Двадцать два, ясно. Почти.. ------------------------------------------------------------------ На этот раз - хоть какой-то ясностью, поскольку в прошлый раз (см. статью под названием "Средний процент" пенсионного сбора" в газете "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 17) мы очень подробно проанализировали "Додаток 22" с точки зрения всех неясных моментов его заполнения. Сегодня вашему вниманию предлагаются, на наш взгляд, наиболее примечательные подробности, связанные с "Додатком 22", в частности те, которые нам удалось выяснить в процессе общения с работниками Пенсионного фонда Украины. 1. Напомним, что Инструкция о порядке исчисления и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, других платежей, а также учета их поступления в Пенсионный фонд Украины, утверждена постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19.10.2001 г. № 16-6 ( z0998-01 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 100). Именно к ней и прилагается "Додаток 22". 2. Методическое разъяснение "О заполнении расчета обязательства по уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование плательщиками за отчетный месяц", утвержденное приказом Пенсионного фонда от 08.02.2002 г. № 11 ( v0011572-02 ), опубликовано в газете "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 18. Здесь мы не станем повторять или пересказывать положения этого документа, а лишь сакцентируем внимание на наиболее важных из них, и прежде всего - на их нынешней трактовке работниками Пенсионного фонда, т. е. - на сегодняшней позиции последних, с которой сталкивается плательщик при подаче отчетности. 3. "Додаток 22" составляется и подается органам Пенсионного фонда ежемесячно (в апреле нашлось немало плательщиков, попытавшихся подать "Додаток 22" за I квартал текущего года). 4. Показатели "Додатка 22" (сведенные в таблицу) рассчитываются и отражаются только за отчетный календарный месяц, и ни в коем случае не нарастающим итогом (как это было в прежней форме № 4-ПФ). 5. Показатель среднеучетной численности штатных работников учетного состава может понадобиться только при последующей проверке "Додатка 22" (вряд ли при камеральной, хотя об этом можно будет говорить уверенно только тогда, когда Пенсионный фонд утвердит методику камеральной проверки). В частности, этот показатель предполагается использовать для косвенного контроля размера начисленной заработной платы (не ниже ли он минимального?), а также показателя строки 8 (у плательщиков, имеющих наемных работников, но не осуществляющих расходов на оплату их труда) - если в строке 1 стоит прочерк. Подобную возможность мы предполагали, с сомнением отмечая при этом, что речь может идти лишь о суммах, усредненных по предприятию в целом. 6. Напомним, кстати, что в результате известных коллизий госбюджетное законодательство и в течение текущего бюджетного года по-прежнему требует соответствующей уплаты сбора плательщиками, имеющими наемных работников, но не осуществляющими расходов на оплату их труда. 7. Несмотря на то что сама форма указывает на необходимость отражения ее показателей в целых гривнях, не следует удивляться, если при приеме "Додатка 22" нас "попросят" привести ее показатели в гривнях и копейках. Связано это с тем, что Порядок ведения органами Пенсионного фонда Украины учета поступления платежей по сбору на обязательное государственное пенсионное страхование и других платежей, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19.01.2002 г. № 2-4 ( z0212-02 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 22), регламентирует ведение лицевого счета в гривнях и копейках (см. пункт 3.6 этого Порядка). В общем-то, это должно касаться не всех строк, а только тех, показатели которых влияют на суммы, отражаемые по лицевому счету плательщика. Также понятно, что написанное "100" будет проведено как 100 грн. 00 коп., и если это число - результат округления "с избытком", то при документальной проверке если что и "вылезет", то копеечная переплата. А вот если "с недостатком" - будут "шить" копеечное занижение... 8. В отношении показателя суммы задолженности по выплате заработной платы на конец отчетного месяца можно отметить, что проверяющий не сможет признать ошибочной отраженную сумму "кредитового сальдо субсчета 661 на конец отчетного месяца за минусом начислений отчетного месяца" (т. е. согласно упомянутому методическому разъяснению). Но при этом работники Пенсионного фонда соглашаются, что их могут интересовать только те суммы задолженности, с которыми (при погашении) связано возникновение обязательств по уплате сбора. Процитированные здесь слова методического разъяснения, во-первых, позволяют утверждать, что речь в нем идет об отражении в данной строке "Додатка 22" так называемых "чистых" сумм (ведь суммы удержаний, отраженные по дебету субсчета 661, разумеется, сюда не попадают), а во-вторых, эти слова требуют уточнения в отношении того, что "... за минусом начислений отчетного месяца" - на самом деле значит: "...минус кредитовые плюс связанные с ними дебетовые обороты отчетного месяца" (или "...без учета кредитовых и связанных с ними дебетовых оборотов отчетного месяца"). Плюс прежняя наша рекомендация отражать начисление вознаграждения по договору подряда физическому лицу, зарегистрированному как субъект предпринимательской деятельности, по кредиту субсчета 631, а не субсчета 661. 9. Кроме того, поскольку уж речь зашла о субсчете 661 и его кредите, то, анализируя последние на предмет заполнения строк 1 и 2 "Додатка 22", следует отметить, что согласно сложившейся бухгалтерской практике (и рекомендациям Минфина тоже) данный субсчет - вопреки его точному названию "Расчеты по оплате труда" (лучше было бы - "Расчеты с персоналом") - кредитуется не только суммами, включаемыми в фонд оплаты труда в соответствии с Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Минстата от 11.12.95 г. № 323 ( z0465-95 ), а значит, включаемыми (в пределах максимума) в базу для начисления сбора, но и суммами, не включаемыми в фонд оплаты труда, а значит, не включаемыми в базу для начисления сбора (например, пособие по временной нетрудоспособности и т. д.). При этом здесь есть и такие суммы, которые в фонд оплаты труда включаются, а в базу для начисления сбора - нет, например, материальная помощь "в пределах". Есть здесь и суммы, включаемые в фонд оплаты труда полностью, а в базу для начисления сбора частично - например, зарплата в пределах 2200 грн. (см. ниже пункт 10) или материальная помощь сверх 365 грн. Поэтому бухгалтеру остается или "выбирать" соответствующие суммы (вести громоздкую аналитику), или к соответствующим Субсчетам счета 81 "Расходы на oплату труда" открыть субсчета, например: 8111 "Основная з/п в пределах 2200 грн. - база для 32%"; 8112 "Основная з/п в пределах 2200 грн. - база для 4%"; 8113 "Основная з/п сверх 2200 грн. - не база для начисления сборов"; 8121 "Премии и поощрения в пределах 2200 грн. - база для 32%"; 8122 "Премии и поощрения в пределах 2200 грн. - база для 4%"; 8123 "Премии и поощрения сверх 2200 грн. - не база для начисления сборов"; 8131 "Компенсационные выплаты в установленном размере - не база для начисления сборов"; 8132 "Компенсационные выплаты сверх установленных размеров - база для начисления сбора 32%"; 8133 "Компенсационные выплаты сверх установленных размеров - база для начисления сбора 4%" и т. д. по необходимости. При этом для заполнения строк 1 и 2 "Додатка 22" по итогам отчетного месяца останется лишь просуммировать обороты по нескольким таким субсчетам, причем (что касается строки 2) для одного работника - в пределах 2200 грн. 10. При начислении сбора (а именно - при определении базы для начисления и, соответственно, показателей строк 2 и 4) следует обратить внимание, что с 1 мая текущего года согласно постановлению КМУ от 11.04.2002 г. № 494 ( 494-2002-п ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 34) так называемый максимум для начисления и удержания сбора возрос с 1600 грн. до 2200 грн. Внимание! При составлении "Додатка 22" за апрель, разумеется, следует руководствоваться "старым" максимумом - 1600 грн. 11. Как нам стало известно, работники Пенсионного фонда согласились (возможно, и с нашими аргументами тоже), что так называемое "исчисление" (по сути - приложение к строке 7) следует подавать только тем плательщикам, которые в отчетном месяце погашали именно задолженность по заработной плате (если таковая имела место), а не просто выплачивали, скажем, заработную плату за предыдущий отчетному месяц и аванс за первую половину отчетного месяца. Другими словами: у тех, кто регулярно выплачивает заработную плату или заработную плату и аванс, заполнять обратную сторону "Додатка 22" уже не требуют. 12. А раз так, то и рассчитывать поправочный коэффициент им теперь не нужно, а "привести" так называемую "чистую" сумму к "грязной" остается непосредственно в строке 6, причем без всяких "НЗП: ВЗП", а прямо путем отражения здесь начисленных, т. е. "грязных" сумм выплат, по которым в отчетном месяце возникли суммы сбора, подлежащие уплате в Пенсионный фонд (и этот вариант отражения мы тоже предлагали и обосновали его). Ниже, в п. 21 статьи, мы вернемся к этому вопросу снова. 13. При этом понятно, что поскольку показатель строки 6 не содержит расшифровки его общей суммы в разрезе 32%, 4%, 1%, 2% и т. д., то не может быть и речи о проверке сопоставимости показателей строк 6 и 7. Но это ничего не меняет: плательщик самостоятельно исчисляет обязательство по сбору и согласно законодательству несет ответственность за правильное его исчисление. То есть показатель строки 7 (а в конечном счете - строки 14) - прежде всего! 14. Что касается заполнения обратной стороны "Додатка 22", то для тех плательщиков, которым все же придется возиться с "исчислением", тоже многое прояснилось (напомним, что в упомянутой статье мы уделили этому моменту едва ли не главное внимание). Заполнять его следует так, чтобы на одну строку приходилось не больше одного показателя в графе 5, или 6, или 7. То есть, если идти по каждой заполненной строке справа налево, то определенной сумме, отраженной или в графе 7, или в графе 6, или в графе 5 (соответствующей определенной ставке сбора), должен соответствовать один коэффициент К в графе 3 и одна соответствующая сумма в графе 2 (кстати, "чистая"). Самое главное - чтобы сумма из итоговой строки "била" с суммой, отраженной в строке 7 "Додатка 22". 15. Если уж разговор зашел о ставках 1% и 2%, то нельзя удержаться от скромного совета. Прежде - простой пример. За первую половину месяца начисляется и выплачивается в текущем месяце аванс в сумме 100 грн., а за этот же месяц (в целом) начисляется заработная плата 200 грн. Так неужели же мы по дате начисления аванса удержим сбор по ставке 1% и уплатим эту сумму (1 грн.) Пенсионному фонду по дате получения денег на выплату аванса, а по дате начисления "оставшихся" 100 грн. удержим еще 3 грн. ("доудержана" 1 грн. со 100 грн. аванса, чтобы выйти на ставку 2%, по которой сбор подлежит удержанию с общей суммы 200 грн.)? Так вот, во избежание лишних проблем может быть удобным отражать суммы удержаний по разным ставкам (1%, 2% или др.) отдельно на разных субсчетах субсчета 651. 16. Как известно, согласно упомянутому методическому разъяснению строки 12 и 13 "Додатка 22" оказались "лишними", т. е. заполнению не подлежат. Каким же образом плательщик может "уточнить" ранее поданный "Додаток 22", если самостоятельно выявил в нем ошибки? Ведь если учесть все перипетии вокруг заполнения этой злосчастной формы отчетности, можно лишь констатировать, что таких плательщиков наберется немало. Понятно, что законодателем мод по части подачи уточненных налоговых деклараций, безусловно, является ГНАУ. И если поначалу при определении порядка подачи уточненных налоговых деклараций практически по всем налогам (кроме, пожалуй, налога на прибыль) устанавливалось, что вместе с уточненной декларацией обязательно подается специальная справка, в которой отражается сумма занижения/завышения налогового обязательства, то потом в отношении целого ряда платежей (см. статью "Ошибка в отчетности? Исправим!" в газете "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 21) подобное требование исчезло. Так вот, что касается ошибок, допущенных и самостоятельно выявленных в прежних "Додатках 22", то на сегодня действует следующий порядок. За тот отчетный месяц, в котором (в соответствующем "Додатке 22" за который) была допущена ошибка, подается новый - уточненный "Додаток 22" (в нем все показатели заполнены правильно), на лицевой стороне которого указывается (пока что - в произвольной форме), что это - уточненный расчет. Повторяем: в уточненном "Додатке 22" указываются не доначисленные суммы показателей, а правильные значения показателей именно полностью. На основании такого поданного уточненного "Додатка 22" и уже имеющегося ошибочного за тот же отчетный месяц работник Пенсионного фонда самостоятельно (!) рассчитывает сумму занижения/завышения обязательств по сбору и проводит эту сумму по лицевому счету плательщика сбора. По нашему мнению, недостатком такого порядка является отсутствие момента согласования суммы занижения/завышения с плательщиком, что противоречит принципу самостоятельного начисления плательщиком своих обязательств. Однако до урегулирования Пенсионным фондом порядка подачи уточненной отчетности плательщику остается проявлять инициативу в отношении того, чтобы работник Пенсионного фонда хотя бы указывал соответствующую, отражаемую им по лицевому счету сумму занижения/завышения во втором экземпляре уточненного "Додатка 22", который остается у плательщика. 17. Опять же по аналогии с трактовкой ГНАУ подобной ситуации в отношении других налогов (в случае занижения) мы бы советовали уплачивать десятипроцентный штраф одновременно с подачей уточненного "Додатка 22". При этом соответствующая сумма отражается в строке 16 "Додатка 22", подаваемого за тот отчетный месяц, в течение которого был подан уточненный "Додаток 22". 18. Многих плательщиков беспокоит судьба показателей прошлогодних форм № 4-ПФ. Как известно, органы Пенсионного фонда провели сверку с плательщиками по состоянию на 01.01.2002 г., но только для того, чтобы выявить суммы сбора, именно подлежащие уплате начиная с этой даты, но не те суммы, обязательства по уплате которых возникают с указанной даты (чтобы такие суммы не искажали показатели лицевого счета плательщика в качестве ложной переплаты). Так что и по этой позиции в Пенсионном фонде с нашими аргументами согласились. 19. Возвращаясь к вопросам бухгалтерского учета, можно отметить, что если прежняя форма № 4-ПФ была, так сказать, ориентирована на показатели счетов (начислено, уплачено, не уплачено), то к новой форме - "Додатку 22" - вполне можно "приспособить" субсчет 651 "По пенсионному страхованию" счета 65 "Расчеты по страхованию". Для этого достаточно открыть, например, такие субсчета: 6511 "По пенсионному страхованию - 32% начислено"; 6512 "По пенсионному страхованию - 32% срок уплаты наступил"; 6513 "По пенсионному страхованию - 4% начислено"; 6514 "По пенсионному страхованию - 4% срок уплаты наступил"; 6515 "По пенсионному страхованию - 1% начислено"; 6516 "По пенсионному страхованию - 1% срок уплаты наступил"; 6517 "По пенсионному страхованию - 2% начислено"; 6518 "По пенсионному страхованию - 2% срок уплаты наступил" и т. д. по необходимости. 20. Рассмотрим пример. |---|------------------------------|--------|--------|-----------| | № | Содержание операции | Дт | Кт |Сумма, грн.| |п/п| | | | | |---|------------------------------|--------|--------|-----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |---|------------------------------|--------|--------|-----------| | 1 | Начислена заработная плата | 92 | 8111 | 2200,00| | | главному бухгалтеру за |--------|--------|-----------| | | отработанные дни отчетного | 92 | 8113 | 400,00| | | месяца (2600 грн.) |--------|--------|-----------| | | | 8111 | 661 | 2200,00| | | |--------|--------|-----------| | | | 8113 | 661 | 400,00| |---|------------------------------|--------|--------|-----------| | 2 | Начислен сбор в ПФУ по ставке| 92 | 821 | 704,00| | | 32% |--------|--------|-----------| | | | 821 | 6511 | 704,00| |---|------------------------------|--------|--------|-----------| | 3 | Удержан сбор в ПФУ по ставке | 661 | 6517 | 44,00| | | 2% | | | | |---|------------------------------|--------|--------|-----------| | 4 | Начислена оплата первых пяти | 94 | 661 | 300,00| | | дней болезни | | | | |---|------------------------------|--------|--------|-----------| | 5 | Начислено пособие за прочие | 652 | 661 | 200,00| | | дни болезни | | | | |---|------------------------------|--------|--------|-----------| | 6 | Сбор в ПФУ по ставке 2% не | 661 | 6517 | 0,00| | | удержан, т. к. этот доход | | | | | | уже превышает максимум | | | | |---|------------------------------|--------|--------|-----------| | 7 | Начислена материальная | 92 | 816 | 365,00| | | помощь (500 грн.) |--------|--------|-----------| | | | 92 | 8123 | 135,00| | | | | {1} | | |---|------------------------------|--------|--------|-----------| | 8 | Сбор в ПФУ по ставке 32% | 821 | 6511 | 0,00| | | на сумму 135 грн. не | | | | | | начислен, т. к. уже | | | | | | достигнут максимум | | | | |---|------------------------------|--------|--------|-----------| | 9 | Сбор в ПФУ по ставке 2% | 661 | 6517 | 0,00| | | из суммы 135 грн. не | | | | | | удержан, т. к. этот доход | | | | | | уже превышает максимум | | | | |---|------------------------------|--------|--------|-----------| |10 | Получены в банке деньги | 301 | 311 | 2000,00| | | для выплаты части | | | | | | причитающихся сумм | | | | | | (справочно: совокупный | | | | | | доход - 2600 + 300 + 200 + | | | | | | + 135 = 3235 грн.; | | | | | | подоходный налог - | | | | | | 1007,55 грн.; | | | | | | к выдаче "на руки" всего | | | | | | (с учетом удержанных 22 грн. | | | | | | в другие фонды) - | | | | | | 2526,45 грн.) | | | | |---|------------------------------|--------|--------|-----------| |11 | Возникли обязательства | 6511 | 6512 | 557,57| | | по уплате сбора | | | | |---|------------------------------|--------|--------|-----------| |12 | Возникли обязательства | 6517 | 6518 | 34,85| | | по уплате сбора | | | | |---|------------------------------|--------|--------|-----------| |13 | Уплачен сбор | 6512 | 311 | 557,57| | | |--------|--------|-----------| | | | 6518 | 311 | 34,85| |---|------------------------------|--------|--------|-----------| |14 | Выплачены денежные средства | 661 | 301 | 2000,00| |---|------------------------------|--------|--------|-----------| |15 | Получены в банке деньги для | 301 | 311 | 526,45| | | выплаты оставшейся части | | | | | | причитающегося | | | | |---|------------------------------|--------|--------|-----------| |16 | Возникли обязательства по | 6511 | 6512 | 146,43| | | уплате сбора | | | | |---|------------------------------|--------|--------|-----------| |17 | Возникли обязательства по | 6517 | 6518 | 9,15| | | уплате сбора | | | | |---|------------------------------|--------|--------|-----------| |18 | Уплачен сбор | 6512 | 311 | 146,43| | | |--------|--------|-----------| | | | 6518 | 311 | 9,15| |---|------------------------------|--------|--------|-----------| |19 | Выплачены денежные средства | 661 | 301 | 526,45| |---|------------------------------|--------|--------|-----------| Для наглядности мы не включили в таблицу бухгалтерские записи, связанные с прочими начислениями и удержаниями (в другие фонды и подоходного налога) и, кроме того, не использовали ставки 4% для начисления и 1% для удержания (там все совершенно аналогично). Поскольку все описанные операции происходили в отчетном месяце, следующие суммы попадут в строки "Додатка 22" с соответствующими номерами: 1 - 3100 грн.; 2 - 2200 грн. (общая сумма и подстрока для 32%); 3 - 704 грн. (общая сумма и подстрока для 32%); 4 - 2200 грн.; 5 - 44 грн.; 6 - 3100 грн.; 7 - всего - 748 грн., 32% - 704 грн., 1 - 5% - 44 грн.; 14 - 748 грн. Понятно, что это кажется весьма громоздким, но также понятно, что все это достаточно просто формализовать и возложить на компьютер, который не в силах "выбирать потом" - когда все начислено и удержано "как обычно". Понятно, что пример настолько простой, что создается впечатление, что полученные числа можно было "выбрать" и так, но если пример хоть немного усложнить (например, включить в него еще одного-двух работников с зарплатой 170 грн. и начислить на зарплату кого-нибудь из них сбор по ставке 4%), он сразу же утратит наглядность, зато сразу проявятся преимущества предложенной группировки субсчетов и переноса их оборотов за месяц в соответствующие строки "Додатка 22". 21. Но, кстати, анализ примера дает понять еще одно: запоздавшее согласие Пенсионного фонда с отражением в строке 6 "грязной" суммы является своеобразным компромиссом, т. е. признанием того, что непосредственно в "Додатке 22" проверить соответствие показателей строки 6 и строки 7, как правило, невозможно (особенно если имеет место частичная выплата "частично облагаемых" сбором сумм). Абсолютно понятно (это мы доказывали и ранее), что первоначальное требование отражать в строке 6 "чистые" суммы объясняется попыткой "пропорционального" распределения общей суммы начисленного сбора на "части" возникающих (по датам частичных выплат) обязательств по уплате сбора. Обратите внимание на заключительную часть приведенного примера. В любом случае, если имеет место частичная выплата сумм либо частично включаемых в базу для начисления (удержания) сбора (например, не превышающих максимум, или - наоборот - превышающих необлагаемый уровень, как в случае с материальной помощью), либо таких, которые по-разному включаются в базу для начисления сбора и в базу для удержания сбора (например, "больничные"), в любом из таких случаев возникает вопрос: как рассчитать ту часть (долю) начисленных ("снаружи" и "изнутри") сумм сбора, по которой при частичной выплате срок уплаты в Пенсионный фонд наступил? В своем примере мы использовали обычный подход - пропорциональный, т. е. рассчитали долю как отношение реально выплаченной части суммы к полной сумме, подлежащей выдаче "на руки": 2000 грн.: 2526,45 грн. = 0,792. Обратите внимание, что в пропорции участвуют "чистые" суммы. Так что очень может быть, что в Пенсионном фонде наконец уразумеют, какие суммы проверяются и для чего, т. е. вполне может быть, что компромисс относительно отражения "грязных" сумм в строке 6 - временный. Но и без того ясно, что без коренных переделок формы "Додатка 22" вряд ли обойдется... Эх, так хотелось, чтобы пунктов в данной статье было ровно 22... Да, вот еще что. 22. Совершенно необходимо, чтобы Пенсионный фонд заявил, что в связи с опозданием определенного порядка составления "Додатка 22" за методологические ошибки, допущенные при его составлении хотя бы за январь - март текущего года, санкции применяться не должны. Чтобы за изменение или отсутствие мнения работников Пенсионного фонда не пришлось расплачиваться плательщикам. А до тех пор последним полезно воспользоваться своим правом на представление уточненного "Додатка 22". Даже если ошибка, допущенная при его составлении ранее, не связана с изменением суммы обязательств по сбору (ведь определенный порядок подачи уточненных "Додатков 22" на сегодня отсутствует). Полученная нами информация характеризует позицию работников в целом ряде отделений Пенсионного фонда и по их словам соответствует позиции руководящих органов Пенсионного фонда Украины, но при известном своеволии на местах (и отсутствии внятного порядка составления "Додатка 22", утвержденного правлением Фонда, взамен полуофициальных методических рекомендаций, утвержденных приказом Фонда) вполне можно натолкнуться на "особое мнение местного разлива". Главное - правильно исчислять и своевременно уплачивать сбор, не допуская занижения величины показателей строки 7 (строки 14), а другие показатели не грех будет и уточнить. Столько раз, сколько нужно... {1} Если бы субсчет 8111 был "не заполнен", эта сумма прошла бы через субсчет 8121 ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №38/02, стр. 33 [13.05.2002] А. Голенко Бухгалтер-эксперт Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------