Легким движением руки можно было сделать и что-нибудь поприятнее,

                  ...чем уменьшать загрансуточные

------------------------------------------------------------------

    Нам  потихоньку  сообщают,  что    налоговики    за    выплату
загранкомандировочных в размере 252 грн. (причем выплату  даже  не
авансовую!) - стали штрафовать.  Но ведь предприятия  компенсируют
своим  работникам  суточные  именно  в  таком  размере  вроде  как
согласно п. 1 Постановления КМУ от 23.04.99 г.  № 663 ( 663-99-п )
{1}.  Так откуда же взялись эти новые требования и что надо делать
во избежание штрафов?
    Чтобы ответить на эти вопросы, придется вспомнить всю  историю
проблемы.  В  Инструкции  о  служебных  командировках  в  пределах
Украины и за границу, утвержденной приказом Минфина от 13.03.98 г.
№  59  ( z0218-98 ),  п. 1.17  разд. II  говорит   о   компенсации
работнику  понесенных  им  в  загранкомандировке  расходов  в  том
случае,   когда  предприятие  не  смогло  полностью  или  частично
обеспечить  его  командировочным  авансом.  Причем  изначально   в
указанном пункте имелась фраза:

    "Суточные расходы выплачиваются в гривнях без пересчета  их  в
    доллары США в рамках предельных норм".

    Однако приказом Минфина от 10.06.99 г.  № 146 ( z0418-99 ) {2}
вступившим  в  силу  с  09.07.99  г.,  в Инструкцию  были  внесены
изменения, в результате которых из п. 1.17  процитированная  фраза
исчезла.  Это изменение, судя по всему, и стало миной замедленного
действия, которая сработала только сейчас.
    Здесь следует указать на различие  между  выдачей  авансов  на
загранкомандировку и компенсацией понесенных расходов по окончании
ее. "Авансовая" ситуация расписана в Инструкции достаточно  четко.
Начиная с самой первой редакции  Инструкции в п. 1.2 разд. II речь
идет об обеспечении командированного авансом либо  в  национальной
валюте страны  командирования,  либо  в  СКВ.  В  этом  же  пункте
говорится о пересчете гривневых норм суточных  в  доллары  США  по
прогнозному курсу, устанавливаемому Кабмином.
    Да и размер суточных в валюте страны командирования или другой
(кроме  долларов) СКВ должен  рассчитываться  по  кросс-курсу  НБУ
исключительно через доллары.  То есть Кабмин с Минфином,  судя  по
всему,  считают  определяющими  для  авансов   именно   долларовые
суточные.
    Авансирование же суточных в  гривнях  считается  неправомерным
{3}, хотя явно штрафы за это и не предусмотрены.  Но  предположим,
что аванс в гривнях был законен. Тогда, следуя описанному подходу,
рассчитывать суточные пришлось бы по следующей формуле:

    [252 грн. {4} / 6,3 {5} x курс НБУ (грн. к $) на дату аванса].

    То есть,  "легким движением руки"  суточные превратились бы из
252 грн.  в  210 - 220 грн.  (подобное  гривневое   "обкрадывание"
командированных  происходит  и  при  выдаче  суточных   в   других
валютах).  Безусловно,  причина  здесь  кроется    в    завышенном
прогнозном курсе и в разительной стабильности курса гривни.
    Так вот, теперь налоговики  требуют  точно  таким  же  образом
рассчитывать суточные и при выплате их после командировки.
    Конечно же,  считать  подобный  подход  однозначно  вытекающим
из  законодательства  было  бы  неверно.   Собственно,   приводить
налоговиков  к  такому  подходу  может  лишь   знание    "истории"
минфиновской  Инструкции  и,  в  частности,  того    факта,    что
давным-давно в ней была  фраза  насчет  "без  пересчета",  которую
потом из нее исключили.
    А поскольку наш народ в подобные нормативные дебри углубляется
не слишком (хотя, например, "Бухгалтер" эту проблему поднимал  еще
два года назад {6}),  то  большинство  предприятий,  не  мудрствуя
лукаво, платили и списывали на валовые затраты по 252 грн. в сутки
на лицо (а при прежних прогнозных курсах - по 231 грн. и 160  грн.
соответственно).  Причем не только по возвращении командированных,
но и при выдаче авансов в гривнях (что, как мы упоминали, является
нарушением, пусть и нештрафуемым).
    Так вот, налоговики, подумав пару-тройку лет {7},  сподобились
наконец  сообщить,   что  они   таки   поддерживают  вышеописанное
"историко-теоретическое"    толкование    Инструкции.   В   письме
от  06.02.2002 г. № 773/6/23-5215 ( v0773225-02 ) (см. "Бухгалтер"
№ 10-11'2002,  с. 23)  ГНАУ  потребовала  исчислять  суточные  при
"пост-компенсации"  в  размере  [$40 x курс НБУ  на  дату  выплаты
возмещения работнику понесенных им расходов].
    Итак, налоговики начинают штрафовать плательщиков за завышение
валовых затрат по суточным,  а  заодно  добавляют  эти  "излишние"
суммы  к  доходам  командированных   работников   и  облагают   их
подоходным налогом.  Если кто-то думает,  что указанные суммы,  не
попав в валовые затраты в качестве суточных,  могут пойти туда как
расходы на оплату труда, то  его  ждет  разочарование.  По  мнению
налоговиков, эти суммы превышения хоть и включаются в фонд  оплаты
труда {8}, все равно являются "суточными", а посему в любом случае
места в валовых затратах им - из-за ограничения в п/п 5.4.8 Закона
о  Прибыли  ( 334/94-ВР )  -  нет  (хотя,  на  наш  взгляд,  такие
фискальные выводы  отнюдь  не  бесспорны).  И хотя суммы подобного
"превышения"  порой  бывают ничтожны,  налоговики в такой ситуации
применяют минимальный  штраф  в  170 грн.  по  п/п. 17.1.3  Закона
"О порядке погашения...".
    Если  быть  честными  до  конца,  то  следует  признать,   что
определенная логика в позиции ГНАУ имеется.  Ведь дело не только в
том давнишнем исключении из п. 1.17 вышеприведенной фразы. Сама по
себе зависимость гривневых суточных  от  того,  когда  именно  они
выплачиваются (если до командировки, то эквивалент 210 - 220 грн.,
если после - то 252 грн.), по мнению автора,  выглядит  достаточно
нелепо.
    Но подумаем, как  все  же  избежать  штрафов.  С  нашей  точки
зрения,  стратегия предприятия должна,  как  всегда,  зависеть  от
того, насколько оно готово к борьбе с налоговой.
    Если ввязываться в конфликт оно не  желает,  то  ему  придется
пересчитать все загрансуточные через 5, как того требует  ГНАУ,  а
разницу либо "повесить" на задолженность работников (с последующим
зачетом с зарплатой), либо - если нет и желания серьезно ссориться
с работниками  -  обложить  ее  подоходным  налогом  и  пенсионным
с соцстрахами.  В  первом  случае  с  работника  взыскивается  вся
сумма, во втором  -  только подоходный с нее  (+ пенсионный сбор с
соцстрахами).
    Далее следует стремиться  проскочить под "амнистирующую" норму
п. 17.2  Закона  "О  порядке  погашения...",  для  чего  требуется
представить уточненные декларации о прибыли за все периоды,  когда
суммы  суточных  "неверно"  списывались  в  налоговом  учете.   За
периоды, в которых возникли недоплаты, надо  суммы  этих  недоплат
перечислить.  Кроме того, итоговые корректировки валовых затрат  в
сторону уменьшения (или увеличения {9}) необходимо будет  провести
в декларации за текущий квартал, как того требуют нормы налогового
разъяснения,  утвержденного приказом ГНАУ  от  10.09.2001 г. № 360
( v0360225-01 ) {10}.
    Только так можно будет застраховать  себя  от  штрафов  (в том
числе и от административных).
    Но  если  фирма  готова  сражаться,  то,  разумеется,  никаких
корректировок делать не нужно (если речь не идет о командировочных
авансах).  Тогда следует спокойно дожидаться проверки, готовясь  к
апелляционному согласованию налоговых  обязательств.  Естественно,
следует   запастись    аргументами    в    пользу     правильности
"252-гривневой" линии поведения.
    Доводы в этом случае могут быть, например, следующими. Если бы
Кабмин хотел выразить загрансуточные в долларах,  он указал бы это
прямо и вообще  не  фиксировал  бы  суточные  в  гривнях.  В  п. 4
Постановления № 663  и  в  п. 1.2  разд. II  Инструкции  говорится
о  "пересчете  в  доллары"  только  в   отношении    авансов.   Об
обязательности  же  такого  пересчета  в  ситуациях,  описанных  в
п. 1.17 раздела II Инструкции, там даже не упоминается. Нет такого
требования и в 663-м  Постановлении  КМУ.  Из  всего  этого  можно
сделать вывод, что суточные в долларах были придуманы  именно  для
авансов - чтобы гарантировать работникам перед  отъездом  реальный
размер суточных в инвалюте (так  как  $  является более стабильной
валютой, чем гривня). Прогнозный же курс ввели для того, чтобы при
этом упростить расчеты авансов, но дискриминировать  окончательную
гривневую сумму суточных у авторов Инструкции и в мыслях не было.
    Кроме  того,   следует  показать  проверяющим  письмо  Минфина
от 16.05.2001 г. № 041-407-349/13-3295 ( v3295201-01 ), в котором,
в частности, говорится:

    "В соответствии со статьей 12 Закона Украины "Об оплате труда"
    гарантии  и  компенсации   работникам   в   случае   служебных
    командировок, установленные Кодексом законов  о  труде Украины
    и  другими  актами  законодательства,  являются   минимальными
    государственными гарантиями.

    "..."

    Исходя из приведенного размер суточных  расходов,  возмещаемых
    работникам, направленным  в  командировки  предприятиями  всех
    форм собственности, не может быть ниже норм суточных расходов,
    установленных  указанным  Постановлением  Кабинета   Министров
    Украины   [от  23.04.99  г.   №  663  ( 663-99-п )  "О  нормах
    возмещения  расходов  на  командировки в пределах Украины и за
    границу"]".

    А посему выплата суточных после командировки в размерах  менее
252 грн. является прямым нарушением норм законодательства.
    Ну  и  не следует  забывать  о  п/п. 4.4.1  Закона  "О порядке
погашения...",  согласно   которому   любое   разночтение   должно
толковаться в пользу плательщика.
    В общем, желаем осторожным - смелости, а смелым -  удачи,  так
как борьба им предстоит нелегкая.

{1} См. "Бухгалтер" № 33'2001, с. 50.
{2} См. там же, с. 44-50.
{3} См.,  например,  консультацию  ведущего  экономиста-финансиста
    Валютно-экономического управления Минфина  Л. Бабенко в газете
    "Праця i зарплата" № 25/99,  а также в "Бухгалтере"  № 33'2001
    на с. 59.
{4} Речь идет о стандартной ситуации,  когда  в  гостиничные счета
    не  включается  оплата  питания.  Как  раз  для нее суточные и
    установлены в размере 252 грн.
{5} Этот прогнозный  курс  установлен  Кабмином  на  2001 год,  но
    "стихийно" продолжает действовать и поныне,  потому что до сих
    пор нет нового.
{6} См. № 18'2000, с. 18-19.
{7} Столь  долгое  молчание  ГНАУ,  кстати,  наводит  на  мысль  о
    преднамеренности  (дескать,   пускай   там   народ  понавыдает
    гривневых загрансуточных  -  а уж потом мы их прижучим). Между
    прочим, в 1990-м и начале 2000 года  ГНАУ  помалкивала  еще  и
    потому, что прогнозный  курс  тогда  был  занижен  и  ситуация
    получалась  обратная:   следуя   "неправильному"  (как  теперь
    выяснилось)  алгоритму,  предприятия  занижали  свои   валовые
    затраты.
{8} Согласно  п.  2.34   Инструкции   по   статистике   заработной
    платы,  утвержденной приказом Минстата  от  11.12.95 г.  № 323
    (см. "Бухгалтер" № 17'2002, с. 14т).
{9} Возможно  и  такое,  если речь идет  о  давних периодах, когда
    "долларовые" суточные выходили больше кабминовских гривень.
{10} См. "Бухгалтер" № 35-36'2001, с. 123-124.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№18/02, стр. 38
[01.05.2002]
Алексей Павленко
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------