Маленькая бочка дегтя Кредитные союзы и плохое ------------------------------------------------------------------ Мы с интересом прочли заметки Б. Бартера и сочли, что знакомство с ними будет небезынтересным и для наших читателей. Однако уважаемый автор продемонстрировал, на наш взгляд, несколько односторонний подход к проблеме. Поэтому для тех, кого заинтересовали высказанные им идеи, попробуем открыть и другую сторону медальки. Итак, предлагаем вам краткий обзор разнообразных ограничений и прочих неудобств, которыми обставлена деятельность кредитных союзов, чтобы вы знали не только плюсы, но и минусы такого рода деятельности. 1. Кредитным союзам не дозволено выступать учредителями или участниками субъектов предпринимательской деятельности, кроме местных кооперативных банков (ст. 3 Закона). Кроме того, кредитные союзы не могут заниматься какой-либо коммерческой деятельностью (в широком понимании этого термина), за исключением тех ее видов, которые перечислены в ст. 21 Закона. 2. Кредитный союз должен отчислять часть доходов от своей деятельности на формирование резервного капитала, пока тот в итоге не достигнет 15 процентов от суммы активов, взвешенных на риск кредитного союза (п. 3 ст. 20 Закона). 3. Как вскользь заметил Б. Бартер, проценты на паевые взносы распределяются между членами кредитного союза лишь по итогам финансового года (п. 3 ст. 21 Закона). 4. Минимальное количество граждан - членов кредитного союза, необходимое для его создания, составляет 50 человек. Поскольку принятие решений, в том числе о порядке распределения доходов, осуществляется независимо от размера паевых взносов участников (п. 2 ст. 2 Закона), внесший свои денежки гражданин попадает в зависимость к своим собратьям, которые могут простофилю "прокатить", постановив не начислять проценты на нераспределенную прибыль по итогам года. В этом смысле надежнее отдавать деньги кредитному союзу не в виде паевого взноса, а в депозит, условия предоставления и возврата которого регулируются договором. Но эти деньги, как правильно пишет Б. Бартер, не могут быть направлены кредитным союзом непосредственно на кредитование предприятий - здесь необходим посредник-банк. К тому же Закон устанавливает ограничения на передачу денег в депозит кредитному союзу. Согласно п. 1 ст. 21 депозитные обязательства кредитного союза перед одним своим членом не могут превышать 10% от общих (как мы понимаем, депозитных же) обязательств кредитного союза. 5. Согласно ст. 21 Закона размер кредита, который может быть предоставлен одному члену кредитного союза, ограничен 20 процентами капитала кредитного союза. Не исключено, что это правило будет применяться и при выдаче кредитов предприятиям членов кредитного союза. То есть делать союз под одного человека (когда остальные 49 участвуют лишь формально), пожалуй, не получится. Придется кооперироваться еще как минимум с пятью таким же "оптимизаторами" (или другими лицами, как-либо заинтересованными в деятельности кредитного союза). 6. Для выполнения поставленных задач кредитному союзу не обойтись без лицензий. Согласно п. 4 ст. 8 Закона "О кредитных союзах" ( 2908-14 ) лицензированию в кредитном союзе подлежат деятельность по привлечению взносов (вкладов) членов кредитного союза на депозитные счета, а также другие виды деятельности в соответствии с законом. Кроме того, согласно ст. 34 Закона о финуслугах лицензированию подлежат деятельность по предоставлению финансовых кредитов за счет привлеченных средств, а также деятельность по предоставлению каких-либо финансовых услуг, предусматривающих прямое или опосредованное привлечение финансовых активов от физических лиц. Как нам кажется, деятельность кредитных союзов, связанная с привлечением паевого капитала (коль уж вознаграждение на эти взносы считается процентами, а не дивидендами), пусть не идеально, но все же вписывается в эти формулировки, поэтому требует лицензирования. 7. Согласно ст. 22 Закона "О кредитных союзах" достоверность и полнота годовой отчетности кредитного союза должна быть подтверждена аудитором. 8. Согласно п/п. 7.11.11 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ) в случае ликвидации неприбыльной организации ее активы должны быть переданы другой неприбыльной организации или зачислены в доход Государственного бюджета. Пункт 7 ст. 9, а также ст. 20 Закона "О кредитных союзах" формулируют несколько иное правило: при ликвидации в доход Госбюджета зачисляются лишь средства резервного и дополнительного капитала кредитного союза, и то - после расчета с членами союза. Но поскольку механизм расчета с членами союза при ликвидации в Законе не расписан, лучше дело до ликвидации не доводить. Хотите прекратить свое участие в кредитном союзе - просто выйдите из него. Тогда уж к вам точно в соответствии с п. 7 ст. 10 Закона "О кредитных союзах" вернутся вложенные средства, за исключением вступительного взноса (не путать с паевым). Маленькая загвоздка: для прекращения членства в кредитном союзе требуется не только воля его члена, но и решение наблюдательного совета кредитного союза (п. 3 ст. 10). То есть опять же имеем зависимость от большинства. Сказанное позволяет заключить, что кавалерийским наскоком сэкономить на налогах у творцов кредитных союзов не получится. Это - серьезное дело для серьезных людей, к тому же - доверяющих друг другу, что в наше время, увы, редкость. Поэтому, может быть, имеет смысл не связываться с кредитными союзами, а договориться уж сразу с банкирами. Схема такова: Иванов кладет деньги в депозит банка, а банк эти же деньги дает в кредит ивановскому предприятию, что, на наш взгляд, проще и надежнее. Тогда у предприятия - тоже затраты на проценты, у Иванова - тоже с этих процентов нет подоходного. Хотя, строго говоря, не совсем "с этих": нужно же еще учитывать и разницу в банковских процентах на "входе" и "выходе", составляющих прибыль банка. Но бесплатно банк ничего не сделал бы и Бартеру. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №18/02, стр. 43 [01.05.2002] Дмитрий Михайленко Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------