Легким движением руки можно было сделать и что-нибудь поприятнее, ...чем уменьшать загрансуточные ------------------------------------------------------------------ Нам потихоньку сообщают, что налоговики за выплату загранкомандировочных в размере 252 грн. (причем выплату даже не авансовую!) - стали штрафовать. Но ведь предприятия компенсируют своим работникам суточные именно в таком размере вроде как согласно п. 1 Постановления КМУ от 23.04.99 г. № 663 ( 663-99-п ) {1}. Так откуда же взялись эти новые требования и что надо делать во избежание штрафов? Чтобы ответить на эти вопросы, придется вспомнить всю историю проблемы. В Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Минфина от 13.03.98 г. № 59 ( z0218-98 ), п. 1.17 разд. II говорит о компенсации работнику понесенных им в загранкомандировке расходов в том случае, когда предприятие не смогло полностью или частично обеспечить его командировочным авансом. Причем изначально в указанном пункте имелась фраза: "Суточные расходы выплачиваются в гривнях без пересчета их в доллары США в рамках предельных норм". Однако приказом Минфина от 10.06.99 г. № 146 ( z0418-99 ) {2} вступившим в силу с 09.07.99 г., в Инструкцию были внесены изменения, в результате которых из п. 1.17 процитированная фраза исчезла. Это изменение, судя по всему, и стало миной замедленного действия, которая сработала только сейчас. Здесь следует указать на различие между выдачей авансов на загранкомандировку и компенсацией понесенных расходов по окончании ее. "Авансовая" ситуация расписана в Инструкции достаточно четко. Начиная с самой первой редакции Инструкции в п. 1.2 разд. II речь идет об обеспечении командированного авансом либо в национальной валюте страны командирования, либо в СКВ. В этом же пункте говорится о пересчете гривневых норм суточных в доллары США по прогнозному курсу, устанавливаемому Кабмином. Да и размер суточных в валюте страны командирования или другой (кроме долларов) СКВ должен рассчитываться по кросс-курсу НБУ исключительно через доллары. То есть Кабмин с Минфином, судя по всему, считают определяющими для авансов именно долларовые суточные. Авансирование же суточных в гривнях считается неправомерным {3}, хотя явно штрафы за это и не предусмотрены. Но предположим, что аванс в гривнях был законен. Тогда, следуя описанному подходу, рассчитывать суточные пришлось бы по следующей формуле: [252 грн. {4} / 6,3 {5} x курс НБУ (грн. к $) на дату аванса]. То есть, "легким движением руки" суточные превратились бы из 252 грн. в 210 - 220 грн. (подобное гривневое "обкрадывание" командированных происходит и при выдаче суточных в других валютах). Безусловно, причина здесь кроется в завышенном прогнозном курсе и в разительной стабильности курса гривни. Так вот, теперь налоговики требуют точно таким же образом рассчитывать суточные и при выплате их после командировки. Конечно же, считать подобный подход однозначно вытекающим из законодательства было бы неверно. Собственно, приводить налоговиков к такому подходу может лишь знание "истории" минфиновской Инструкции и, в частности, того факта, что давным-давно в ней была фраза насчет "без пересчета", которую потом из нее исключили. А поскольку наш народ в подобные нормативные дебри углубляется не слишком (хотя, например, "Бухгалтер" эту проблему поднимал еще два года назад {6}), то большинство предприятий, не мудрствуя лукаво, платили и списывали на валовые затраты по 252 грн. в сутки на лицо (а при прежних прогнозных курсах - по 231 грн. и 160 грн. соответственно). Причем не только по возвращении командированных, но и при выдаче авансов в гривнях (что, как мы упоминали, является нарушением, пусть и нештрафуемым). Так вот, налоговики, подумав пару-тройку лет {7}, сподобились наконец сообщить, что они таки поддерживают вышеописанное "историко-теоретическое" толкование Инструкции. В письме от 06.02.2002 г. № 773/6/23-5215 ( v0773225-02 ) (см. "Бухгалтер" № 10-11'2002, с. 23) ГНАУ потребовала исчислять суточные при "пост-компенсации" в размере [$40 x курс НБУ на дату выплаты возмещения работнику понесенных им расходов]. Итак, налоговики начинают штрафовать плательщиков за завышение валовых затрат по суточным, а заодно добавляют эти "излишние" суммы к доходам командированных работников и облагают их подоходным налогом. Если кто-то думает, что указанные суммы, не попав в валовые затраты в качестве суточных, могут пойти туда как расходы на оплату труда, то его ждет разочарование. По мнению налоговиков, эти суммы превышения хоть и включаются в фонд оплаты труда {8}, все равно являются "суточными", а посему в любом случае места в валовых затратах им - из-за ограничения в п/п 5.4.8 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ) - нет (хотя, на наш взгляд, такие фискальные выводы отнюдь не бесспорны). И хотя суммы подобного "превышения" порой бывают ничтожны, налоговики в такой ситуации применяют минимальный штраф в 170 грн. по п/п. 17.1.3 Закона "О порядке погашения...". Если быть честными до конца, то следует признать, что определенная логика в позиции ГНАУ имеется. Ведь дело не только в том давнишнем исключении из п. 1.17 вышеприведенной фразы. Сама по себе зависимость гривневых суточных от того, когда именно они выплачиваются (если до командировки, то эквивалент 210 - 220 грн., если после - то 252 грн.), по мнению автора, выглядит достаточно нелепо. Но подумаем, как все же избежать штрафов. С нашей точки зрения, стратегия предприятия должна, как всегда, зависеть от того, насколько оно готово к борьбе с налоговой. Если ввязываться в конфликт оно не желает, то ему придется пересчитать все загрансуточные через 5, как того требует ГНАУ, а разницу либо "повесить" на задолженность работников (с последующим зачетом с зарплатой), либо - если нет и желания серьезно ссориться с работниками - обложить ее подоходным налогом и пенсионным с соцстрахами. В первом случае с работника взыскивается вся сумма, во втором - только подоходный с нее (+ пенсионный сбор с соцстрахами). Далее следует стремиться проскочить под "амнистирующую" норму п. 17.2 Закона "О порядке погашения...", для чего требуется представить уточненные декларации о прибыли за все периоды, когда суммы суточных "неверно" списывались в налоговом учете. За периоды, в которых возникли недоплаты, надо суммы этих недоплат перечислить. Кроме того, итоговые корректировки валовых затрат в сторону уменьшения (или увеличения {9}) необходимо будет провести в декларации за текущий квартал, как того требуют нормы налогового разъяснения, утвержденного приказом ГНАУ от 10.09.2001 г. № 360 ( v0360225-01 ) {10}. Только так можно будет застраховать себя от штрафов (в том числе и от административных). Но если фирма готова сражаться, то, разумеется, никаких корректировок делать не нужно (если речь не идет о командировочных авансах). Тогда следует спокойно дожидаться проверки, готовясь к апелляционному согласованию налоговых обязательств. Естественно, следует запастись аргументами в пользу правильности "252-гривневой" линии поведения. Доводы в этом случае могут быть, например, следующими. Если бы Кабмин хотел выразить загрансуточные в долларах, он указал бы это прямо и вообще не фиксировал бы суточные в гривнях. В п. 4 Постановления № 663 и в п. 1.2 разд. II Инструкции говорится о "пересчете в доллары" только в отношении авансов. Об обязательности же такого пересчета в ситуациях, описанных в п. 1.17 раздела II Инструкции, там даже не упоминается. Нет такого требования и в 663-м Постановлении КМУ. Из всего этого можно сделать вывод, что суточные в долларах были придуманы именно для авансов - чтобы гарантировать работникам перед отъездом реальный размер суточных в инвалюте (так как $ является более стабильной валютой, чем гривня). Прогнозный же курс ввели для того, чтобы при этом упростить расчеты авансов, но дискриминировать окончательную гривневую сумму суточных у авторов Инструкции и в мыслях не было. Кроме того, следует показать проверяющим письмо Минфина от 16.05.2001 г. № 041-407-349/13-3295 ( v3295201-01 ), в котором, в частности, говорится: "В соответствии со статьей 12 Закона Украины "Об оплате труда" гарантии и компенсации работникам в случае служебных командировок, установленные Кодексом законов о труде Украины и другими актами законодательства, являются минимальными государственными гарантиями. "..." Исходя из приведенного размер суточных расходов, возмещаемых работникам, направленным в командировки предприятиями всех форм собственности, не может быть ниже норм суточных расходов, установленных указанным Постановлением Кабинета Министров Украины [от 23.04.99 г. № 663 ( 663-99-п ) "О нормах возмещения расходов на командировки в пределах Украины и за границу"]". А посему выплата суточных после командировки в размерах менее 252 грн. является прямым нарушением норм законодательства. Ну и не следует забывать о п/п. 4.4.1 Закона "О порядке погашения...", согласно которому любое разночтение должно толковаться в пользу плательщика. В общем, желаем осторожным - смелости, а смелым - удачи, так как борьба им предстоит нелегкая. {1} См. "Бухгалтер" № 33'2001, с. 50. {2} См. там же, с. 44-50. {3} См., например, консультацию ведущего экономиста-финансиста Валютно-экономического управления Минфина Л. Бабенко в газете "Праця i зарплата" № 25/99, а также в "Бухгалтере" № 33'2001 на с. 59. {4} Речь идет о стандартной ситуации, когда в гостиничные счета не включается оплата питания. Как раз для нее суточные и установлены в размере 252 грн. {5} Этот прогнозный курс установлен Кабмином на 2001 год, но "стихийно" продолжает действовать и поныне, потому что до сих пор нет нового. {6} См. № 18'2000, с. 18-19. {7} Столь долгое молчание ГНАУ, кстати, наводит на мысль о преднамеренности (дескать, пускай там народ понавыдает гривневых загрансуточных - а уж потом мы их прижучим). Между прочим, в 1990-м и начале 2000 года ГНАУ помалкивала еще и потому, что прогнозный курс тогда был занижен и ситуация получалась обратная: следуя "неправильному" (как теперь выяснилось) алгоритму, предприятия занижали свои валовые затраты. {8} Согласно п. 2.34 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Минстата от 11.12.95 г. № 323 (см. "Бухгалтер" № 17'2002, с. 14т). {9} Возможно и такое, если речь идет о давних периодах, когда "долларовые" суточные выходили больше кабминовских гривень. {10} См. "Бухгалтер" № 35-36'2001, с. 123-124. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №18/02, стр. 38 [01.05.2002] Алексей Павленко Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------