Договор транспортного обслуживания: от заключения до выполнения ------------------------------------------------------------------ Гражданским кодексом Украины (далее - ГК) предусмотрен такой вид договора, как договор перевозки (ст.ст. 358 - 368 ГК). Кроме того, взаимоотношения контрагентов в сфеpe автомобильных перевозок грузов регулируются Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденными Минтрансом от 14.10.97 г. № 363 ( z0128-98 ), с изменениями и дополнениями (далее - Правила), Уставом автомобильного транспорта, утвержденным постановлением Совета Министров Украинской ССР от 27.06.69 г. № 401 ( 401-69-п ), с изменениями и дополнениями (далее - Устав), Законом Украины "Об автомобильном транспорте" от 05.04.2001 г. № 2344-III ( 2344-14 ). Юридический аспект Согласно ст. 358 ГК по договору перевозки грузов транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей грузоотправителем груз до пункта назначения и передать его уполномоченному на получение груза лицу получателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Существенными условиями договора перевозки являются: - наименование и месторасположение сторон; - наименование и количество груза, его упаковка; - условия и сроки перевозки; - место и время загрузки и разгрузки; - стоимость перевозки. В соответствии с Правилами договор перевозки грузов может быть разовым. Типовая форма договора приведена в приложении 2 к Правилам. Договор перевозки грузов может иметь и долгосрочный характер. Именно его называют договором транспортного обслуживания, о котором и пойдет речь в данной публикации. Договор транспортного обслуживания: нюансы составления Типовая форма договора транспортного обслуживания (далее - договор) приведена в приложении 1 к Правилам. При заключении договора, кстати и разового тоже, следует знать, что согласно Закону Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" от 01.06.2000 г. № 1775-III ( 1775-14 ), с изменениями и дополнениями, предоставление услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом общего пользования подлежит лицензированию. В связи с этим перевозчик обязан иметь лицензию, удостоверяющую его право на предоставление услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом. В противном случае договор может быть признан недействительным. Как уже указывалось, одним из существенных условий договора являются сведения о подлежащих перевозке грузах. В договоре на транспортное обслуживание, как правило, указывается общий объем перевозимых грузов. При этом дополнительно составляется и согласовывается план перевозок грузов автомобильным транспортом, в котором общий объем перевозимых грузов указан в разрезе квартальных объемов перевозок. Кроме того, разрабатывается и утверждается план перевозок грузов автомобильным транспортом в разрезе на каждый месяц (типовая форма приведена в приложении 3 к Правилам). В договоре также должны быть указаны сроки подачи заявки перевозчику (типовая форма приведена в приложении 4 к Правилам). В случае массовых перевозок заказчик должен приложить к заявке согласованный с перевозчиком график выполнения перевозок с указанием суточных или среднесуточных объемов перевозок, а также начало и конец смен. В заявке указываются наименование груза, адрес места загрузки и разгрузки, масса груза, род упаковки, количество мест, расстояние перевозки. Кроме данных о грузе, в заявке следует указать время и исполнителя загрузки и разгрузки. В заявке в обязательном порядке проставляются срок доставки груза и порядок оплаты предоставленных услуг. Заключая договор перевозки грузов автомобильным транспортом, следует знать, что его участники несут определенную ответственность за его выполнение. Ответственность за выполнение условий договора Если предприятие выступает в роли заказчика, то согласно действующему законодательству оно несет следующую ответственность за его выполнение. Так, в соответствии со ст. 359 ГК, если не был представлен груз для перевозки автомобильным транспортом, заказчик должен заплатить штраф за непредъявленный груз в соответствии с планом перевозки или разовым заказом. В соответствии с Уставом штраф в данном случае составляет 20% от стоимости перевозки непредъявленного груза. Обращаем внимание заказчиков, что груз, который был представлен в состоянии, не соответствующем правилам перевозки, и не был приведен в надлежащее состояние в срок, который обеспечивает своевременную отправку, считается непредъявленным с вытекающим отсюда последствием в виде уплаты указанного выше штрафа. Если предприятие выступает в роли перевозчика, то согласно действующему законодательству, оно несет следующую ответственность. В соответствии со ст. 359 ГК автотранспортная организация, которая не подала грузоотправителю транспортные средства, необходимые для перевозки грузов, предусмотренной месячным планом перевозок или принятой для выполнения разовой заявки, должна уплатить заказчику штраф за весь невывезенный груз. Предоставление автотранспорта, не пригодного для перевозки, предусмотренного планом груза, приравнивается к непредоставлению транспортного средства. В данном случае Уставом предусмотрен штраф в размере 20% стоимости перевозки неперевезенного груза. Кроме этого, предприятие-перевозчик обязано доставить груз в установленный в договоре или заявке срок. За просрочку в доставке груза при междугородных перевозках предусмотрен штраф в размере 12% провозной платы за каждые сутки просрочки, если предприятие-перевозчик не докажет, что просрочка состоялась не по их вине. При этом общая сумма штрафа не может превышать 60% провозной платы. Имейте в виду, что в случае если просрочка в доставке груза произошла не по вашей вине, перевозчик освобождается от ответственности за нарушение обязательств договора. Передавая перевозчику груз, заказчик также возлагает на него ответственность за потерю, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза. При этом в данной ситуации он (перевозчик) будет считаться виновным до тех пор, пока не докажет, что потеря, недостача и повреждение наступили не по его вине. Ответственность автотранспортного предприятия за потерю, недостачу или повреждение груза: - в случае потери или недостачи груза - штраф в размере стоимости груза, который потерян или которого не достает; - в случае повреждения груза - штраф в размере суммы, на которую уменьшилась его стоимость. Если вследствие повреждения, за которое автотранспортное предприятие несет ответственность, качество груза изменилось настолько, что он не может быть использован по прямому назначению, грузополучатель вправе от него отказаться и требовать возмещение за его потерю. Если груз, за потерю или недостачу которого автотранспортная организация уплатила соответственное возмещение, со временем будет найден, грузополучатель вправе требовать выдачи ему этого груза, возвратив при этом полученное за его потерю или недостачу возмещение. Рассмотрев ответственность заказчиков и перевозчиков, следует еще раз отметить, что в договоре следует четко оговаривать обязанности сторон, чтобы затем не возникали вопросы относительно ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Первичная документация Для осуществления перевозки грузов необходимо знать о первичных документах, которые в обязательном порядке должны быть оформлены. К таким документам, в частности, относятся: - путевой лист грузового автомобиля; - товарно-транспортная накладная. Типовые формы первичной транспортной документации утверждены совместным приказом Министерства транспорта Украины и Министерства статистики Украины от 29.12.95 г. № 488/346 ( v0488361-95 ). На страницах нашей газеты мы неоднократно освещали вопросы заполнения данных документов (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 21; 2001, № 99), в связи с этим укажем лишь на общие моменты, связанные с их оформлением. Юридическое лицо, выполняющее перевозку грузов, обязано перед выездом автомобиля (собственного или арендованного) выдать водителю путевой лист. Путевой лист формы № 2 предназначен для автомобилей, выполняющих перевозки грузов в пределах территории Украины. Он выдается на один рабочий день или смену. На больший срок путевой лист выдается в случаях, когда водитель выполняет перевозку грузов в междугородном сообщении. Товарно-транспортная накладная типовой формы № 1-ТН - это единый первичный документ, который является основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя при перевозке грузов в пределах Украины, а также для их складского, оперативного и бухгалтерского учета; она оформляется грузоотправителем на каждую ходку автомобиля и для каждого грузополучателя отдельно. Товарно-транспортную накладную типовой формы № 1-ТН выписывают в четырех экземплярах: - первый экземпляр остается у грузоотправителя и является основанием для списания товарно-материальных ценностей. Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя, передаются водителю; - второй экземпляр, который водитель сдает грузополучателю, является основанием для оприходования товарно-материальных ценностей; - третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, водитель передает перевозчику. Третий экземпляр, являющийся основанием для расчетов за выполнение транспортных услуг, перевозчик пересылает заказчику автотранспорта для оплаты за перевозку; - четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и является основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. Для грузов нетоварного характера, по которым ведется не складской учет, а учет путем замера, взвешивания, геодезического замера и т. п., товарно-транспортную накладную выписывают в трех экземплярах: - первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для учета выполненных объемов перевозок; - второй и третий экземпляры водитель передает перевозчику. Второй экземпляр, являющийся основанием для расчетов за выполнение транспортных услуг, перевозчик высылает заказчику автотранспорта для оплаты за перевозку; третий экземпляр прилагается к путевому листу и является основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. В тех случаях, когда в разделе "Сведения о грузе" товарно-транспортной накладной невозможно перечислить все названия и характеристики предъявленных к перевозке товарно-материальных ценностей, к товарно-транспортной накладной прилагается как неотъемлемая ее часть надлежащим образом оформленная специализированая форма товарной накладной (сертификат и другая форма первичного учета), применяемая предприятием для оформления операций по передаче товарно-материальных ценностей. При этом в товарном разделе товарно-транспортной накладной делается соответствующая отметка; товарно-транспортная накладная без приложенной товарной накладной специализированной формы считается недействительной и не может использоваться для расчетов с грузоотправителями и грузополучателями, а также для учета выполненных объемов перевозок и начисления заработной платы водителю. При перевозке однородных грузов от грузоотправителя в адрес грузополучателя на одно и то же расстояние, при условии обеспечения целостности груза, допускается оформление одной товарно-транспортной накладной на весь объем груза, перевезенного автомобилем за смену. Следует иметь в виду, что согласно требованиям Инструкции о порядке изготовления, хранения, применения единой первичной транспортной документации для перевозки грузов и учета транспортной работы, утвержденной приказом Министерства статистики и Министерства транспорта Украины от 07.08.96 г. № 228/253 ( z0483-96 ), с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция), товарно-транспортная накладная является бланком строгой отчетности. Однако в соответствии с Уведомлением Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства от 07.03.2000 г. обязанность учета бланка путевого листа грузового автомобиля в качестве бланка строгой отчетности приостановлена. В связи с этим, начиная с указанной даты, ТТН не является бланком строгой отчетности. Обращаем внимание, что в некоторых нормативных документах, в частности в Правилах, указано, что ТТН является бланком строгой отчетности. Однако учитывая, что первоисточником "строгости" ТТН является Инструкция, действие которой приостановлено, ТТН в настоящее время бланком строгой отчетности не является. Рассмотрев характеристику первичных документов, которые оформляются при перевозке грузов автомобильным транспортом, определим порядок налогового и бухгалтерского учета стоимости услуг по перевозке грузов. Налоговый и бухгалтерский учет Что касается перевозчика, то налоговый и бухгалтерский учет операций, связанных с предоставлением услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, отражается в общем для таких операций порядке. Рассмотрим условный числовой пример. Предположим, что стоимость предоставленных автотранспортным предприятием услуг составила 120 грн., в том числе НДС - 20 грн. |---|----------------------------|-------------------|--------------| | № | Содержание хозяйственной | Корреспондирующие | Налоговый | |п/п| операции | счета | учет | | | |-----|------|------|-------|------| | | |дебет|кредит|сумма,|валовой|валовы| | | | | | грн. | доход |расход| |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | 1 | Предоставлены заказчику | 361 | 703 | 120| 100 | | | | услуги по перевозке грузов | | | | | | | | (на основании данных ТТН) | | | | | | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | 2 | Начислен НДС со стоимости | 703 | 641 | 20| | | | | предоставленных услуг | | | | | | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | 3 | Списана себестоимость | 903 | 23 | 75| | | | | предоставленных услуг | | | | | | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | 4 | Сформирован финансовый | | | | | | | | результат: | | | | | | | |----------------------------|-----|------|------|-------|------| | | - списан доход от | 703 | 791 | 100| | | | | предоставления услуг | | | | | | | |----------------------------|-----|------|------|-------|------| | | - списана себестоимость | 791 | 903 | 75| | | | | предоставленных услуг | | | | | | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | 5 | Получены денежные средства | 311 | 361 | 120| | | | | в оплату услуг | | | | | | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| Порядок налогового и бухгалтерского учета у заказчика услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом будет зависеть от того, в каком процессе будет участвовать автотранспортное предприятие: в процессе сбыта продукции, товаров заказчика или в процессе снабжения заказчика материальными ценностями. В первом случае расходы, связанные с перевозкой грузов, в бухгалтерском учете относятся в состав расходов на сбыт, а в налоговом учете соответственно - в валовые расходы. Во втором случае расходы, связанные с закупкой товарно-материальных ценностей, включаются в состав транспортно-заготовительных расходов, которые, в свою очередь, включаются в состав первоначальной стоимости приобретенных запасов. С понятием "транспортно-заготовительные расходы" неразрывно связана процедура их распределения. Данная процедура подробнейшим образом рассмотрена в публикациях наших специалистов (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2000, № 40; 2001, № 56), в связи с чем в рамках данной публикации мы не будем останавливаться на этом вопросе. Обращаем внимание, что в налоговом учете транспортные расходы, формируя первоначальную стоимость приобретенных запасов, участвуют в пересчете балансовой стоимости приобретенных товарно-материальных ценностей в соответствии с п. 5.9 ст. 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями. Рассмотри условный числовой пример. |---|----------------------------|-------------------|--------------| | № | Содержание хозяйственной | Корреспондирующие | Налоговый | |п/п| операции | счета | учет | | | |-----|------|------|-------|------| | | |дебет|кредит|сумма,|валовой|валовы| | | | | | грн. | доход |расход| |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | | Заказчик - реализатор товаров | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | 1 | Отгружены товары | 361 | 702 | 1200| 1000 | | | | покупателям | | | | | | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | 2 | Отражена сумма налогового | 702 | 641 | 200| | | | | обязательства по НДС | | | | | | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | 3 | Отражены полученные услуги | 93 | 631 | 120| | 100 | | | от автотранспортного | | | | | | | | предприятия по перевозке | | | | | | | | товаров | | | | | | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | 4 | Отражен налоговый кредит | 641 | 631 | 20| | | | | по НДС | | | | | | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | 5 | Списана себестоимость | 902 | 281 | 750| | | | | реализованного товара | | | | | | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | 6 | Сформирован финансовый | | | | | | | | результат: | | | | | | | |----------------------------|-----|------|------|-------|------| | | - списан доход от продажи | 702 | 791 | 1000| | | | | товаров; | | | | | | | |----------------------------|-----|------|------|-------|------| | | - списана себестоимость | 791 | 902 | 750| | | | | отгруженных товаров | | | | | | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | 7 | Списаны расходы по | 791 | 93 | 100| | | | | перевозке товаров | | | | | | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | 8 | Оплачены услуги по | 631 | 311 | 120| | | | | перевозке товаров | | | | | | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | 9 | Получены деньги за | 311 | 361 | 1200| | | | | отгруженный товар | | | | | | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | | Заказчик - покупатель товаров | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | 1 | Оприходован полученный | 281 | 631 | 1000| | 1000 | | | товар | | | | | | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | 2 | Отражен налоговый кредит | 641 | 631 | 200| | | | | по НДС | | | | | | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | 3 | Отражены транспортные | 289 | 631 | 100| | 100 | | | расходы | | | | | | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | 4 | Отражен налоговый кредит | 641 | 631 | 20| | | | | по НДС | | | | | | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | 5 | Оплачены товары | 631 | 311 | 1200| | | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| | 6 | Оплачены предоставленные | 631 | 311 | 120| | | | | транспортные услуги | | | | | | |---|----------------------------|-----|------|------|-------|------| В заключение хотелось сделать следующий вывод: грамотно составленный договор позволит не только обезопасить деятельность вашего предприятия в современных условиях, но и избежать проблем в учетной работе. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №39/02, стр. 33 [16.05.2002] Т. Онищенко Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------