменения коснулись и политики в сфере обращения потребительских товаров и услуг путем упорядочения деятельности в сфере торговли и общественного питания. Как видно из вышесказанного, механизмом реализации таких мер является замена старых правил торговли на рынке на новые. Ожидаемым результатом при этом предусматривалось упорядочение торговли на рынках, обеспечение прав потребителей на качественные и безопасные товары, четкое определение требований к администрациям рынков и субъектам предпринимательской деятельности. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №37/02, стр. 19 [09.05.2002] Ю. Рудяк Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------